Картотека игровых упражнений.
картотека ( группа) на тему
Упражнения способствующие развитию мелкой моторики рук детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека игровых упражнений (способствующих развитию мелкой моторики рук детей)
Игры - упражнения (c карандашом). «Весёлый карандашик»
Цель: Формирование двигательной активности и гибкости пальцев кистей рук, развитие слухо-моторных координаций, чувства ритма. Учить подражать действиям педагога, понимать его словесные установки.
2-1 | Упражнения с карандашом |
Возьмите неотточенный карандаш (или два карандаша), зажмите его между ладонями и потрите (Дети перекатывают карандаш между ладонями.) -Послушайте, как он “ шуршит”. Разогреем ладошки. “Пошумим “ у правого уха, у левого. А теперь я послушаю, как он” шумит “ у вас (наклоняется то к одному, то к другому ребёнку). Молодцы! |
2-2 | Упражнения с карандашом |
Дети, поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперёд и назад. Отложите карандаш, опустите руки, встряхните ими |
2-3 | Упражнения с карандашом |
Зажмите карандаши в четырёх пальцах правой и левой рук, согнутых к ладоням Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам и снова верните их на место. (Повторить 3-4раза) |
2-4 | Упражнения с карандашом |
…..Прыгали лягушки по опушке и громко квакали. Услышал их ветер, пригнал тучку, и пошел из неё дождик…. Кап да кап, кап да кап, тук да тук…. Дети, давайте покажем, как идёт дождик, как стучат его капли. Возьмите, пожалуйста, неотточенный карандаш и постучите им то тише, то громче. Дети держат карандаш тремя пальцами правой руки, как при письме. Стучать нужно только ребром карандаша, усиливая или ослабляя стук постепенно. |
2-5 | Упражнения с карандашом |
Поверните левую руку с ней карандашом ладонью в верх , согните кисть руки вместе с карандашом на себя и разогните её . (Игру повторить каждой рукой по два раза.) |
2-6 | Упражнения с карандашом |
Возьмите карандаш и зажмите его между указат. пальцами обеих рук. А теперь вращаем руки с карандашом то в одну сторону, то в другую сторону. (Карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Повторить 2-3 раза) |
2-7 | Упражнения с карандашом |
«Ножницы» Поставьте, пожалуйста, локти на стол, возьмите один карандаш между указательными пальцами обеих рук, а другой - между средними пальцами и соедините их. Раздвиньте указательные и средние пальцы обеих рук одновременно вместе с карандашами и снова соедините их. (Движения выполняются в свободном темпе не более одной минуты.) |
2-8 | Упражнения с карандашом |
Возьмите карандаш между указательными пальцами обеих рук,а другой-между средними пальцами и соедините их Поверните зажатые между пальцами карандаши вертикально так, чтобы два пальца правой руки были сверху, а два пальца левой руки поддерживали карандаши снизу. А теперь поверните зажатые между пальцами карандаши так, чтобы два пальца левой руки оказались сверху, а два пальца правой руки поддерживали карандаши снизу. Карандаши вращаются в вертикальной плоскости. (Повт. 4 р.) |
Игры - упражнения «Умелые ладошки»
Цель: Развитие мелких движений пальцев рук, сгибательных и разгибательных мышц, их гибкости, согласованных действий обеими руками.
1-1 | Упражнения с ладонями |
Поверните развёрнутые ладошки ко мне, согните по четыре пальца на каждой руке до начала ладони. Пальцы плотно прижаты друг к другу, большой палец отогнут и направлен в сторону. Молодцы, все согнули, а теперь разогните четыре пальца. Раскрыта ладошка, раскрыты все пальцы. Согните четыре пальца, разогните. (Повтор. 2-3 раза.) Покажите мне раскрытые ладошки. Согните и разогните большой палец. ( Повторить 2 - 3 раза.) |
1-2 | Упражнения с ладошками |
Поверните развёрнутые ладошки ко мне, согните по четыре пальца на каждой руке до начало ладони. Наклоните согнутые пальцы к ладоням, снова верните их на место.Выполните упражнения сначала правой,затем левой рукой |
1-3 | Упражнения с ладошками |
Прижмите ладони друг к другу. Пальцы рук соединены вместе и направлены вверх Покачайте сложенными ладошками влево и вправо. Сделать эти движения ещё раз. |
1-4 | Упражнения с ладошками |
“Мячики” Дети изображают руками сначала маленькие, потом большие мячи. При изображение маленького мяча, пальцы рук расслаблены, а большого мяча - напряжены. (Повторить 3 раза.) |
1-5 | Упражнения с ладошками |
Прижмите ладони друг к другу, пальцы рук соедините и направьте вверх, наклоните сложенные ладони вправо и нажмите верхней ладонью на нижнюю. Наклоните сложенные ладони влево и нажмите верхней ладонью на нижнюю. Сделайте эти движения ещё раз. |
1-6 | Упражнения с ладошками |
Дети ставят локти на стол. Руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга, ладони повёрнуты вовнутрь. Пальцы правой руки сжаты в кулак, а пальцы левой выпрямлены и соединены. Затем пальцы левой руки сжимаются в кулак и одновременно выпрямляются, и соединяются пальцы правой руки. (Повторить игру” кулак - ладонь “ несколько раз.) |
1-7 | Упражнения с ладошками |
Поставьте локти на стол руки на небольшом расстоянии друг от друга , ладони повёрнуты вовнутрь Разведите и сведите пальцы обеих рук одновременно (Повторить несколько раз). Теперь пальцы правой руки разведите, а пальцы левой руки оставьте соединенными. Сделайте это поочерёдно пальцами то правой, то левой руки. (Повторить несколько раз.) |
1-8 | Упражнения с ладошками |
Поставьте локти на стол. Руки на небольшом расстоянии друг от друга ,ладони повернуть вовнутрь. Сожмите ладошки в кулак, разожмите их, поверните ладони ко мне. Движения кистей рук сопровождаются словами педагога “кулак - ребро - ладонь”. В дальнейшем эта игра выполняется на счёт 1, 2, 3. ( Повторите движение несколько раз.) |
1-9 | Упражнения с ладошками |
Педагог выбирает ритмический рисунок по собственному усмотрению. Дети сначала слушают, как это делает педагог ,затем выполняют с ним одновременно. |
Игровые упражнения (с массажным мячом.) «Дружные мячики»
Цель: Развитие сгибательных и разгибательных мышц пальцев и кистей рук, формирование моторных умений и гибкости рук, слаженных движений и действий правой и левой руками, хватательных движений, пространственной ориентации.
3-1 | Упражнения с массажным мячом |
Возьмите резиновый мяч в правую руку, сожмите и разомните его. Повторите 4 раза. Переложите мяч в левую руку, сожмите и разожмите его. Повторите 4 р. Затем вся игра повторяется каждой рукой по2р. |
3-2 | Упражнения с массажным мячом |
Поверните правую руку ладонью вверх, положите на неё мяч и обхватите его пальцами, согните кисть руки с мячом на себя и разогните её. (повтор. 4 раза.) Переложить мяч в левую руку и повторите упражнение. Игру повторить каждой рукой по 2 раза. |
3-3 | Упражнения с массажным мячом |
Возьмите мяч, зажмите его между ладонями, пальцы рук соедините вместе и направьте вверх, наклоните сложенные ладони с мячом вправо и нажмите верхней ладонью на мяч. Возьмите мяч, зажмите его между ладонями, пальцы рук соедините вместе и направьте вверх, наклоните сложенные ладони с мячом вправо и нажмите верхней ладонью на мяч. |
3-4 | Упражнения с массажным мячом |
Возьмите по одному мячу в каждую руку: сожмите и разожмите мячи правой и левой рукой, одновременно сделайте это несколько раз. |
3-5 | Упражнения с массажным мячом |
Зажмите массажный мяч между ладонями, пальцы рук соедините вместе и направьте вверх, наклоните сложенные ладони с мячом вправо, и нажмите верхней ладонью на мяч. Теперь наклоните сложенные ладони с мячом влево, и снова нажмите верхней ладонью на мяч. Повторить 4 раза. Положите мяч на стол. Опустите руки и встряхните ими. |
3-6 | Упражнения с массажным мячом |
Поставьте локти на стол. Положите мячи на большие пальцы правой и левой рук и зажмите сверху остальными пальцами. Сжимайте и разжимайте мяч. Повторить 4 раза. |
3-7 | Упражнения с массажным мячом |
Возьмите массажный мяч, зажмите его и покатайте между ладонями. Положите его в правую руку, обхватите его пальцами, сожмите и разожмите мяч несколько раз. Повторить каждой рукой 2 раза. |
3-8 | Упражнения с массажным мячом |
Возьмите мяч, зажмите его между ладонями. Сожмите и разожмите мяч в ладонях. Повторить4 раза. Зажмите мяч в пальцах рук. Сожмите и разожмите его. Повторить4раза. Вращайте мяч, перехватывая пальцы рук и одновременно надавливая на него. Повторить 4 раза. Отложить мячи, опустите и встряхните руки. |
3-9 | Упражнения с массажным мячом |
Держите руки, согнутые в локтях, перед собой мячами вверх. Сгибайте кисти рук на себя, и разгибайте их. Сделайте это 4 раза и опустив руки с мячами, встряхните ими. |
3-10 | Упражнения с массажным мячом |
Зажмите массажный мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцепите «в замок». Сжимайте и разжимайте его в ладонях, не расцепляя пальцев рук. Повторить 5 раз. Затем, разожмите пальцы и покатайте мяч между ладонями, круговыми и прямыми движениями. |
3-11 | Упражнения с массажным мячом |
Зажмите массажный мяч между ладонями, сложенным домиком. Не разжимая сведённых над мячом пальцев, нажмите большими пальцами на мяч несколько раз и разведите их в стороны. Повторить 2 р. Оставив большие пальцы разведёнными в стороны,согните указательные пальцы,нажмите ими на мяч несколько раз и разведите их в стороны. Повторить 2 раза. Не разжимая ладоней, согните остальные пальцы обеих рук, надавите ими на мяч несколько раз и разведите их в стороны. Повторить 2 раза. Большие и указательные пальцы при этом, остаются разведённые в стороны. Затем покатайте мяч между ладонями круговыми и прямыми движениями. |
Игровые упражнения для развития мелкой моторики. (С различными предметами)
Цель: Развивать и формировать внимание, мелкие движения пальцев рук, их гибкость; ориентацию в пространстве, умение брать предметы, учитывая их форму, поочерёдно действовать правой и левой руками.
4-1 | Упражнения с предметами |
Возьмите коробочки со счётными палочками. Выложите на стол пять штук. Брать их нужно правой рукой по одной. А теперь левой рукой берите по одной палочке и складывайте их обратно в коробочку. Повторить 2р. При повторном выполнении дети выкладывают палочки левой рукой, а складывают правой. |
4-2 | Упражнения с предметами |
Поиграем с фасолью. Правой рукой переложите фасоль из одной тарелки в другую. Брать её нужно по одной штучке. Левой рукой переложите фасоль обратно. А теперь одновременно правой и левой руками возьмите фасоль по одной штучке и разложите её в две тарелки. |
4-3 | Упражнения с предметами |
«Строим забор» (счётные палочки) Забор нужно строить слева направо, от домика. Брать нужно по одной палочке правой рукой и выкладывать их на полоску на расстоянии друг от друга. Выложенный забор собирают левой рукой по одной палочке также слева направо от домика. |
4-4 | Упражнения с предметами |
«Выгладим платочки» (лист фольги. ) Возьмите со стола лист фольги и сомните его двумя руками, превращая его в комок. Скомканный лист «разгладьте», пользуясь всеми пальцами обеих рук, так , чтобы он не топорщился ,и не один его край не остался загнутым. Повторить 2 раза. |
4-5 | Упражнения с предметами |
Возьмите тарелочки со смешанными в них фасолью и мелкими камешками разложите их на две пустые тарелочки. Левой рукой берут фасоль, а правой-камешки, по одной штучке, с одновременным действием обеих рук. А затем из двух тарелок одновременно правой и левой рукой складывают камешки и фасоль по одной штучке обратно. |
4-6 | Упражнения с предметами |
«Автомобиль». Педагог предлагает выложить левой рукой по одной счётной палочке (8 шт.) на плоскость стола, располагая их, на небольшом расстоянии друг от друга. Возьмите шашечку (пробку от газ. воды) переверните её, положите на стол слева от счётных палочек. Указательный палец правой руки вставьте в углубление и проведите этот «автомобиль» между палочками слева направо, не задевая их. Возвращаемся по этой же дорожке справа налево, с помощью указательного пальца той же руки. Затем эти же движения выполняются указательным пальцем левой руки. Закончив игру, дети складывают счётные палочки по одной штуке правой рукой в коробку. |
4-7 | Упражнения с предметами |
Возьмите клубок ниток в левую руку, размотайте правой рукой нитку и снова смотайте её. Затем переложите клубок в правую руку. Левой рукой размотайте нитку и снова смотайте. |
4-8 | Упражнения с предметами |
Приготовьте две тарелочки с пятью пуговицами на каждой. Правой рукой каждый ребёнок набирает в кулачок по одной штуке. Собрав все пять, он держит их в кулаке. То же самое он делает левой рукой. Когда все пуговицы собраны, он высыпает их обратно на тарелки и снова набирает, но теперь двумя руками одновременно. Затем высыпает пуговицы и отодвигает тарелки. |
Самомассаж кистей и пальцев рук
5-1 | Самомассаж кистей и рук |
|
5-2 | Самомассаж кистей и рук |
|
Упражнения за столом для мелкой мускулатуры пальцев.
Цель: Развитие мелких движений пальцев рук, сгибательных и разгибательных мышц, их гибкости, согласованных действий обеими руками.
6-1 | Упражнения за столом |
|
6-2 | Упражнения за столом |
| |
6-3 | Упражнения за столом |
|
6-4 | Упражнения за столом |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека игровых упражнений для развития мелкой моторики.
Рука постепенно развивается от хватательных и ощупывательных движений до сложного навыка письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, недостаточное развит...
Картотека игровых упражнений: "Дыхательная гимнастика"
"Дыхательная гимнастика"...
Картотека "Игровые упражнения для проведения дыхательной гимнастики"
Картотека "Игровые упражнения для проведения дыхательной гимнастики"...
Картотека игровых упражнений для дошкольников
Материал включает разнообразные игровые упражнения с дошкольниками, позволяющими развивать определенные группы мышц, координацию движений....
Картотека игровых упражнений "Пальчиковая гимнастика
Известно, что всем детям нравятся пальчиковые игры. Но, кроме того, что он забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у него мелкую моторику и координацию движений, активизиро...
Картотека игровых упражнений на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи
Подборка упражнений и игр на развитие фонематических функций у дошкольников....
Картотека игровых упражнений на развитие грамматического строя речи
В данной картотеке подобраны упражнения на развитие грамматического строя речи детей старшей группы....