Картотека игровых упражнений на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи
методическая разработка по логопедии на тему
Подборка упражнений и игр на развитие фонематических функций у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_ffnr.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование игр и упражнений по формированию фонематических функций
неделя | первая | вторая | третья | четвертая |
месяц | ||||
сентябрь | Обследование детей по речевым картам | «Учимся слушать звуки» «О чем расскажет улица?» «Где звенит колокольчик?» «Посидим в тишине» | «Где звук?» «Хлопни, когда услышишь звук» «Морзянка» «Угадай, чей голос?» | |
октябрь | «На чем играю?» «Назови первый звук» «Эхо» Паровозик гудит тихо-громко» «Где позвонили?» | «На чем играю?» «Кто позвал?» «Хлопни или топни» «Придумай слово с этим звуком» «Тянем ниточку» «Три медведя» | «Тянем ниточку» «Повтори за мной» «Кто позвал?» «Поймай звук» «Придумай слово с этим звуком» «Хлопни и топни» | «Песенки звуков» «Три медведя» «Назови первый звук» «Поймай звук» «Морзянка» «Разведчики» |
ноябрь | «Тихо-громко» «Поймай звук» «Два братца» «Найди предмет с этим звуком» | «Спой песенку» «Угадай слово» «»найди предмет с этим звуком» «Хлопни или топни» «Речевое лото» «Замени первый звук» | «Спой песенку» «Какой кружок?» «Два братца» «Подари картинки мишке и мышке»
| «Скажи наоборот» «Горлышко болит» «Эхо (последний звук)» «Назови лишнее слово» |
неделя | первая | вторая | третья | четвертая |
месяц | ||||
декабрь | «Горлышко болит» «Эхо (последний звук)» «Цепочка слов» «исправь ошибку» «Телефон» «Повтори три слова» | «Цепочка слов» «Попугайчики» «Придумай слово» «Звонкий или глухой» «Поймай последний звук» | «Попугайчики» «Звонкий или глухой» «Звуковые часы» «Поймай последний звук» «Повтори пару слов» | «Телефон» «Звонкий или глухой» «Повтори пару слов» «Замени последний звук» «Повтори без ошибок» |
январь | «Сколько звуков в слове?» «Зашифруй словечко» «Звуковые часы» «Замени последний звук» | «Назови звуки по порядку» «Спроси меня» «Подбери рифму» «Веселый шарик (гласные)» «Мы - поэты» «Придумай слово из трех звуков» | «Сколько звуков в слове?» «Зашифруй словечко» «Веселый шарик (гласные)» «Мы - поэты» «Придумай слово из трех звуков» | «Гномики разговаривают» «Сосчитай звуки в слове» «Придумай слово из трех звуков» «Пирамидка» «Замени последний звук» |
февраль | «Пирамида» «Гномики разговаривают» ««Веселый шарик (гласные)» «Подбери рифму» | «Скажи быстро-медленно» «Угадай мое слово» «Пирамидка» «Назови звуки по порядку» «Повтори три слова» | «Чья команда победит?» «Разложи картинки» «Подбери слова по схеме» «Мы – поэты»
| «Домики» «Не ошибись» «Придумай слово из четырех звуков» «Угадай мое слово» «Магазин игрушек» |
неделя | первая | вторая | третья | четвертая |
месяц | ||||
март | «Гномики разговаривают» «Собери ромашку» «Кто в домике живет? «Поезд» «Четвертый лишний» | «Гномики разговаривают» «Придумай длинное слово» «Начало, середина, конец» «Улитка» «Подбери слово к схеме» | «Скажи быстро-медленно» «Придумай слово с этим звуком» «Веселый шарик (согласные)» «Назови соседей звука» «Четвертый лишний» | «Скажи быстро-медленно» «Зашифрованные слова» «Назови звуки по порядку» «Назови лишнее слово» «Подбери слово к схеме» |
апрель | «Стрелочка» «Веселый шарик (согласные)» «Хлопни или топни» «Назови соседей звука» «Какое слово я загадала?» | «Стрелочка» «Зашифрованные слова» «Ребусы» «Хлопни или топни» «Поезд» «Назови соседей звука» | «Ребусы» «Назови имена детей» «Слова рассыпались» «Замени первый звук» | «Зашифрованные слова» «Чья команда победит? «Поезд» «Какое слово я загадала?» |
май | «Начало, середина, конец» «Ребусы» «Собери букет» «Какой по счету?» «Выбери дорожку» | «Собери ромашку» «Начало, середина, конец» «Кто быстрее?» «Зашифруй словечко» «Улитка» «Назови лишнее слово» | «Если мы были художниками» «Собери букет» «Какой по счету?» «Читаем по картинкам» «Выбери дорожку»
| «Собери букет» «Зашифруй словечко» «Слова рассыпались» «Читаем по картинкам» «Назови лишнее слово» |
Перечень игр и упражнений по формированию фонематических функций
1 этап – формирование слухового восприятия, внимания и памяти.
Игры и упражнения:
- «Звуки за окном»
- «Послушаем улицу»
- «Где звенит колокольчик?»
- « Кто играет?»
- «Музыкальная загадка»
- «Посидим в тишине»
- «Учимся слышать звуки»
2 этап – знакомство с характером звучания звуков и слов в речи, их дифференциация по высоте, силе, тембру голоса, эмоциональной окраске
Игры и упражнения:
- «Кто позвал?»
- «Пароход гудит далеко и близко»
- «Три медведя»
- «Кто говорит?»
- «Повтори не ошибись»
- «Морзянка»
- «Игра в команде»
- «Эхо»
3 этап – различение слов, близких по звуковому составу
Игры и упражнения:
- «Подними кружок, если услышишь правильное слово»
- «Верно – неверно»
- «Покажи картинку»
- «Повтори три слова»
- «попугай и попугайчики»
- «Мы – поэты»
- «Подбери рифму»
- «Сочини конец стиха»
- «Словечко потерялось»
4 этап – дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Игры и упражнения:
- «Повтори за мной» (с мячом)
- «Телефон»
- «Попугайчики»
- «Гномики разговаривают» (с разным настроением)
- «Тихо - громко»
- «Быстро-медленно»
- «Спой песенку»
- «Скажи наоборот»
5 этап – дифференциация фонем.
Игры и упражнения:
- «Символы – картинки»
- «Подбери к звуку картинку»
- «Хлопни в ладоши, если услышишь этот звук»
- «Тянем ниточку»
- «Песенки звуков»
- «Хлопни или топни»
- «Звонкий – глухой»
- «Исправь ошибку»
- «Два братца»
6 этап – развитие навыков фонематического анализа, синтеза и представлений.
6.1. Фонематический анализ.
А) Выделение звука на фоне слова.
Игры и упражнения:
- «Подними кружочек (символ), если услышишь в этом слове нужный звук»
- «Хлопни в ладоши»
- «Собери ромашку»
- «Речевое лото»
- «Подари картинку»
- «Веселые клоуны»
Б) Вычленение звука
Игры и упражнения:
- «Назови первый звук»
- «Поймай последний звук»
- «Цепочка слов»
- «Звуковые часы»
- «Доскажем первый звук, последний звук»
- «Умный заяц»
- «Веселый шарик»
- «Горлышко болит»
Г) Определение места в звука в слове, определение положения звука по отношению к другим звукам, определение последовательности звуков в слове, определение порядка следования звука (звуков) в слове, определение количества звуков в слове
Игры и упражнения:
- «Начало, середина, конец»
- «Умный заяц»
- «Подбери слово к схеме»
- «Выбери дорожку»
- «Назови соседей звука»
- «Какой по счету?»
- «Назови звук по порядку»
- «Зашифруй словечко»
- «Назови первый звук в слове, третий…»
- «Сколько звуков в слове?»
- «Пирамидка»
- «Домики»
- «Подбери схему слова»
- «Поезд»
- «Звуковая дорожка»
- «Поймай последний звук»
- «Назови имена детей»
6.2. Фонематический синтез.
Игры и упражнения:
- «Составь слово»
- «Читаем по картинкам»
- «Зашифрованные слова»
- «Ребусы»
- «Какое слово я загадала?»
- «Слова рассыпались»
- «Угадай слово»
6.3. Фонематические представления.
А) Раскладывание на группы картинок, включающие дифференцируемые звуки.
Игры и упражнения:
- «Собери ромашку»
- «Разложи картинки»
- «Если бы мы были художниками»
- «Домики»
- «Собери букет»
- «Речевое лото»
- «Кто в домике живет?»
- «Звуковые часы»
- «Улитка»
- «Магазин игрушек»
- «Подари картинки мышке и мишке»
Б) Придумывание слов, включающий заданный звук.
Игры и упражнения:
- «Придумай слова со звуком [А]»
- «Придумай слова со звуком [C] в начале слова»
- «Придумай слова с тремя звуками»
- «Найди в комнате предметы со звуком [Р]»
- «Придумай длинное слово»
В) Определение «лишнего» звука в ряду звуков, в ряду слов»
Игры и упражнения:
- «Четвертый лишний звук [Л, Р, Л, Л,]»
- «Найди лишнее слово»
Г) Замена звуков с последующим объяснением их значения.
Игры и упражнения:
- «Замени первый звук»
- «Замени последний звук»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« КОРРЕКЦИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ФОРМОЙ ДИЗАРТРИИ»
1.Введение2. Изучение контрольной и основной группы детей3.Проведение коррекционной работы с детьми дизартриками4. Сравнение результатов работы5. Выводы...
Игровые упражнения для преодоления фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста
Развитие фонетико-фонематических представлений у детей дошкольного возраста включает следующие разделы:Развитие языкового анализа и синтеза.Развитие фонематического восприятия.Предлагаем рассмотреть в...
«Игровые упражнения для преодоления фонетико – фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста»
В пособии представлен практический материал: игры и игровые упражнения для работы с детьми младшего школьного возраста. Пособие рекомендуется учителям – логопедам, учителям начальных классов....
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКАЛэпбук –интерактивн...
Методическая разработка:ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДИЗАРТРИЕЙ С ПОМОЩЬЮ ЛЭПБУКА
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:Зачем нужен «Лэпбук»?Лэпбук помогает ребенку по своему желанию найти информацию по и...
Картотека игровых упражнений для формирования лексико-грамматического строя речи
Игры и упражнения для формирования лексико-грамматического строя у детей дошкольного старшего возраста...
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....