Патриотическое и интенациональное чувства только зарождаються в дошкольном возрасте и хотя еще элементарны по своим проявлениям, но черезвычайно важны для дошкольного формирования личности ребенка.
Своевременная дошкольная педагогика одним из эффективных средств формирования начал патриотизма и инрернационализма считать игру. Ее особенное значение состоит в том, что она способствует воспитание определенного отношения ко всему окружаещему детей, к явлению общественной жизни. посколько в детской игре своеобразно отрожается окружающая действительность.
Чувство любви к Родине, как одно из высших нравственных чувств, формируется на протижении многих лет. У малыша оно начинается с привязанности, любви к матери, членам семьи, своему дому, воспитателю детского сада. Поэтому в младших и средних группах детского сада должны быть созданы условия для игры, в дочки - матери. семью, детский сад. Постепенно чувство любви к близким, к родному дому как бы раздвигает свои границы, и ребенок оказывается способным любить город, село, где он живет, проявлять дружеские чувства по отношению к другим людям, в том числе к людям иных национальностей, - он начинает любить свою Родину.
В средней группе детского сада педагог шире, чем в младших группах, знакомить детей с окружающей действительностью. На прогулках, экскурсиях он обращает внимание детей на взоимоотношения людей, на значимость различных видов труда. Полученные впечетления ребята отражают в новых играх - простых по сюжету.
Патриотическое воспитание старших дошкольников строиться уже на ознокомлении их с ревалюционными традициями их родного села, города, края при максимальном использовании краеведческого материала. Детей знакомят также с героическим прошлым нашей строны и с ее настояшим. Полученные знания и впечатления отражаются в играх детей. Как уже указывалось, развитию у детей интернациональных и патриотических чувств очень помогают игры в путишествия. В подготовительной к школе группе, где дети уже имеют широкий круг предстовления о людях разных национальностей, эти игры проходят особенно интересно.
Воспитатель помогает им организовать игру. С помощью строительного материала ребята делят групповую комнату на несколько частей - это "республики", названия им присваивают сами дети. Педагог же помогает им подобрать открытки с изображением гербов и флагов этих республик. Открытки, укрепленные на подставках, размещают в соответствующих частях комнаты. Затем начинается распределение ролей. Одни дети хотят стать жителями "республик"- татарами, якутами, грузинами. Другие, договорившись, стоновятся русскими путишественниками. В то время путешественники собираются в путь - строят самолет, готовят сувениры (это могут быть русские мотрешки, вылепленные из пластелина, глины, или выполненные в виде апплекации, "баранки" и пр.), в "республиках" идет приготовление к приему гостей. Воспитатель вопросами, ненавязчивыми советами помогает детям развернуть длительную игру. Часто в таких играх педагог выступает в роли бывалого путешественника, который делится с ребятами своим опытом. может подсказать детям - и путешественникам и жителям "республик"(если они не догадаются сами).
На содержании подобных творческих игр оказзывают влияние народные сказки, которые рассказывает детям воспитатель, эмоциональные рассказы педагога о людях разных национальностей, ознокомление с музыкальным искуством народа, просмотр соответствующих фильмов.
В дошкольном возрасте к будущем гражданам нашей страны приходит понимание того, что защищать Родину - почетный труд, которому надо учиться. Стоять на страже мира, охранять Родину могут только сильные, выносливые, закаленные люди, не боящиеся трудностей. К службе в рядах Армии необходимо готовиться с детства. Под впечатлением полученных знаний, прочитанных рассказов дети могут развернуть игру в новобранцев. Почтальон вручает будущим солдатам военские повестки, и они я вляются в военкомат, где их встречает "командир" - воспитатель. Строем они идут в регистратуру, получают у врача медицинские карточки и проходят медицинский осмотр. Врачи проверяют слух, зрение, физическую подготовленность к службе в армии.
Патриотическое чувства воспитывают у дошкольников посредствам их участия и в других играх, особенно таких, где отражаются события Великой Отечественной войны. Примером подобных игр служит игра "Строительство укреплений для обороны" Предварительно воспитатель читает детям короткие рассказы о тех, кто работал в военном тылу, о героях - понфиловцах, рассматривает с ребятами илюстрации.
У детей следует формировать предстовление о наших войнах ка защитниках только в военные годы, но и в мирное время; солдаты проявляют мужество в борьбе со стихийными бедствиями (пожар, наводнение), совершают трудовые подвиги в период уборки урожая, на строительстве крупнейших объектов. Яркий, эмоциональный рассказ педагога, с одной стороны, будут углубляться чувства признательности, уважения к советским войнам, а с другой - ребенок сам станет "учиться подвигу" под мирным небом Родины.