Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте.
статья ( группа) на тему
Рассмотрены причины возникновения трудностей в межличностном общении, а также даны примеры, способствующие развитию у детей навыков конструктивного взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt.docx | 22.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте.
Педагог – психолог Парфенова Л.А.
Многие дети дошкольного возраста, попадая в коллектив сверстников, испытывают сложности в межличностных взаимоотношениях. Разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений, остро переживаемая и несущая массу разнообразных эмоций. Это связно не всегда с личностными особенностями ребенка, а с тем, что его не научили, как правильно общаться со сверстниками. И ребенок начинает использовать ту модель, которая есть у него в жизненном опыте. Необходимо учитывать возрастные особенности общения детей, такие как:
- яркая эмоциональная насыщенность. Больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые разные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки;
- дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. д.;
- преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.
Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты и обиды. Трудности взаимодействия со сверстниками иногда возникают из – за того, что дети растут в дефиците конструктивного общения со взрослыми, привнося в свое поведение отсутствие норм и правил культуры общения. Необходима правильная, целенаправленная организация детского общения. Развитие межличностных отношений и самосознания ребенка в этом возрасте еще интенсивно продолжается, поэтому дошкольников необходимо обучать конструктивному взаимодействию. На этом этапе еще возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребенку полноценно общаться с другими. Ребенок, не достигший пяти лет, может реалистично оценить только чужое поведение. Это необходимый этап, чтобы затем научиться оценивать и свои поступки. Развитие эмоционального интеллекта научает детей соотносить свои желания и потребности с другими, развивает эмпатию, внимание к другому, чувство общности и сопричастности с ним.
Когда возникает конфликтная ситуация, разберитесь в ней и предложите несколько выходов из нее. Например, малыш отобрал игрушку. Сначала сделайте акцент на тех чувствах, которые испытывает обделенный ребенок и, подчеркивая неправильность поступка ребенка, который проявил агрессивные тенденции: «Посмотри, как расстроился ребенок, которого ты обидел, а ведь можно поступить вот так» (способность «увидеть» другого является тем фундаментом, на котором строится гуманное отношение к людям):
I вариант. Объясните, что можно вежливо попросить: «Мне очень понравилась твоя игрушка, дай, пожалуйста, поиграть». Обязательно, похвалите ребенка, который поделился: «Спасибо - ты щедрый, у тебя доброе сердце». Таким образом, вы словесно поощряете поступок и прогнозируете в дальнейшем социально приемлемые формы взаимодействия. А так же способствуете развитию культуры общения (использование вежливых слов). II вариант. «У меня есть вот такая игрушка, а мне понравилась твоя, давай поменяемся». Здесь комментарии взрослого должны быть направлены на похвалу обоих детей и отражать их умение договариваться.
III вариант. «Давай играть по очереди, сначала ты, а потом я – так и будем меняться». Обязательно оцените вслух: «Какие вы находчивые и как замечательно придумали поиграть одной игрушкой». В этом случае происходит развитие навыка идти на компромисс. Очень важно давать детям словесную формулировку, как правильно говорить. Таким образом, когда вы обучаете детей, как правильно общаться, они получают конструктивный сценарий разрешения конфликтов, сначала с вашей помощью, а затем постепенно переносят в свою жизнь. Так же взрослому очень полезно организовывать игры, в которых дети оказывают друг другу или третьему лицу помощь и поддержку (например, в игре нужно помочь или спасти кого-то, поздравить с днем рождения и т.д.). Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности или оказание помощи, или делая приятное другому, объединяет и связывает дошкольников. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности. Осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает ребенку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"
Презентация по психологии на тему: "Особенности развития общения со сверстниками в дошкольном возрасте"...
«Особенности общения с детьми старшего дошкольного возраста в семье.»
В семье ребенок приобретает первый опыт социального и эмоционального взаимодействия. Эмоциональный климат в семье, где воспитывается ребенок, оказывает существенное влияние на формирование мировосприя...
Средства формирования навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Краткий анализ основных средств коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР по формированию и развитию навыков общения...
Консультация с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста»
Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ...
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
Специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кри...
Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте
Развитие общения со сверстниками в дошкольномвозрастеНа протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание потребности мотивы и ...
Консультация для воспитателей «Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте: особенности и нормы»
laquo;Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте: особенности и нормы»...