Родительское собрание. « Поговорим о заикании».
консультация ( группа) по теме

Родительское собрание. Тема: « Поговорим о заикании».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – логопед

Зайцева Ольга Сергеевна

МБДОУ Д/с № 14 «Колокольчик» г. Чайковский Пермский край.

                                     

Родительское собрание.

Тема: « Поговорим о заикании».

Повестка собрания:

  1. Как возникает заикание?

учитель-логопед Зайцева Ольга Сергеевна

      2.Роль дыхательной гимнастики в коррекции заикания (практикум, просмотр видеоматериала по дыхательной гимнастике).

учитель-логопед Зайцева Ольга Сергеевна

воспитатель старшей группы

  1. Советы и рекомендации (памятка для родителей – раздаточный материал).

учитель-логопед Зайцева Ольга Сергеевна

  1. Рубрика «Вопрос- ответ».

учитель-логопед Зайцева Ольга Сергеевна

воспитатель старшей группы

Ход:

  1. Уважаемые родители, сегодня на собрании мы поговорим о заикании. Заикание  - своеобразное нарушение плавности речи. Начинается оно у детей с запинок, повторения или растягивания звуков и слогов в слове. Позже оно начинает сопровождаться заметным напряжением органов артикуляционного аппарата, дыхания, голоса. Говорящий с трудом передает сообщение, а собеседник испытывает напряжение, слушая его речь. Попытка произвольно, по замечанию родителей, по заданию, преодолеть эти запинки обычно усиливают заикание.

     Большинство современных исследователей сходятся в мнении, что заикание – внешнее проявление невротических, эмоциональных, речевых нарушений.

     Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи. Заиканием страдает примерно 3% детей. Его распространенность зависит от такой особенности языка, как темп речи. Заикание у мальчиков отмечается в 3-4 раза чаще, чем у девочек.

      Вероятность возникновения заикания увеличивается: если заикается кто-то из родственников; у аллергиков; при частых респираторных заболеваниях; при нарушении внимания (речь теряет ритмичность).

     Заикание может возникнуть остро, то есть внезапно, вследствие психической травмы – испуга, конфликта, неожиданного изменения образа жизни или нарастать постепенно, иногда в течение нескольких месяцев. В целом это весьма индивидуально.

    Состояние речи заикающихся детей может меняться. Временами ребенок говорит хорошо, и вдруг наступает ухудшение. Обычно его связывают со временем года (весной и осенью запинки усиливаются), временем суток, есть дети, у которых ухудшение в речи наступает после перенесенного заболевания. Речь может ухудшаться и улучшаться без видимых причин. Волнообразность характерна для течения заикания.

  Не «прозевайте» момент возникновения  заикания. Не откладывайте свой визит к психиатру, психоневрологу, логопеду. Однозначной схемы лечения не существует и она индивидуальна.

2. А что же можете предпринять вы сами, уважаемые родители?

Прежде всего, нужно начать работу по отработке правильного дыхания. Дыхание – это основа нашей речи. У заикающихся детей наблюдаются судороги  мышц дыхательного отдела речевого аппарата. Речевое дыхание, как правило, поверхностное, короткое. Ребенок должен научиться правильно дышать во время речи, экономить воздух в тот момент, когда он не произносит звуки, не делать вдох в середине слова, не говорить на вдохе.

     Развивать у ребенка правильное дыхание следует через игровые приемы, которые я хочу вам предложить посмотреть на видеоматериале и попрактиковаться самим.

  1. «Задуй упрямую свечу». Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи, левая ладонь лежит на животе для контроля правильного речевого дыхания. Спокойно неслышно не поднимая плечи вдохнуть ртом, почувствовать, как при этом надулся живот, затем сразу же начинать медленно выдыхать, «гасить свечу», произнося звук Ф.
  2. «Прокололи шину» .Сделать легкий вдох (ладонь на животе), и выдыхая показать как медленно выходит воздух через прокол, пропеть звук Ш.
  3. «Перекличка животных». Взрослый называет различных животных и птиц, а дети должны  на медленном выдохе произнести соответствующее звукоподражание.
  4. «Трубач». Дети подносят к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом, на выдохе медленно дуют в трубу – ПФ. Дуть как можно дольше.
  5. «Жук». Дети сидят, руки опущены, взрослый предлагает им поднять руки в стороны и немного отвести назад и сделать вдох. Выдыхая долго жужжать, как большой жук Ж, одновременно опуская руки вниз.
  6. «Топор». Дети стоят, ноги на ширине плеч, руки опущены и сцеплены в замок. Быстро поднять руки вверх – вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор» и произнести –УХ!-  на длительном выдохе.
  7. «Ворона». Дети сидят, руки опущены, быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить руки и на выдохе сказать – КАР.
  8. «Гуси». Дети стоят, кисти согнутых рук прижаты к плечам, сделать быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести – ГА, ГО, ГЫ,

     голову держать прямо.

  1. Имитировать дыхание собаки, которой жарко. Открыв рот и высунув

Язык, быстрыми движениями  делаем вдохи и выдохи небольшими порциями воздуха.

Занимаясь с ребенком, поддерживайте хорошее, доброе настроение. По чаще хвалите ребенка, ваш доброжелательный настрой  - залог успеха.

3. Советы и рекомендации.

    - Расслабляющий массаж лица и шеи.

   -  Расслабляющая гимнастика для губ и языка (делать медленно):    

      Улыбка – трубочка, зевать, широко открывать и закрывать рот,

      Шлепать язычок губами, держать широкий язычок на нижней губе.

   - делать упражнения на развитие длительного выдоха: дуть на различные легкие предметы (ватка, ручка, полоска бумаги, игрушки на воде). Надувать воздушные шары, выдувать мыльные пузыри.

   -  петь гласные звуки: а о у э ы и , петь гласные парами: ао  уа  иу и т.д.

Петь согласные звуки: м м м  с с с  з з з  ш ш ш  ж ж ж. Затем звуки соединять в слоги: ма  са  за  ша  жа  и т.п.  Слоги тянуть, петь.

   - координация речи с движением. Детские стихи, считалки, потешки проговаривать вместе с ребенком и выполнять ритмично разные движения (хлопать, топать, махать руками, загибать пальцы) по смыслу текста.

   -  играть в настольные речевые игры и проговаривать игровые моменты вместе с ребенком, затем отраженно – сначала взрослый потом ребенок. Если ребенок не может начать фразу, остановить его и начать фразу вместе.

    -  говорить слова, предложения фразы шепотом, а затем громко.

    -  проговаривать знакомые стихи, делая хлопок на ударный слог и выделяя его голосом.

    - учить стихи, затем рассказывать его вместе с ребенком, затем вместе проговаривать только первое слово в строчке, затем это стихотворение ребенок рассказывает самостоятельно.

    - в конце каждого занятия с ребенком проводите психогимнастику для воспитания уверенности в себе: ребенок улыбается и говорит – «Я учусь говорить красиво и правильно, я буду говорить красиво и правильно, я молодец!»

     (родителям раздаю распечатку дыхательной гимнастики и советов).

  1. Рубрика «Вопрос – ответ». Родители задают вопросы по теме, а я отвечаю.

Уважаемые родители, помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю его жизнь. С уважением относитесь к нему, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь, чаще улыбайтесь и хвалите ребенка и вы увидите благотворные результаты.

Решение родительского собрания:   1.   …………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ "ПОГОВОРИМ О СЕМЬЕ"

Тема: «Разговор о семейных ценностях»Цель: создавать настрой на доброжелательный разговор.Побеседовать с родителями о семейных традициях и ихзначении в воспитании и развитии ребенка. Способствовать у...

План – конспект родительского собрания «Поговорим о здоровье»

Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров, всегда будешь таким, и не стоит об этом беспокоиться. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческ...

Сценарий Детско-родительского собрания "Поговорим о ваших правах"

Учить анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права....

Родительское собрание "Поговорим о вежливости"

Родительское собрание "Поговорим о вежливости"...

Родительское собрание «Поговорим о мамах»

Родительское собрание «Поговорим о мамах»...

Родительское собрание "Поговорим о здоровье"

Укрепление здоровья дошкольников в условиях ДОУ. Как рассказать о работе воспитателя по организации здоровьесберегающей среды в ДОУ...

Родительское собрание "Поговорим о воспитании"

Воспитание – очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало ...