Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Методическая разработка
«Трудовое воспитание в первой младшей группе»
Квартал | Основное содержание работы |
Хозяйственно-бытовой труд
I квартал
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Труд в уголке природы:
Самообслуживание:
II квартал (декабрь, январь, февраль).
Хозяйственно-бытовой труд.
Труд в уголке природы.
Труд в природе:
Самообслуживание:
III квартал ( Март, апрель, май)
Хозяйственно-бытовой труд.
Работа в уголке природы.
Труд в природе.
Самообслуживание.
| 1. Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка.
Игра: «Поручение» Цель: учить детей убирать свои игрушки по местам. Выполнять инструкцию воспитателя. Ход игры: В группу приезжает грузовик и привозит игрушки . (выгружает ) Воспитатель: «Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок (причесывают, обувают туфельки, застегивают пуговицы на платье и. т.д.). Саша возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик». Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. «Молодцы, ребята, все игрушки убрали по местам, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво.
Игра: «Как игрушки убежали от Милаши» Цель: воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно-бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями. Ход игры: Содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все ее игрушки убежали. Ей стало скучно, и она заплакала: Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?» Вот если они ко мне вернулись, я стала бы их всегда убирать . Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и все разложила на полочку аккуратно.
2.Учить детей раздавать дидактические пособия для занятий по инструкции взрослого. 3. Учить детей замечать непорядок в одежде, в обстановке группы, на знакомой территории. Учить детей подметать осенние листья с дорожки, убирать мусор с веранды. 4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (приносит еду, моет посуду и т.д.) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых; (Рассматривание картинок; Чтение художественной литературы) Выполнение посильных поручений: «Поставь хлебницу, поставь салфетницу»…. Можно организовать Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья».
1.Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда. 2.Познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные и широкие листья: (бегония, различные фикусы, бальзамин, колеус, хлорофитум и т.д.).Учить детей рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, их цвет, запах.
НОД: «Комнатные растения». Цель: учить детей вести наблюдение за объектом живой природы; формировать навыки ухода за растениями. Ход занятия: Воспитатель: «Ребята, я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу -Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум) -А у нас есть такой цветок в группе?(Да) (на стол выставляются оба цветка). Дети сравнивают их отмечают, что чахлому цветку нужна помощь, т.к. у него вялые листочки, земля сухая). - Прежде чем помочь нашему новому другу давайте вспомним –цветок-это растение?(Да). - А вы знаете, что все растения растут из семечка?(Да). -Давайте сейчас используем карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю. -А зачем растениям корни? (чтобы пить воду). -Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему другу. Что мы будем делать? (поливать и говорить ласковые слова). -А еще можно рассказать стихотворение Люблю я маме помогать. Люблю цветочки поливать Цветочкам надо воду пить Ведь без водички им не жить Прожить не могут без водички Ни звери, ни жучки, ни птички. -Давайте найдем самое светлое место в группе и поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за ним ухаживать, любить и посмотрим, что с ним происходит.
3.Учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания специальную тряпочку). Воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды). (Наборы для ухода за комнатными растениями (лейки, палочки для рыхления, тряпочки, фартучки, ведерки). Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело. НОД: «Мытье комнатных растений». Цель: закрепить название растений и знания детей о них. Учить умение протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к растениям и ухаживать за ними. Побуждать детей к использованию слов: фикус , ухаживать, поливать , протирать листья. Игра: «Цветочный магазин» Цель: Учить детей узнавать растение по описанию. Выделять характерные признаки растений. Ход игры: Воспитатель назначает кого-либо из детей продавцом. А остальные покупатели. На столе раскладываются карточки с изображением известных детям растений. Раскладывать нужно так, чтобы видели все дети. Чтобы купить растение, нужно, не называя, описать его, а продавцу узнать растение по описанию. Когда покупатель дает неполное описание растений, продавец может задать дополнительный вопросы. Выигрывает тот. Кто больше продал или купил растений (карточки).Если игра проводится в первый раз , то роль покупателя или продавца сначала берет на себя воспитатель. 4. Формировать положительные отношения к растениям, цветам; Развивать навыки бережного отношения – не рвать не топтать.
Игра-поручения: «Собери семена в коробочку» «Помоги отнести сухие листочки Дидактическая игра: Покажи такой же цветок».
5.Учить детей отчитываться о выполненных заданиях и способах их выполнения.
1.Учить детей мыть руки с мылом, насухо вытирать. 2.Учить детей пользоваться расческой, приводить себя в порядок. Формируя у малышей навыки самообслуживания, следует широко использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий. Например, продолжая учить детей умываться, воспитатель может использовать такой игровой прием. Воспитатель надевает на руку игрушку и от его лица обращается к малышам: «Научи-ка ты Ксюша, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь , что надо сначала делать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Ну-ка бери мыло…. Буль- буль- буль журчит водица. Все ребята любят мыться. Льется чистая водица Мы умеем сами мыться. Активизировать словарь существительными: мыло, пена, вода, полотенце; глаголами настоящего времени; намыливаю лью, смываю, вытираю.
Бобик ты такой лохматый! Не причешешь шерстку лапой. На, возьми расческу И поправь прическу.
2. Приучать детей чистить зубы. Игра: « Мы будем учиться чистить зубы» Ход игры: Воспитатель зовет в ванную комнату несколько малышей и предлагает им почистить зубки ( сажает на стульчик рядом игрушечного бобренка, держащего в лапке зубную щетку). С использованием алгоритма последовательности с чего надо начинать чистить зубы и читая стишок: Зубы чистые всегда У веселого бобра Потому что наш бобренок Чист их еще с пеленок.
3. Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания и раздевания; Прямое обучение одеванию, раздеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя. Обучать умению надевать штанишки, застегивать пуговицы.
Использовать дидактические пособия для обучения застегивания пуговиц. Прямое обучение застегиванию пуговиц, сопровождаемое объяснением на дидактическом пособии. (Куклы- мальчик и девочка) (Наборы кукольной одежды для мальчика и девочки. Активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды( мальчика и девочки). «платье, рубашка, шорты, юбка и.т.д», глаголов настоящего времени: «застегиваю, расстегиваю, снимаю, кладу, надеваю» и т.д. При одевании на прогулку помогут рифмованные строчки: В небе солнышко гуляет, С ясным днем нас поздравляет Собирайся детвора,- Нам давно гулять пора! Будем быстро одеваться, На прогулку собираться.
4. Поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно; Учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу; По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо. Учить детей узнавать и называть некоторые блюда: каша, суп, салат, пюре, котлеты, сок и т.д.
Игра: « Накорми куклу» Ход игры: Необходимо для игры приготовить (стол, стул, посуда), картинки с изображением посуды (чайной, столовой, кухонной). В гости к ребятам пришла кукла, она голодная. Под чутким руководством воспитателя дети кормят куклу, каждое свое действие сопровождают показом и словом. Ах как много разных дел Вот компотик закипел А теперь для куклы нашей Мы наварим сладкой каши.
Упражнение «Каша». Это каша для Катюши-(сложить руки перед собой ковшиком.) Пар над кашей поднялся- (потянуться руками вверх) Где же каша?(пожимать плечами) Нету! Вся!(покачать головой потом помахать руками). 5. Формировать умение застегивать « молнию на кофточке», развивать силу ведущей руки, приучать аккуратно складывать одежду. Прямое обучение умению застегивать « молнию» (на дидактическом пособии). Раз, 2,3, 4. 5- собираемся гулять Кукла в уголке лежит, На нас с мамой не глядит Кофточка на ней раздета, Застегнем скорей ее, И скорей гулять пойдем….. 1. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. Активизировать в речи существительные: медсестра, врач, бинт, градусник, лекарство, глаголы:лечить, перевязывать, ставить, мазать… а. Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом….) б. Целевое посещение кабинета врача, медсестры, повара….. в. На закрепление играем в сюжетно-ролевую игру «Больница». (Роль врача или медсестры –воспитатель). Игра занятие: «Кукла заболела» Ой, скорее помогите! Горлышко мне полечите Маму я не слушала Мороженное кушала,
Дидактическая игра : «Кому что нужно для работы» (использовать д\пособие).
2. Научить малышей быть аккуратными, думать, искать и находить выход из различных ситуаций.
Игра: Коробочки. Ход игры: Следует как можно чаще ставить малышей в такие ситуации, в которых требуется сделать выбор: Где у нас лежат коробочки? Софья иди ,выбери маленькую коробочку, чтобы в нее положить маленькие листочки. А Ксюша принесет большую коробку? Какие листочки мы в нее положим?
3. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате; По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности, ставить обувь (после прогулки)
Использование карты алгоритма последовательности раздевания с прогулки. Использовать чтение: « Маша- растеряша.» Л. Воронкова. Где же, где мои чулки? Обыщу все уголки. Их на стуле нет, И под стулом нет, На кровати нет, Под кроватью – нет... Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет-приговаривает: - Ищешь, ищешь – не найдешь, А разыщешь – так пойдешь. Надо вещи убирать – Не придется их искать.
НОД: «Рассматривание примулы и фикуса» Подготовка к НОД. На столе у воспитателя примула и фикус, лейка с водой, влажная тряпочка. Ход : Дети рассматривают растения, по просьбе воспитателя описывают характерные особенности их внешнего вида, сравнивают растения между собой. Затем, воспитатель уточняет, какие приемы используются для ухода за растениями , привлекает детей к их показу( поливка, протирание листьев фикуса). В конце проводят дидактические игры, в ходе которых знания о растениях закрепляются.
Воспитывать ответственность за порученное дело; привычку к трудовому усилию. Дидактическая игра: «Какой это цветок?» (бегония, бальзамин) ( Использовать для игры открытки с изображением комнатных растений. Примерное поручение по уходу за комнатными растениями: Ты вытер пыль на листочках, посмотри какие они стали чистые, блестящие. Ты Молодец!»
Поручение: убрать снег, из которого воспитатель слепит снеговика с корзинкой, в которую дети будут кидать снежки. Игра: « Я самый ловкий»
Дидактическая игра: «Учимся одеваться» Ход игры: Процесс обучения одеванию и раздеванию малышей наиболее сложный. Поэтому особенно важен дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку. Например: Воспитатель сопровождает каждое свое действие словами: «Как Саша хорошо сделала! Она сняла шапку и положила ее в шкафчик на верхнюю полку. И Ксюша и Софья тоже не забудут положить свои шапки в шкафчики на верхнюю полку», напоминает воспитатель, видя, что дети не торопятся убирать свои вещи. Необходимо вовремя поощрение детей со стороны взрослого, это стимулирует их активность , вызывает радость, удовлетворенность от собственных усилий. Использовать худ слово: Саша у нас зайчик Зайчик-побегайчик!!! Зайчик Саша скок-поскок, Подберет штаны, носок. Свои вещи не теряй И на место убирай. Все вы мои заиньки, Все мои любимые! Зайчики меня не огорчают, Вещи быстро собирают».
Активизировать существительные, обозначающие предметы одежды; глаголы прошедшего времени «застегиваю», застегнул, расстегиваю- расстегнул», одеваю- одел.
2.Продолжать приучать детей мыть руки с мылом. После прихода с улицы, после посещения туалета, перед едой, по мере загрязнения. -Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук).
-Приучать самостоятельно закатывать рукава перед мытьем.
При мытье рук использовать в речи потешки , стихотворения, это помогут поднять хорошее настроение у детей. Ой, лады, лады, лаДы, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг-другу улыбаемся.
Если б Не было бы мыла? Если б Не было бы мыла, Таня грязной бы Ходила! И на ней бы, Как на грядке, Рыли землю Поросятки
Чистая водичка Моет Саши личико, Софушки ладошки, Пальчики
Я сегодня мылом Захотела поиграть Я сегодня мыло Буду доставать. Вот из этой миски, а затем из той. Будет очень весело нам играть с тобой Мыло с нами не играет Мыло на пол убегает!!!!!
Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
* * * Зайка начал умываться Видно в гости он собрался Вымыл ротик Вымыл носик Вымыл ухо Вот и сухо * * * Ой-ой-ой-ой, Ой, кто голенький такой? Кто купаться пошел? Кто водичку нашел? * * * Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Искупаем малыша, Чтоб сияло личико! * * * Кран, откройся! Нос, умойся! Глаз, купайся!
Методика обучения: Самым действенным приемом выработки у детей той или иной привычки является напоминание: «Саша, вытри, пожалуйста, нос!». Так же можно обыграть ситуацию, например рассказать о слонике, у которого такой большой нос, что следить за его чистотой очень трудно, поэтому он и говорит таким гнусавым голосом.
Воспитатель: Давайте поможем слонику(Дети вытирают нос игрушке). А у вас носики маленькие вы можете сами вытереть.
Игра: «Волшебное зеркало» Воспитатель заметив, что Ксюша не причесанная и обращается к ней: «Ксюш, а у нас есть волшебное зеркало. Оно все видит и все помогает. Если сама не замечаешь непорядок на своей голове-попроси зеркало. Оно доброе. Поможет тебе причесаться! Пойдем заглянем в него! Ой, какая ты лохматая! Давай скорей неси свою расческу. Воспитатель причесывает и приговаривает: Как у солнышка лучики горят! Так у Ксюши волосики блестят!!!
Вот какая у нас теперь Ксюша красивая, как солнышко!.
Хозяйственно-бытовой труд. 1. Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю в подготовке к проведению занятий: няни накрывать на стол к обеду, Убирать со стола после окончании пищи. Формировать у детей бережное отношение к вещам, умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели; доброжелательное отношение к окружающим.
В этом возрасте происходит интенсивное формирование Игровой деятельности, поэтому труд детей может быть взаимосвязан с игрой и проводится в ее контексте. Игра: «Напоим куклу чаем». Выполнение поручений типа: «Расставь стульчики; разложи карандаши, Собери бумагу под столом.
2. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате; По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности.
3. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. (Особенно в этом возрасте приобщают к наблюдению за трудом взрослых. Обращают внимание на мотивы, результат деятельности. На конкретные действия, основные инструменты, материалы, применяемые при выполнении той или иной работы).
Например: Пол был мокрый, скользкий, можно было упасть. Няня протерла его тряпкой-стало чисто, сухо. Было на участке много листьев, Они мешали ходить. Дворник метлой подмел участок-стало чисто, красиво, просторно. Детей подводят к тому, что взрослым необходимо помогать: не сорить, подбирать бумажки, подметать дорожки. И.т.д. Всегда за выполненную работу ребенка нужно хвалить.
Работа в уголке природы:
(Наблюдение за трудом воспитателя в уголке природы, выполнение посильных поручений).
Воспитывать аккуратность; Ответственность за порученное дело; желание доводить начатое дело до конца.
Игра-занятие: «Мы посадим лук, лук…» Ход занятия: Вначале воспитатель проводит беседу, раскрывая вопросы: «Из чего можно вырастить растения?(Из семян, луковиц-деток). Посмотрите у меня на столе лежат луковицы деточки. Какое сейчас время года? Что делаем весной? (сажаем) Сейчас мы с вами посадим лук, будем за ним ухаживать. Посмотрите как нужно сажать лук (объясняю и показываю). После этого землю надо полить. Затем дети приступают к работе. Воспитатель следит за правильностью и аккуратностью ее выполнения. По окончанию воспитатель спрашивает чему вы сегодня научились? Теперь поставим лук в теплое место и будем следить пока он не начнет расти и будем ухаживать.
Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело; доставлять детям удовольствие и радость от результата их труда.
Самообслуживание: 1.Продолжать учить детей шнуровать обувь. Закреплять умение застегивать застежки, липучки, «молнии». Закреплять навыки самообслуживания при умывании; одевании и раздевании при приеме пищи. 2. Приучать детей следить за своим внешним видом: Радоваться чистой красивой одежде. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, от грязных рук, непричесанных волос; Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки. Рассматривание иллюстраций с изображением красиво одетых детей. Игра занятие: «Мыльные перчатки». Игра: «Приведи куклу в порядок». Чтение потешки: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. Опушка бобровая-Маша чернобровая». 3 Продолжать учить детей самостоятельно есть ( умение пользоваться ложкой, пить из чашки, захватывая ее всеми пальцами). По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой, говорить «спасибо», убирать свой стульчик, выходя из стола. , полоскать рот. Активизировать в активной речи детей существительные: ложка, каша, соль, сахар; понимать и использовать глаголы прошедшего времени: помешал, насыпал, налил, положил, покормил. Сюжетная игра: «Покормим куклу кашей». |
Список литературы:
1. Л.В. Кузнецова. Нравственно-трудовое воспитание в д/саду. М.,2007г.
2. С.. Теплюк. Прогулки для детей .М.,2001г
3 .Куцанова, Комарова. Трудовое воспитание в д/саду .М.,1983
4. С.В. Петерина.Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.М.,1986
5. Р.С. Буре. Учите детей трудиться. М..1983
6.Р.С. Буре. Воспитание дошкольника в труде. М.,1983
7. Л.В.Артемьева. Окружающий мир. М.,1992
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
«Трудовое воспитание в первой младшей группе»
Квартал | Основное содержание работы |
Хозяйственно-бытовой труд I квартал (сентябрь, октябрь, ноябрь) Труд в уголке природы:
Самообслуживание: II квартал (декабрь, январь, февраль). Хозяйственно-бытовой труд. Труд в уголке природы. Труд в природе: Самообслуживание: III квартал ( Март, апрель, май) Хозяйственно-бытовой труд. Работа в уголке природы. Труд в природе. Самообслуживание. | 1. Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка. Игра: «Поручение» Цель: учить детей убирать свои игрушки по местам. Выполнять инструкцию воспитателя. Ход игры: В группу приезжает грузовик и привозит игрушки . (выгружает ) Воспитатель: «Наши игрушки вернулись домой. Давайте с вами их уберем на свои места. А какие они у нас не опрятные приведите их в порядок (причесывают, обувают туфельки, застегивают пуговицы на платье и. т.д.). Саша возьми маленькую куклу и посади ее на маленький стульчик». Игра продолжается пока не разложат все игрушки по местам. «Молодцы, ребята, все игрушки убрали по местам, навели порядок в нашей группе. Полюбуйтесь, как стало просторно, светло, уютно и красиво. Игра: «Как игрушки убежали от Милаши» Цель: воспитывать у детей правильное отношение к хозяйственно-бытовому труду, интерес к нему, обеспечивает овладение необходимыми действиями. Ход игры: Содержание игры заключается в том, что девочка любила играть в игрушки, но ленилась их убирать. Однажды все ее игрушки убежали. Ей стало скучно, и она заплакала: Почему я игрушки не берегла, не убирала на место?» Вот если они ко мне вернулись, я стала бы их всегда убирать . Игрушки услышали эти слова и вернулись обратно к Милаше. Она обрадовалась кукле, кубикам, мячу, машине, и все разложила на полочку аккуратно. 2.Учить детей раздавать дидактические пособия для занятий по инструкции взрослого. 3. Учить детей замечать непорядок в одежде, в обстановке группы, на знакомой территории. Учить детей подметать осенние листья с дорожки, убирать мусор с веранды. 4. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия помощника воспитателя (приносит еду, моет посуду и т.д.) Воспитывать интерес, уважение к труду взрослых; (Рассматривание картинок; Чтение художественной литературы) Выполнение посильных поручений: «Поставь хлебницу, поставь салфетницу»…. Можно организовать Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья». 1.Учить детей заботится о природе, осознавать важность своего труда. 2.Познакомить детей с комнатными растениями, которые имеют ярко выраженные характерные признаки (толстый ствол, крупные и широкие листья: (бегония, различные фикусы, бальзамин, колеус, хлорофитум и т.д.).Учить детей рассказывать о растениях, отмечая характерные признаки цветков, их цвет, запах. НОД: «Комнатные растения». Цель: учить детей вести наблюдение за объектом живой природы; формировать навыки ухода за растениями. Ход занятия: Воспитатель: «Ребята, я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу -Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум) -А у нас есть такой цветок в группе?(Да) (на стол выставляются оба цветка). Дети сравнивают их отмечают, что чахлому цветку нужна помощь, т.к. у него вялые листочки, земля сухая). - Прежде чем помочь нашему новому другу давайте вспомним –цветок-это растение?(Да). - А вы знаете, что все растения растут из семечка?(Да). -Давайте сейчас используем карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю. -А зачем растениям корни? (чтобы пить воду). -Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему другу. Что мы будем делать? (поливать и говорить ласковые слова). -А еще можно рассказать стихотворение Люблю я маме помогать. Люблю цветочки поливать Цветочкам надо воду пить Ведь без водички им не жить Прожить не могут без водички Ни звери, ни жучки, ни птички. -Давайте найдем самое светлое место в группе и поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за ним ухаживать, любить и посмотрим, что с ним происходит. 3.Учить протирать крупные листья комнатных растений (использовать для протирания специальную тряпочку). Воспитывать навык поливания цветов (водой комнатной температуры, из лейки, без брызг и подтеков воды). (Наборы для ухода за комнатными растениями (лейки, палочки для рыхления, тряпочки, фартучки, ведерки). Воспитывать у детей трудолюбие, ответственность за порученное дело. НОД: «Мытье комнатных растений». Цель: закрепить название растений и знания детей о них. Учить умение протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к растениям и ухаживать за ними. Побуждать детей к использованию слов: фикус , ухаживать, поливать , протирать листья. Игра: «Цветочный магазин» Цель: Учить детей узнавать растение по описанию. Выделять характерные признаки растений. Ход игры: Воспитатель назначает кого-либо из детей продавцом. А остальные покупатели. На столе раскладываются карточки с изображением известных детям растений. Раскладывать нужно так, чтобы видели все дети. Чтобы купить растение, нужно, не называя, описать его, а продавцу узнать растение по описанию. Когда покупатель дает неполное описание растений, продавец может задать дополнительный вопросы. Выигрывает тот. Кто больше продал или купил растений (карточки).Если игра проводится в первый раз , то роль покупателя или продавца сначала берет на себя воспитатель. 4. Формировать положительные отношения к растениям, цветам; Развивать навыки бережного отношения – не рвать не топтать. Игра-поручения: «Собери семена в коробочку» «Помоги отнести сухие листочки Дидактическая игра: Покажи такой же цветок». 5.Учить детей отчитываться о выполненных заданиях и способах их выполнения. 1.Учить детей мыть руки с мылом, насухо вытирать. 2.Учить детей пользоваться расческой, приводить себя в порядок. Формируя у малышей навыки самообслуживания, следует широко использовать игровые приемы. Они вызывают у детей положительные эмоции, способствуют более легкому запоминанию и закреплению нужных действий. Например, продолжая учить детей умываться, воспитатель может использовать такой игровой прием. Воспитатель надевает на руку игрушку и от его лица обращается к малышам: «Научи-ка ты Ксюша, Хрюшу мыть щечки, нос, лоб. Помнишь , что надо сначала делать? Правильно, завернуть рукава, а теперь намочить руки и лицо. Ну-ка бери мыло…. Буль- буль- буль журчит водица. Все ребята любят мыться. Льется чистая водица Мы умеем сами мыться. Активизировать словарь существительными: мыло, пена, вода, полотенце; глаголами настоящего времени; намыливаю лью, смываю, вытираю. Бобик ты такой лохматый! Не причешешь шерстку лапой. На, возьми расческу И поправь прическу. 2. Приучать детей чистить зубы. Игра: « Мы будем учиться чистить зубы» Ход игры: Воспитатель зовет в ванную комнату несколько малышей и предлагает им почистить зубки ( сажает на стульчик рядом игрушечного бобренка, держащего в лапке зубную щетку). С использованием алгоритма последовательности с чего надо начинать чистить зубы и читая стишок: Зубы чистые всегда У веселого бобра Потому что наш бобренок Чист их еще с пеленок. 3. Развивать трудовую деятельность детей, обучая порядку одевания и раздевания; Прямое обучение одеванию, раздеванию с использованием алгоритма последовательности, сопровождаемое объяснением воспитателя. Обучать умению надевать штанишки, застегивать пуговицы. Использовать дидактические пособия для обучения застегивания пуговиц. Прямое обучение застегиванию пуговиц, сопровождаемое объяснением на дидактическом пособии. (Куклы- мальчик и девочка) (Наборы кукольной одежды для мальчика и девочки. Активизировать словарь за счет существительных, обозначающих предметы одежды( мальчика и девочки). «платье, рубашка, шорты, юбка и.т.д», глаголов настоящего времени: «застегиваю, расстегиваю, снимаю, кладу, надеваю» и т.д. При одевании на прогулку помогут рифмованные строчки: В небе солнышко гуляет, С ясным днем нас поздравляет Собирайся детвора,- Нам давно гулять пора! Будем быстро одеваться, На прогулку собираться. 4. Поддерживать стремление детей есть самостоятельно и аккуратно; Учить держать ложку в правой руке, тщательно пережевывать пищу; По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой и говорить спасибо. Учить детей узнавать и называть некоторые блюда: каша, суп, салат, пюре, котлеты, сок и т.д. Игра: « Накорми куклу» Ход игры: Необходимо для игры приготовить (стол, стул, посуда), картинки с изображением посуды (чайной, столовой, кухонной). В гости к ребятам пришла кукла, она голодная. Под чутким руководством воспитателя дети кормят куклу, каждое свое действие сопровождают показом и словом. Ах как много разных дел Вот компотик закипел А теперь для куклы нашей Мы наварим сладкой каши. Упражнение «Каша». Это каша для Катюши-(сложить руки перед собой ковшиком.) Пар над кашей поднялся- (потянуться руками вверх) Где же каша?(пожимать плечами) Нету! Вся!(покачать головой потом помахать руками). 5. Формировать умение застегивать « молнию на кофточке», развивать силу ведущей руки, приучать аккуратно складывать одежду. Прямое обучение умению застегивать « молнию» (на дидактическом пособии). Раз, 2,3, 4. 5- собираемся гулять Кукла в уголке лежит, На нас с мамой не глядит Кофточка на ней раздета, Застегнем скорей ее, И скорей гулять пойдем….. 1. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. Активизировать в речи существительные: медсестра, врач, бинт, градусник, лекарство, глаголы:лечить, перевязывать, ставить, мазать… а. Наблюдение за работой медсестры: (обработка зеленкой, йодом; перевязка бинтом….) б. Целевое посещение кабинета врача, медсестры, повара….. в. На закрепление играем в сюжетно-ролевую игру «Больница». (Роль врача или медсестры –воспитатель). Игра занятие: «Кукла заболела» Ой, скорее помогите! Горлышко мне полечите Маму я не слушала Мороженное кушала, Дидактическая игра : «Кому что нужно для работы» (использовать д\пособие).
2. Научить малышей быть аккуратными, думать, искать и находить выход из различных ситуаций.
Игра: Коробочки. Ход игры: Следует как можно чаще ставить малышей в такие ситуации, в которых требуется сделать выбор: Где у нас лежат коробочки? Софья иди ,выбери маленькую коробочку, чтобы в нее положить маленькие листочки. А Ксюша принесет большую коробку? Какие листочки мы в нее положим? 3. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате; По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности, ставить обувь (после прогулки) Использование карты алгоритма последовательности раздевания с прогулки. Использовать чтение: « Маша- растеряша.» Л. Воронкова. Где же, где мои чулки? Обыщу все уголки. Их на стуле нет, И под стулом нет, На кровати нет, Под кроватью – нет... Ищет Маша чулки, никак не найдет. А кошка на стуле мурлычет-приговаривает: - Ищешь, ищешь – не найдешь, А разыщешь – так пойдешь. Надо вещи убирать – Не придется их искать.
НОД: «Рассматривание примулы и фикуса» Подготовка к НОД. На столе у воспитателя примула и фикус, лейка с водой, влажная тряпочка. Ход : Дети рассматривают растения, по просьбе воспитателя описывают характерные особенности их внешнего вида, сравнивают растения между собой. Затем, воспитатель уточняет, какие приемы используются для ухода за растениями , привлекает детей к их показу( поливка, протирание листьев фикуса). В конце проводят дидактические игры, в ходе которых знания о растениях закрепляются.
Воспитывать ответственность за порученное дело; привычку к трудовому усилию. Дидактическая игра: «Какой это цветок?» (бегония, бальзамин) ( Использовать для игры открытки с изображением комнатных растений. Примерное поручение по уходу за комнатными растениями: Ты вытер пыль на листочках, посмотри какие они стали чистые, блестящие. Ты Молодец!»
Поручение: убрать снег, из которого воспитатель слепит снеговика с корзинкой, в которую дети будут кидать снежки. Игра: « Я самый ловкий»
Дидактическая игра: «Учимся одеваться» Ход игры: Процесс обучения одеванию и раздеванию малышей наиболее сложный. Поэтому особенно важен дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку. Например: Воспитатель сопровождает каждое свое действие словами: «Как Саша хорошо сделала! Она сняла шапку и положила ее в шкафчик на верхнюю полку. И Ксюша и Софья тоже не забудут положить свои шапки в шкафчики на верхнюю полку», напоминает воспитатель, видя, что дети не торопятся убирать свои вещи. Необходимо вовремя поощрение детей со стороны взрослого, это стимулирует их активность , вызывает радость, удовлетворенность от собственных усилий. Использовать худ слово: Саша у нас зайчик Зайчик-побегайчик!!! Зайчик Саша скок-поскок, Подберет штаны, носок. Свои вещи не теряй И на место убирай. Все вы мои заиньки, Все мои любимые! Зайчики меня не огорчают, Вещи быстро собирают». Активизировать существительные, обозначающие предметы одежды; глаголы прошедшего времени «застегиваю», застегнул, расстегиваю- расстегнул», одеваю- одел. 2.Продолжать приучать детей мыть руки с мылом. После прихода с улицы, после посещения туалета, перед едой, по мере загрязнения. -Закреплять умение мыть руки в правильной последовательности (Используя карту алгоритма последовательности мытья рук). -Приучать самостоятельно закатывать рукава перед мытьем. При мытье рук использовать в речи потешки , стихотворения, это помогут поднять хорошее настроение у детей. Ой, лады, лады, лаДы, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Друг-другу улыбаемся. Если б Не было бы мыла? Если б Не было бы мыла, Таня грязной бы Ходила! И на ней бы, Как на грядке, Рыли землю Поросятки Чистая водичка Моет Саши личико, Софушки ладошки, Пальчики Я сегодня мылом Захотела поиграть Я сегодня мыло Буду доставать. Вот из этой миски, а затем из той. Будет очень весело нам играть с тобой Мыло с нами не играет Мыло на пол убегает!!!!! Водичка, водичка, Умой моё личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. * * * Зайка начал умываться Видно в гости он собрался Вымыл ротик Вымыл носик Вымыл ухо Вот и сухо * * * Ой-ой-ой-ой, Ой, кто голенький такой? Кто купаться пошел? Кто водичку нашел? * * * Ах, водичка хороша! Хороша водичка! Искупаем малыша, Чтоб сияло личико! * * * Кран, откройся! Нос, умойся! Глаз, купайся!
Методика обучения: Самым действенным приемом выработки у детей той или иной привычки является напоминание: «Саша, вытри, пожалуйста, нос!». Так же можно обыграть ситуацию, например рассказать о слонике, у которого такой большой нос, что следить за его чистотой очень трудно, поэтому он и говорит таким гнусавым голосом. Воспитатель: Давайте поможем слонику(Дети вытирают нос игрушке). А у вас носики маленькие вы можете сами вытереть.
Игра: «Волшебное зеркало» Воспитатель заметив, что Ксюша не причесанная и обращается к ней: «Ксюш, а у нас есть волшебное зеркало. Оно все видит и все помогает. Если сама не замечаешь непорядок на своей голове-попроси зеркало. Оно доброе. Поможет тебе причесаться! Пойдем заглянем в него! Ой, какая ты лохматая! Давай скорей неси свою расческу. Воспитатель причесывает и приговаривает: Как у солнышка лучики горят! Так у Ксюши волосики блестят!!! Вот какая у нас теперь Ксюша красивая, как солнышко!. Хозяйственно-бытовой труд. 1. Воспитывать желание оказывать помощь воспитателю в подготовке к проведению занятий: няни накрывать на стол к обеду, Убирать со стола после окончании пищи. Формировать у детей бережное отношение к вещам, умение замечать беспорядок и по собственной инициативе устранять его. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели; доброжелательное отношение к окружающим. В этом возрасте происходит интенсивное формирование Игровой деятельности, поэтому труд детей может быть взаимосвязан с игрой и проводится в ее контексте. Игра: «Напоим куклу чаем». Выполнение поручений типа: «Расставь стульчики; разложи карандаши, Собери бумагу под столом. 2. Продолжать приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате; По показу воспитателя складывать одежду в определенной последовательности. 3. Продолжать воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослых. (Особенно в этом возрасте приобщают к наблюдению за трудом взрослых. Обращают внимание на мотивы, результат деятельности. На конкретные действия, основные инструменты, материалы, применяемые при выполнении той или иной работы). Например: Пол был мокрый, скользкий, можно было упасть. Няня протерла его тряпкой-стало чисто, сухо. Было на участке много листьев, Они мешали ходить. Дворник метлой подмел участок-стало чисто, красиво, просторно. Детей подводят к тому, что взрослым необходимо помогать: не сорить, подбирать бумажки, подметать дорожки. И.т.д. Всегда за выполненную работу ребенка нужно хвалить. Работа в уголке природы:
(Наблюдение за трудом воспитателя в уголке природы, выполнение посильных поручений).
Воспитывать аккуратность; Ответственность за порученное дело; желание доводить начатое дело до конца. Игра-занятие: «Мы посадим лук, лук…» Ход занятия: Вначале воспитатель проводит беседу, раскрывая вопросы: «Из чего можно вырастить растения?(Из семян, луковиц-деток). Посмотрите у меня на столе лежат луковицы деточки. Какое сейчас время года? Что делаем весной? (сажаем) Сейчас мы с вами посадим лук, будем за ним ухаживать. Посмотрите как нужно сажать лук (объясняю и показываю). После этого землю надо полить. Затем дети приступают к работе. Воспитатель следит за правильностью и аккуратностью ее выполнения. По окончанию воспитатель спрашивает чему вы сегодня научились? Теперь поставим лук в теплое место и будем следить пока он не начнет расти и будем ухаживать.
Воспитывать трудолюбие, ответственность за порученное дело; доставлять детям удовольствие и радость от результата их труда. Самообслуживание: 1.Продолжать учить детей шнуровать обувь. Закреплять умение застегивать застежки, липучки, «молнии». Закреплять навыки самообслуживания при умывании; одевании и раздевании при приеме пищи. 2. Приучать детей следить за своим внешним видом: Радоваться чистой красивой одежде. Испытывать чувство брезгливости от загрязненной одежды, от грязных рук, непричесанных волос; Учить детей обращаться к взрослому с просьбой помочь устранить эти недостатки. Рассматривание иллюстраций с изображением красиво одетых детей. Игра занятие: «Мыльные перчатки». Игра: «Приведи куклу в порядок». Чтение потешки: «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька. Опушка бобровая-Маша чернобровая». 3 Продолжать учить детей самостоятельно есть ( умение пользоваться ложкой, пить из чашки, захватывая ее всеми пальцами). По напоминанию взрослого пользоваться салфеткой, говорить «спасибо», убирать свой стульчик, выходя из стола. , полоскать рот. Активизировать в активной речи детей существительные: ложка, каша, соль, сахар; понимать и использовать глаголы прошедшего времени: помешал, насыпал, налил, положил, покормил. Сюжетная игра: «Покормим куклу кашей». |
Список литературы:
1. Л.В. Кузнецова. Нравственно-трудовое воспитание в д/саду. М.,2007г.
2. С.. Теплюк. Прогулки для детей .М.,2001г
3 .Куцанова, Комарова. Трудовое воспитание в д/саду .М.,1983
4. С.В. Петерина.Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.М.,1986
5. Р.С. Буре. Учите детей трудиться. М..1983
6.Р.С. Буре. Воспитание дошкольника в труде. М.,1983
7. Л.В.Артемьева. Окружающий мир. М.,1992
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по Трудовому воспитанию в первой младшей группе
Методическая разработка содержит теоретические и методологические основы планирования и прогнозирования образовательного процесса. Мною представленная работа представлет докуме...
Конспект НОД по трудовому воспитанию в первой младшей группе
непосредственно образовательной деятельности по трудовому воспитанию в 1 младшей группе...
предпосылки к трудовому воспитанию в первой младшей группе
Перечисление задач педагога в формировании предпосылок к трудовому воспитанию в первой младшей группе детского сада....
Методическая разработка по «Трудовому воспитанию» в первой младшей группе
Учить детей приемам ухода за игрушками, последовательности и содержанию работ по уборке кукольного уголка....
Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»
Методическая разработка«Трудовое воспитание в первой младшей группе»...
Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»
Методическая разработка «Трудовое воспитание в первой младшей группе»...
Консультация для родителей первой младшей группы Тема: «Трудовое воспитание в первой младшей группе детского сада»
В первой младшей группе закладываются основы трудового воспитания. Детей учат сначала с помощью взрослого, а затем под его контролем надевать, снимать и складывать на место одежду, обувь; замечать нео...