Родительское собрание на тему: "Нравственные отношения в семье и детском саду".
материал ( группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»
Родительское собрание на тему:
«Нравственные отношения в семье и в детском саду»
Воспитатель: Мелащенко Л.Н.
2014 г.
Цель: совместно с родителями осмыслить основные нравственные ценности; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других; способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления.
Задачи:
Форма проведения: творческая лаборатория.
Участники: родители, воспитатели.
План проведения:
1.Вступительное слово.
2.Педагогический всеобуч.
3.Анализ результатов анкетирования детей и родителей.
4.Выступление психолога.
5.Тестирование родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье». (Приложение В).
6. Тренинг. Решение педагогических ситуаций (приложение Г).
7. Выступление педагога с опытом работы.
8. Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Ход мероприятия.
1. Подготовительный этап.
1.1. Провести анкетирование детей и родителей (приложение А). Вопросы связаны с темой собрания и перекликаются по содержанию у детей и взрослых. Проанализировать полученные ответы и оформить в виде диаграмм.
1.2 . Подготовить памятки «Основы нравственных отношений в семье» (приложение Б).
1.3. Подготовить небольшое детское выступление для родителей (например, чтение стихов А. Барто «Святая ложь», «Мы с отцом», Я. Акима «Моя родня»), театрализованную сценку из жизни детского сада.
1.4. Оформить плакаты с цитатами:
- «Затем и молим мы богов о детях, чтоб супостатов наших отражали и другу честь умели подавать». (Софокл)
- «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье». (Л. Бетховен)
- «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». (К. Ушинский)
2. Вступительное слово воспитателя.
Сообщает тему, цели собрания.
3. Этап педагогического всеобуча.
Ведущий. Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни (обращаю внимание родителей на плакат с цитатами). Софокл, драматург Древний Греции, написал слова, которые остаются актуальными и сейчас:
Затем и молим мы богов о детях,
Чтоб супостатов наших отражали
И другу честь умели подавать.
Великий композитор Бетховен завещал потомкам: «Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье».
К. Ушинский отмечал: «Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».
Нравственное воспитание - это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А. Запорожец.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В. Сухомлинский.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.
4. Этап социологического исследования.
Воспитатель. Разрешите познакомить вас с результатами анкетирования детей и родителей «Нравственные ценности». Предлагаю сравнить итоги опроса по диаграмме, в которой отражены приоритетные ценности родителей и детей.
(Идет анализ анкет.) А теперь я хочу предоставить слово нашему второму воспитателю.(Ф.И.О.).
5. Тестирование «Мой стиль воспитания ребенка в семье».
Воспитатель сообщает родителям о том, как моральные принципы по-разному проявляются в семье. Проводит тестирование «Мой стиль воспитания ребенка в семье» (приложение В). Проводит тренинг.
6. Этап проведения тренинга.
Предложить участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них (приложение Г). После обсуждения педагогических ситуаций подводятся итоги, какими же должны быть нравственные отношения в семье. В целях активизации родителей на родительском собрании, можно использовать прием «Полезный совет». Каждый участник получает карточку, в которую вписывает условие нравственных отношений в семье или советы. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.
- Любовь и взаимное уважение.
- Взаимопонимание и взаимовыручка.
- Ценность и личная значимость каждого числа семьи.
- Участие каждого члена семьи в ее жизни - труд, отдых, учеба.
- Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Воспитатель рассказывает о том, как в детском саду осуществляется нравственное воспитание, как детям прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям. Далее идет обсуждение памятки (предложить родителям обсудить памятку, которую они получили).
8. Подведение итогов.
Воспитатель. Предлагаем высказать родителям свое мнение о проведенном собрании. (Идет обсуждение положений проекта, которые будут внесены в решение родительского собрания.)
В каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать на них глаза, а решать их. Увидеть проблему - это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Предлагаем продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что «можно» и «нельзя», на следующем родительском собрании.
Приложение А. Анкетирование детей и родителей «Нравственные ценности».
Вопросы для детей.
- Каким ты хочешь быть человеком?
- Кем ты хочешь быть?
- Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
- Без чего нельзя прожить человеку?
- Если бы ты нашел клад, то что бы ты сделал?
- Если бы у тебя была волшебная палочка, то что бы ты сделал?
Вопросы для взрослых.
- Качества, необходимые вашему ребенку как человеку - ...
- Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал...
- В хорошей семье всегда...
- Нельзя прожить без...
- Если бы я нашел(-ла) клад, то...
- Если бы я все мог(-ла), то...
Приложение Б. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье».
- Проявляйте заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним - подражая, малыш очень скоро вернет это вам.
- Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
- Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам - это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
- Не говорите о людях неуважительно, плохо. Ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.
- Поведение - это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.
Приложение В. Тестирование родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье».
Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.
1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:
а) дадите ребенку другое блюдо;
б) разрешите выйти из-за стола;
в) не выпустите из-за стола до тех пор, пока все не съест.
2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку - плюшевого медведя. Вы:
а) идете во двор и ищете игрушку ребенка;
б) погрустите вместе с ребенком о его утрате;
в) успокоите ребенка словами: «Не стоит расстраиваться из-за пустяков».
3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:
а) без слов выключите телевизор;
б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;
в) пристыдите ребенка за несобранность.
4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:
а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: пусть поскучает без них;
б) предложите свою помощь в уборке, типа: «я вижу, что тебе скучно делать это одному...», «я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя...»;
в) накажете ребенка лишением игрушек.
5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, «тянет» время. Вы:
а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;
б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;
в) пытаетесь сами побыстрее одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.
Результат.
Подсчитайте, каких ответов больше - а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме.
«А» - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей.
«Б» - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент - научить его отвечать за себя и свои поступки.
«В» - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы - порицание и наказание.
Приложение Г.
Педагогическая ситуация для тренинга.
Ситуация первая.
В автобусе одно место у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.
Вопросы:
- Как дальше будет развиваться ситуация?
- Кто должен уступить место?
- Как вы учите своих детей вести себя в транспорте?
Ситуация вторая.
В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это, и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял, опустив голову, и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата:
- Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?
- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! - прервала она дочь и отправила сына в детскую.
Вопросы:
- В чем состоит педагогический просчет матери?
- Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
- Как вы поступили бы в таком случае?
Ситуация третья.
В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:
- Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.
Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно,
встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:
- Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.
- Нет, пойдем, все равно пойдем! - кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.
- Доченька, подожди, дай твою руку! - внезапно скомандовал отец. Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:
- Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.
Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:
- Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.
Вопросы:
- Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
- Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
- Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости?
Приложение Д.
Литература.
Арнаутова Е.П. Когда ребенок сводит взрослого с ума// Управление ДОУ. 2005. № 8.
Брюхова В. Третий шаг к партнерству // Директор школы. 2005. № 3, Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.
Маханева Ы.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общее родительское собрание "Воспитание милосердия, терпимости, взаимопонимания в семье и детском саду"
Воспитание толератного отношение к друг другу, взоимопонимания и уважения к старшим было актуально во все времена развития человечества. "Если я знаю, что такое любовь, то только благодаря тебе". Эти ...
Конспект родительского собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Развитие речи в дошкольном возрасте - основа, фундамент для ребёнка...
Родительское собрание "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Конспект родительского собрания 2-ая младшая группа + анкета для родителей...
Родительское собрание «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, обрабатывать их для передачи последующим поколен...
План- конспект родительского собрания на тему "Развитие речи в семье и детском саду" 2 младшая группа
Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит среди камней чиста, нетороплива, И ты готов внимать её поток И восклицать: - О! как же ты красива! ...
Родительское собрание по теме: «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду.
Цель: Формировать у родителей представление о нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье.Задачи:...
Родительское собрание по теме: «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»
Родительское собрание по теме: «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»...