Родительское собрание по теме: «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду.
методическая разработка
Цель: Формировать у родителей представление о нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье.
Задачи:
Повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам нравственного воспитания и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста. Способствовать сплочению родительского коллектива и формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.
На родительском собрании определяются следующие группы:
- «Добрые родители»
- « Строгие родители»
Оформление: плакаты с высказываниями о нравственности.
Повестка собрания
1. Вступительное слово
2. Нравственное воспитание, понятие, сущность.
3. Методы и условия нравственного воспитания ребенка в семье.
4. Работа с ситуациями.
5. Тренинговое занятие с родителями
6. Подведение итогов собрание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_sobranie.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание по теме: «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду.
Цель: Формировать у родителей представление о нравственной составляющей в личностном развитии ребёнка, о способах и методах нравственного воспитания детей в детском саду и семье.
Задачи:
Повышать педагогическую компетентность родителей (законных представителей) по вопросам нравственного воспитания и формированию мировоззрения детей дошкольного возраста. Способствовать сплочению родительского коллектива и формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями и детьми, родителями и педагогами.
На родительском собрании определяются следующие группы:
- «Добрые родители»
- « Строгие родители»
Оформление: плакаты с высказываниями о нравственности.
Повестка собрания
1. Вступительное слово
2. Нравственное воспитание, понятие, сущность.
3. Методы и условия нравственного воспитания ребенка в семье.
4. Работа с ситуациями.
5. Тренинговое занятие с родителями
6. Подведение итогов собрание.
Ход собрания.
Ведущий: Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встречи с вами. Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей и наших с вами детей - что такое семья, счастье, домашний очаг. Ведь именно семья является первой социальной «ячейкой», в которую попадает ребенок после рождения и именно в ней переплетены все естественно-биологические и социально-психологические связи родителей и детей.
Эпиграфом к нашей встречи будет восточная мудрость (доска): «Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека». Наша беседа посвящена очень серьезной теме: «Нравственное воспитание детей в семье». Мы часто слышим эти слова – нравственность, безнравственный поступок, высоконравственный человек. Нравственные качества не передаются по наследству как интеллектуальные способности или внешние данные, их надо воспитывать. Каким образом их воспитывать – мы сегодня и будем вести разговор.
Ведущий: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Насколько нравственными, добрыми, порядочными будут ваши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества, а нам с вами в этом обществе жить. И семья в воспитании нравственности играет главную роль.
Давайте посмотрим на социологические данные: влияние улицы – 10%. влияние школы – 20% - СМИ – 30% семья – 40%.
Таким образом мы видим: семья является главным институтом воспитания. Здесь ребенок рождается, здесь он получает новые знания об окружающем мире, здесь формируются начальные критерии оценки добра, истины, красоты. Другими словами начинается процесс воспитания. Именно в семье ребенок первоначально узнает о правилах поведения, которые затем превратятся в нравственные чувства и привычки.
Ведущий: Предлагаю вам поиграть (при входе вы получили карточки с «добрыми родителями», «строгими родителями». Те у кого « добрые» родители проходите за свой стол, у кого «строгие» родители проходите за свой стол).
Ведущий: Первый наш конкурс называется «Правила родительской гармонии. ( вопросы 1и 2 команде)
1команда 2команда
(добрые родители) (строгие родители)
1. В проявлении каких родительс- 1. Нужно ли устанавливать ра-
ких чувств нуждается ребенок? венство позиций ребенка и взрос-
(нежность, ласка, доброта, веж- лого? (да)- высказывания родител.
ливоть, понимание и т. д.)
2. Всегда ли ребенок должен 2. На чем необходимо строить
походить на родителей? (нет не контакт с ребёнком? ( атмосфера
всегда, принятие и признание прав любви, атмосфера искренности,
ребенка на индивидуальность и не разъяснение, воздействии словом ).
похожесть на других).
Ведущий: Обе команды отлично справились с первым конкурсом.
Ведущий: Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрёк и возраст, и физическую силу. Основное зло в том, что такие упрёки вызывают неверие в себя, а неверие в себя расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.
- Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считал наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него. - Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. - Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний – тончайшая работа воспитателя, родителя мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя.
Ведущий: Семья объединяет людей общими интересами, общей жизнью, общими радостями, общими невзгодами. Когда мать и отец делят между собой все хлопоты, ребенок не вырастет эгоистом. Единство семьи укрепляется привлечением ребенка к общедоступным для него делам семьи: участие в труде по домашнему хозяйству, в решении некоторых экономических вопросов, в организации семейного досуга. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.
Ведущий: Поговорка гласит: посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу.
Второй наш конкурс «Привычки наших детей» (вредные и хорошие)
1команда добрые родители, расскажут нам о плохих привычках).
ковыряние в носу, накручивание и сосание волос, обкусывание ногтей, раскачивание или кручение на месте, скрип зубами, ребенок плачет в магазине.
2команда (строгие родители, расскажут нам хорошие привычки).
чистить зубы, застилать кровать, убирать свои вещи на место, одеваться и раздеваться самостоятельно, помагать взрослым, соблюдать правила дорожного движения и т. д.
Ведущий: Команде добрые родители такой вопрос. Какие привычки вырабатываются у наших детей когда они здороваются? (доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении, хороший и обязательный фон для формирования в ребенке нравственных потребностей)
Команде строгие родители такой вопрос. С чего начинаются нравственные потребности? ( с отзывчивости, сочувствии, сострадание, сопереживание; с нравственной установки, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру.
Ведущий: Молодцы. Привычки у детей вырабатываются с навыком. Хорошие привычки нужно закреплять, а плохие устранять.
Третий наш конкурс “народная мудрость гласит”
Ведущий: О семье много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас небольшая разминка. Вам надо поправить то, что будет неверно (обеим командам)
– Не родись красивой, а родись богатой (счастливой).
– Любовь – кольцо, а у кольца нет проблем (начала нет, и нет конца).
– У семи нянек дитя в доглядке (без глаза).
– Милые бранятся только по пятницам (тешатся).
А теперь продолжите пословицу (командам по очереди)
1команде: Гость на пороге – счастье в … (доме).
2команде: Дом без хозяйки … (сиротка).
1команде: Дом вести … (не бородой трясти).
2команде: Яблоко от яблони … (не далеко падает).
1команде: Чем богаты, … (тем и рады).
2команде: В гостях хорошо, … (а дома лучше).
Разминка прошла успешно. Теперь конкурсное задание. Из набора слов, которые вы сейчас получите в конвертах, составьте пословицу. Можно изменять падеж, форму, добавлять предлоги и частицы.
Задания:
1команде: Семья, куча, страшна, туча. (Семья в куче – не страшна туча.)
2 команде: Дети, тягость, радость. (Дети не в тягость, а в радость.)
1команде: Семья, клад, лад, не нужен. (Не нужен клад, когда в семье лад.)
2команде: Семья, место, душа, вместе. (Когда семья вместе, так и душа на месте.)
Ведущий: Вы такие молодцы! Успешно справились со всеми заданиями. А сейчас мы рассмотрим некоторые законы семейной жизни. Для вашего внимания будут предложены ситуации. Давайте попробуем общими усилиями найти правильный выход из этих ситуаций и, конечно же, почерпнуть для себя что-то новое и важное.
Ведущий: Четвёртый наш конкурс так и называется «Законы семейной жизни» 1команде (добрые родители) ситуация такая СИТУАЦИЯ№1:
Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт. Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта.
ЗАКОН: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
2 команде ( строгие родители) ситуация такая СИТУАЦИЯ №2:
Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
ЗАКОН: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
1команде (добрые родители) ситуация такая СИТУАЦИЯ№3:
Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она помыла посуду. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте? ЗАКОН: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
2команде (строгие родители) ситуация такая СИТУАЦИЯ№4:
Мама пришла с работы, сын встретил. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел вместе с мамой выполнять задание , так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, похвалила за аккуратную работу и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
ЗАКОН: Уважительного отношения членов семьи друг к другу.
Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том. Что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?
ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Ведущий: - тренинговое занятие с родителями
- У каждого человека будь он взрослый или ребенок есть удивительная возможность – возможность мечтать. Иногда мечты сбываются. Давайте и мы сейчас немного помечтаем. Представим наших детей маленькими деревцами, которым еще долго и долго предстоит расти. Мальчики – это небольшие дубки, а девочки – березки, а семья – это та почва, на которой они растут, и тот ландшафт, который их формирует. И вот представим, что уже наши дети заканчивают школу. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какие нравственные качества у него будут сформированы? Вы обратили внимание, что на наших деревьях нет совершенно листьев. И я предлагаю вам украсить их зеленой листвой. У вас на столе лежат зеленые листочки, вот на них и напишите те нравственные качества, которые вы хотите видеть в своих детях и поместите их на маленькие деревца.
(Под спокойную музыку родители выполняют практическое задание)
Ведущий: Посмотрите каким красивыми стали ваши деревца. Какими вырастут наши юноши? А какие нравственные качества будут сформированы у наших девушек? И деревца конечно тоже вырастут все разными. Но несмотря на это, вы все хотите, чтобы они выросли честными, добрыми, порядочными, воспитанными, трудолюбивыми, милосердными. Но для этого надо очень и очень постараться. Родительство – самая трудная жизненная задача. Здесь никто не может рассчитывать на быстрый успех и абсолютную компетентность. Быть родителем – это совершенно особая творческая деятельность, в ходе которой создается ни книга, ни картина, а новый человек. Это наиболее сложный вид творчества. Ведь ребенок является не пассивным материалом, а активным живым существом. И задача родителей состоит в том, чтобы научить его быть человеком, научить его быть счастливым и дарить счастье другим людям.
Благодарим всех за работу! И в заключении небольшое четверостишие:
Хотите ли вы, не хотите ли,
Но дело, товарищи, в том,
Что, прежде всего мы – родители,
А все остальное – потом!
- Удачи вам, дорогие родители!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду"
Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить ...
Родительское собрание на тему « Нравственно – патриотического воспитания детей в семье».
Родительское собрание на тему "Нравственно - патриотическое воспитание детей в семье"....
Родительское собрание на тему: "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников"
Родительское собрание на тему: "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников"...
Сценарий родительского собрания на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Помочь ребенку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот цель, кот...
Родительское собрание по теме: «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»
Родительское собрание по теме: «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»...
Родительское собрание на тему "Нравственно-патриотическое воспитание детей от2 лет до 3 лет через чувственные отношения к родственникам"
Привлечь родителей к обсуждению вопросов нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста, формировать обобщенное представление родителей в вопросах воспитания патриотизма у детей...
Родительское собрание по теме «Нравственное воспитание детей в семье и в детском саду»
Повестка собрания 1. Вступительное слово2. Нравственное воспитание, понятие, сущность.3. Методы и условия нравственного воспитания ребенка в семье. 4. Работа с ситуациями. ...