тренинг на тему: "Трудности воспитания детей раннего возраста от 2 до 3 лет"
методическая разработка (младшая группа) на тему

Воропаева Наталья Степановна

информация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_na_temu.docx26.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг на тему:

«Трудности воспитания детей в возрасте 2-3 лет»

Цели: осуществить психолого-педагогическую поддержку родителей в виде практических предложений по установлению правильных взаимоотношений с детьми; выработать тактику сотрудничества с родителями по устранению трудностей в воспитании ребенка; довести до сознания родителей необходимость единых согласованных действий со стороны семьи и детского сада; приобщить родителей к познанию внутреннего мира ребенка;

Задачи:

  • Тренинг направлен на улучшение взаимопонимания, повышения эффективности взаимодействия между взрослым и ребенком;
  • Активно слушать, то есть уметь слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
  •  Выработать тактику сотрудничества с родителями по устранению трудностей в воспитании ребенка;
  • Как помочь своему ребенку стать успешным и счастливым

Ход занятий:

Приветствие:  Здравствуйте! Мы рады, что вы нашли время прийти на эту встречу, которую мы проводим в виде тренинга.

В ходе работы нам предстоит друг с другом общаться, поэтому просьба ко всем участникам: подписать и прикрепить визитки-бейджики, чтобы все знали, как к вам обращаться.

(родители рассаживаются на стульчики полукругом)

Правила тренинга:

  • Отключить звук и вибрацию телефона (можно оставлять мобильник включенным, но его не должно быть слышно, чтобы не отвлекаться)
  • Правило жёлтого мяча. Право говорить имеет тот, кто поднял руку/у кого в руках жёлтый мяч. Когда высказывается кто-то из членов группы, остальные его внимательно слушают (не перебивая и не комментируя) давая возможность сказать то, что он хочет. Тот, кто говорит, заботится об остальных — говорит кратко и по делу. 
  • Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы  в повседневной жизни. 
  • Будьте активны. Было бы, по меньшей мере, странно прийти в спортзал и наблюдать за теми, кто работает на тренажёрах в расчете на то, что ваши мышцы тоже накачаются. Поэтому, пришли на тренинг — качайте «мускулы», а не наблюдайте. Т.е. участвуйте
  • Правило «Я». Мы не используем рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Берите ответственность на себя.

Знакомство. Упражнение «Нас с вами объединяет...»

Сейчас мы по кругу будем передавать вот такую игрушку ( мяч, мягкая игрушка), ваша задача: представиться, сказать, чьи вы родители  и закончить следующее предложение: : « Я думаю, нас с вами объединяет...» ( либо фразу «Мой ребенок...»)

Каждый раз мяч попадает к новому участнику до тех пор, пока мяч не получит каждый.

  Основная часть.

Психологи отмечают важность раннего периода для дальнейшего развития ребенка и вот что говорит об этом Е.О. Смирнова:

«Первые три года жизни ребенка оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка. За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он учится видеть мир. Понимать значение окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми. Именно в  первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Ведь это начало всех его будущих качеств и способностей».

Психолог: Каждый из нас ЛЮБИТ и ПОНИМАЕТ своего ребенка. Это ПРИНЯТИЕ находит свое выражение в нашей мимической реакции на действия ребенка, в наших жестах, в наших размышлениях, в наших словах, обращенных  к ребенку, давайте выполним одно упражнение

   Упражнение «Что таится в имени моего ребенка» («Тайна имени»)

Родителям предлагается назвать имя своего ребенка и охарактеризовать его по первой букве имени. Например: Женя — жизнерадостный.

 Упражнение «Психологические особенности  детей раннего возраста»

Цель: Выделить психологические особенности  детей раннего возраста, обобщить опыт участников тренинга.

Материалы: доска, маркер.

Упражнение проводится в подгруппах, каждая из которых  методом мозгового штурма составляет перечень проблем, с которыми сталкиваются взрослые, воспитывая детей раннего возраста.

Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, и в результате группового обсуждения на доске появляется общий перечень трудностей, на которых участники заострили внимание.

Психолог: Зачастую родители и воспитатели, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать не надо.

В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют его делать наоборот (Например. Что будет делать ребенок на слова: «Не подходи к телевизору!»).

Обращение к ребенку должно быть позитивным, т.е. предполагать ответное действие, а не бездействие.

                               Упражнение «Недетские запреты»

Выбирается один участник и садится на стул в центре круга. Все остальные по одному подходят к нему и говорят, что они ему запрещают делать, — то, что участники чаще всего говорят своему ребенку. При этом капроновой лентой завязывают ту часть тела, которой касался запрет. Например: «Не кричи!» — завязывается рот, «Не бегай» — завязываются ноги и т.д.

После того как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как он не сможет встать, то его нужно развязать. Для этого каждый участник подходит к ленте, которую завязал, и снимает запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, суть запрета остается.

 Например: «Не кричи — говори спокойно».

Рефлексия

Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:

— Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?

— Ограничение движения какой части тела вы ощутили наиболее остро?

— Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?

— Что хотелось развязать в первую очередь?

— Что вы чувствуете сейчас?

Рефлексия участников, игравших роль взрослого:

— Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?

— Что вам хотелось сделать?

— Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?

— Какие чувства вы испытываете сейчас?

Психолог: Известно, что готовых рецептов воспитания  не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“! Чтобы научить этому детей, педагогам самим нужно отлично в этом разбираться.

Предлагаю вам  пройти групповой тест “Можно и нельзя“.

                                               Тест “Можно и нельзя”

Внимательно прочтите и оцените предложенные ситуации. Как вы считаете, можно ли наказывать ребенка в данных ситуациях? Отметьте значком выбранный вами вариант ответа.

Наказание невозможно

Наказание возможно

Ребенок болеет

Перед сном

Сразу после сна

Во время еды

Во время занятий

Во время игры

Непосредственно после душевной или физической травмы

Ребенок старается, но у него не получается

Вы находитесь в плохом настроений

После выполнения теста проводится его обсуждение:

- Когда, в каких ситуациях  можно, а когда нельзя наказывать ребенка?

 В заключение педагогам предлагается отрезать ножницами колонку теста “Наказание возможно”. ¬

Оставшаяся часть в качестве “памятки” может использоваться в работе.

Тест «Кто я?»                                                                                                

Я предлагаю вам тест. Мы не будем обсуждать и анализировать ваши ответы. Вы сделаете это сами. Тест очень прост. 10 раз задайте себе один вопрос «Кто я?» и запишите ответы на листочке бумаге.

Когда работа закончена, воспитатель предлагает родителям оценить ее результаты:

Посмотрите, на каком месте стоит ответ «Я мать» или «Я отец». Если вы написали об этом вначале, значит родительская позиция является для вас наиболее важной жизни. Если же такой ответ встречается в числе последних или не встречается вообще, это может свидетельствовать о том, что вы несколько отдалились от своего ребенка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой.

Конечно, результаты тестирования нельзя воспринимать как истинное положение вещей. Мы только призываем вас задуматься над тем, не потерялось ли в повседневной суете ваше главное предназначение – материнство и отцовство. И решать это только вам самим!

Упражнение «Узнай своего ребенка»

Сейчас возьмите, пожалуйста, фигуры с именем вашего ребенка. Именно эти фигуры ваши дети выбрали из числа всех предложенных. С точки зрения психологии, их выбор не случаен. Он свидетельствует об определенной их потребности в чем-либо.

  Воспитатель дает общую интерпретацию выбора в работах детей:

 треугольник - потребность в лидерстве, управлении,

круг - потребность в общении,

 квадрат - потребность в познании;

желтый - потребность в общении;

 красный - потребность в двигательной активности;

 синий и белый - потребность в спокойствии и уединении;

зеленый - потребность в самовыражении и самоутверждении;

черный и коричневый - потребность в свободе и самостоятельности (тревога, негативизм, неуверенность).

Возьмите эти сведения на заметку и постарайтесь в процессе общения с ребенком его потребность удовлетворить.

Психолог:  Как много сердечного тепла бывает загублено из-за неспособности  понять другого и самого себя. Скольких драм, больших и малых, не происходило бы, обладай их участники и окружающие умением сочувствовать, прощать, любить. Любить тоже надо уметь, и это умение не дается матерью-природой.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, — это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

                                       Упражнение «Солнце любви»

           Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Психолог: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

. Подведение итогов работы. Рефлексия.

— Что вам больше всего понравилось в нашей работе, что не понравилось?

— Какие чувства сопровождали во время всего цикла занятий?

— Какая информация оказалась для вас наиболее актуальной?

АНКЕТА-ОТЗЫВ

1.Ваши впечатления от нашей встречи ________________________

2.Что Вам больше всего понравилось? ________________________

3.Желаете ли вы, чтобы такие встречи проходили в такой форме? Почему? __________________________________________________________

 

На этом наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что сегодня все мы приобрели что-то полезное и ценное, положили в свою жизненную «копилку» что-то, что поможет вам еще лучше узнать своих детей, справляться с возможными проблемами, смотреть на свои действия и действия своих детей с перспективой на будущее, ведь счастливое детство – залог успешного будущего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА...

Проект в группе раннего развития «Гендерное воспитание детей раннего возраста в игровой деятельности»

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девоче...

Воспитание доброты как необходимое условие нравственного воспитания детей раннего возраста

В обществе отмечается общий рост социальной напряженности, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессии и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоционально-волевая и душевная ...

Игровой тренинг "Развитие речевой имитации у детей раннего возраста"

Игровой материал поможет расширить компетенции родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Cоциально-нравственное воспитание детей раннего возраста на примере сказки «Репка», как условие патриотического воспитания

Патриотическое воспитание детей  начинается даже не  с раннего возраста, а с самого младенчества. Дети впитывают патриотизм с колыбельными  песнями, которые поет мама, с прибаутками, пе...