ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ И ДО МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ
консультация ( группа) на тему

ШУВАЛОВА АНТОНИНА ВЛАДИМИРОВНА

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ И ДО МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ

 

• От рождения до 1 года

Развитие ребенка (возрастные нормы). Общение с родителями является необходимой потребностью и источником развития ребенка. В каждом возрастном периоде формируются умения, которые имеют огромное значение для дальнейшего успешного развития. В период новорожденности (первый месяц жизни) главной задачей родителей является обеспечение качественного ухода за младенцем. К концу первого месяца у малыша формируется суточный ритм с преобладанием сна в ночное время и бодрствования – в дневное. К началу второго месяца у ребенка появляется ответная улыбка на обращение взрослого. С 1-го до 3-х месяцев формируется умение сосредотачивать взгляд на лице взрослого, висящей игрушке; малыш уже может следить за движущимся предметом.

Начинается развитие речевого слуха – ребенок прислушивается к различным звукам (речь взрослых, бытовые звуки, звук погремушки). На 3-м месяце формируется «комплекс оживления» – радуясь, малыш выпрямляет руки, разжимает пальцы, издает различные звуки (гулит, гукает). В 4-6 месяцев устанавливаются слуховые и зрительные соответствия; малыш долго рассматривает предмет, который привлек его внимание, находит взглядом источник звука. В этот период ребенок начинает узнавать близких людей, различает интонацию обращенной к нему речи, реагирует на новую обстановку, проявляет недовольство. К полугоду ребенок по звучанию узнает свое имя. К 5-ти месяцам формируется целенаправленное движение рук – акт хватания, к 6-ти месяцам ребенок самостоятельно манипулирует с игрушками. В возрасте 6-ти месяцев происходит бурное речевое развитие. В возрасте 7-9 месяцев ведущим является развитие движений, ребенок становится более активным, начинает ориентироваться в окружающем пространстве, ползает, садится, ложится, встает, переступает с опорой. Также начинает понимать речь взрослого, находит по просьбе взрослого несколько предметов, выполняет простые действия без подсказки («пока-пока» – машет рукой, «хлоп-хлоп, ладушки»). К 10-12 месяцам действия малыша становятся разнообразными и направленными на достижение результата – надеть, снять, открыть, закрыть, вынуть, сложить. Движения рук становятся более скоординированными. К году ребенок произносит около 10 простых слов, активно подражает взрослому.

На что обратить внимание? В период от рождения до года контроль за развитием ребенка надо осуществлять ежемесячно. Особенностью детей первого года жизни является быстрый темп развития всех психических процессов, поэтому чтобы убедиться, что малыш развивается нормально, достаточно выделить ведущие факторы развития для каждого возрастного периода и сравнить их с показателями своего ребенка. Одной из причин отклонения в развитии ребенка может быть снижение слуха. Обязательно проверьте слух у ребенка – отойдите на 1-2 метра и потрясите погремушкой – ребенок должен повернуть глаза или голову в сторону источника звука, движения при этом затормаживаются. Если данные показатели в определенном возрастном периоде не сформированы или сформированы частично, мы можем предположить отставание или «мозаичное» – неравномерное развитие.

Как помочь? В любом случае обязательно осуществление качественного ухода и поддержание положительного эмоционального состояния ребенка. При отставании в развитии постарайтесь усилить воспитательные воздействия в соответствии с нормальным уровнем развития. Побуждайте малыша к действиям – выкладывайте на живот для стимуляции удержания головки, слегка подталкивайте при попытке ползти, удаляйте игрушку для стимуляции акта хватания, много и активно разговаривайте с ребенком, пойте ему песни, делайте массаж пальчиков. Помните, что все дети развиваются по-разному. Отставание в развитии на 1-2 эпикриз ных срока может являться вариантом нормы. При подозрении на отставание в развитии обязательно проконсультируйтесь со специалистами – невропатологом, психологом, отариноларингологом, окулистом, хирургом-ортопедом, педиатром.

http://www.rastim-baby.ru/content/rr1111/128.jpg

• 1 – 3 года

Развитие ребенка (возрастные нормы). Малыш начинает ходить, самостоятельно осваивает недоступное ему ранее пространство. Бурно развивается познавательная активность и предметная деятельность. Ребенок теперь, манипулируя с предметами, действует методом проб и ошибок. Формируется выделение признаков и свойств предметов – ребенок осваивает величину, форму и цвет. Происходит развитие восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой сфер, активно развивается речь. К 2-м годам появляется фразовая речь, а к 3-м годам ребенок использует в речи сложные предложения. Словарь ребенка к трем годам составляет более 400 слов. Малыш самостоятельно кушает, удерживает карандаш, рисует линии. Учится контролировать мочеиспускание и опорожнение кишечника, приучается к горшку.

На что обратить внимание? Обязательно следите за речью ребенка. Задержка речевого развития может указывать на проблемы со слухом, а также являться симптомом задержанного психического развития. В норме малыш с радостью соглашается выполнять предложенное задание, проявляет интерес к своей деятельности и ожидаемому результату. Для ребенка с интеллектуальными нарушениями характерно безразличие к выполняемым действиям. Обратите внимание на нервно-психические проявления ребенка, такие как: нарушения засыпания/сна, значительные сокращения сна, вздрагивания во сне, бруксизм (скрип зубами), нарушения аппетита, рвотный рефлекс во время принятия пищи, повышенное потоотделение, усиленный интерес к половым органам/ с элементами онанизма, частый беспричинный плач, повышенная тревожность и возбудимость, страхи, навязчивые движения и тики, замкнутость, стремление к одиночеству, неусидчивость, отвлекаемость. Такие проявления могут быть признаками как незначительных, так и серьезных психических нарушений.

Как помочь? На данном этапе обязательным условием эмоционального благополучия является соблюдение режима дня. При задержке речевого развития или речевом негативизме (нежелании говорить) побуждайте ребенка к произношению слов, не отвечайте на жестовые обращения, настаивайте на речевой просьбе («Скажи! Говори! Что ты хочешь? А что это?»). Помогите ребенку, называя первый или последний слог слова. Развивайте мелкую моторику малыша, играйте в пальчиковые игры, выполняйте массаж пальцев и кистей рук, пойте слова. Развивайте ребенка физически. Занятия и игры проводите не более 15 минут во избежание психоэмоционального напряжения малыша. Период раннего детства часто связан с адаптацией к дошкольному учреждению, и многие нервнопсихические проявления могут иметь место именно в это время. Готовьтесь к детскому саду заранее, укрепляйте иммунитет ребенка. При подозрении отставания ребенка в развитии обратитесь к специалистам.

• 3-5 лет

Развитие ребенка (возрастные нормы). С 3-х лет происходит интенсивное развитие личности ребенка, он усваивает нормы поведения в обществе, развивается воля. Формируется самоутверждение, так называемый «кризис 3-х лет», который проявляется в упрямстве, непослушании, негативизме, самолюбии, обидчивости, активной самостоятельности – «Я сам!». Происходит познание отношений, ребенок учится взаимодействовать и общаться с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится игра; сначала сюжетно-ролевая с предметами, а немного позже с другими детьми. Ребенок способен долго играть в одиночку. Развивается воображение и наглядное мышление, возникают вопросы «почему?» «зачем?». Активно происходит развитие изобразительной деятельности, малыш может нарисовать человека, ориентируясь на основные части тела. Формируется полоролевая идентификация («Я – мальчик!» «Я – девочка!»).

На что обратить внимание? Обязателен контроль уровня речевого развития ребенка. В этот период обычно диагностируются речевые нарушения, и начинается логопедическая коррекция. Прислушайтесь, как говорит ваш ребенок, правильно ли он строит предложения, употребляет род, произносит звуки. В возрасте 3-5 лет очень важно то, как ребенок играет. Обратите внимание на сюжет самостоятельной игры ребенка – он должен быть придуман и разыгран по собственному сценарию с использованием диалогической речи. Обязательно проявление сочувствия. Обратите внимание на то, как и в какой руке ребенок держит ложку, карандаш. Закрепляйте навыки правильного захвата, это способствует подготовке руки к письму при дальнейшем обучении. Присмотритесь, как ребенок общается со сверстниками, особенно в конфликтной ситуации – договаривается, отходит или проявляет агрессию. Подчиняется ли установленным правилам дома, в дошкольном учреждении. Исключите наличие нервно-психических состояний – страхи, тревожность, непроизвольное мочеиспускание (энурез). Обратите внимание на координацию – может ли ребенок прыгать на одной ножке, переступить с носка на пятку, пройти по узкой полосе.

http://www.rastim-baby.ru/content/rr1111/129.jpg

Как помочь? Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте сказки и задавайте вопросы о прочитанном. Поправляйте неправильно произнесенные слова и просите повторения. Проигрывайте сказки по ролям.

Если ребенок не может освоить правильный захват карандаша или ложки приобретите специальный тренажер (как правило, он сделан из плотной резины с тремя углублениями для правильного расположения пальцев и одевается на карандаш в месте захвата). При просьбе взять карандаш или ложку не обозначайте руку, которой стоит это делать. Пусть ребенок сам определится с выбором ведущей руки. Если малыш левша, ни в коем случае не переучивайте его, это может повлечь за собой необратимые последствия в дальнейшем психическом развитии. При проявлении агрессивного поведения учите ребенка проявлять эмоции в социальноприемлемом виде. Проводите дома упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (рвите бумагу, танцуйте под громкую музыку). При возникновении энуреза, онанизма или навязчивых движений, прежде всего, следует исключить физиологические причины (раздражение, воспаление, инфекции) и организовать упражнения на снятие мышечных зажимов и релаксацию.

• 5 – 7 лет

Развитие ребенка (возрастные нормы). Растет потребность в выполнении социально-значимых действий. Мышление приобретает логические формы. Происходит становление смысловой памяти и произвольного внимания. Ребенок проявляет большой интерес и сочувствие к окружающим людям. Развивается способность к волевой саморегуляции поведения. Игровая мотивация постепенно сменяется на учебную. Появляется готовность к школьному обучению. Этот период, как правило, тесно связан с адаптацией к новым условиям обучения, что может выражаться в проявлении обострения эмоциональных реакций на происходящее – повышении чувствительности, школьной тревожности, возбудимости, обидчивости. Могут начаться проявления лжи и воровства.

На что обратить внимание? Прежде всего – на качество речевого развития. К 7-ми годам речь должна быть сформирована полностью. Преобладает учебная мотивация. Ребенок хочет учиться, с радостью готовиться к поступлению в школу. Будущий первоклассник должен: называть свое имя, фамилию, отчество, домашний адрес, город и страну проживания, дату рождения, фамилию, имя и отчество родителей, их профессии, знать домашних и диких животных, виды транспорта, называть месяцы, времена года и суток, деревья, овощи, фрукты, ягоды, пересказывать рассказ по картинке – последовательно и подробно; хорошо владеть ножницами – вырезать полоски, фигуры по контуру, без помощи линейки проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать людей и животных, выполнять штриховку. Обратите внимание на подготовку ребенка к школе. Если к 6 – 6,5 годам у ребенка преобладает игровая мотивация и он вовсе не стремится за школьную парту, не стоит сильно переживать, подождите, скорее всего, через полгода ситуация изменится – развитие в этот период происходит скачкообразно и за полгода ребенок может сильно «повзрослеть».

Как помочь? Прежде всего – укрепляйте иммунитет ребенка и правильно рассчитайте нагрузки. В стремлении научить не переусердствуйте. При каждом занятии обязательна смена деятельности. При трудностях запоминания у ребенка, играйте с ним в игры на развитие памяти. При неусидчивости и повышенной активности играйте в игры, направленные на регуляцию поведения («Молчалкикричалки-шепталки»). Развивайте логическое мышление, играйте в ассоциации. Учите ребенка общаться и искать компромиссы, разбирайте вместе с ним и объясняйте произошедшие конфликты. Хвалите ребенка за успехи, поощряйте его. При игровой мотивации у ребенка обращайте его внимание на красивых школьников, школьные принадлежности, рассказывайте, как много интересного они узнают на уроках.

• 7 – 10 лет

Развитие ребенка (возрастные нормы). Этот период характеризуется новым видом деятельности – учебным, который требует от ребенка больших умственных и физических усилий. Проявляется большая ответственность к учебе и выполнению заданий. Ребенок начинает испытывать страх оказаться обиженным или неправым, появляется боязнь перед возможными опасностями – катастрофы, война, насилие. Формируется более гармоничный и спокойный эмоциональный фон, ребенок становится более рассудительным. Интересными становятся темы взаимоотношений людей и физиологические аспекты появления детей. Повышается интерес к сексуальной жизни. Появляется первая влюбленность. Все более значимым становится мнение сверстников, а не родителей. Обостряются вопросы дружбы и честности. Появляется тревога об отношениях родителей, боязнь болезни и смерти близких людей.

http://www.rastim-baby.ru/content/rr1111/130.jpg

На что обратить внимание? Прежде всего – на увлечения ребенка. Чем он интересуется. С каким настроением он идет в школу, с каким приходит обратно – спокойный, чересчур возбужденный, подавленный. В каком виде одежда, нет ли синяков, царапин на теле. Возможны конфликты с одноклассниками, учителями. Спрашивайте ребенка обо всем, что происходило в школе, как протекает усвоение школьной программы. Обратите внимание на психоэмоциональное благополучие ребенка – какое настроение преобладает, как засыпает, как спит (спокойно, беспокойно, просыпается, бормочет во сне), не проявляет ли тревогу, агрессию, застенчивость. Появление навязчивых движений (грызет ногти, сосет палец/карандаш, теребит одежду/ волосы) должно вас насторожить. Это может быть признаком сильного психического напряжения или невротических реакций.

Как помочь? Контролируйте литературу, компьютерные игры и пребывание в Интернете по времени и содержанию. Ограничьте ребенка от выяснения отношений в семье и следите за своими телефонными переговорами, не отзывайтесь негативно о школе или значимых для ребенка людях. Говорите с ребенком, дайте понять ему, что он может вам доверять и, если он доверил вам проблему, ни в коем случае не ругайте его, ведь в следующий раз он, вероятнее всего пойдет за советом не к вам. Помогайте с выполнением домашних заданий, организуйте чередование отдыха и деятельности. Если видите, что ребенок не справляется с нагрузкой, часто напряжен, появились навязчивые движения или проблемы с засыпанием, пересмотрите режим, научите ребенка приемам релаксации, ободряйте его, давайте положительную установку на успех – «У тебя все получится!», не стесняйтесь обратиться к классному руководителю или психологу.

                                   Подготовила: педагог-психолог Шувалова Антонина Владимировна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoemots_razvit_rebenka.docx154.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ОТ РОЖДЕНИЯ И ДО МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ

• От рождения до 1 года

Развитие ребенка (возрастные нормы). Общение с родителями является необходимой потребностью и источником развития ребенка. В каждом возрастном периоде формируются умения, которые имеют огромное значение для дальнейшего успешного развития. В период новорожденности (первый месяц жизни) главной задачей родителей является обеспечение качественного ухода за младенцем. К концу первого месяца у малыша формируется суточный ритм с преобладанием сна в ночное время и бодрствования – в дневное. К началу второго месяца у ребенка появляется ответная улыбка на обращение взрослого. С 1-го до 3-х месяцев формируется умение сосредотачивать взгляд на лице взрослого, висящей игрушке; малыш уже может следить за движущимся предметом.

Начинается развитие речевого слуха – ребенок прислушивается к различным звукам (речь взрослых, бытовые звуки, звук погремушки). На 3-м месяце формируется «комплекс оживления» – радуясь, малыш выпрямляет руки, разжимает пальцы, издает различные звуки (гулит, гукает). В 4-6 месяцев устанавливаются слуховые и зрительные соответствия; малыш долго рассматривает предмет, который привлек его внимание, находит взглядом источник звука. В этот период ребенок начинает узнавать близких людей, различает интонацию обращенной к нему речи, реагирует на новую обстановку, проявляет недовольство. К полугоду ребенок по звучанию узнает свое имя. К 5-ти месяцам формируется целенаправленное движение рук – акт хватания, к 6-ти месяцам ребенок самостоятельно манипулирует с игрушками. В возрасте 6-ти месяцев происходит бурное речевое развитие. В возрасте 7-9 месяцев ведущим является развитие движений, ребенок становится более активным, начинает ориентироваться в окружающем пространстве, ползает, садится, ложится, встает, переступает с опорой. Также начинает понимать речь взрослого, находит по просьбе взрослого несколько предметов, выполняет простые действия без подсказки («пока-пока» – машет рукой, «хлоп-хлоп, ладушки»). К 10-12 месяцам действия малыша становятся разнообразными и направленными на достижение результата – надеть, снять, открыть, закрыть, вынуть, сложить. Движения рук становятся более скоординированными. К году ребенок произносит около 10 простых слов, активно подражает взрослому.

На что обратить внимание? В период от рождения до года контроль за развитием ребенка надо осуществлять ежемесячно. Особенностью детей первого года жизни является быстрый темп развития всех психических процессов, поэтому чтобы убедиться, что малыш развивается нормально, достаточно выделить ведущие факторы развития для каждого возрастного периода и сравнить их с показателями своего ребенка. Одной из причин отклонения в развитии ребенка может быть снижение слуха. Обязательно проверьте слух у ребенка – отойдите на 1-2 метра и потрясите погремушкой – ребенок должен повернуть глаза или голову в сторону источника звука, движения при этом затормаживаются. Если данные показатели в определенном возрастном периоде не сформированы или сформированы частично, мы можем предположить отставание или «мозаичное» – неравномерное развитие.

Как помочь? В любом случае обязательно осуществление качественного ухода и поддержание положительного эмоционального состояния ребенка. При отставании в развитии постарайтесь усилить воспитательные воздействия в соответствии с нормальным уровнем развития. Побуждайте малыша к действиям – выкладывайте на живот для стимуляции удержания головки, слегка подталкивайте при попытке ползти, удаляйте игрушку для стимуляции акта хватания, много и активно разговаривайте с ребенком, пойте ему песни, делайте массаж пальчиков. Помните, что все дети развиваются по-разному. Отставание в развитии на 1-2 эпикриз ных срока может являться вариантом нормы. При подозрении на отставание в развитии обязательно проконсультируйтесь со специалистами – невропатологом, психологом, отариноларингологом, окулистом, хирургом-ортопедом, педиатром.

http://www.rastim-baby.ru/content/rr1111/128.jpg

• 1 – 3 года

Развитие ребенка (возрастные нормы). Малыш начинает ходить, самостоятельно осваивает недоступное ему ранее пространство. Бурно развивается познавательная активность и предметная деятельность. Ребенок теперь, манипулируя с предметами, действует методом проб и ошибок. Формируется выделение признаков и свойств предметов – ребенок осваивает величину, форму и цвет. Происходит развитие восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой сфер, активно развивается речь. К 2-м годам появляется фразовая речь, а к 3-м годам ребенок использует в речи сложные предложения. Словарь ребенка к трем годам составляет более 400 слов. Малыш самостоятельно кушает, удерживает карандаш, рисует линии. Учится контролировать мочеиспускание и опорожнение кишечника, приучается к горшку.

На что обратить внимание? Обязательно следите за речью ребенка. Задержка речевого развития может указывать на проблемы со слухом, а также являться симптомом задержанного психического развития. В норме малыш с радостью соглашается выполнять предложенное задание, проявляет интерес к своей деятельности и ожидаемому результату. Для ребенка с интеллектуальными нарушениями характерно безразличие к выполняемым действиям. Обратите внимание на нервно-психические проявления ребенка, такие как: нарушения засыпания/сна, значительные сокращения сна, вздрагивания во сне, бруксизм (скрип зубами), нарушения аппетита, рвотный рефлекс во время принятия пищи, повышенное потоотделение, усиленный интерес к половым органам/ с элементами онанизма, частый беспричинный плач, повышенная тревожность и возбудимость, страхи, навязчивые движения и тики, замкнутость, стремление к одиночеству, неусидчивость, отвлекаемость. Такие проявления могут быть признаками как незначительных, так и серьезных психических нарушений.

Как помочь? На данном этапе обязательным условием эмоционального благополучия является соблюдение режима дня. При задержке речевого развития или речевом негативизме (нежелании говорить) побуждайте ребенка к произношению слов, не отвечайте на жестовые обращения, настаивайте на речевой просьбе («Скажи! Говори! Что ты хочешь? А что это?»). Помогите ребенку, называя первый или последний слог слова. Развивайте мелкую моторику малыша, играйте в пальчиковые игры, выполняйте массаж пальцев и кистей рук, пойте слова. Развивайте ребенка физически. Занятия и игры проводите не более 15 минут во избежание психоэмоционального напряжения малыша. Период раннего детства часто связан с адаптацией к дошкольному учреждению, и многие нервнопсихические проявления могут иметь место именно в это время. Готовьтесь к детскому саду заранее, укрепляйте иммунитет ребенка. При подозрении отставания ребенка в развитии обратитесь к специалистам.

• 3-5 лет

Развитие ребенка (возрастные нормы). С 3-х лет происходит интенсивное развитие личности ребенка, он усваивает нормы поведения в обществе, развивается воля. Формируется самоутверждение, так называемый «кризис 3-х лет», который проявляется в упрямстве, непослушании, негативизме, самолюбии, обидчивости, активной самостоятельности – «Я сам!». Происходит познание отношений, ребенок учится взаимодействовать и общаться с другими людьми. Ведущим видом деятельности становится игра; сначала сюжетно-ролевая с предметами, а немного позже с другими детьми. Ребенок способен долго играть в одиночку. Развивается воображение и наглядное мышление, возникают вопросы «почему?» «зачем?». Активно происходит развитие изобразительной деятельности, малыш может нарисовать человека, ориентируясь на основные части тела. Формируется полоролевая идентификация («Я – мальчик!» «Я – девочка!»).

На что обратить внимание? Обязателен контроль уровня речевого развития ребенка. В этот период обычно диагностируются речевые нарушения, и начинается логопедическая коррекция. Прислушайтесь, как говорит ваш ребенок, правильно ли он строит предложения, употребляет род, произносит звуки. В возрасте 3-5 лет очень важно то, как ребенок играет. Обратите внимание на сюжет самостоятельной игры ребенка – он должен быть придуман и разыгран по собственному сценарию с использованием диалогической речи. Обязательно проявление сочувствия. Обратите внимание на то, как и в какой руке ребенок держит ложку, карандаш. Закрепляйте навыки правильного захвата, это способствует подготовке руки к письму при дальнейшем обучении. Присмотритесь, как ребенок общается со сверстниками, особенно в конфликтной ситуации – договаривается, отходит или проявляет агрессию. Подчиняется ли установленным правилам дома, в дошкольном учреждении. Исключите наличие нервно-психических состояний – страхи, тревожность, непроизвольное мочеиспускание (энурез). Обратите внимание на координацию – может ли ребенок прыгать на одной ножке, переступить с носка на пятку, пройти по узкой полосе.

http://www.rastim-baby.ru/content/rr1111/129.jpg

Как помочь? Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте сказки и задавайте вопросы о прочитанном. Поправляйте неправильно произнесенные слова и просите повторения. Проигрывайте сказки по ролям.

Если ребенок не может освоить правильный захват карандаша или ложки приобретите специальный тренажер (как правило, он сделан из плотной резины с тремя углублениями для правильного расположения пальцев и одевается на карандаш в месте захвата). При просьбе взять карандаш или ложку не обозначайте руку, которой стоит это делать. Пусть ребенок сам определится с выбором ведущей руки. Если малыш левша, ни в коем случае не переучивайте его, это может повлечь за собой необратимые последствия в дальнейшем психическом развитии. При проявлении агрессивного поведения учите ребенка проявлять эмоции в социальноприемлемом виде. Проводите дома упражнения на снятие психоэмоционального напряжения (рвите бумагу, танцуйте под громкую музыку). При возникновении энуреза, онанизма или навязчивых движений, прежде всего, следует исключить физиологические причины (раздражение, воспаление, инфекции) и организовать упражнения на снятие мышечных зажимов и релаксацию.

• 5 – 7 лет

Развитие ребенка (возрастные нормы). Растет потребность в выполнении социально-значимых действий. Мышление приобретает логические формы. Происходит становление смысловой памяти и произвольного внимания. Ребенок проявляет большой интерес и сочувствие к окружающим людям. Развивается способность к волевой саморегуляции поведения. Игровая мотивация постепенно сменяется на учебную. Появляется готовность к школьному обучению. Этот период, как правило, тесно связан с адаптацией к новым условиям обучения, что может выражаться в проявлении обострения эмоциональных реакций на происходящее – повышении чувствительности, школьной тревожности, возбудимости, обидчивости. Могут начаться проявления лжи и воровства.

На что обратить внимание? Прежде всего – на качество речевого развития. К 7-ми годам речь должна быть сформирована полностью. Преобладает учебная мотивация. Ребенок хочет учиться, с радостью готовиться к поступлению в школу. Будущий первоклассник должен: называть свое имя, фамилию, отчество, домашний адрес, город и страну проживания, дату рождения, фамилию, имя и отчество родителей, их профессии, знать домашних и диких животных, виды транспорта, называть месяцы, времена года и суток, деревья, овощи, фрукты, ягоды, пересказывать рассказ по картинке – последовательно и подробно; хорошо владеть ножницами – вырезать полоски, фигуры по контуру, без помощи линейки проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать людей и животных, выполнять штриховку. Обратите внимание на подготовку ребенка к школе. Если к 6 – 6,5 годам у ребенка преобладает игровая мотивация и он вовсе не стремится за школьную парту, не стоит сильно переживать, подождите, скорее всего, через полгода ситуация изменится – развитие в этот период происходит скачкообразно и за полгода ребенок может сильно «повзрослеть».

Как помочь? Прежде всего – укрепляйте иммунитет ребенка и правильно рассчитайте нагрузки. В стремлении научить не переусердствуйте. При каждом занятии обязательна смена деятельности. При трудностях запоминания у ребенка, играйте с ним в игры на развитие памяти. При неусидчивости и повышенной активности играйте в игры, направленные на регуляцию поведения («Молчалкикричалки-шепталки»). Развивайте логическое мышление, играйте в ассоциации. Учите ребенка общаться и искать компромиссы, разбирайте вместе с ним и объясняйте произошедшие конфликты. Хвалите ребенка за успехи, поощряйте его. При игровой мотивации у ребенка обращайте его внимание на красивых школьников, школьные принадлежности, рассказывайте, как много интересного они узнают на уроках.

• 7 – 10 лет

Развитие ребенка (возрастные нормы). Этот период характеризуется новым видом деятельности – учебным, который требует от ребенка больших умственных и физических усилий. Проявляется большая ответственность к учебе и выполнению заданий. Ребенок начинает испытывать страх оказаться обиженным или неправым, появляется боязнь перед возможными опасностями – катастрофы, война, насилие. Формируется более гармоничный и спокойный эмоциональный фон, ребенок становится более рассудительным. Интересными становятся темы взаимоотношений людей и физиологические аспекты появления детей. Повышается интерес к сексуальной жизни. Появляется первая влюбленность. Все более значимым становится мнение сверстников, а не родителей. Обостряются вопросы дружбы и честности. Появляется тревога об отношениях родителей, боязнь болезни и смерти близких людей.

http://www.rastim-baby.ru/content/rr1111/130.jpg

На что обратить внимание? Прежде всего – на увлечения ребенка. Чем он интересуется. С каким настроением он идет в школу, с каким приходит обратно – спокойный, чересчур возбужденный, подавленный. В каком виде одежда, нет ли синяков, царапин на теле. Возможны конфликты с одноклассниками, учителями. Спрашивайте ребенка обо всем, что происходило в школе, как протекает усвоение школьной программы. Обратите внимание на психоэмоциональное благополучие ребенка – какое настроение преобладает, как засыпает, как спит (спокойно, беспокойно, просыпается, бормочет во сне), не проявляет ли тревогу, агрессию, застенчивость. Появление навязчивых движений (грызет ногти, сосет палец/карандаш, теребит одежду/ волосы) должно вас насторожить. Это может быть признаком сильного психического напряжения или невротических реакций.

Как помочь? Контролируйте литературу, компьютерные игры и пребывание в Интернете по времени и содержанию. Ограничьте ребенка от выяснения отношений в семье и следите за своими телефонными переговорами, не отзывайтесь негативно о школе или значимых для ребенка людях. Говорите с ребенком, дайте понять ему, что он может вам доверять и, если он доверил вам проблему, ни в коем случае не ругайте его, ведь в следующий раз он, вероятнее всего пойдет за советом не к вам. Помогайте с выполнением домашних заданий, организуйте чередование отдыха и деятельности. Если видите, что ребенок не справляется с нагрузкой, часто напряжен, появились навязчивые движения или проблемы с засыпанием, пересмотрите режим, научите ребенка приемам релаксации, ободряйте его, давайте положительную установку на успех – «У тебя все получится!», не стесняйтесь обратиться к классному руководителю или психологу.

                                   Подготовила: педагог-психолог Шувалова Антонина Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как предупредить возможные осложнения в психическом развитии и становлении личности ребенка

Детская психотерапия в значительной мере воспитательный процесс. Это коррекция искаженных представлений о мире, которые произошли в результате переноса родителями части взрослых проблем на ребенка. Пс...

Выступление на педагогическом совете . На тему: «Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»

Выступление на педагогическом совете .  На тему:«Проблемное обучение – средство развития творческого потенциала личности ребенка – дошкольника»...

Развитие творческого выражения личности ребенка посредством мира искусств

Доклад, в котором раскрывается содержание работы в услових детского сада по развитию творческих способностей детей в процессе ознакомления с художественной литературой, в театрализованной деятельности...

Обобщение опыта по теме "Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе трудовой деятельности"

Труд  – важнейшее средство воспитания. В процессе труда формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.   Труд это то, что развивает маленького человека, поддер...

Консультация для воспитателей. « Народная игрушка как средство формирования и развития личности ребенка» (к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа диалога культур»)

Консультация для воспитателей.« Народная игрушка как средство формирования и  развития личности  ребенка»(к педагогическому совету «Поликультурное воспитание: школа д...

"Ябеда или особенность личности ребенка"

Все мы помним дразнилки про ябеду-корябеду, поэтому на детскую жалобу реагируем порой жестко, прерывая ребенка на полуслове. Однако из-за подобной поспешности мы не задумываемся, что малыши, возможно,...