Влияние игрушки на развитие ребёнка
консультация (младшая группа) на тему

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_roditeley.docx191.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 78»

Консультация для родителей

«Влияние игрушки на развитие ребёнка»

C:\Users\Старичок\Desktop\pMAT1-14170528enh-z6.jpgC:\Users\Старичок\Desktop\alligator_pozdravlenie_s_8_marta_dlin_kalim_mp3.jpg

Подготовил: Осипова Т. Ю.

г.о. Саранск

2016г.

При правильных методах воспитания непосредственное общение, характерное для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует возможные способы действия с ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнить действие, направляя его движение. Ребенок направлен на взрослого: пристально смотрит, как мама действует с его игрушками. Теперь и он сможет повторить некоторые действия вслед за ней. Именно в присутствии взрослого малыш наиболее активно манипулирует своими игрушками.

С 6 месяцев до 3 лет складывается ситуация "ребенок - предмет - взрослый". Разворачивается совершенно новая форма общения - ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и действием с ним. Средства общения - это привлечение внимания к предмету, обмен игрушками, обучение использования предметов по назначению, совместные игры.

У детей младшего дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому взрослый использует невербальные средства общения - показывает игрушки, обыгрывает сказки. Но и речь играет большую роль. Складывается внеситуативно-познавательная форма общения. Далее общение развертывается на фоне практического познания мира и протекает в форме самостоятельных эпизодов.

Совместная деятельность ребенка и взрослого состоит в том, что взрослый руководит действиями ребенка, а также в том, что ребенок, будучи не в состоянии сам выполнить какое-либо действие, обращается к помощи и содействию взрослого.

Решающее значение для развития ребенка в раннем возрасте имеет изменение форм его общения со взрослыми, происходящее в связи с вхождением в мир постоянных предметов, игрушек, с овладением предметной деятельности. Таким образом, взрослый, особенно в раннем возрасте, является главной фигурой для ребенка при ознакомлении с окружающими его предметами, в частности с игрушками.

1. Роль игрушки в общении ребенка со сверстниками.

Особое значение в развитии социальной активности занимает развитие специфики общения со сверстниками. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. Общение со сверстниками в игре более эмоционально насыщено; дети более раскованы, такое общение богаче по назначению и функциям. На протяжении дошкольного возраста сменяются три формы общения: эмоционально-практическая (до 2-х лет), ситуативно-деловая (2-4 года), внеситуативно-деловая (6-7 лет).

В раннем возрасте дети начинают пристально интересоваться друг другом: они наблюдают друг друга, обмениваются игрушками, пытаются демонстрировать друг другу свои достижения и даже соревноваться. Самый эффективный стиль общения детей в дошкольном возрасте, когда взрослый и дети стоят по отношению друг к другу с позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности. Игра оказывает большое влияние на развитие общения со сверстниками, необходимость объяснения со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Д.Б. Эльконин выделил в игре "реальные отношения детей друг с другом, которые являются практикой их коллективных действий". В игровой деятельности складываются определенные формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, способность координировать свои действия с действиями группы сверстников, чтобы устанавливать и поддерживать общение. В общении детей друг с другом возникают цели, которые непременно следует выполнять. Этого требуют сами условия игры. Одним из средств достижения таких целей является игрушка.

К двум годам складывается первая форма общения со сверстниками - эмоционально-практическая, где детей привлекает сам процесс совместной деятельности: сооружение построек, убегание, обыгрывание.

Интерес к игрушке сверстника приводит к попыткам установить определенные отношения. Содержание игровой ситуации еще не дает оснований для устойчивого общения. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу; один, например, может кинуться помочь другому правильно поставить перевернувшуюся машину, а другой, верно понимая его порыв, доброжелательно примет эту услугу.

С развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов дети начинают вступать в более длительное общение. В совместной игровой деятельности дети учатся языку общения, взаимопонимания и взаимопомощи, учатся согласовывать свои действия с действиями другого.

В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловое общение с ровесниками, которое связано с развитие сюжетно-ролевой игры, которая приобретает коллективный характер. В данном возрасте дети стремятся действовать совместно, уступая друг другу игрушки, обмениваясь ими и т.д.

В старшем возрасте главным средовом общения является речь. Игрушки остаются важными в жизни ребенка. Дети начинают конкурировать, соревноваться: кто лучше построит, кто дальше кинет и т.д.

Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста общение ребенка направлено на познание окружающего мира. Игрушка является важным предметом в общении ребенка. Дети общаются в игре, по поводу игры или игрушки, различных других предметов.

2.Игрушка как средство психического развития детей дошкольного возраста.

Роль игрушки в развитии познавательной сферы дошкольников в разных возрастных периодах.

Так как в детском возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому и все психическое развитие детей также проходит через игру, через действия с предметами, в том числе и с игрушками.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка - предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка.

На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса - использование связи между предметами для достижения цели. Переход от использования готовых связей или связей, показанных взрослыми, к их установлению - важная ступень в развитии детского мышления. Мышление ребенка, осуществляемое при помощи внешних ориентировочных действий, носит название наглядно-действенного. Дети используют наглядно-действенное мышление для исследования самых разнообразных связей, обнаруживаемых в окружающем мире.

Игрушка для ребенка - это инструмент познания мира и в то же время существенная часть этого самого мира, а игра - способ его познания. Мышление совсем маленького ребенка психологи называют наглядно - действенным (у взрослых, вспомним, мышление в основном понятийное). То есть, манипулируя доступными ему предметами (игрушками), малыш познает мир, мыслит, развивается. И от того, что именно будет ему предложено для этих самых манипуляций, зависит, как и в каком направлении будет развиваться его мышление. В дальнейшем, приблизительно после полутора лет, начинает преобладать наглядно-образное мышление. В этот период ребенку нужно погрузиться в мир образов, в самых разных формах - книги, картинки, конструкторы, сюжетные игры и т.д. Их тоже должны предоставить ребенку заинтересованные в его развитии люди. Сам ребенок еще слишком мал, чтобы внятно заявить о своих потребностях.

В игре, в отобразительной ситуации игрушки заменяют ему предметы и становятся носителями определенных отношений с детьми. Для формирования различных видов деятельности, сенсорных процессов и действий, для психического и физического развития ребенка необходимы игрушки, которые создали условия для постоянного стимула детской активности. Такие игрушки, предназначенные для каждого из периодов раннего детства, должны несколько опережать по своим функциональным возможностям уже достигнутый ребенком уровень развития, то есть вести его через трудности освоения игрушки к следующему уровню развития.

Воображение в раннем возрасте работает, прежде всего, на воссоздание того, что предлагается в словесном описании или в рисунке. Воображение работает как механизм, а не как активная деятельность. В своих действиях с игрушками ребенок в раннем возрасте обычно воспроизводит действия и ситуации, заимствованные от взрослого, не строя собственного замысла.

К концу раннего возраста ребенок стремится сочинять собственные сказки, рассказы, действуя с предметами, обыгрывая тут же эти истории. Возникновение воображении имеет большое значение для умственного развития.

Внимание ребенка к концу дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполненным с ними действиями. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока его интерес не угаснет. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности и их передвижение в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость.

Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира, изучение свойств и особенностей самых разных предметов и явлений. Активно влияющее на развитие ребенка исследовательское поведение часто реализуется именно через игру. Психолог Сюзанна Миллер, изучавшая игры и детей, и приматов, утверждает, что, например, макаки-резусы, которые в детстве были лишены возможности играть, становятся малоактивными и проявляют меньше склонностей к исследованию, предпочитают менее сложные стимулы для разглядывания и действия, чем животные, выросшие в обычных условиях.

Роль игры в развитии психики определяется в значительной мере тем, что в ходе осуществления игрового процесса происходит освоение реальности и овладение этой реальностью. Очевидно, что для того чтобы играть, надо вначале понять, что за объект перед тобой и как с ним играть. Поэтому средства игры, то есть игрушки, становятся сначала предметами исследования, а затем уже тем, с чем можно играть. Сам процесс игры содержит много того, что подлежит исследованию, содержание и развитие игрового сюжета - это тоже интереснейший предмет для детского изучения.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Разработана целая система игрушек, игры с которыми направлены на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания.

Разбрасывание игрушек часто становится одной из первых исследовательских игр для многих малышей. Нередко можно наблюдать такую картину: ребенок бросает погремушку и затаивается, прислушивается, какой эффект это вызовет, ему интересно, как она упадет, какой звук издаст, как поведут себя при этом взрослые. Ребенок тянет в рот и облизывает игрушки как любой предмет, попавший ему в руки, при этом обычно что-то бормочет, издает какие-то звуки. Все это исследовательское взаимодействие с игрушками, как правило, сопровождается яркими эмоциями - смехом или плачем.

Взрослого тоже привлекают игрушки, но характер интереса взрослого и ребенка к игрушке качественно различны. Взрослого в игрушке значительно больше привлекают эстетические характеристики, достоверность, точность исполнения деталей, художественная выразительность. Игрушка интересует взрослого, прежде всего, как рукотворная вещь. В этом кроется одна из причин коллекционирования взрослыми кукол, моделей автомобилей, самолетов, кораблей. Взрослый способен оценить мастерство, качество исполнения игрушки, и поэтому он относится к ней бережно и нередко очень высоко ценит.

Ребенок интересуется совсем другими сторонами игрушки. Ему не знакомо еще ощущение ее самоценности как рукотворной вещи, как особой части культуры. Для ребенка совершенно неважно, какая перед ним кукла или машинка - коллекционная или серийная из обычного магазина, его значительно больше занимает вопрос: что с ней можно сделать? Взрослые, не желая понимать этого, часто сетуют на то, что маленькие исследователи небрежно относятся к игрушкам, подвергают их суровым испытаниям, разбирают, ломают. При этом, как правило, даже неспециалистами точно фиксируется основная причина подобного поведения - поисковая активность.

Ребенок в процессе развития активно воссоздает и изображает ту реальность, которую он наблюдает и в которой непосредственно принимает участие. В целом, игрушки должны соответствовать возрасту, а какая-то часть - быть игрушками "на вырост", которые достаются иногда и предлагаются как тест: интересно или еще нет? Например, мишки, машинки, посудка - и конструктор на вырост. Или игры Никитиных.

Какие игрушки принципиальны в каком возрасте? Многое зависит от ребенка, но общие моменты все же можно назвать. Поэтому относиться к выбору игрушек взрослым нужно очень серьезно.

С первых месяцев жизни игрушка занимает особое место среди предметов, окружающих ребенка. Практически во всех культурах есть традиция подвешивать над кроватями детей до года различные игрушки. Задача этих игрушек - расширить сенсорный опыт малыша, привлекая его внимание своими нехитрыми возможностями: формой, цветом, звуком. Игрушки, висящие над кроваткой, ребенок может рассматривать и изучать. Они качаются, издают звуки, отражают солнечные лучи. Главная задача этих игрушек - предотвращать скуку и пробуждать и удовлетворять любопытство, давая пищу первым проявлениям исследовательской активности малыша. Мама учит ребенка следить за игрушкой: так она организует восприятие ребенка, он фиксирует взором игрушку, которая находится непосредственно в поле его зрения, затем мать побуждает малыша следить за движением игрушки. Так ребенок учится смотреть и видеть. Звучание придает ей дополнительную привлекательность - ориентировочное прислушивание доставляет ребенку еще большее удовлетворение и развивает его восприятие. Ребенок реагирует на звук, поворачивает головку и находит взором игрушку. Он тянется к ней, иногда схватывает. Все эти действия формируют координацию, совершенствуют движения и развлекают ребенка. Чем больше манипуляций можно производить с одной и той же игрушкой, тем выше ее познавательная и развивающая ценность. У ребенка в этот период формируется так называемый пассивный запас слов, он начинает связывать звучащее слово с конкретным предметом, а это - основа для развития речи.

Весь мир для малыша заключается в маме, ее улыбке. Через общение с ней ребенок знакомится с первыми предметами и игрушками. В этот период малышу необходимы всевозможные кольца из резины, погремушки, подвески. В младенческом возрасте ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования.

В раннем возрасте ребенок получает так называемые автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки), в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. В этом же возрасте ребенок получает множество игрушек заместителей реальных предметов: орудий, предметов труда и др. через подобные игрушки ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.

Для ребенка до трех месяцев, наиболее интересна и универсальна деревянная погремушка с шариками на шнурах. Авторы назвали ее грохотушкой. Красный, синий, зеленый, желтый и голубой, деревянные шарики свободно свисают на шнурах и, ударяясь об основной шар, издают мягкий перестук. Если деревянная погремушка с шариками на шнурках позволяет знакомить ребенка с деревянным перестуком, основными цветами, по погремушка с колокольчиком помогает расширить ориентировку в звуках.

Традиционные подвески в виде бус из цветных шариков считаются спокойной игрушкой. Созданы и специальные бусы-подвески, когда при перемещении бусины по шнуру вначале взрослым, а затем и самим ребенком, меняется пространственная и цветовая композиция. Подвеска "зеркало" - необходимый элемент первого набора игрушек эталонной системы. Ребенок видит в зеркале свое отражение, общается с самим собой, не зная еще, что это он. Музыкальные игрушки типа "музыкальных шкатулок" также разнообразят слуховые впечатления ребенка.

Для детей от трех до семи-восьми месяцев жизни основную часть составляют дидактические игрушки. Это "подвеска с кольцом" - состоит из кольца, подвешенного на шнуре и высоко висящих разноцветных шариков. Случайно захватив кольцо, ребенок начинает ими манипулировать и тем самым раскачивать висящие сверху шарики, которые создают приятный перестук. Подвески "палочки", "ежики" важны для формирования у ребенка осязательных впечатлений, действий с кистью. Ребенок ощупывает подвески, перемещает их, перекладывает.

Малыш от 1 года до 3 лет становится самостоятельным, появляется возможность самостоятельно передвигаться. Ребенок начинает усваивать функциональные назначения предметов. Поэтому необходимо расширять кругозор детских игрушек посудой и мебелью. Она должна приближаться по размеру к детской, но быть более легкой. Имеют место игрушки, побуждающие творить, создавать самому. Это кубики из дерева, поролона, пластмассы; конструкторы. Можно и пирамидки, хотя не все дети их любят, машинки, паровозики, тележки. Спортивные игры, много материалов для художественного творчества: краски, бумага, пластилин, глина, мелки, песок и т.д. Чего не надо детям в этом возрасте (они просто не оценят): большие мягкие игрушки, большие куклы, хрупкие сувениры, сложные сюжетные игры (железная дорога, кукольный дом и пр.)

После 2 лет воображение становится более творческим. В этом возрасте дети играют куклами и игрушечной мебелью, с грузовиками и особенно охотно с кубиками. Кубики, поставленные один за другим - это поезд. Кубиками можно наметить очертания лодки или дома. И так до бесконечности. Набор кубиков и блоков всех размеров и форм стоит десяти игрушек для любого ребенка 6 - 8 лет.

В возрасте 4-5 лет у ребенка появляется воображение, возможность фантазировать и, как следствие, интерес к истории, динозаврам, космосу, монстрам, трансформерам. В созидаемом ребенком мире появляется место для других детей. Обычно с этого возраста детям интересно играть друг с другом. Сначала это игра-взаимодействие: дети сообща строят башню или кормят куклу. Здесь нужны игрушки-имитации взрослых вещей. Чем точнее они будут изображать настоящую вещь, тем лучше. Поэтому термометр в наборе "Доктор" должен быть максимально похож на термометр. То же относится и к машинкам, автотрекам, посуде, кукольным домикам, оружию, кукольной одежде и мебели и т.д.

Как общий вид игр и игрушек для этого возраста выступают игры с буквами, цифрами, магнитные азбуки - обучающие игры. Большую ценность предоставляют дидактические игрушки, которые знакомят ребят с цветом, формой, величиной и т.д. Дидактические игрушки несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, интеллекта, волевых качеств, воспитанию семейной культуры. Дидактическая игрушка дает цельный, конкретный образец. Она обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра форму, цвет, величину. Дидактические игрушки являются основным пособием для занятия с детьми младшей и средней группы.

В строительный материал можно играть бесконечно. "Строительные игры" ценны тем, что позволяют отобразить в игре задуманное. "Строительство" в игре больше, чем какие-либо другие игры, сходно с трудовой деятельностью человека. Любая простейшая постройка требует от ребенка работы мысли, фантазии, умения сосредоточиться, терпеливо преодолеть трудности. Чтобы ребенок долго не оставался на стадии беспомощных действий с кубиками и другими формами, нужно показать ему, что и как можно построить.

Игры детей 2 - 4-х лет значительно обогатит набор игрового строительного материала. В него входят бруски, кубики, кирпичики, трехгранные призмы. Эти материалы дают возможность детям соорудить самые разнообразные постройки. Кроме того, окрашенные в 4 основные цветы, они позволяют упражнять детей и в названии цвета. Эта полезная игрушка дает ребенку значительно больше, чем дорогие куклы или заводные эффектные машины, не говоря уже о "огнестрельных" автоматах.

Среди игрушек основное место занимают стилизованные под человека животные: слоник в сюртучке, свинка в платьице, зайчик в штанишках и т.п. Их можно купать, кормить, водить за ручку, катать в коляске, разговаривать с ними, т.е. действовать как с куклой. Такая аналогия позволяет взрослому, во - первых, организовать игры и инициирование с игрушками - животными как с "живыми" объектами на уровне знаний, доступных ребенку; во-вторых учить отображать бытовые ситуации (купание, кормление и т.п.) и закреплять обобщенное представление о них; в-третьих, развивать умение сравнивать и выделять внешние отличительные признаки человека и животных; в-четвертых, подводить ребенка к пониманию реального и сказочного в окружающей действительности.

Дети от 5 до 7 лет уже не просто играют вместе, а определяют и описывают роли - период ролевой игры. Роли могут быть различные: персонажи сказок, мультфильмов и комиксов, профессиональные, семейные, социальные. Что с игрушками? В силу вступает символическая функция: похожесть уже не важна. Важны отношения персонажей по поводу игрушки. Вместо термометра теперь может использоваться любая палочка. Нужны игры и игрушки, побуждающие отыгрывать различные социальные роли и ситуации: от кухонь и парикмахерских до "набора полицейских" и рыцарских доспехов. Очень интересны куклы-перчатки и возможность организовать театральное действо.

В дошкольном возрасте технические игрушки могут иметь большое значение для формирования умственных способностей, необходимых для любой деятельности человека. Технические игрушки способствуют развитию конструктивного мышления, самостоятельности и изобретательства. В отличие от модели, игрушка не воспроизводит облик предмета со всеми его подробностями, а рассказывает о нем средствами художественного образа, отбирая главное, а в отличии от сувенира игрушка имеет функционально решенную схему - она приспособлена к действию с ней. Образные игрушки изображают людей, животных, разные предметы и тем расширяют и уточняют представления детей, развивают их воображение, дают идею игры, помогают развивать задуманную тему.

Исходным звеном всякой сюжетно-ролевой игры является игровое действие. Первоначально оно формируется в тесной связи с предметами. Поэтому на данном этапе детям нужны игрушки, имитирующие реальные предметы: ложки, чашки, тарелочки и т.д. Период возникновения сюжетной - ролевой игры сопровождается развитием детского воображения. Очень важно всячески стимулировать различные действия замещения и обобщения. Поэтому не рекомендуется увеличивать число игрушек, находящихся в пользовании ребенка. Основное внимание должно быть направлено на разнообразие действий с одними и теми же игрушками. Игрушка в развитой сюжетно-ролевой игре выполняет самые разнообразные функции. Она может определять тему игры, помогает начать и развернуть ее; поможет выступить в качестве недостающего партнера и т.д.

3.Роль игрушки в личностном развитии дошкольников.

Роль игрушки в развитии способностей.

Способности - это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закрепленные анатомо-физиологические особенности организма. Способности принято делить на общие и специальные. Урунтаева Г.А. Детская психология. - М.: Академия, 2006. - 368 с. (с.329)

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем возрасте закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь.

Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, то есть в создание образного фундамента интеллекта. (Л.А. Венгер).

К познавательным способностям относят сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. А так как одной из ведущих деятельностей в дошкольном возрасте является игра, поэтому и все перцептивные действия осуществляются с игрушками. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их. В данной работе незаменимы дидактические игрушки и наборы игр. Основу интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей.

К практическим способностям относят конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану и без него. Эти способности лежат в основе конструктивной деятельности. Для развития конструктивных способностей необходимо предоставлять ребенку возможность заниматься с различными видами конструкторов, строительным материалом, пазлами, игрушками, которые можно разбирать и собирать по частям.

Спортивные игрушки побуждает детей к разнообразным действиям и удовлетворяет потребности ребенка в активном движении. Игры с мячом, с кеглями, катание шаров и др., требующие активного движения, доставляют детям большое удовольствие, воспитывают ловкость, меткость. В процессе игры с ними дети укрепляются в ходьбе, беге, метании, в ловкости, меткости, координации движения, развитии мелкой моторики. Что позволяет развивать типические функции и личностные качества.

Различные атрибуты для сюжетно-ролевых игр, инструменты и костюмы для мини-концертов способствуют развитию у детей специальных способностей, таких как: театрально-речевые (поэтический слух), музыкальные (ладовое чувство, чувство ритма). Управлять куклами типа бибабо (наручные) детям гораздо труднее (одновременно играть двумя куклами часто трудно даже взрослым). Выполнение роли с помощью такой игрушки формирует у дошкольника выразительность речи, мимику, пантомимику, стимулирует развитие театрально речевых способностей, а так же они предназначены для эстетического воспитания детей.

Таким образом, велико воздействие игрушек на развитие способностей. Но разностороннее влияние может оказать не каждая отдельная игрушка, а их совокупность, соответствующий их подбор с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка.

Влияние игрушки на развитие эмоционально-нравственной сферы.

Эмоции и чувства - специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах - значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства и эмоции носят личностный характер. Они связаны с потребностями и выступают показателем того, как происходит удовлетворение.

Игрушка - средство воздействия на эмоционально-нравственную сторону личности ребенка в раннем дошкольном возрасте.

Первые эмоции ребенок испытывает в младенчестве, в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте необходимо начинать побуждать ребенка к заботливому отношению к игрушкам. Мама учит ребенка к нежному отношению к игрушке. Поэтому игрушка сама должна быть красивой приятной на ощупь. В будущем игрушка может стать доверительным другом малыша.

Особое место среди игрушек, влияющих на эмоционально-нравственную сферу дошкольников, занимают куклы и мягкие игрушки - изображения, мишки, зайца и других. Кукла - обобщенный образ человека, позволяет детям воспроизвести целый ряд действий: сажать, укладывать, переодевать и т.д. Эти игрушки имеют значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Сначала ребенку во всем помогает взрослый. Ребенок учится от взрослого наделять куклу определенными положительными качествами. Позже ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению. Благодаря воле и воображению ребенка она "ведет себя" таким образом, как это нужно в данный момент ее хозяину. Ребенок переживает со своей куклой события собственной жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

В возрасте трех лет не следует давать разнообразные типы кукол. Наблюдения психолога Мухиной В.С. показали, что трёхлетний малыш не использует по назначению, а обращает всех кукол в воспитанников детского сада. Малышам нужно давать кукол - мальчиков, девочек, "голышей", целесообразно также ввести куклу - маму, папу, воспитательницу. Её исследованием установлено, что фактура материала которого сделана кукла или зверюшка, играет значительную роль. Мелкие, пушистые материалы вызывают положительные эмоции, стимулируют ребенка на игру. Шершавые, холодящие материалы не всякий ребенок готов принять. С помощью правильно подобранной фактуры игрушки у ребенка легче вызвать к игрушечной зверюшке положительные эмоции: доброжелательность, сочувствие и сострадание, радость. Важное значение имеет такое соотношение размеров головы и тела игрушки. Установлено что определенная пропорция фигуры вызывает покровительственное отношение. Укороченный овал лица куклы или мордочки зверюшки, пухлые щеки, маленький нос и большие глаза - такие признаки облика игрушки рождают у ребенка прилив нежных чувств.

Играя с куклой или игрушечной зверушкой, ребенок учится эмоциональному отождествлению. В последующие годы эта игрушка может стать настоящим доверительным другом ребенка. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заместителя идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в игрушке возникает у каждого ребенка-дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка - не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др., - объект общения во всех его проявлениях, партнер по общению в игре ребенка.

Хочется напомнить еще и о том, что ребенок обычно не просто играет с игрушками, куклами, мишками, зайцами, а живет с ними одной жизнью, любит их. Многие из игрушек входят в жизнь ребенка как близкие друзья. Поэтому, чтобы ребенок полюбил игрушку она должна быть эстетически приемлемой.

Ребенок сам наполняет душевный мир игрушки по своему усмотрению и она "ведет себя" исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину: она умна и послушна, ласкова и весела, строптива и упряма, она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка выступает в качестве заменителя преданного друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла для ребенка не только дочка или сынок. Кукла, как и мишка, обезьянка, собачка и др. - объект для общения во всех проявлениях ребенка, партнер по игре. У каждого нормально развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по - своему привязывается к своей игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.

Куклы - копии человека имеют предназначение в игре. У традиционной, "прекрасной", куклы большие глаза, обрамленные длинными ресницами, короткий носик, маленький яркий рот. Обязательно роскошные (белые, золотые, рыжие, черные) волосы. Такая кукла обязательно получает имя от своей хозяйки - маленькой девочки. "Прекрасная" кукла может быть принцессой, мамой, дочкой. "Прекрасной" куклой дети восхищаются и немного стесняются ее. В "прекрасную" куклу мальчики, как правило, не играют.

У характерной куклы (это кукла - мальчик или кукла - девочка) выражены определенные человеческие качества: наивность, глупость, озорство и т.д. Эта кукла несет в себе характерологическую заданность, от которой не редко зависит разыгрываемый с ней сюжет. Этих кукол любят все дети.

Куклы - герои народных и авторских сказок несут в себе заданность образа, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре: Иванушка-дурачок, Буратино и Чебурашка всегда хорошие, добрые, справедливые и честные, а Карабас, Колдунья, Баба Яга - плохие, злые несправедливые и лживые. Ребенок приписывает положительный характер кукле множество положительных черт, а отрицательным чертам - негативные. Такие куклы как бы требуют от ребенка определенного способа взаимодействия с ними.

Благодаря тому, что куклы - герои сказок несут в себе эталонность нравственного облика, ребенок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт. Игра с такими куклами становится своеобразной школой социальных отношений. То же можно сказать о кукольных зверюшках. Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности отождествляться как с куклой, так и с людьми.

Существует группа игрушек-друзей. Сейчас они могут быть и механическими - тамагочи и плюшевыми, или это кукла - Барби, многими детьми воспринимается как старшая подруга, или трансформер. Наличие или отсутствие такой игрушки говорит о степени одиночества ребенка и его доверии к окружающему миру. К таким игрушка необходимо относиться крайне осторожно, они помогут послужить растлителем для детской психики. Но не все так плохо. У нас есть хорошие, мудрые игрушки. В магазинах можно найти Филю, Степашку, Хрюшу, Каркушу, которые учат не обманывать и не предавать.

В самом деле, зачем благополучному чаду делиться секретами с меховой собакой - он лучше расскажет другу или родителю. Если у ребенка есть игрушка-друг, с которой он откровеннее, чем с мамой - маме есть о чем задуматься. Как правило, это глубоко чувствующие, мудрые, рано повзрослевшие дети, которые не стремятся поделиться своими переживаниями. Таким образом, родители могут мягко, но существенно направлять развитие ребенка с помощью хорошо выбранных игрушек. Главное - соблюдать меру, чтобы не получилось "однобокой" личности, и пусть игрушек будет чуть меньше, чем хочется ребенку - есть стимул для развития и контакта с реальным миром.

Много радости в детскую жизнь вносят игрушки - забавы, назначение которых - вызывать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок только танцует. Это смешные, забавные фигурки людей, животных с фиксированным движением. Они несут свое начало от народной игрушки. Тонкий юмор, заложенный в народных игрушках, педагог должен чувствовать, понимать и учить этому детей.

Большой интерес представляют и забавные заводные игрушки (заяц - барабанщик, кувыркающаяся обезьяна и др.), принцип действия у них разный, а задача одна - повеселить детей, создать радостное настроение.

Таким образом, можно сделать вывод, что игрушка забавляет и радует ребенка, вызывает положительное отношение к окружающему. Симпатия и привязанность к игрушке переносится и на предметы, людей, изображенных в игрушке. Игры с куклой пробуждают у детей заботливое, бережное отношение, внимательность и нежность, помогают накопить опыт положительных нравственных переживаний.

Значение игрушки в воспитании детей велико. Игрушка - непременный спутник детства и важнейший инструмент игры. Существует классификация игрушек, где разделение происходит на основе их использования в разных видах игр. Так как сейчас в магазинах огромное разнообразие игрушек, многие ученые, психологи и педагоги задаются вопросами о влиянии игрушки на психическое развитие ребенка, правильно ли подбираются сейчас игрушки для дошкольников.

Современные игры и игрушки чаще есть антиигрушки, они ориентируют детей не на позитивные ценности культуры и духовные образцы, а насаждают стремление к злу, насилию, распущенности, стяжательству. Поэтому необходимо тщательно относится к отбору современных игрушек, которыми завалены все наши магазины.

Хорошая игрушка оказывает огромное влияние на развитие познавательных процессов. Манипулируя с предметами, ребенок познает свойства предмета, мыслит. В ролевой игре ребенок воображает ту или иную ситуацию, подражает взрослым, мультипликационным героям. При игре активизируются все познавательные процессы: воображение, внимание, память, мышление. Даже простое разбрасывание игрушек является исследовательским действием ребенка. Игрушки должны подбираться соответственно возрасту детей. Играя, например, различными пирамидками в младшем дошкольном возрасте, ребенку 5-7 лет лучше подбирать технические игрушки, где он будет не просто манипулировать с предметами, а осознанно строить, шить, варить и т.д.

Таким образом, игрушка является средством общения и психического развития детей дошкольного возраста. Она оказывает огромное влияние на психику ребенка. Игрушка - это не только предмет для забавы. Она несет в себе огромное психологическое и педагогическое значение. На это стоит обращать более пристальное внимание как педагогам, психологам, так и родителям, ведь большую часть жизни ребенок проводит именно в игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Влияние игрушки на развитие ребёнка"

Дать родителям знания о значении игрушки,её роли в игре ребёнка....

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

           Игрушка -это специально изготовленный  предмет, служащий для развлечения и психического развития ребёнка. Игрушка это изображение людей и животных....

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ИГРУШКИ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА...

"Влияние игрушки на развитие ребёнка".

Родители это должны знать!...

Родительское собрание «Влияние игрушки на развитие ребёнка»

Родительское собрание       «Влияние игрушки на развитие ребёнка»Цель: Дать родителям знания о значении игрушки, её роли в игре...

Консультации для родителей «Влияние игрушки на развитие ребёнка»

             Какое детство может быть без игрушек? В сегодняшнем мире это невозможно. Ребёнку просто необходимы игрушки! Пожалуй, единственное, что делают дет...

Протокол родительского собрания № 2 в младшей группе "Влияние игрушки на развитие ребёнка"

Протокол родительского собрания № 2 в младшей группе "Влияние игрушки на развитие ребёнка"...