РОЛЬ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья ( группа) по теме
РОЛЬ ИГРЫ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_nravstvennom_vospitanii.docx | 452.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детство – важнейший период человеческой жизни,
не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая
самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло
детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, -
от этого в решающей степени зависит, каким человеком
станет сегодняшний малыш.»
В.А. Сухомлинский
Нравственные качества, которыми обладают молодые супруги, создают определенную психологическую атмосферу в семье. Культура общения, ответственность, взаимопомощь – этими качествами отличается дружный семейный коллектив.
Семейные отношения значительно влияют на развитие личности ребенка. Он подражает отцу или матери, их действиям, поведению, отношениям, манере общаться со взрослыми и детьми, знакомыми и не знакомыми людьми.
Дошкольник стремится быть признанным членом семейного коллектива, быть похожим на отца или мать. Подражание усиливает любовь ребенка к родителям, вызывает у него желание активно взаимодействовать с папой или мамой. Мальчик, как правило, подражает отцу, девочка – матери. Ребенок стремится достигнуть со значимым для него членом семьи общего переживания в совместных семейных делах, научиться действовать, как родители.
У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый человек с твердым характером. Он любит и уважает жену и как женщину, и как мать: благодарен, предупредителен, чувствует ответственность за создание семьи, воспитание детей, проявляет разумную требовательность к ним, помогает жене по хозяйству, постоянно стремится к самосовершенствованию.
Велика в семье роль матери. От нее зависит воспитание у детей любви и уважения, доброго отношения к окружающим. Нравственные качества матери более всего влияют на формирование общения в семье. Именно мать служит дочери примером в умении любить, уважать мужа, быть ему другом, мудрым советником, уметь духовно его поддерживать. Ее образ формирует у дочери представление о женщине умеющей быть выдержанной, терпеливой, деликатной, воспитывающей детей и ведущей домашнее хозяйство, стремящейся к самосовершенствованию.
Семейный союз, где родители обладают такими нравственными качествами, порождает демократический тип семейных отношений. Он укрепляется не только любовью и уважением, но и выполнением каждым его членом основных семейных обязанностей, которые устанавливаются с учетом возможностей и способностей каждого. Взаимопомощь, совместные обсуждения семейных проблем, посильное участие в домашних делах вызывает у ребенка чувство радости, которое побуждает его к добрым поступкам, вызывает любовь к родителям, желание подражать им.
Правильно поступают те родители, которые активно включают дошкольника в жизнь семейного коллектива. Так ребенок с первых лет жизни приучается к обязанностям, которые потребуются ему в дальнейшей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость семейных переживаний, будет не трудно со временем создать свою собственную семью.
В некоторых семьях существует неоправданная ориентация на «женскую» и «мужскую» работу. Многие проблемы в семейной жизни возникают от того,
что молодежь не подготовлена к семейной жизни. Подготовленность к семейной жизни включает в себя обучение хозяйственным умением и навыкам, а так же психологическую подготовку к роли матери и отца. Н.К. Крупская этому вопросу придавала большое значение. Она писала: «Кто наблюдал детей, тот знает, что в раннем детстве мальчики также охотно, как и девочки, готовы помогать матери стряпать, мыть посуду, делать любое дело по хозяйству. Все кажется таким интересным! Но обыкновенно в семье с самых ранних лет начинают проводить разницу между мальчиками и девочками…К школьному возрасту в мальчике в достаточной мере уже воспитано презрение к «девчонкам» и их занятиям. Надо обучать и мальчиков наравне с девочками шитью, вязанью, починке белья – всему тому, без чего нельзя обойтись в жизни и незнание чего делает человека беспомощным, ставит в зависимость от других».
Обучение мальчиков навыкам самообслуживания и помощи близким не влияет на воспитание в нем мужских черт характера. Оно лишь обогащает личность, делает ее более разносторонней. Общаясь с сыном в труде, игре, на занятиях, в повседневной жизни, закрепляйте доверительные, доброжелательные отношения с ним, обогащайте его духовный мир.
Игра является одной из форм общения старшего дошкольника, в которой он активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре ребенок обучается и воспитывается более успешно, чем на специальных занятиях. Вызывает тревогу стремления некоторых родителей, подготавливая ребенка к школе, занять все свободное время сына или дочери чтением, письмом, не оставляя время на игру. Часто родителям кажется, что игра – это забава, развлечение.
Не признавать и не понимать игру – значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять духовных потребностей ребенка. Игра – основная деятельность ребенка. Ведущая ее роль заключается в многогранном воспитательном воздействии на ребенка.
В старшем дошкольном возрасте, когда возникает необходимость в целенаправленной подготовке к школе, игра ребенка не должна «сворачиваться» взрослыми. Именно в этом возрасте старший дошкольник овладевает умениями налаживать с партнерами игровые и реальные отношения. У него появляется возможность договориться, как и во что играть, как распределить роли, строить свои отношения со сверстниками на тех нравственных нормах, которые ребенок усвоил от окружающих взрослых.
Игра становится важным средством нравственного воспитания, когда в совместных действиях дети переживают радость успеха или горечь неудач. В игре переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются товарищество, дружба, коллективизм, взаимопомощь, сопереживание. Игра особенно напоминает по форме трудовой коллектив взрослых.
Игры в «летчиков», «космонавтов», «детский сад» и др. Воспитывают у детей нравственно волевые качества, готовят их к труду, к обучению в школе.
Роль, исполняемая ребенком в игре, побуждает его вести себя так, как и ведет себя в жизни настоящий летчик, шофер. Взаимодействие с партнером мобилизует весь нравственный опыт ребенка.
Игра в «семью» любима детьми всех возрастов. Чем старше дети, тем более содержательной и привлекательной она становится. Однако отношения взрослых, родителей к этим играм не однозначны. Родители, стремясь готовить детей к школе, не только ограничивают игровую деятельность старшего дошкольника, но и особенно не поощряют игру в «семью», боясь того, что дети отразят в них семейные отношения.
Дети охотно участвуют в игре в «семью» в том случае, если каждый из играющих уважает мнение другого, прислушивается к его советам.
Чтобы играть вместе, каждому приходится добровольно отказываться от своих желание, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях. Иначе игра не состоится.
Станет ли игра эффективным средством нравственного воспитания - во многом зависит и от родителей: от того, какие игры поощряются отцом и матерью; какие покупаются игрушки; как в семье проводится праздники и развлечения и т.п.
Большое значение имеет игра взрослого с ребенком, его наблюдения за самостоятельными играми ребенка с куклами, партнером или партнершей. Однако такие игры редки в семье. Часто дети жалуются: «Я играю одна в «дочки – матери». Мама и папа никогда не играют со мной, иногда со мной играет Даша (соседская девочка). Тогда я – мама, она – папа».
Дети часто задают вопросы, касающиеся взаимоотношений взрослых членов семьи, стремясь удовлетворить обычную детскую любознательность, постичь смысл поступков и отношений взрослых. Родители же нередко уходят от вопросов детей. Не бойтесь детских вопросов. Кратко в спокойном тоне отвечайте детям. Дети должны видеть и чувствовать доброжелательное отношение окружающих, заботливое, внимательное отношение членов семью друг к другу.
Игры детей старшего возраста требуют целенаправленной, продуманной организации со стороны взрослых. Иначе возможен разрыв между жизненным и игровым опытом ребенка. Если родители искренне интересуются играми сына или дочери, серьезно, с уважение относятся к ним, то ребенок не испытывает в их присутствии неловкости, доверчиво делится с ними своими замыслами о том во что ему хочется поиграть, прислушивается к советам старших.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Как много значит семья в нравственном воспитании дошкольников!...
Роль семьи в нравственном воспитании дошкольников
Как много значит семья в нравственном воспитании дошкольников!...
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников...
Деловая игра для педагогов "Роль книги в нравственном воспитании дошкольников"
Данный материал разработан для педагогов ДОУ. Деловая игра будет полезна воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений для повышения своего профессионального рост...
"РОЛЬ КНИГИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
В нашей жизни происходит оскудение нравственных ценностей. И поэтому проблема нравственного воспитания через художественную литературу никогда не представлялась такой острой,...
Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников
Типы и виды сказок.Соответствиие сказки возрасту ребенка....
Роль игры в нравственном воспитании дошкольников
Игра – одно из наиболее эффективных средств формирования поведения детей. Она является одним из способов познания окружающего мира и дает ребенку в яркой, доступной и интересной форме представле...