«Растить любознательных»
материал (старшая группа) по теме

Выползова Валентина Владимировна

Родительское собрание в старшей группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей группе

тема: «Растить любознательных»

Цель:

Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него; научить развивать познавательную активность.

Форма проведения:  круглый стол.

Организационный этап

Пока родители собираются, тихо звучат записи песен: «То ли еще будет» и другие; столы расставлены полукругом.

Ведущий:

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо вам за то, что пришли на эту встречу. Тема нашего родительского собрания: «Растить любознательных».  Она действительно заслуживает внимания.

Дошкольный возраст в отечественной психологии характеризуется как период «фактического складывания личности», поэтому становлению и развитию личностных качеств дошкольника придаётся особое значение.

Качество — это системное (интегративное) образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению ребёнком жизненных задач, адекватных возрасту.

Личностные качества характеризуют развитие личностной сферы воспитанника (мотивации, произвольности, воли, эмоций, самооценки), в том числе морально-нравственное развитие.

Физические качества характеризуют физическое развитие воспитанника (силу, выносливость, гибкость, координацию, ловкость, скорость).

Интеллектуальные качества характеризуют развитие интеллектуальной сферы воспитанника (формирование высших психических функций, накопление социального опыта).

К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:

  1. Интегративное качество   «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками».
  2. Интегративное качество    «Любознательный, активный».
  3. Интегративное качество  «Эмоционально отзывчивый».
  4. Интегративное качество  «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
  5. Интегративное качество  «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».
  6. Интегративное качество  «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту».
  7. Интегративное качество  «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе».
  8. Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
  9. Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками».

Я думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Поэтому мне сегодня хотелось бы затронуть такое интегративное качество, как    «Любознательный, активный».

Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.).

Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.

Проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности.

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Открытия у него каждый день: то он впервые узнает, что сосулька превращается в руке в воду; что бумага рвется, мнется, шелестит; что камень, брошенный в воду, тонет, а дерево плавает на поверхности.

Стремление познать часто подводит детей. Они нечаянно режут салфетки, когда хотят узнать, можно ли это разрезать, или разбирают игрушки с целью узнать, что там внутри и почему они двигаются. Этим они нередко доставляют нам, взрослым, беспокойство. Ребенок растет. Возрастает его любознательность к окружающему, незнакомому. Часто возникают вопросы: что это? Для чего? Из чего сделано? Недаром их называют почемучками.

Наша тема  – о развитии любознательности у детей. Интересно, одинаковы ли по значению слова «любознательность» и «любопытство»?

Я решила заглянуть в словарь. Что же сказано в «толковом словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова?
Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления.… Любопытство - интерес, лишённый рационального зерна, но лежащий в основе любого познания и являющийся корнем любознательности. Любознательность (любознательность - любовь к знанию) приводит познающие разумные, и осознающие свою разумность, существа к знанию.

Ведущий:

Как вы думаете, любознательны ли наши дети? (высказывания родителей)
Задает ли ваш ребенок вопросы? О чем? Как часто?
Всегда ли вы отвечаете на вопросы и, как вы считаете, всегда ли надо отвечать?
Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?
К кому из взрослых ребенок чаще всего обращается с вопросами? Почему?
Обсуждение вопросов.

Решение педагогических ситуаций.

Ведущий:

Представьте такую ситуацию. Мать с сыном идут по улице. Неожиданно пошел дождь. Сын спрашивает: «Мама, почему пошел дождь?» - и слышит ответ: «Ты плачешь и небо плачет».

Вопросы:

1. Согласны ли вы с ответом матери? Постарайтесь себя поставить на место пятилетнего ребенка.

2. Как, по вашему, отвечать на детские «почему», чтобы интерес, заключенный в вопросе, не угасал, а развивался?

3. Всегда ли полезно давать сразу исчерпывающий ответ на вопрос ребенка?
4. Что следует учитывать при ответах на вопросы детей?

5. Василий Александрович Сухомлинский советовал нам, взрослым, оставлять что-то недосказанное, что бы ребенку вновь и вновь хотелось возвратиться к тому, что он узнал. А как вы считаете? (Обсуждение).
Папа с шестилетней дочкой рассматривает иллюстрированную книгу о зоопарке. У девочки возникает вопрос: «Почему у льва такая желтая шкура?»

Обсуждение возможных вариантов ответов.

Находясь на прогулке в лесу пятилетний Саша увидел красивую бабочку. Мама не знает как она называется.

Обсуждение.
Пятилетний Вова заинтересовался, как из цветов земляники получаются ягоды.

Обсуждение.

Работа с памяткой «Как отвечать на детские вопросы»

Ведущий:

У вас на столах лежат памятки «Как отвечать на детские вопросы».
Как вы считаете, заслуживают ли внимания эти советы? Или вы не согласны с ними?

Многие из советов, конечно же проверены вами на практике, и все же, какой из них вы считаете самым важным в воспитании любознательности ребенка, почему? (обсуждение)

Очень эффективно развивается наблюдательность с помощью загадок. Вы загадали загадку:

Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже.
Тем дождик ближе.

Ребенок ответил: «туча».

Будете ли вы удовлетворены ответом?
Какие вопросы ему зададите?

Уважаемые родители, вы, надеюсь, вы согласитесь со мной, что загадки помогают развить любознательность. Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.


- Как вы считаете, нужно ли стремиться к тому, чтобы ребенку дать как можно больше сведений и не по возрасту глубоких знаний? (обсуждение).
Однажды одна мама с гордостью рассказывала, что ее пятилетняя дочь сама читает и интересуется книгами, предназначенными для школьников, умеет считать до ста. Мама всегда добавляет при этом, что ее ребенок развит не по годам.
- Какого вы мнения? (обсуждение).

Ну а сейчас  покажем  вам  сценку  «Почему».

Ведущий:

Сын пришел к отцу с вопросом.

Сын:

Пап! Папа! Вот смешно!
Почему, скажи мне, просом
Называется зерно?
Почему сосед новатор?
Что такое экскаватор?
Почему шагает он?
Как без спичек жили раньше?
Почему бывает дым?

Отец:

Да отстань же ты, отстань же
С почемучканьем своим.

Сын:

Папа!

Ведущий:

Сын вернулся вскоре …

Сын:

А бывал в пустыне ты?
А приплыть в любое море
Могут, думаешь, киты?
Почему с ушами заяц?
Пап, а что такое грань?

Отец:

После, некогда, отстань!

Ведущий:

Снова сын пришел к папаше …

Сын:

Где луна бывает днем?
Папа, папа, а когда же
Мы с тобой в театр пойдем?

Ведущий:

А в ответ сверкнула вспышка:

Отец:

У меня свои дела!

Ведущий:

И, вздохнув побрел сынишка
От отцовского стола.
Почему? Когда же? Где же?
Всякий раз ответ один.
Постепенно стал все реже беспокоить папу сын.
Но однажды в час вечерний
У почтенного отца
От волненья, огорченья
Изменился цвет лица.
Вопрошал родитель сына:

Отец:

Вызов в школу? Почему? Что такое?
В чем причина? Совершенно не пойму!
У других, посмотришь, детки
Только радуют сердца.
Почему твои отметки –
Огорченье для отца?
Почему разбил стекло ты?
Поцарапал в школе дверь?
Почему одни заботы
Причиняешь мне теперь?
Почему других ты хуже?
В толк никак я не возьму?
Отчего же? Почему же?

Ведущий:

В самом деле, почему?

Обсуждение ситуации.

Ведущий:

Все мы не хотим, чтобы такая ситуация сложилась в ваших семьях, произошла с нашими детьми. Что же сегодня мы можем сделать для наших детей не только в семьях, но и в группе. Мы с ребятами обращаемся к вам с идеей, чтобы каждый родитель принял участие в процессе познавательного развития детей нашей группы.

Пожалуйста, подумайте:
Что можно сделать для наших детей?
Кто из членов ваших семей может принять участие в организации встреч с детьми? Мы надеемся, что вы с пониманием отнесетесь к предложению организовать в группе клуб "Почемучек".

Пожалуйста, подумайте, кто из членов ваших семей может принять участие в организации встречи с детьми.

“Дорогие взрослые, старшие братья и сестры!

Мы, почемучки старшей группы, хотим с вашей помощью больше знать и уметь. Надеемся на интересную встречу с вами. Помочь вы нам можете в следующем:

1. Научить играть детей в шахматы и шашки.

2. Изготовить настольную игру.

3. Провести час загадок и отгадок.

4. Организовать экскурсию к себе на производство.

5. Рассказать о своей профессии.

6. Научить детей делать подарки из природного материала, бумаги.

7. Показать мультфильм.

8.Провести конкурс знатоков «Что, где, когда?»

9. Организовать час сказки и т.д.

Памятка для родителей по развитию любознательности
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Памятка для родителей по развитию любознательности
Научите ребенка играть в шахматы или шашки.
Проводите в семье различные конкурсы.
Организовывайте совместные походы в театры, в музеи, на выставки.
Проводите постоянные прогулки на природу.
Мастерите с детьми поделки из природного материала.
Поощряйте экспериментирование детей.
Читайте детям природоведческую литературу.

Любите своего ребенка!

Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Относитесь к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.
Внимательно вслушайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка.
Давайте краткие и доступные пониманию ребенка ответы.
Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям.
Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка.
В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью.
Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.
Если ответ на вопрос недоступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь много нового и сам сможешь ответить на свой вопрос».

Для чего же нужно растить детей любознательными?

Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, но направлен на определенную сторону жизни, определенное явление или предмет. В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему, которая противостоит равнодушному, бездумному усвоению знаний и выполнению работы без напряжения мысли, без радости успеха. А ведь все это является залогом успешного обучения в школе. Ведь определенную категорию успевающих составляют так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.

 

Как же развивать любознательность и познавательный интерес?

Это осуществляется в повседневной жизни, в детском саду, на занятиях, в играх, в труде, в общении, и не требует каких-то специальных занятий. Основное условие – широкое ознакомление детей с явлениями окружающей жизни и воспитание активного заинтересованного отношения к ним (водите детей на экскурсии, прогулки, наблюдайте, сравнивайте, читайте вместе книги).

 Если ребенка что-то интересует, необходимо поддерживать его интерес, склонность. Это важно для того, чтобы проявились задатки и развивались его способности. Бережно относитесь к интересам ребенка. Показателем проявления любознательности являются детские вопросы. И пик вопросов приходится на возраст 4,5 – 5, 6 лет.

     

Как отвечать на детские вопросы:

 

1.      Отнестись к вопросам детей с уважением, не отмахивайтесь от них.

2.      Внимательно вслушивайтесь в детский вопрос, постарайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том предмете, явлении, о котором он спрашивает.

3.       Дайте краткие и доступные пониманию дошкольника ответы, избегайте сложных слов, книжных оборотов речи.

4.      Ответ должен обогатить ребенка новыми знаниями, побудить к дальнейшим размышлениям, наблюдениям.

5.      Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как думаешь?»

6.      В ответ на вопрос ребенка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, перечитать книгу, рассмотреть вместе с вами иллюстративный материал.

7.      Отвечая на вопрос ребенка, воздействуйте на его чувства. Воспитывайте в нем чуткость, тактичность к окружающим людям.

8.      Если ответ на вопрос не доступен пониманию ребенка, не бойтесь ему сказать: «Пока ты еще мал. Пойдешь в школу, научишься читать, узнаешь многое и сможешь сам ответить на свой вопрос».

 

Рекомендации родителям:

 

1.      Чаще водите детей на экскурсии, наблюдайте, обсуждайте.

2.      Проводите небольшие эксперименты с предметами дома и на улице.

3.      Выслушивайте рассуждения ребенка,  не перебивая.

4.      Не говорите ответа, если ребенок ошибается, а только поправляйте его ход мысли в нужном направлении.

5.      Читайте с ребенком познавательные книги.

6.      Исследуйте различные предметы. Например, когда идете по дороге в детский сад.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Растить любознательных»

Родительское собрание «Растить любознательных» Подготовка ХОД СОБРАНИЯ ...

Растить любознательных. Родительское собрание.

Рекомендации родителям: как развивать любознательность дошкольника. Рабочие материалы к собранию - выступление, диагностика, анкета, памятка для родителей....

Растим любознательных. Практический материал к родительскому собранию.

Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть...

КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "РАСТИМ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ"

Конспект проведения конференции для родителей детского сада, как одной из инновационных форм взаимодействия с семьями воспитанников...

Родительское собрание на тему "Растить любознательных".

Целью собрания является, обучение родителей правильно развивать познавательную активность у детей. Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него....

Родительское собрание на тему: «Растить любознательных»

Родительское собрание на тему: «Раститьлюбознательных» Анкета для родителей Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослыми, сверстника...