Растить любознательных. Родительское собрание.
методическая разработка (старшая,подготовительная группа) по теме
Рекомендации родителям: как развивать любознательность дошкольника. Рабочие материалы к собранию - выступление, диагностика, анкета, памятка для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Растить любознательных. К родительскому собранию...docx | 135.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Растить любознательных |
Родительское собрание |
Ответы детей на вопросы, диаграммы, анкеты для родителей, материал к выступлению |
Кирилловых Н. А. |
29.11.2011 |
Быстро летит время, и придёт час, когда наши дети станут учениками. Будет ли школьная жизнь радостной для ребёнка или омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых.
Ведущие педагоги и психологи считают, что успешность учения во многом зависит от того, насколько у ребёнка сформирован познавательный интерес.
Начало его формирования лежит в дошкольном возрасте, поэтому важно не упустить это время.
С чего нужно начать?
1. Развиваем любознательность. Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизведанное. Любознательность в норме присуща детям 3-4 лет. Мы уже немного опоздали, но не всё потеряно, и кое-что можно скорректировать.
Педагоги советуют - начните с загадок! В них и народная мудрость, и логика, и воображение, и смекалка – всё это стимулирует любознательность.
Мы предложили нашим детям вопросы. Результаты такие: (диаграммы 1-2)
Вывод: Учите загадки! Загадывайте их в свободную минутку, и пусть ребёнок объясняет, почему он так думает.
2. Не оставляйте ребёнка один на один с телевизором и компьютером, находите время для общения и совместных игр. В игре формируются доверительные отношения, а ребёнок подойдёт с вопросом только к тому, кому он доверяет. Играем ли мы с детьми? Такие результаты мы получили: (диагностика 3-4-5)
Вывод: Играйте с ребёнком. Он нуждается в вас.
3. Как отвечать на детские вопросы. Заполните, пожалуйста, анкету.
Отвечая на детские вопросы, не раздражайтесь (какой ты глупый…), не отмахивайтесь (отстань, мне некогда), будьте терпеливыми, поощряйте ребёнка в его стремлении объяснить предмет или явление самому.
Думаем, что памятка в какой-то мере вам поможет (вручить памятки).
Предлагаю обсудить две ситуации.
Мама с сыном идут по улице. Неожиданно пошёл дождь. Сын спрашивает: «Почему идёт дождь?» и слышит в ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».
- Согласны ли вы с таким ответом?
- Как бы вы ответили на вопрос?
- Всегда ли полезно давать исчерпывающий ответ или спросить: А ты как думаешь?
- Как отвечать, чтобы интерес, заключённый в вопросе, не угасал?
Вы загадали ребёнку загадку: «Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе». Ребёнок говорит: «Туча».
Будете ли вы удовлетворены таким ответом? Какие вопросы зададите?
Поддержите наше предложение о создании альбома загадок.
Вывод: Учим и загадываем загадки, играем вместе, учимся отвечать на детские вопросы.
Диагностика проведена 29.11.2011г. Всего детей – 12. Участвовало – 11.
- Дети, вы знаете загадки?
1 | - | - | - |
2 | нет | ||
3 | 1 (лук) | ||
4 | нет | ||
5 | нет | ||
6 | 3 загадки (ёлка, зайчик, лампочка) | ||
7 | 1 (лампочка) | ||
8 | 1 (поросёнок) | ||
9 | 3 загадки (лампочка, лук, рубашка) | ||
10 | нет | ||
11 | 1 (сосулька) | ||
12 | 1 (телевизор) |
- Кто загадывает их дома?
1 | - | - | - |
2 | никто | ||
3 | Да, мама | ||
4 | никто | ||
5 | нет | ||
6 | Иногда загадывает мама конечно | ||
7 | Да, мама | ||
8 | нет | ||
9 | Нет, им не нравится загадывать | ||
10 | Ну как сказать, да нет вроде | ||
11 | Да, мама иногда по книжке. | ||
12 | бабушка |
- Чем вы любите заниматься дома?
1 | - | - | - |
2 | Мягкими игрушками | ||
3 | На рыбок смотреть | ||
4 | телевизор | ||
5 | ничем | ||
6 | Писать в тетрадке | ||
7 | С кошкой играть | ||
8 | На папином компьютере играть | ||
9 | Компьютер, телик | ||
10 | Компьютер, телик | ||
11 | Лепить, руками рисовать | ||
12 | компьютер |
- Принимают ли участие взрослые в играх?
1 | - | - | - |
2 | Папа не играет, мама играет | ||
3 | нет | ||
4 | Нет, только иногда шалю с папой | ||
5 | Нет, мультики включают и всё. | ||
6 | Да нет, я сам с собой играю | ||
7 | Да, больше с мамой | ||
8 | Нет, они ничего не понимают, им приходится объяснять | ||
9 | Очень-очень редко | ||
10 | Ну, да, только редко | ||
11 | Нет, мама вяжет, а папа телевизор смотрит | ||
12 | Нет, им некогда |
- Когда ты будешь взрослым, ты будешь играть со своими детьми?
1 | - | - |
2 | Да, в дочки-матери бы играла. | |
3 | Да, в игры всякие, какие бы ни попросил. | |
4 | Да, в машинки. | |
5 | Нет, мне не хочется. | |
6 | Да | |
7 | Да, буду | |
8 | Если злой – буду, добрый – не буду. | |
9 | Гулять буду, а играть иногда | |
10 | Да, в любые, какие захотят. | |
11 | Очень-очень буду, но главное родить. | |
12 | Буду, буду обязательно. |
Анкета для родителей.
1. К кому Ваш ребёнок чаще обращается с вопросами?
- К матери
- К отцу
- К другим членам семьи
2. Какие вопросы чаще задаёт Ваш ребёнок?
- О предметах или явлениях
- О людях и отношениях между людьми
- Другие вопросы
3. Если ребёнок обратился к Вам с вопросом, то Вы:
- Постараетесь ответить сразу
- Предложите ребёнку сначала подумать самому
- Предложите обратиться к кому-то другому
4. Детишек этого возраста часто называют «почемучками». Можно ли назвать «почемучкой» Вашего ребёнка?
- Да
- Нет
- Иногда
5. Вы терпеливо отвечаете на вопросы ребёнка:
- Всегда
- Иногда
- Редко
Спасибо!
Как отвечать на вопросы детей.
Памятка для родителей
Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие ребёнка по силам каждому взрослому. Как же отвечать на вопросы?
* Помните, что ребёнок задаёт вопросы не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важное требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное к ним отношение.
* Постарайтесь понять, что побудило ребёнка задать вопрос. Часто вопрос имеет коммуникативный характер, он служит поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию. Например, 5-летний Саша спрашивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся входить в тёмную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребёнка, вникнуть в его переживания, понять мотив вопроса.
* На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности а, напротив, разжечь из неё незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование – краткость и определённость ответа.
* Не бойтесь, если после вашего ответа не всё будет понятно ребёнку до конца. Что-то он уяснил, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Именно не совсем отчётливые знания порождают у ребёнка гипотезы, сомнения, стимулируют его познавательную активность.
* Почаще задавайте ребёнку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ. Пользуйтесь для этого справочниками, энциклопедиями, используйте свой личный опыт.
* Помните народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше». Не перегружайте ребёнка грузом знаний. Гораздо важнее, чтобы ребёнок понял, а не просто запомнил новые для него сведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Растить любознательных»
Родительское собрание «Растить любознательных» Подготовка ХОД СОБРАНИЯ ...
Растим любознательных. Практический материал к родительскому собранию.
Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть...
Родительское собрание на тему "Растить любознательных".
Целью собрания является, обучение родителей правильно развивать познавательную активность у детей. Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него....
Родительское собрание на тему: «Растить любознательных»
Родительское собрание на тему: «Раститьлюбознательных» Анкета для родителей Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослыми, сверстника...
Сценарий родительского собрания "Растим любознательных"
Сценарий родительского собрания...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительское собрание "РАСТИТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ" Старшая группа
Организация родительского собрания в ДОУ для родителей детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной форме с применением интерактивных форм взаимодействия....