Растить любознательных. Родительское собрание.
методическая разработка (старшая,подготовительная группа) по теме
Рекомендации родителям: как развивать любознательность дошкольника. Рабочие материалы к собранию - выступление, диагностика, анкета, памятка для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 135.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Растить любознательных |
Родительское собрание |
Ответы детей на вопросы, диаграммы, анкеты для родителей, материал к выступлению |
Кирилловых Н. А. |
29.11.2011 |
Быстро летит время, и придёт час, когда наши дети станут учениками. Будет ли школьная жизнь радостной для ребёнка или омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых.
Ведущие педагоги и психологи считают, что успешность учения во многом зависит от того, насколько у ребёнка сформирован познавательный интерес.
Начало его формирования лежит в дошкольном возрасте, поэтому важно не упустить это время.
С чего нужно начать?
1. Развиваем любознательность. Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизведанное. Любознательность в норме присуща детям 3-4 лет. Мы уже немного опоздали, но не всё потеряно, и кое-что можно скорректировать.
Педагоги советуют - начните с загадок! В них и народная мудрость, и логика, и воображение, и смекалка – всё это стимулирует любознательность.
Мы предложили нашим детям вопросы. Результаты такие: (диаграммы 1-2)
Вывод: Учите загадки! Загадывайте их в свободную минутку, и пусть ребёнок объясняет, почему он так думает.
2. Не оставляйте ребёнка один на один с телевизором и компьютером, находите время для общения и совместных игр. В игре формируются доверительные отношения, а ребёнок подойдёт с вопросом только к тому, кому он доверяет. Играем ли мы с детьми? Такие результаты мы получили: (диагностика 3-4-5)
Вывод: Играйте с ребёнком. Он нуждается в вас.
3. Как отвечать на детские вопросы. Заполните, пожалуйста, анкету.
Отвечая на детские вопросы, не раздражайтесь (какой ты глупый…), не отмахивайтесь (отстань, мне некогда), будьте терпеливыми, поощряйте ребёнка в его стремлении объяснить предмет или явление самому.
Думаем, что памятка в какой-то мере вам поможет (вручить памятки).
Предлагаю обсудить две ситуации.
Мама с сыном идут по улице. Неожиданно пошёл дождь. Сын спрашивает: «Почему идёт дождь?» и слышит в ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».
- Согласны ли вы с таким ответом?
- Как бы вы ответили на вопрос?
- Всегда ли полезно давать исчерпывающий ответ или спросить: А ты как думаешь?
- Как отвечать, чтобы интерес, заключённый в вопросе, не угасал?
Вы загадали ребёнку загадку: «Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе». Ребёнок говорит: «Туча».
Будете ли вы удовлетворены таким ответом? Какие вопросы зададите?
Поддержите наше предложение о создании альбома загадок.
Вывод: Учим и загадываем загадки, играем вместе, учимся отвечать на детские вопросы.
Диагностика проведена 29.11.2011г. Всего детей – 12. Участвовало – 11.
- Дети, вы знаете загадки?
1 | - | - | - |
2 | нет | ||
3 | 1 (лук) | ||
4 | нет | ||
5 | нет | ||
6 | 3 загадки (ёлка, зайчик, лампочка) | ||
7 | 1 (лампочка) | ||
8 | 1 (поросёнок) | ||
9 | 3 загадки (лампочка, лук, рубашка) | ||
10 | нет | ||
11 | 1 (сосулька) | ||
12 | 1 (телевизор) |
- Кто загадывает их дома?
1 | - | - | - |
2 | никто | ||
3 | Да, мама | ||
4 | никто | ||
5 | нет | ||
6 | Иногда загадывает мама конечно | ||
7 | Да, мама | ||
8 | нет | ||
9 | Нет, им не нравится загадывать | ||
10 | Ну как сказать, да нет вроде | ||
11 | Да, мама иногда по книжке. | ||
12 | бабушка |
- Чем вы любите заниматься дома?
1 | - | - | - |
2 | Мягкими игрушками | ||
3 | На рыбок смотреть | ||
4 | телевизор | ||
5 | ничем | ||
6 | Писать в тетрадке | ||
7 | С кошкой играть | ||
8 | На папином компьютере играть | ||
9 | Компьютер, телик | ||
10 | Компьютер, телик | ||
11 | Лепить, руками рисовать | ||
12 | компьютер |
- Принимают ли участие взрослые в играх?
1 | - | - | - |
2 | Папа не играет, мама играет | ||
3 | нет | ||
4 | Нет, только иногда шалю с папой | ||
5 | Нет, мультики включают и всё. | ||
6 | Да нет, я сам с собой играю | ||
7 | Да, больше с мамой | ||
8 | Нет, они ничего не понимают, им приходится объяснять | ||
9 | Очень-очень редко | ||
10 | Ну, да, только редко | ||
11 | Нет, мама вяжет, а папа телевизор смотрит | ||
12 | Нет, им некогда |
- Когда ты будешь взрослым, ты будешь играть со своими детьми?
1 | - | - |
2 | Да, в дочки-матери бы играла. | |
3 | Да, в игры всякие, какие бы ни попросил. | |
4 | Да, в машинки. | |
5 | Нет, мне не хочется. | |
6 | Да | |
7 | Да, буду | |
8 | Если злой – буду, добрый – не буду. | |
9 | Гулять буду, а играть иногда | |
10 | Да, в любые, какие захотят. | |
11 | Очень-очень буду, но главное родить. | |
12 | Буду, буду обязательно. |
Анкета для родителей.
1. К кому Ваш ребёнок чаще обращается с вопросами?
- К матери
- К отцу
- К другим членам семьи
2. Какие вопросы чаще задаёт Ваш ребёнок?
- О предметах или явлениях
- О людях и отношениях между людьми
- Другие вопросы
3. Если ребёнок обратился к Вам с вопросом, то Вы:
- Постараетесь ответить сразу
- Предложите ребёнку сначала подумать самому
- Предложите обратиться к кому-то другому
4. Детишек этого возраста часто называют «почемучками». Можно ли назвать «почемучкой» Вашего ребёнка?
- Да
- Нет
- Иногда
5. Вы терпеливо отвечаете на вопросы ребёнка:
- Всегда
- Иногда
- Редко
Спасибо!
Как отвечать на вопросы детей.
Памятка для родителей
Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие ребёнка по силам каждому взрослому. Как же отвечать на вопросы?
* Помните, что ребёнок задаёт вопросы не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важное требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное к ним отношение.
* Постарайтесь понять, что побудило ребёнка задать вопрос. Часто вопрос имеет коммуникативный характер, он служит поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию. Например, 5-летний Саша спрашивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся входить в тёмную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребёнка, вникнуть в его переживания, понять мотив вопроса.
* На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку детской любознательности а, напротив, разжечь из неё незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование – краткость и определённость ответа.
* Не бойтесь, если после вашего ответа не всё будет понятно ребёнку до конца. Что-то он уяснил, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Именно не совсем отчётливые знания порождают у ребёнка гипотезы, сомнения, стимулируют его познавательную активность.
* Почаще задавайте ребёнку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой совместными усилиями ищите ответ. Пользуйтесь для этого справочниками, энциклопедиями, используйте свой личный опыт.
* Помните народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше». Не перегружайте ребёнка грузом знаний. Гораздо важнее, чтобы ребёнок понял, а не просто запомнил новые для него сведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Растить любознательных»
Родительское собрание «Растить любознательных» Подготовка ХОД СОБРАНИЯ ...
Растим любознательных. Практический материал к родительскому собранию.
Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть...

Родительское собрание на тему "Растить любознательных".
Целью собрания является, обучение родителей правильно развивать познавательную активность у детей. Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него....

Родительское собрание на тему: «Растить любознательных»
Родительское собрание на тему: «Раститьлюбознательных» Анкета для родителей Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослыми, сверстника...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительское собрание "РАСТИТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ" Старшая группа
Организация родительского собрания в ДОУ для родителей детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной форме с применением интерактивных форм взаимодействия....