Растить любознательных. Родительское собрание.
методическая разработка (старшая,подготовительная группа) по теме

Кирилловых Надежда Александровна

Рекомендации родителям: как развивать любознательность дошкольника. Рабочие материалы к собранию - выступление, диагностика, анкета, памятка для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Растить любознательных

Родительское собрание

Ответы детей на вопросы, диаграммы, анкеты для родителей, материал к выступлению

Кирилловых Н. А.

29.11.2011


Быстро летит время, и придёт час, когда наши дети станут учениками. Будет ли школьная жизнь радостной для ребёнка или омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых.

Ведущие педагоги и психологи считают, что успешность учения во многом зависит от того, насколько у ребёнка сформирован познавательный интерес.

Начало его формирования лежит в дошкольном возрасте, поэтому важно не упустить это время.

С чего нужно начать?

 1. Развиваем любознательность. Ребёнок по своей натуре любознателен. Его интересует всё новое, неизведанное. Любознательность в норме присуща детям 3-4 лет. Мы уже немного опоздали, но не всё потеряно, и кое-что можно скорректировать.

Педагоги советуют  - начните с загадок! В них и народная мудрость, и логика, и воображение, и смекалка – всё это стимулирует любознательность.

Мы предложили нашим детям вопросы. Результаты такие: (диаграммы 1-2)

Вывод: Учите загадки! Загадывайте их в свободную минутку, и пусть ребёнок объясняет, почему он так думает.

2. Не оставляйте ребёнка один на один с телевизором и компьютером, находите время для общения и совместных игр. В игре формируются доверительные отношения, а ребёнок подойдёт с вопросом только к тому, кому он доверяет. Играем ли мы с детьми? Такие результаты мы получили: (диагностика 3-4-5)

Вывод: Играйте с ребёнком. Он нуждается в вас.

3. Как отвечать на детские вопросы. Заполните, пожалуйста, анкету.

 Отвечая на детские вопросы, не раздражайтесь (какой ты глупый…), не отмахивайтесь (отстань, мне некогда), будьте терпеливыми, поощряйте ребёнка в его стремлении объяснить предмет или явление самому.

Думаем, что памятка в какой-то мере вам поможет (вручить памятки).

Предлагаю обсудить две ситуации.

Мама с сыном идут по улице. Неожиданно пошёл дождь. Сын спрашивает: «Почему идёт дождь?» и слышит в ответ: «Ты плачешь, и небо плачет».

  1. Согласны ли вы с таким ответом?
  2. Как бы вы ответили на вопрос?
  3. Всегда ли полезно давать исчерпывающий ответ или спросить: А ты как думаешь?
  4. Как отвечать, чтобы интерес, заключённый в вопросе, не угасал?

Вы загадали ребёнку загадку: «Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе». Ребёнок говорит: «Туча».

Будете ли вы удовлетворены таким ответом? Какие вопросы зададите?

 Поддержите наше предложение о создании альбома загадок.

Вывод: Учим и загадываем загадки, играем вместе, учимся отвечать на детские вопросы.

Диагностика проведена 29.11.2011г. Всего детей – 12. Участвовало – 11.

  1. Дети, вы знаете загадки?

1

-

-

-

2

нет

3

1 (лук)

4

нет

5

нет

6

3 загадки (ёлка, зайчик, лампочка)

7

1 (лампочка)

8

1 (поросёнок)

9

3 загадки (лампочка, лук, рубашка)

10

нет

11

1 (сосулька)

12

1 (телевизор)


  1. Кто загадывает их дома?

1

-

-

-

2

никто

3

Да, мама

4

никто

5

нет

6

Иногда загадывает мама конечно

7

Да, мама

8

нет

9

Нет, им не нравится загадывать

10

Ну как сказать, да нет вроде

11

Да, мама иногда по книжке.

12

бабушка


  1. Чем вы любите заниматься дома?

1

-

-

-

2

Мягкими игрушками

3

На рыбок смотреть

4

телевизор

5

ничем

6

Писать в тетрадке

7

С кошкой играть

8

На папином компьютере играть

9

Компьютер, телик

10

Компьютер, телик

11

Лепить, руками рисовать

12

компьютер


  1. Принимают ли участие взрослые в играх?

1

-

-

-

2

Папа не играет, мама играет

3

нет

4

Нет, только иногда шалю с папой

5

Нет, мультики включают и всё.

6

Да нет, я сам с собой играю

7

Да, больше с мамой

8

Нет, они ничего не понимают, им приходится объяснять

9

Очень-очень редко

10

Ну, да, только редко

11

Нет, мама вяжет, а папа телевизор смотрит

12

Нет, им некогда


  1. Когда ты будешь взрослым, ты будешь играть со своими детьми?

1

-

-

2

Да, в дочки-матери бы играла.

3

Да, в игры всякие, какие бы ни попросил.

4

Да, в машинки.

5

Нет, мне не хочется.

6

Да

7

Да, буду

8

 Если злой – буду, добрый – не буду.

9

Гулять буду, а играть иногда

10

Да, в любые, какие захотят.

11

Очень-очень буду, но главное родить.

12

Буду, буду обязательно.


Анкета для родителей.

1. К кому Ваш ребёнок чаще обращается с вопросами?

  1. К матери
  2. К отцу
  3. К другим членам семьи

2. Какие вопросы чаще задаёт Ваш ребёнок?

  1. О предметах или явлениях
  2. О людях и отношениях между людьми
  3. Другие вопросы

3. Если ребёнок обратился к Вам с вопросом, то Вы:

  1. Постараетесь ответить сразу
  2. Предложите ребёнку сначала подумать самому
  3. Предложите обратиться к кому-то другому

4. Детишек этого возраста часто называют «почемучками». Можно ли назвать «почемучкой» Вашего ребёнка?

  1. Да
  2. Нет
  3. Иногда

5. Вы терпеливо отвечаете на вопросы ребёнка:

  1. Всегда
  1. Иногда
  2. Редко

Спасибо!

Как отвечать на вопросы детей.

Памятка для родителей

Умение толково ответить на вопрос ребёнка – большое искусство. Овладеть этим искусством и положительно воздействовать своими ответами на умственное развитие ребёнка по силам каждому взрослому. Как же отвечать на вопросы?

*  Помните, что ребёнок задаёт вопросы не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрослые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьёзно и интересно. Отсюда важное требование к ответам на детские вопросы – уважительное, бережное к ним отношение.

* Постарайтесь понять, что побудило ребёнка задать вопрос. Часто вопрос имеет коммуникативный характер, он служит поводом вызвать взрослого на общение, привлечь к своему эмоциональному состоянию. Например, 5-летний Саша спрашивает отца: «Ты, когда был маленький, боялся входить в тёмную комнату?» Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребёнка, вникнуть в его переживания, понять мотив вопроса.

* На познавательный вопрос надо отвечать так, чтобы не погасить искорку  детской любознательности а, напротив, разжечь из неё незатухающее пламя. А что гасит детскую любознательность? Длинные исчерпывающие ответы взрослых, которые не дают простора для собственных размышлений, фантазий, сомнений. Итак, следующее требование – краткость и определённость ответа. 

* Не бойтесь, если после вашего ответа не всё будет понятно ребёнку до конца. Что-то он уяснил, но новые знания, которые вы ему сообщили, влекут за собой и новые вопросы. Именно не совсем отчётливые знания порождают у ребёнка гипотезы, сомнения, стимулируют его познавательную активность.

* Почаще задавайте ребёнку встречные вопросы типа: «А ты как думаешь?», предлагайте подумать вместе, вовлекайте его в беседу, в ходе которой  совместными усилиями ищите ответ. Пользуйтесь для этого справочниками, энциклопедиями, используйте свой личный опыт.

*  Помните народную мудрость: «Лучше меньше, да лучше». Не перегружайте ребёнка грузом знаний. Гораздо важнее, чтобы ребёнок понял, а не просто запомнил новые для него сведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Растить любознательных»

Родительское собрание «Растить любознательных» Подготовка ХОД СОБРАНИЯ ...

Растим любознательных. Практический материал к родительскому собранию.

Будет ли школьная жизнь радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо вы, думаю, согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка должен быть...

Родительское собрание на тему "Растить любознательных".

Целью собрания является, обучение родителей правильно развивать познавательную активность у детей. Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на него....

Родительское собрание на тему: «Растить любознательных»

Родительское собрание на тему: «Раститьлюбознательных» Анкета для родителей Понаблюдайте за своим ребенком в различных видах деятельности: игре, в общении со взрослыми, сверстника...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительское собрание "РАСТИТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ" Старшая группа

Организация родительского собрания в ДОУ  для родителей детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной форме с применением интерактивных форм  взаимодействия....