Консультация для родителей и педагогов «Развитие сенсомоторики в раннем возрасте»
материал по теме
Консультация с картинками для родительского уголка. В ней даются понятия о сенсорном восприятии, крупной и мелкой моторике и сенсомоторике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Развитие сенсомоторики в раннем возрасте» | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка
детский сад №2 «Искорка»
Консультация в уголок для родителей
«Развитие сенсомоторики в раннем возрасте»
подготовила воспитатель
высшей категории
Зуева Елена Николаевна
г. Протвино, Московской области
2012
Развитие сенсомоторики в раннем возрасте.
Для того, чтобы точнее описать, что такое сенсомоторика, необходимо рассмотреть такие понятия, как сенсорное восприятие, моторика.
Что такое сенсорика?
В переводе с латинского «sensus» - восприятие, чувство. Это познавательный процесс с помощью органов чувств, то есть, формирование с помощью органов чувств своей собственной картины окружающего нас мира. Не секрет, что на один и тот же предмет разные люди реагируют по-разному, на одно и то же событие люди реагируют, иногда, диаметрально противоположно.
Окружающий нас мир мы познаем (воспринимаем) с помощью органов чувств: зрения (глаза), слуха (уши), вкуса(язык), обоняния (нос), осязания(кожа)
Как происходит сенсорное восприятие?
Сначала мы ощущаем, воспринимаем предмет органами чувств, затем анализируем информацию и сопоставляем с тем, что мы уже видели, слышали, ощущали ранее, а затем уже составляем представление о предмете. Чем больше у нас информации о предмете, тем полнее и глубже наше представление о нем. Можно сказать проще – чем больше мы слышим, видим, осязаем, ощущаем, …. , тем полнее и реальнее у нас представление об окружающем нас мире.
Дети каждый день, каждый миг познают окружающий их мир. При знакомстве детей с любым предметом, нужно использовать все органы чувств, и тогда у них сложиться верная картина окружающего мира.
Недостаточно показать ребенку картинку, на котором изображено яблоко, и сказать: «Это - яблоко». Через пару часов ребенок забудет и эту картинку, и как называется то, что было изображено на картинке. Более глубокое понимание сложиться у ребенка, если он это яблоко возьмет в руки, почувствует его аромат, попробует на вкус, ощутит его на ощупь, увидит дерево, на котором выросло это яблоко. Все эти ощущения свяжутся в одну картинку под названием «Яблоко», и это уже навсегда.
Сенсорное восприятие предметов и окружающего мира поможет детям и нам, мир увидеть таким, каким он является на самом деле - прекрасным, гармоничным, дружелюбным.
Что такое моторика?
Моторика, в переводе с латинского «motor» – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.
Крупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и – все это относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот, сколько действий ребенок сделает, чтобы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной моторике.
Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.
Мелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.
Зачем нужно развивать мелкую моторику рук? Почему так много зависит от степени развития мелкой моторики рук у детей? Развитие мелкой моторики рук важно не только для того, что бы ребенок мог легко застегивать пуговицы, завязывать шнурки, уверенно держать ложку в руках, то есть, облегчил маме жизнь. Внимание, мышление, наблюдательность, воображение, координация движения, речь — все это напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук у ребенка.
Развивать ее нужно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь потребует от ребенка точных скоординированных движений. Каждый из нас, наверное, встречал людей, у которых все «валится из рук», возможно причина в том, что в детстве мелкой моторике уделялось мало внимания.
Хорошо развитая мелкая моторика может помочь при выборе профессии. Нельзя себе представить хирурга, художника, ювелира и даже часовых дел мастера с плохо развитой мелкой моторикой рук.
Начинать развивать мелкую моторику рук у ребенка нужно с самого раннего детства. Мы массажируем пальчики рук у ребенка, мы видим улыбку ребенка, мы разговариваем с ним, этот процесс приносит удовольствие, не только ребенку, но и нам, взрослым. Затем мы даем ребенку игрушки разной формы, и развиваем у ребенка «хватательный» рефлекс и мелкую моторику. Потом учим ребенка рисовать, лепить, шнуровать, складывать мозаику, строить фигурки с кубиков, главное, что бы ребенку было интересно.
Есть много игр и игрушек для развития мелкой моторики рук, начиная со всем известной «сорока — ворона кашу варила.....» и заканчивая настольными играми. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.
Крупную и мелкую моторику у ребенка необходимо развивать в комплексе, только в этом случае развитие ребенка будет гармоничное и последовательное.
Что такое сенсомоторика?
Сенсомоторика состоит из двух слов ( «sensus» - чувство, ощущение и «motor» — двигатель.)
Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики), его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм. И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие ребенка происходит более эффективно. Ребенок растет, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать мир.
Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения, и т.д.
Сенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идем по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень,…. . Мы или останавливаемся, или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие. Еще пример: мы услышали громкий звук и в нашем движении будут какие-то изменения – мы либо остановимся, либо ускорим движение, либо посмотрим в сторону, откуда доносился звук.
Еще пример: рисуем пейзаж - при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (Взаимодействие зрения и движения руки и пальцев)
Сенсомоторика – это взаимодействие сенсорного восприятия и движения.
Какие цели ставим перед собой в работе с детьми? Развивать у детей умение согласовывать и управлять своими действиями и эмоциями.
Использованные Интернет-ресурсы.
http://mysemiya.ru/sensornoe-vospriyatie-chto-e-to
http://mysemiya.ru/krupnaya-i-melkaya-motorika
http://mysemiya.ru/razvitie-melkoj-motoriki-ruk-e-to-vazhno#more-2296
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры".
Консультация адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста. В ней освещены вопросы формирования предпосылок развития речи детей в раннем детстве через дидактическую игру; рассматриваются ...
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»
Консультация для педагогов «Развитие познавательного интереса детей раннего возраста через экспериментирование.»...
Консультация для родителей и педагогов. Развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционных предметов. «Руки не боятся скуки»
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для детей при помощи обычных предметов обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенк...
Консультация для педагогов "Развитие двигательной активности детей раннего возраста посредством двигательной активности"
В косультации даются рекомендации по развитию двигательной активности у детей раннего возраста через подвижную игру. Автор делится опытом работы из личной практики....
Консультация для педагогов: «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР»
Одной из задач, которая ставится перед современным дошкольным учреждением, является необходимость создания условий для сохранения и укрепления здоровья детей посредством увеличения их двигательной акт...
Консультация для педагогов «Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»
Консультация для педагогов «Развитие двигательной активности детей раннего возраста в процессе музыкально-игровой деятельности»...
Консультация для родителей и педагогов«Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактической игры»
Консультация для родителей и педагогов"Развитие сенсорных способностей детей младшего возраста посредством дидактической игры"...