Родительская встреча «Я сделаю сам»
методическая разработка на тему
Самостоятельность – это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество? Почему наши дети несамостоятельны?
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie1.docx | 112.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительская встреча
«Я сделаю сам»
Средняя группа
Шадирова Светлана Михайловна
Воспитатель МБДОУ «Д/с № 1»
Г.Ачинск, Красноярский край
Цель:
• вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности;
• заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать
План подготовки и проведения деловой игры:
1. Индивидуальные консультации для родителей на темы: «Первые шаги к самостоятельности», «Кризис трех лет».
2. Оформление стенда на тему «Я сам».
3. «Библиотечка для родителей» — выставка литературы для родителей по теме «Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста», литературные произведения для детей (И. Муравейка «Я сама», З. Александрова «Что взяла, клади на место», А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковский «Мойдодыр», народные потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Травка – муравка» и другие).
4. Оформление папки – раскладушки «Значение самообслуживания в воспитании детей».
— эмблема команды;
— значки капитанов;
— колокольчик;
— песочные часы;
— аудиокассета с записью легкой музыки;
— воздушные шары с листами-вопросами внутри;
— табло для демонстрации результатов;
— бланки-протоколы у жюри
Участники игры: воспитатели, родители.
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть Вас на нашей деловой игре. Я хочу процитировать высказывание Я. Корчака: «Если вы умеете определять радость ребенка и ее силу, вы должны знать, что самая высокая радость – преодоленной трудности, достигнутой цели, раскрытой тайны, радость триумфа и счастье самостоятельности…». И еще одно – «Человек не может быть свободным, если он не самостоятелен» (М.Монтессори).
Самостоятельность – это очень желаемое, но в отдельных случаях труднодостижимое качество. Каким образом повлиять на его формирование у ребенка? Как достичь того, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? И когда можно начинать прививать своему чаду это полезное качество? Почему наши дети несамостоятельны?
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Итак, поговорим о воспитании, тема нашей сегодняшней деловой игры: «Я сам!» — воспитание у детей дошкольного возраста самостоятельности».
Жеребьёвка:
Участники игры вытягивают жетоны с цифрами 1 или 2 (2 команды) Ведущий: Приглашаю всех занять свои места за столиками № 1 и № 2 в соответствии с жетонами.
Правила игры:
— уметь слушать других;
— вырабатывать общее решение вопроса;
— принимать активное участие в игре;
— не оспаривать оценку жюри;
— соблюдать культуру речи и тактичность;
— придерживаться регламента.
Итак, начинаем нашу игру.
1 этап: Придумать название команды, девиз, выбрать капитанов. Время 5 минут. (Звучит легкая музыка).
2 этап: «Разминка»
3 этап: «Рассуждаем». Время 3 минуты.
Составьте список дел, с которыми ребенок может справиться, без Вашей помощи.
(Звучит легкая музыка).
Список дел обсуждается.
4 этап: «Конкурс капитанов». Время 10 минут.
Ведущий предлагает капитанам выбрать один из двух воздушный шар. Капитаны достают из них листы с вопросом для каждой команды. Идет обсуждение.
1 шар: Самостоятельность — это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
2 шар: По своей природе дети очень активны и очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. Но из-за отсутствия времени или неуверенности в силах ребенка — мы стремимся сделать все за него сами. Как вы считаете? Действительно ли мы оказываем ребенку помощь?
5 этап: «Разберемся в ситуации». Время 10 минут.
Разбор ситуаций.
1. «Илюша (2,5 лет) с усердием натягивает колготы. Трудное занятие! Наконец-то, после долгих усилий, колготы почти надеты, но… наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, эту «бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Малыш поднимает крик:
— Сам! Сам! Сам!
— Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам».
Примерные вопросы:
— Правильно ли поступила мать? Обоснуйте Ваше мнение.
— Как вы думаете, почему она так поступила?
— Как расценивать детское «я сам» в воспитании ребенка?
— Что Ваш ребенок делает сам?
2. «Алеше четвертый год, но он по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если ему напоминают, что надо есть самому, как все, мальчик опускает голову, на глазах слезы и жалобно заявляет: «Не хочу!», «Не умею!»
Зато дома со взрослыми у Алеши властный, требовательный тон, на глазах всегда дежурные слезы. И взрослые спешат предупредить их, его жалеют: «Он такой беспомощный!», «Он еще очень маленький!». Это часто произносится в присутствии мальчика».
Примерные вопросы
— Чем обусловлена беспомощность Алеши?
— Проанализируйте линию поведения взрослых и дайте ей оценку.
— Можно ли такими методами воспитать у ребенка самостоятельность?
Ведущий: Пытаясь развить в своем ребенке самостоятельность, взрослые часто допускают весьма распространенные противостоящие друг другу ошибки: чрезмерная опека ребенка (гиперопека) и полное устранение от помощи ребенку, поддержки его (гипоопека). В случае чрезмерной опеки ребенок может стать инфантильным, во втором случае — беспомощным, упрямым.
6 этап: «Запрещаем — разрешаем». Время 7 минут.
Самостоятельность не означает полной свободы действий. Самостоятельность должна быть заключена в рамки общепринятых норм. Как правило, детям с 2-х до 3-х лет свойственно «асоциальное» поведение. Это происходит потому, что ребенок не понимает, что значит «правильные действия» и «не правильные действия». Со временем ваш малыш начнет понимать, что самостоятельность должна завершаться результатом, который устраивал бы всех. Каким же действиям ребенка можно дать «полную свободу» или «относительную свободу», а, может быть, «запрет».
Участникам предлагается составить список возможных действий детей, распределив их по трем основным зонам на листах трех цветов.
Зеленый символизирует зону «Полная свобода» — это все, что можно ребенку всегда и везде по его собственному усмотрению.
Желтый – зону «Относительная свобода» — действия, в которых ребенку предоставляется относительная свобода. Можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Именно в этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине. Внешние ограничения со временем переходят в собственные самоограничения.
Красный – зону «Запрещено» — действия ребенка, которые для него неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
Полученные результаты анализируются.
Ведущий: Пока жюри подводит итог, я предлагаю Вам проявить себя в творчестве.
7 этап: Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает своё отношение к проблеме. Предлагаем Вам написать синквейн по сегодняшнему мероприятию. Я предлагаю Вам слово «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» (или как вариант «ВОСПИТАНИЕ»).
Порядок написания синквейна (спроектирован через видеопроектор):
Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.
Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.
Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.
Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.
Получившиеся стихотворения зачитываются капитанами.
Ведущий: Вот и окончена наша игра. Пора подводить итоги.
Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. Задача взрослых- развивать активность ребенка, направлять ее в нужное русло.
Итак, слово предоставляется жюри.
Жюри подводит итоги. Команды награждаются Грамотами за участие в деловой игре. Родителям раздаются памятки по воспитанию самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Литература
1. Островская Л.Ф. Педагогические знания – родителям. – М.,1983. – С. 143.
2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. Методическое пособие. – М.: «АЙРИС ПРЕСС», 2008. – С.128.
Приложение № 7
Тесты для родителей
«Я и мой ребенок»
Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.
Вопросы | Ответы | ||
Можете ли Вы | Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу |
1. В любой момент оставить свои все дела и заняться ребенком? | А | Б | В |
2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст? | А | Б | В |
3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? | А | Б | В |
4. Извиниться перед ребенком в случае неправоты? | А | Б | В |
5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас из себя? | А | Б | В |
6.Поставить себя на место ребенка? | А | Б | В |
7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)? | А | Б | В |
8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? | А | Б | В |
9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | А | Б | В |
10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? | А | Б | В |
11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что хочет и вести себя так, как захочет, и ни во что не вмешиваться? | А | Б | В |
12. Не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? | А | Б | В |
13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? | А | Б | В |
Итого: |
Ключ к тесту.
Ответ «А» оценивается в 3 очка. Ответ «Б» в 2 очка. Ответ «В» в 1 очко.
От 30 до 39 очков. Ребенок — самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хороший результат.
От 16 до 30 очков. Забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Менее 16. У Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо терпения, а возможно, и того и другого. Советуем Вам обратиться к помощи специалистов, педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Памятка
«Как воспитывать у ребенка самостоятельность»
1. Побуждать детей к самостоятельному получению знаний и навыков.
2. Создавать мотивацию, направленную на активное использование полученных и имевшихся знаний и навыков и главную мотивацию развития самостоятельности — чувство удовлетворения за собственные успешные самостоятельные действия.
3. Вызывать интерес к самостоятельным действиям, закреплять удовлетворение от полученных результатов, помочь почувствовать «вкус» от успешных самостоятельных действий. Реже использовать порицание, чаще — похвалу, но похвалу заслуженную.
4. Создавать условия, при которых будет возникать желание преодолевать препятствия, доводить дело до конца, не бросая решение текущих задач «на пол-пути».
5. Регулярно менять сферы приложения навыков самостоятельности, тем самым постепенно расширять сферу приложения самостоятельности детей, менять методы и формы обучения. Разъяснять его успехи, перспективы, показывать, насколько он преуспел в решении самых разных задач.
6. Использовать простые и доступные способы воспитания самостоятельности: детская вешалка для одежды, индивидуальные места для детского полотенца, зубной щетки и т.д.
7. Быть примером для подражания.
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:
1. Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2. Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3. Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
4. Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
5. Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6. Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
7. Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8. Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9. Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10. Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы проведения родительских встреч. Родительское собрание в первой младшей группе. « Школа молодых матерей » ТЕМА: « Основные трудности при поступлении ребенка в детский сад. Сп
Задачи: Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном развитии детей 1,5-3 лет.2....
Родительское собрание:«Как сделать родителей партнерами по решению образовательных задач».
«Как сделать родителей партнерами по решению образовательных задач». Предварительная работа 1. Написать объявление о предстоящем родительском собрании. 2. Предложить родителям вопросы для размышле...
Первое родительское собрание в младшей группе... Родительская встреча в "Школе молодых матерей".
Первое родительское собрание в младшей группе...Родительская встреча в "Школе молодых матерей". Задачи:Образовательная:1. Дать представление родителям о физическом, психическом, умственном ...
Родительская встреча в рамках родительского клуба "Диалог" - "Азбука родительской любви"
Работа с родителями. Гармонизация детско-родительских отношений, самообразование родителей в области педагогических знаний...
План-конспект детско-родительской встречи «В гостях у Динозаврика» в рамках «Недели родительской заинтересованности»
Детско-родительская встреча завершает проект "Динозаврики из детского сада "Улыбка"....
Конспект родительской встречи во второй младшей группе на тему "Эмоциональное благополучие ребёнка в семье. Родительская эффективность"
Конспект заседания родительского клуба во второй младшей группе....
Родительская встреча «Я сделаю сам»
Родительская встреча«Я сделаю сам»Средняя группаДружинина Катерина ВладимировнаЦель: • вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста с...