Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
консультация по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_i_nravstvennoe_vospitanie_detey.docx | 14.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Природа и нравственное воспитание детей
старшего дошкольного возраста.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм-
С лесами ,тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь!
Природа- не беспредельный склад, запасы её истощимы ,поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во- первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во- вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребёнка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают -« ласкают» котёнка и пр.)
Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведён в книге Б.Рябинина « О любви к живому» «Ребёнок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся,- и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно- эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребёнка.
Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребёнок не обидит увиденного на улице одинокого котёнка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные.Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.
У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы. ( « Люблю с собакой играть», « Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», « Люблю в лес ходить , с папой грибы собирать»), тем не менее ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд. Наличие знаний ещё не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребёнка к природе. Поэтому так важно включать ребёнка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома:
« Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», « Приготовь корм попугаю», « Покорми собаку», « смени воду кошке» « Посей овёс для корма птиц» и т.п.
Большое значение имеют просмотры передач « О животных» Во время прогулок интересно показать детям растения ,занесённые в Красную книгу , познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. После таких бесед дети бережно относятся к растениям.
Таким образом ,каждый ребёнок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной ( « не рвать», « не топтать», « не ломать»), а в позитивной форме ( как помогать, заботиться, оберегать)
Важно создать эмоциональный контакт ребёнка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя
Конечно, эмоциональное отношение ребёнка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КВН для родителей подготовительной группы "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
В старину был такой обычай: пришедшему в дом жениху давали кошку. Если он гладил животное, играл с ним – добрый человек пришёл; если обходился грубо – настораживались...
Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста
Консультация для родителей.Формирование у детей научных знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами пов...
Консультация для родителей "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ран...
консультация для родителей "Природа в нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Как развивать нравственные качества и чувства у дошкольников. Как воспитывать заботливое отношение к природе в дошкольном воз-те ....
Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Когда у Виталия Бианки спрашивали, почему он пишет про леса, поля, зверей и птиц, он вспоминал детство...
Консультация для родителей на тему: «Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста»
Когда у Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц он вспомнил детство, зоологический музей. Куда его водил отец и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали ...
Статья. "Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста"
Значение природы в нравственном воспитании детей дошкольного возраста....