Консультация для родителей - Если ребёнок заикается?
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Если ребёнок заикается?
Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях.
Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребёнка. Во всём мире заикаются 1% взрослых и 2-3% детей. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3-4 раза.Что же необходимо знать родителям заикающегося ребёнка? Родители должны понимать, что несмотря на различия в психолого-педагогических характеристиках заикающихся детей, существуют единые требования по организации их воспитания в домашних условиях.
Памятка родителям заикающихся детей
Правильная организация общего и речевого режима ребёнка дома – важнейшее условие преодоления заикания.
Рекомендации:
1) Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося ребёнка, это достигается:
- общей спокойной, доброжелательной обстановкой;
- отсутствием выяснений отношений между взрослыми, «взрослых» разговоров; ссор при ребёнке;
- последовательностью требований взрослых к ребёнку;
- учётом страхов ребёнка, его тревог.
Заикающийся ребёнок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным. Родителям, в свою очередь, не нужно показывать своего волнения ребёнку, если он говорит с запинками, и стараться не произносить при ребёнке слово заикание.
2) Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:
- выделить специальное время на выполнение заданий логопеда;
- строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна;
- ежедневно гулять с ребёнком;
- ежедневно делать физическую зарядку;
- избегать перегрузки ребёнка впечатлениями от зрелищных мероприятий (избегать положительных и отрицательных эмоций);
- ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный характер.
3) Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:
- спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей;
- обязательное дослушивание речи ребёнка до конца (при возникновении запинок);
- совместное произношение слов и фраз, отражённое произношение;
- выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.), оречевление движений в процессе выполнения какой-либо деятельности (например, при изодеятельности);
- как можно чаще заниматься пением;
- читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки);
- выполнять дыхательные упражнения, которые ребёнок отрабатывает с логопедом (надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.);
- создание щадящего речевого режима в течение недели (особенно в период обострения);
- усвоение детьми речевых правил, которые также должны выполнять и взрослые.
Некоторые нюансы воспитания заикающегося ребёнка дома:
• Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны, отдых с эмоциональным перенапряжением, долгая разлука с родителями (особенно с матерью) нежелательны.
• С началом логопедических занятий (в подготовительный период) основную роль играет режим ограничения речи. В это время нужно ограничить не только собственную речь ребёнка, но и обращённую к нему речь. Но ребёнок ни в коем случае не должен почувствовать себя в изоляции.
• Велико коррекционное воздействие музыки. Организуйте совместное с ребёнком прослушивание дома записи музыкальных произведений, спокойной, мелодичной, приятной музыки. Совместно с ребёнком пойте знакомые песни с плавной мелодией и доступным текстом. Сделайте свою речь более напевной, некоторые обращения к ребёнку пропевайте, побуждая его делать то же самое и превращая это в игру.
• При речевом общении с ребёнком стройте диалог с ним так, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя при необходимости сопряжено-отражённые формы речи.
• Организовывать прогулки с ребёнком лучше в спокойном месте (например, в лесопарковой зоне).
• Для развития мелкой моторики рук родителям рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук у детей, комплексом пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.
• Заикание не может быть устранено сразу. Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания, запущенности и сопутствующих невротических симптомов. Часто заикание протекает волнообразно, то усиливаясь, то уменьшаясь. Обычно в начале логопедических занятий речь быстро улучшается, но достаточно небольшого травмирующего фактора и заикание может усилиться. Эти колебания в речи проявляются всё меньше и реже при выполнении всех указаний логопеда и врача. Поэтому родителям не следует приходить в отчаяние при возможном временном ухудшении. Но не следует также успокаиваться и бросать речевые занятия, если у ребёнка наблюдаются значительное улучшение речи.
• Регулярный сон, еда, отдых должны проводиться в определённые часы.
• Шумные и подвижные игры нужно свести к минимуму. Не следует перегружать детей обилием зрелищ (кино, театр, телевизор и пр.). Просмотр телепередач и мультфильмов (особенно страшных или с наличием агрессии) нужно ограничить или вовсе исключить.
• Дети очень чувствительны к различным огорчениям, обидам, что часто и служит причиной ухудшения состояния заикающихся детей. Дети чутко реагируют на неполадки в семье, которые связаны с плохими взаимоотношениями родных. Всё это мешает улучшению речи, а подчас и значительно ухудшает её. К заикающимся детям нужно относиться ровно и внимательно.
• При любых возникающих трудностях, вопросах, сомнениях родителям следует обращаться к логопеду, который занимается с их ребёнком.
Только активное участие вас родителей в коррекционном процессе, ваше терпение и любовь, поможет ребёнку достичь большей положительной динамики в нормализации его речи.
Список использованной литературы:
1. Леонова С.В. Участие семьи в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников // Логопед, 2011 - № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Если ребёнок говорит плохо"
Несколько советов для родителей по речевому общению с детьми...
Консультация для родителей "Если ребёнок говорит неправду"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Если ребёнка ужалила пчела"
Консультация для родителей "Если ребёнка ужалила пчела"...
Консультация для родителей "Если ребёнок всё время льнёт к вам.
Консультация по адаптации к детскому саду....
Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит"
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим...
Консультация для родителей: «Если ребёнка ужалила пчела"
Консультация для родителей: «Если ребёнка ужалила пчела"...
Консультация для родителей "Если ребёнок агрессивен ?".
Консультация для родителей «Если ребёнок агрессивен?»Доброе время суток, уважаемые коллеги!Очень многие из нас – и воспитатели, и родители – сталкиваются с такой проблемой, как агрессия ребёнка.Что та...