Консультация для родителей - Если ребёнок заикается?
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Если ребёнок заикается?
Заикание относится к одному из самых распространённых расстройств речи. Обычно оно возникает в раннем детстве и при отсутствии необходимой помощи может сохраняться долгие годы. Течение заикания бывает постоянным или волнообразным, но чаще всего запинки появляются в наиболее ответственных, «трудных» ситуациях.
Наиболее часто заикание возникает у детей в возрасте от 2 до 5 лет и совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Речь в этот период является наиболее уязвимой и ранимой областью высшей нервной деятельности ребёнка. Во всём мире заикаются 1% взрослых и 2-3% детей. У мальчиков заикание встречается чаще, чем у девочек, примерно в 3-4 раза.Что же необходимо знать родителям заикающегося ребёнка? Родители должны понимать, что несмотря на различия в психолого-педагогических характеристиках заикающихся детей, существуют единые требования по организации их воспитания в домашних условиях.
Памятка родителям заикающихся детей
Правильная организация общего и речевого режима ребёнка дома – важнейшее условие преодоления заикания.
Рекомендации:
1) Необходимо нормализовать взаимоотношения семьи и заикающегося ребёнка, это достигается:
- общей спокойной, доброжелательной обстановкой;
- отсутствием выяснений отношений между взрослыми, «взрослых» разговоров; ссор при ребёнке;
- последовательностью требований взрослых к ребёнку;
- учётом страхов ребёнка, его тревог.
Заикающийся ребёнок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным. Родителям, в свою очередь, не нужно показывать своего волнения ребёнку, если он говорит с запинками, и стараться не произносить при ребёнке слово заикание.
2) Необходимо правильно организовать домашний режим, для этого нужно:
- выделить специальное время на выполнение заданий логопеда;
- строго придерживаться рекомендаций детского врача, касающихся правильного питания и его регулярности, организации дневного и ночного сна;
- ежедневно гулять с ребёнком;
- ежедневно делать физическую зарядку;
- избегать перегрузки ребёнка впечатлениями от зрелищных мероприятий (избегать положительных и отрицательных эмоций);
- ограничить занятия такими видами спорта, которые связаны с большим физическим напряжением и носят соревновательный характер.
3) Необходимо организовать специальный речевой режим, соблюдая следующие условия:
- спокойная, неторопливая, выразительная речь родителей;
- обязательное дослушивание речи ребёнка до конца (при возникновении запинок);
- совместное произношение слов и фраз, отражённое произношение;
- выполнение движений с проговариванием слов, фраз (с мячом, прыжки и т.п.), оречевление движений в процессе выполнения какой-либо деятельности (например, при изодеятельности);
- как можно чаще заниматься пением;
- читать любой ритмизированный текст (стихотворения, считалки);
- выполнять дыхательные упражнения, которые ребёнок отрабатывает с логопедом (надувать шарики, дуть на воду, движущиеся предметы и т.п.);
- создание щадящего речевого режима в течение недели (особенно в период обострения);
- усвоение детьми речевых правил, которые также должны выполнять и взрослые.
Некоторые нюансы воспитания заикающегося ребёнка дома:
• Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны, отдых с эмоциональным перенапряжением, долгая разлука с родителями (особенно с матерью) нежелательны.
• С началом логопедических занятий (в подготовительный период) основную роль играет режим ограничения речи. В это время нужно ограничить не только собственную речь ребёнка, но и обращённую к нему речь. Но ребёнок ни в коем случае не должен почувствовать себя в изоляции.
• Велико коррекционное воздействие музыки. Организуйте совместное с ребёнком прослушивание дома записи музыкальных произведений, спокойной, мелодичной, приятной музыки. Совместно с ребёнком пойте знакомые песни с плавной мелодией и доступным текстом. Сделайте свою речь более напевной, некоторые обращения к ребёнку пропевайте, побуждая его делать то же самое и превращая это в игру.
• При речевом общении с ребёнком стройте диалог с ним так, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя при необходимости сопряжено-отражённые формы речи.
• Организовывать прогулки с ребёнком лучше в спокойном месте (например, в лесопарковой зоне).
• Для развития мелкой моторики рук родителям рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук у детей, комплексом пассивной и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи.
• Заикание не может быть устранено сразу. Продолжительность лечения бывает разная и зависит от формы заикания, запущенности и сопутствующих невротических симптомов. Часто заикание протекает волнообразно, то усиливаясь, то уменьшаясь. Обычно в начале логопедических занятий речь быстро улучшается, но достаточно небольшого травмирующего фактора и заикание может усилиться. Эти колебания в речи проявляются всё меньше и реже при выполнении всех указаний логопеда и врача. Поэтому родителям не следует приходить в отчаяние при возможном временном ухудшении. Но не следует также успокаиваться и бросать речевые занятия, если у ребёнка наблюдаются значительное улучшение речи.
• Регулярный сон, еда, отдых должны проводиться в определённые часы.
• Шумные и подвижные игры нужно свести к минимуму. Не следует перегружать детей обилием зрелищ (кино, театр, телевизор и пр.). Просмотр телепередач и мультфильмов (особенно страшных или с наличием агрессии) нужно ограничить или вовсе исключить.
• Дети очень чувствительны к различным огорчениям, обидам, что часто и служит причиной ухудшения состояния заикающихся детей. Дети чутко реагируют на неполадки в семье, которые связаны с плохими взаимоотношениями родных. Всё это мешает улучшению речи, а подчас и значительно ухудшает её. К заикающимся детям нужно относиться ровно и внимательно.
• При любых возникающих трудностях, вопросах, сомнениях родителям следует обращаться к логопеду, который занимается с их ребёнком.
Только активное участие вас родителей в коррекционном процессе, ваше терпение и любовь, поможет ребёнку достичь большей положительной динамики в нормализации его речи.
Список использованной литературы:
1. Леонова С.В. Участие семьи в коррекционной работе по преодолению заикания у дошкольников // Логопед, 2011 - № 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/19/picture-127663-1350672018.jpg)
Консультация для родителей "Если ребёнок говорит плохо"
Несколько советов для родителей по речевому общению с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-309724-1381238470.jpg)
Консультация для родителей "Если ребёнка ужалила пчела"
Консультация для родителей "Если ребёнка ужалила пчела"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/02/picture-355181-1427988155.jpg)
Консультация для родителей "Если ребёнок всё время льнёт к вам.
Консультация по адаптации к детскому саду....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/08/picture-362935-1386455842.jpg)
Консультация для родителей "Если ребёнок плохо говорит"
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, и педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/06/picture-445128-1399369004.jpg)
Консультация для родителей: «Если ребёнка ужалила пчела"
Консультация для родителей: «Если ребёнка ужалила пчела"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/21/picture-451721-1405966978.jpg)
Консультация для родителей "Если ребёнок агрессивен ?".
Консультация для родителей «Если ребёнок агрессивен?»Доброе время суток, уважаемые коллеги!Очень многие из нас – и воспитатели, и родители – сталкиваются с такой проблемой, как агрессия ребёнка.Что та...