Психолого-педагогические рекомендации по подготовке 6-7 летних детей к школе.
консультация (подготовительная группа) на тему

·                     знакомство со школой, школьными атрибутами через сказку;

·                     развитие интереса к школе;

·                     расширение социальных представлений детей о школе;

·                     формирование положительного образа школы;

·                     развитие экспрессивной грамотности детей через исполнение этюдов и наблюдение эмоциональной экспрессии у других детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_10.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические рекомендации по подготовке 6-7 летних детей к школе

Занятие "Создание Лесной школы"

Цели:

  • знакомство со школой, школьными атрибутами через сказку;
  • развитие интереса к школе;
  • расширение социальных представлений детей о школе;
  • формирование положительного образа школы;
  • развитие экспрессивной грамотности детей через исполнение этюдов и наблюдение эмоциональной экспрессии у других детей.

Ход занятия:(Все приветствуют друг друга.)

Педагог: Дети, мы сегодня отправляемся в сказку. Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы, послушав его, узнаете, о чем будет эта сказка.

Мы заходим в первый раз
В наш просторный светлый класс.
Ровно выстроились парты,
Всюду книги, всюду карты.
Все здесь для ученика:
Стенды, глобус и доска.
Мы пришли сюда учиться,
И сияют наши лица.
Ну, смелей, заходим в класс!
Он уже заждался нас.

Да, это сказка о школе. Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у него были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе. Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. А кто такой учитель?

Упражнение "Что такое школа?"

Педагог задает детям вопросы:

  • Что вы знаете о школе?
  • Какой праздник бывает 1 сентября?
  • Хотите ли вы пойти в школу?

Педагог: Как Ежик сюда попал, он и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда слышал школьные звонки, знал теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки. Очень ему нравилось, как проходили уроки. Вместе с детьми он учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

Упражнение "Самое-самое в школе"

(Дети придумывают, что в школе самое интересное, скучное, радостное, трудное.)

Педагог: И мечтал Ежик о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе. И вот он стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников.

Развивающая игра "Школьные принадлежности"

(Ребятам нужно вспомнить школьные принадлежности и изобразить их.)

Педагог: В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники – книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать. Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

– Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? – спросил у Сороки Сторож-Крот. 
–Ведь в школе не играют, а учатся!
Сорока важно ответила:
– Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.
– А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! – удивился Крот
.
– Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок – значит, пора на урок. 
А если на уроке звенит звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! – затрещала Сорока.
– Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?
– Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока,– ответила Сорока.
– Это верно! – подхватил Еж. – Именно так делают настоящие школьники.
– Так наши ребята - зверята могут и не знать эти правила? – заволновался Крот.
– Придут в школу и узнают! – вновь затрещала Сорока.
– Да, – подтвердил Еж, – узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

– Пора, пора! – объявляет всему лесу клен.
– В школу, в школу! – шепчет березка.

(Рисование "Каким я вижу себя в школе".)
(Ритуал прощания со сказкой.)

Занятие "Школьные правила"

Цели:

  • снижение школьной тревожности;
  • формирование позитивной модели поведения в реальной жизни;
  • повышение работоспособности, сплоченности группы;
  • регламентирование работы на основе добровольного принятия обязательств.

Материал к занятию: сказка М.А. Панфиловой "Создание лесной школы", листы, простые карандаши по количеству детей.

Ход занятия:

(Приветствие "Добрый клубок".Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.)

Развивающее упражнение "Лесные герои"

(Ребятам нужно вспомнить, какие животные присутствуют в сказке.)

Упражнение "Мои школьные трудности"

Педагог задает детям вопросы:

  • Что может быть трудным в школе?
  • Что может расстроить в школе?

Педагог: Сегодня мы продолжаем знакомиться со сказкой. На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему учителю.

– Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! – сказал Еж. – Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

Какие правила поведения на занятии вы знаете?

Ответы детей:

  • говорить по одному;
  • не перебивать того, кто говорит;
  • не применять физическую силу;
  • никого не дразнить, не оскорблять.

Педагог: А есть и правила поведения в школе.

– Мне мама говорила, – произнесла Белочка, – что существуют правила питания. Например, когда мы едим, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

– А мне папа говорил, – продолжал Волчонок, – что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

– "Правило" – значит делать правильно! – подвел итог Медвежонок.

– Молодцы! – похвалил всех учитель. – А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

– Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, –улыбаясь, произнес Волчонок. – Как мы вчера с Белочкой.

– Да, и неприятностей будет много, – согласилась с другом Белочка. – А я не люблю неприятности.

– Неприятности никто не любит, – подтвердил учитель. – Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

– Как у Вас так интересно стихи получаются? – удивился Заяц.

– А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

– Конечно, согласны! – хором ответили ученики.

– Я буду называть правило, а вы будете зарисовывать его.

– Правило первое: в школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

– Готово! – обрадовался Лисенок. –

В школе "Здравствуй" говорят
И с улыбкой дарят взгляд!

(Зарисовка пиктограмм.)

– Отлично, Лисенок! Второе правило потруднее: до звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

– Можно я попробую? – предложил Зайчонок. –

До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!

(Зарисовка пиктограмм.)

Молодец, Зайчонок!

– Третье правило: чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

– Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, – проворчал Медвежонок. –

Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
Если хочешь отвечать или важное сказать.

(Зарисовка пиктограмм.)

– Очень хорошо, Медвежонок!

– Правило четвертое: когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

– Это легко! – воскликнул Волчонок. –

На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.

(Зарисовка пиктограмм.)

– Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете. Еще попробуем?

– Правило пятое, оно уже вам знакомо: играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте.

– Сейчас моя очередь! – произнесла Белочка. –

Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!

– Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, – порадовался за своих учеников Еж. – Эти пять правил мы запомним, существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей. Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

Речедвигательная игра "Ежик"

Педагог: 
По сухой лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочут ножки.
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик.

(Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях – перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги, слегка согнутые в коленях, делают мелкие частые шажки.)

Педагог:
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки.
Если подкрадется волк –
Превратится еж в клубок.
Ощетинит еж иголки –
Не достанется он волку
Еж не тронет никого,
Но и ты не тронь его!

(Дети встают и продолжают топать по дорожке.)
(Прощание со сказкой и друг с другом.)

(16; №9 2008г)

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада

Примерный план проведения беседы с родителями в рамках первой встречи. Причины определения ребенка в детский сад и родительские ожидания, связанные с этим; вероятность реализации ожиданий родите...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного школьного обучения «На пороге школы»

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, педагоги и родители иногда упускают из виду социально-личностную готовность, включающую в себя такие учебные навыки, от которых...

«Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»

«Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе»...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

«Возможности психолого-педагогической коррекции дошкольников при подготовке к школе»

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одну из ведущих позиций в развитии психологической и педагогической наук. Успешное решение задачи развития личности ребенка, пов...

Психолого-педагогическое сопровождение семьи при подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Чтобы пойти в школу, ребенок должен многое уметь и прежде всего быть готовым к тому, чтобы учиться. Цель психолого-педагогического сопровождения дошкольника сегодня является не просто суммой разнообра...

Консультация для родителей на тему: « Психолого-педагогическая характеристика леворукого ребёнка. Подготовка леворукого ребенка к овладению графическим навыком».

Леворукие дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на развитие: -зрительно - моторной координации; -точности пространственного восприятия; -зрительной памяти; -наглядно - образного мышлен...