Формирование у детей дошкольного возраста информационной компетентности в безопасном поведении дома.
консультация на тему

Воронкова Людмила Владимировна

Формирование у детей  дошкольного возраста

информационной компетентности

в безопасном поведении дома.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doshkolnyy_vozrast.doc2_.doc262.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  № 21  «Искорка» 

Формирование у детей  дошкольного возраста

информационной компетентности

в безопасном поведении дома.

Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Этот  возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и  увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.     Поэтому  для реализации этой проблемы мы используем в своей работе метод проектной деятельности по безопасности на тему: «Один дома»

Целью проекта является создание условий для формирования у детей компетентности о безопасном поведении дома.

Согласно поставленной цели в рамках проекта решаются следующие задачи:

  • Закрепить представление об опасных для жизни и здоровья предметах домашнего обихода.
  • Закрепить и расширить знания детей о причинах пожара.
  • Продолжать знакомить с опасными ситуациями в быту.
  • Закрепить умение правильно вызывать экстренные службы.
  • Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. 

  В группе обновили и пополнили предметно- развивающую  среду , в уголках безопасности: дидактическими играми, наглядно- иллюстративным материалом, научно- популярной литературой, настольными играми, атрибутами сюжетно- ролевых игр , макетами по теме дорожного движения и пожарной безопасности и т.д.; пополнили картотеки игр, бесед по данной теме.

Подобрали художественную литературу по данной теме:  С. Маршак    «Кошкин дом», «Дядя Стёпа», «Пожар» А.Иванов «Как не разлучные друзья в огне не горели»русские народные сказки «Лисица и волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». «Кот, петух и лиса», «Сказка о спящей царевне», Л.Толстого «Пожарные собаки»,Т.Шорыгина «Безопасные сказки». Разучивали  с детьми отрывки из стихотворений «Дядя Стёпа», «Кошкин дом», «Правила поведения настоящего горожанина»,пословицы, поговорки. Читая для детей старались побуждать  и  поддерживать интерес детей к художественной литературе о безопасном поведении, учили понимать идею произведения.

Изучали «Мир опасных предметов». Закрепляли у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими. Способствовали развитию внимательности, мышления, наблюдательности.

В группе была проведена выставка детских рисунков «Опасные предметы в доме» целью этой выставки было закрепление умения правильного и безопасного пользования опасными предметами в доме.

Для воспитанников группы был проведён ряд ООД по теме «Безопасность». Одним из таких занятий была непосредственно – образовательная деятельность, включающая в себя экспериментирование «Опасная свеча» из серии занятий «Огонь — друг или враг?» Целью занятия было закрепление знаний о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности; воспитание уважения к профессии пожарного.

Дети с большим желанием участвовали в игровых ситуациях «Опасный незнакомец», «Подай ножницы, нож, карандаш», «Ты один дома, а в дверь постучали», «Пожар дома», «Потоп» разыгрывая такие ситуации, дети учились, как себя вести: (при встрече с незнакомыми людьми, в случае возникновения пожара, если дома случился потоп, при пользовании опасными предметами).

В совместной  деятельности, в «Уголке безопасности» рассматривали иллюстрации о неправильном поведении детей в быту, (например: дети около горячей плиты, играют на подоконнике у отрытого окна, наваливаются на балконное ограждение ит.д.) здесь мы учили  детей анализировать поступки людей, делать выводы, развивать умение сдерживать свои желания, чтобы избежать травм, отравлений. Решая проблемные ситуации (даётся опасная ситуация и три ответа, среди которых один правильный) учили детей оценивать ситуации и правильно действовать в опасных для жизни и  здоровья ситуациях.

В сюжетно-ролевых играх «Мы пожарные», «Больница», «Магазин электроприборов» у детей закрепляли знания о труде пожарных ,отрабатывали навыки правильных действий при пожаре, учили отражать в игре полученные знания. Закрепить знания о горящих материалах в доме, умение оказывать первую помощь при ожогах.

В рамках проекта для закрепления информационной компетентности по безопасности детей дошкольного возраста была разработана картотека дидактических игр.

Картотека дидактических игр по  безопасности жизнедеятельности.

                                         «Подбери игрушку Танюшке»

Задачи: закреплять представления о предметах быта, которыми можно/нельзя играть; развивать внимание, воспитывать чувство взаимопомощи.

                      «Раз, два, три, что может быть опасно - найди»

Задачи:  закреплять представления об источниках опасности в доме, развивать сообразительность, внимание, воспитывать чувство товарищества.

                         «Что мы знаем о вещах» (Лото)

Задачи: расширять представления  детей о правилах безопасного поведения в быту развивать внимание,  память воспитывать чувство сотрудничества.

                                  « Соберём рюкзак в дорогу»                  

  Задачи: расширять представления детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях развивать сообразительность.

                                              «Наведем порядок в доме»

Задачи: учить детей отличать опасные предметы от безопасных, развивать внимание, объяснить свой выбор.

                                                «Соедини по точкам      »

Задачи: закреплять представления об источниках опасности в быту. Развивать мелкую моторику, закреплять навыки пользования карандашом, умение вести линию по точкам, воспитывать умение доводить дело до конца.

                                                    «Убери на место»                              

Задачи: закреплять представление о правилах безопасного поведения, формировать знания о том, что для безопасности все предметы необходимо убирать на свои места, развивать наблюдательность, воспитывать желание соблюдать чистоту и порядок дома и в детском саду.

                                                «Так и не так»  

Задачи: учить отличать опасные  для жизни  ситуации от неопасных, развивать внимание, воспитывать желание соблюдать правила безопасности.

.                                               «Мы пожарные       »

Задачи: закреплять представления  детей об опасных ситуациях при пожаре, о правильных действиях в данной ситуации, развивать внимание, воспитывать сочувствие к пострадавшему.

                                            «Я иголки не боюсь»

Задачи: закреплять  умение безопасного обращения с иголкой, развивать мелкую моторику, воспитывать внимание, усидчивость.

Родители – наши помощники и единомышленники, которые с радостью откликались на все предложения, просьбы, творчески подходили к порученному делу, предлагали и реализовали оригинальные идеи, с удовольствием участвуют в разнообразных мероприятиях.

Таким образом, педагогический проект по созданию условий для формирования у детей компетентности об основах безопасности жизнедеятельности имеет положительные результаты. Интеграция усилий педагогов дошкольного учреждения и семьи позволили повысить интерес детей к познавательно-информационной деятельности, решению проблемных ситуаций, к поиску новых источников знаний. Родители увидели успехи своих детей и осознали значимость своего участия в жизни группы. Именно в этом целесообразность использования метод проектной деятельности в развивающей работе с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома,на улице,в природе(из опыта работы воспитателя)

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе ( из опыта работы воспитателя)...

Статья «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе"

Статья "Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе"...

Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе

  «Технологии формирования у детей опыта безопасного поведения дома, на улице, в природе».( из опыта работы воспитателя младшей группы)   Проблема безопасности жизнед...

Формирование основ безопасного поведения дома и в ДОУ.

Важное условие по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Не просто дать сумму определенных знаний, ...

Формирование навыков безопасного поведения дома и на улице у детей дошкольного возраста

Московская областьОдинцовский городской округМуниципальное дошкольное образовательное учреждениеБарвихинская СОШ, дошкольное отделение, детский сад № 31      Окружн...