Первые шаги маленького читателя
статья (младшая группа) по теме

Пивень Елена Леонидовна

Статья,посвященная устному народному творчеству и его воздействию на формирование сознания детей дошкольного возраста.В помощь родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_shagi_malenkogo_chitatelya.docx148.12 КБ

Предварительный просмотр:

Первые шаги маленького читателя

Все начинается с колыбельных песен,потешек,сказок…

Существует множество колыбельных песен. Ласковые и нежные, эти песни- первые мелодии,с которыми знакомится малыш.

Исследования современных ученых показывают,что колыбельные вызывают у ребенка чувство психологической защищенности,оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие.

Колыбельные песни заключают в себе могучую силу,позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того,что содержат широкий круг сведений об окружающем мире,прежде всего о тех предметах,которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

Знания,усвоенные на эмоционально-чувственной основе, в процессе соприкосновения с художественным образом колыбельных песен постепенно переходят в образный план,что способствует интенсивному развитию воображения.

Главное назначение колыбельных -влиять на психологическое  состояние,поведение и настрой ребенка в момент его засыпания.

Слово »потешка» происходит от глагола «потешать» -забавлять,развлекать,веселить. Это песенки,сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком.

Как известно,малая активность младенца  приводит к снижению жизнеспособности  и деформациям развития. Для малыша  важно удовлетворение моторной потребности,овладение собственным телом и пространством, развитие  реакции ,накопление слухового,зрительного и информативного опыта. Ребенок удовлетворяет эти потребности через  играющего с ним взрослого.

В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребенка. Если внимательно посмотреть на детский фольклор ,то увидим,что народ,помимо прочей информации,закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений,чтобы вырастить ребенка здоровым. Фольклор-весь комплекс  детского массажа(поглаживание,разведение рук,помахивание кистями,переваливание головки с руки на руку),способ координации движения,детская гимнастика. Например,всем известная потешка «Сорока-сорока». Но в ней уже через забаву-потеху  ребенку внушается ,что все должны работать.

Исследования психологов(Л.Н. Павловой,Н.Н. Палагиной и др.)показывают ,что народные песенки,потешки,пеструшки оказывают на ребенка активизирующее воздействие,являются средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение,присвоение жизненного опыта многих поколений. Народные пеструшки ,потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью можно развивать фонетический слух. Народные пеструшки ,потешки способствуют нравственному,эстетическому  развитию ребенка,словесному творчеству детей.

Основное назначение прибауток –развеселить,рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток-от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера.

В прибаутках  большая воспитательная ценность-ребенок слушает,наблюдает,сравнивает,познает неведомые ему явления,через сюжеты песен знакомится с окружающим миром,голосами птиц и животных,сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток через концентрацию  внимания ребенка помогает преодолеть ему отрицательные эмоции,освобождает от депрессивных  состояний.

Нет,наверное,ребенка,который не любил бы сказок. Значение сказки в воспитании  ребенка неоценимо. Она раскрывает перед ребенком все богатство родного языка ярко, выразительно. Сказка способствует  развитию детского воображения,фантазии,приобщает к творчеству. Почти все детские сказки основаны на нравоучении.  Среди них  есть и сказки о животных,и бытовые,и сатирические, и волшебные,и богатырские.

Сказки-художественный способ познания окружающего мира. Не случайно их  называют народной педагогической энциклопедией. Любое нравоучение  здесь не назойливая морализация.

Рассказывать сказки лучше перед сном,когда ничто не отвлекает внимание ребенка,и он погружается в мир волшебства, живет и действует вместе с героями. Под сказку он засыпает.

Сказка воспитывает ненавязчиво,незаметно. Дети  любят,прежде всего,сказки о животных. К этому они подготовлены колыбельными песнями и потешками. На психологию  малышей  рассчитаны волшебные сказки(«Морозко»).В этих сказках как бы дается пример правильного поведения ребенка в трудной обстановке. Оказавшись у лесного хозяина, падчерица не только остается живой,но и награждается за свою доброту и отзывчивость. В сказке нет прямо высказанной морали,как в баснях. Сказка учит примером. Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства,которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.

Таким образом,при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей,идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка,на его нравственно-эстетическое воспитание.

Большое значение  в воспитании ребенка имеет и малая фольклорная форма-загадка. Что такое загадка? »Загадки-

это иносказательное изображение предметов или явлений действительности,которые предлагается отгадать».Известны  четыре типа загадок:загадки-иносказания,загадки-описания,загадки-вопросы,загадки-задачи. С помощью загадок можно выяснить степень наблюдательности,сообразительности,умственного развития,а также уровень творческого мышления ребенка .Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов,формируют представление о переносном значении слова.

Загадка,по выражению К. Д. Ушинского,  «доставляет уму ребенка полезное упражнение «.

Переходя от загадок к пословицам и поговоркам,нужно обратить внимание на их большое значение. Пословицы и поговорки  содержат в себе систему норм и правил,регламентирующих поведение,деятельность и взаимоотношение людей. В пословицах и поговорках заложен значительный нравственный,эстетический потенциал. В них содержатся взгляды на мир,природу,общественное устройство,а главное-отношение народа к окружающей действительности и представление о своем месте на земле,его ценностные ориентации. Пословицы и поговорки широко бытуют и в настоящее время. Они оказывают большое влияние на нравственное и эстетическое воспитание дошкольников. С их помощью можно сформировать нравственные  идеалы,понимание прекрасного и безобразного,т.е. способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних  связей между предметами,явлениями противоположными,разнородными,не имеющими,на первый взгляд,ничего общего между  собой,сформировать эстетическое видение мира. Например ,

“ Родина   краше солнца ,дороже золота”.  Пословицы и поговорки воспитывают  в детях чувство любви  к Родине. Они оказывают огромное влияние на нравственно- эстетическое воспитание детей. Используя их в своей речи, дети расширяют словарный запас.

Ценность детского фольклора заключается в том,что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с  малышом. Интересное содержание,богатство фантазии,яркие художественные образы привлекают внимание ребенка,доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Незатейливое по содержанию и простое по форме устное народное творчество  таит в себе  немалые богатства-речевые,смысловые,звуковые.

                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание маленького читателя

Как привить ребенку любовь к книге. Наши  советы и рекомендации для тех, кто хочет  воспитать в  ребенке любознательного  маленького читателя....

Первые шаги маленького музыканта.

Фрагменты музыкальных занятий для детей средней группы, предназначен для групповой работы....

Первые шаги маленького человека в большую жизнь.

Жизнь любого маленького человека в обществе начинается с детского сада, и поэтому очень важно заложить  фундамент основ общественных отношений именно в этом-раннем возрасте, и строителями которог...

Презентация "Первые шаги маленького музыканта"

Презентация " Первые шаги маленького музыканта". Знакомство с основами музыкальной грамоты детей с ОВЗ....

Долгосрочный проект на тему "Я маленький читатель"в первой младшей группе "Носики-Курносики"

Проект Я маленький читатель основан на предположении о том,что если в работе с детьми использовать в системе разнообразные приемы -чтение художественной литературы, речевые игры и игровые упражнения, ...

16.09.2024г. Конспект занятия в младшей группе. Первые шаги в математику. "Утро. Один- много. Большой-маленький"

Познакомить с частью суток – утро.Учить сравнивать знакомые предметы по величине, употреблять эти слова в речи. Учить сравнивать совокупности предметов, различать один- много, большой-маленький....