Первые шаги маленького читателя
статья (младшая группа) по теме
Статья,посвященная устному народному творчеству и его воздействию на формирование сознания детей дошкольного возраста.В помощь родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervye_shagi_malenkogo_chitatelya.docx | 148.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Первые шаги маленького читателя
Все начинается с колыбельных песен,потешек,сказок…
Существует множество колыбельных песен. Ласковые и нежные, эти песни- первые мелодии,с которыми знакомится малыш.
Исследования современных ученых показывают,что колыбельные вызывают у ребенка чувство психологической защищенности,оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие.
Колыбельные песни заключают в себе могучую силу,позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Они обогащают словарь детей за счет того,что содержат широкий круг сведений об окружающем мире,прежде всего о тех предметах,которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Знания,усвоенные на эмоционально-чувственной основе, в процессе соприкосновения с художественным образом колыбельных песен постепенно переходят в образный план,что способствует интенсивному развитию воображения.
Главное назначение колыбельных -влиять на психологическое состояние,поведение и настрой ребенка в момент его засыпания.
Слово »потешка» происходит от глагола «потешать» -забавлять,развлекать,веселить. Это песенки,сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком.
Как известно,малая активность младенца приводит к снижению жизнеспособности и деформациям развития. Для малыша важно удовлетворение моторной потребности,овладение собственным телом и пространством, развитие реакции ,накопление слухового,зрительного и информативного опыта. Ребенок удовлетворяет эти потребности через играющего с ним взрослого.
В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребенка. Если внимательно посмотреть на детский фольклор ,то увидим,что народ,помимо прочей информации,закодировал в нем целый комплекс медицинских упражнений,чтобы вырастить ребенка здоровым. Фольклор-весь комплекс детского массажа(поглаживание,разведение рук,помахивание кистями,переваливание головки с руки на руку),способ координации движения,детская гимнастика. Например,всем известная потешка «Сорока-сорока». Но в ней уже через забаву-потеху ребенку внушается ,что все должны работать.
Исследования психологов(Л.Н. Павловой,Н.Н. Палагиной и др.)показывают ,что народные песенки,потешки,пеструшки оказывают на ребенка активизирующее воздействие,являются средством социализации, то есть с помощью малых фольклорных форм происходит усвоение,присвоение жизненного опыта многих поколений. Народные пеструшки ,потешки представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью можно развивать фонетический слух. Народные пеструшки ,потешки способствуют нравственному,эстетическому развитию ребенка,словесному творчеству детей.
Основное назначение прибауток –развеселить,рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток-от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера.
В прибаутках большая воспитательная ценность-ребенок слушает,наблюдает,сравнивает,познает неведомые ему явления,через сюжеты песен знакомится с окружающим миром,голосами птиц и животных,сельским бытом и хозяйственными работами. Исполнение прибауток через концентрацию внимания ребенка помогает преодолеть ему отрицательные эмоции,освобождает от депрессивных состояний.
Нет,наверное,ребенка,который не любил бы сказок. Значение сказки в воспитании ребенка неоценимо. Она раскрывает перед ребенком все богатство родного языка ярко, выразительно. Сказка способствует развитию детского воображения,фантазии,приобщает к творчеству. Почти все детские сказки основаны на нравоучении. Среди них есть и сказки о животных,и бытовые,и сатирические, и волшебные,и богатырские.
Сказки-художественный способ познания окружающего мира. Не случайно их называют народной педагогической энциклопедией. Любое нравоучение здесь не назойливая морализация.
Рассказывать сказки лучше перед сном,когда ничто не отвлекает внимание ребенка,и он погружается в мир волшебства, живет и действует вместе с героями. Под сказку он засыпает.
Сказка воспитывает ненавязчиво,незаметно. Дети любят,прежде всего,сказки о животных. К этому они подготовлены колыбельными песнями и потешками. На психологию малышей рассчитаны волшебные сказки(«Морозко»).В этих сказках как бы дается пример правильного поведения ребенка в трудной обстановке. Оказавшись у лесного хозяина, падчерица не только остается живой,но и награждается за свою доброту и отзывчивость. В сказке нет прямо высказанной морали,как в баснях. Сказка учит примером. Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства,которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь.
Таким образом,при правильном подборе сказок с учетом возрастных особенностей детей,идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей сказки могут оказать огромное воспитательное воздействие на ребенка,на его нравственно-эстетическое воспитание.
Большое значение в воспитании ребенка имеет и малая фольклорная форма-загадка. Что такое загадка? »Загадки-
это иносказательное изображение предметов или явлений действительности,которые предлагается отгадать».Известны четыре типа загадок:загадки-иносказания,загадки-описания,загадки-вопросы,загадки-задачи. С помощью загадок можно выяснить степень наблюдательности,сообразительности,умственного развития,а также уровень творческого мышления ребенка .Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов,формируют представление о переносном значении слова.
Загадка,по выражению К. Д. Ушинского, «доставляет уму ребенка полезное упражнение «.
Переходя от загадок к пословицам и поговоркам,нужно обратить внимание на их большое значение. Пословицы и поговорки содержат в себе систему норм и правил,регламентирующих поведение,деятельность и взаимоотношение людей. В пословицах и поговорках заложен значительный нравственный,эстетический потенциал. В них содержатся взгляды на мир,природу,общественное устройство,а главное-отношение народа к окружающей действительности и представление о своем месте на земле,его ценностные ориентации. Пословицы и поговорки широко бытуют и в настоящее время. Они оказывают большое влияние на нравственное и эстетическое воспитание дошкольников. С их помощью можно сформировать нравственные идеалы,понимание прекрасного и безобразного,т.е. способствовать развитию эстетических представлений детей через установление внутренних связей между предметами,явлениями противоположными,разнородными,не имеющими,на первый взгляд,ничего общего между собой,сформировать эстетическое видение мира. Например ,
“ Родина краше солнца ,дороже золота”. Пословицы и поговорки воспитывают в детях чувство любви к Родине. Они оказывают огромное влияние на нравственно- эстетическое воспитание детей. Используя их в своей речи, дети расширяют словарный запас.
Ценность детского фольклора заключается в том,что с его помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с малышом. Интересное содержание,богатство фантазии,яркие художественные образы привлекают внимание ребенка,доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Незатейливое по содержанию и простое по форме устное народное творчество таит в себе немалые богатства-речевые,смысловые,звуковые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание маленького читателя
Как привить ребенку любовь к книге. Наши советы и рекомендации для тех, кто хочет воспитать в ребенке любознательного маленького читателя....
Первые шаги маленького музыканта.
Фрагменты музыкальных занятий для детей средней группы, предназначен для групповой работы....
Первые шаги маленького человека в большую жизнь.
Жизнь любого маленького человека в обществе начинается с детского сада, и поэтому очень важно заложить фундамент основ общественных отношений именно в этом-раннем возрасте, и строителями которог...
Презентация "Первые шаги маленького музыканта"
Презентация " Первые шаги маленького музыканта". Знакомство с основами музыкальной грамоты детей с ОВЗ....
Долгосрочный проект на тему "Я маленький читатель"в первой младшей группе "Носики-Курносики"
Проект Я маленький читатель основан на предположении о том,что если в работе с детьми использовать в системе разнообразные приемы -чтение художественной литературы, речевые игры и игровые упражнения, ...
16.09.2024г. Конспект занятия в младшей группе. Первые шаги в математику. "Утро. Один- много. Большой-маленький"
Познакомить с частью суток – утро.Учить сравнивать знакомые предметы по величине, употреблять эти слова в речи. Учить сравнивать совокупности предметов, различать один- много, большой-маленький....