Консультация для родителей " ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕМПЕРАМЕНТ"
занимательные факты (средняя группа) на тему

Киселева Юлия Борисовна

Типы темперамента ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ТЕМПЕРАМЕНТ"55.72 КБ

Предварительный просмотр:

                         Консультация для родителей

           «ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО  ТЕМПЕРАМЕНТ»

Темперамент — это характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности, т. е. темпа, быстроты, ритма, интенсивности деятельности психических процессов и состояний, степени эмоциональности. Задачу представляет поиск тех ее качеств, которые определяют индивидуальные различия по параметрам общей психической активности и эмоциональности — главных двух измерений темперамента (В. Д. Небылицын).

( Воспитатели берут лист бумаги А4 – складывают его пополам, еще раз пополам, отрывают правый ,верхний угол листа. Все листы бумаги оказались разные, одинаковых нет. Делаем вывод: так и не существует одинаковых  детей  )

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Холерик — напоминает ураган. Этот человек может взорваться, как бомба, из-за пустяка и броситься на вас с кулаками, высказывая все, что он о вас думает. В следующий момент он задушит вас в своих объятиях. Такого человека всегда «много», он заполняет собой все, вовлекая окружающих в вихрь своего темперамента. Он может работать день и ночь без сна и отдыха, а затем свалиться от усталости. Ребенок-холерик может заласкать котенка или щенка до смерти. Это — сильный и неуравновешенный тип.

Флегматик — напоминает каменный утес. Так же неприступен и неповоротлив. Он может часами перекладывать почтовые марки с места на место, не обращая ни на что внимания. В классе такого часто называют «тормозом» — ведь у него процессы торможения, как говорят физиологи, преобладают над процессами возбуждения нервной системы. Вы не услышите от него бурной радости по поводу подарка ко дню рождения. Вывести его из себя очень сложно. Но — бойтесь. Если чаша терпения флегматика переполниться - лавина возмущения сметет все на своем пути и будет долго катиться. Будет мало места всем, и правым, и виноватым. Этот тип темперамента — сильный, уравновешенный и инертный (малоподвижный).

Меланхолик — медлителен, сдержан. Он быстро устает. В его настроении преобладает грусть. Легко замыкается в себе. Он очень чувствителен к внешним воздействиям, очень раним. Оскорбить меланхолика — значит нанести ему настоящую душевную рану — он еще глубже забьется в свою раковину и будет жестоко страдать, жалея себя. Этот тип темперамента — слабый, малоподвижный и неуравновешенный. Улитка, да и только.

Сангвиник — воплощение непостоянства. Он может приспособиться к любой ситуации. Резко сказанное замечание он воспринимает с юмором, в печали — постарается хорошенько развлечься. Он непоседа. Для него долго выполнять какую-либо работу — настоящая пытка: очень скоро становится скучно и неинтересно. Он подобен рыбе, которая ищет, где глубже, и которую голыми руками не возьмешь — выскользнет. Этот тип темперамента — сильный, уравновешенный и подвижный как ртуть. Если холерика можно сравнить с автомобилем, летящим во весь опор без тормозов, то у сангвиника, с тормозами все в порядке.

Его Величество темперамент
Дети с самого рождения отличаются друг от друга своим поведением. Один беспрерывно кричит, другой - активно, жадно сосёт и сразу засыпает, третий - спокойно, неторопливо и долго ест, а четвёртый - только морщит носик, спит мало и чутко, ест медленно и почти без аппетита. Они только что появились на свет и уже такие разные. Почему? У каждого малыша свой темперамент.
Темперамент - это врожденные свойства нервной системы, которые достаточно четко проявляются в возрасте 5-6 лет.
Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей личности.
Прежде всего, он задан природой, а природа, как известно, редко ошибается. Эти заданные природой свойства личности, или темперамент, определяют активность ребёнка, темп и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид работы, реакцию на окружающую жизнь. Нет хороших и плохих темпераментов. В каждом типе темперамента есть много положительного. У каждого ребёнка есть запас качеств и свойств, помогающих ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость, своё собственное "Я"


Непоседы и шустрики – сангвиник.
Стыдно признавать, но наш маленький сын вносит в нашу жизнь сплошное беспокойство. Вот сегодня: вся семья сидит и пьёт чай, а он соскакивает со стульчика, бежит к телевизору и зовёт всех: но уже через пять минут телевизор надоел, малыш несёт книгу, чтобы ему почитали. Через десять минут просится на улицу гулять. Только пришли с улицы, а он уже коробку с игрушками тащит, просит, чтоб с ним брат строил крепость. Как будто специально нам всем покоя не даёт. Ребёнок весёлый, жизнерадостный, а мы все вокруг раздражённые и измученные.
Непоседы и шустрики - это маленькие сангвиники. Такой ребёнок вёрток и подвижен. Он очень любит бегать, ползать, прыгать. Игры и повседневная жизнь нашего непоседы должны быть подвижными, тогда он весел, ему интересно.
Ребёнок - сангвиник жизнерадостен, ловок и общителен. Такой малыш внимательно слушает и живо откликается на все, что привлекает его внимание. При этом у ребёнка очень живая мимика, по его лицу можно прочитать, что он сейчас чувствует.
 Ребёнка может сильно рассмешить или сильно огорчить какой-нибудь пустяк. Слёзы у нашего маленького непоседы быстро появляются и так же быстро высыхают, потому что он слишком шустрый и быстро находит для себя интересное занятие. Однако важно научить ребёнка не только находить занятие, но и работать, не бросая дело, быть сосредоточенным и дисциплинированным. Такой малыш приятен в общении, в детской компании он заводила, выдумщик, фантазёр. Он не только быстро движется, но и быстро говорит, быстро включается в новую игру или занятие. Непоседа - не только шустр в игре и на прогулке, он быстро и легко знакомится с детьми, привыкает к новой обстановке, к детскому саду и к новым требованиям. Для сангвиника характерна повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность и впечатлительность. Такой ребёнок легко сходится с людьми, хотя и не отличается постоянством в своих привязанностях.

Помогите ребёнку научиться давать выход своей энергии, играя со сверстниками, жить дружно, весело , но при этом выполняя простые правила игры.



Пчёлки - Предложите ребенку превратиться в пчелу и, расправив крылышки, полететь за медом. По сигналу - хлопок в ладоши или удар бубна, погремушки - пчелки садятся на цветы, чтобы собирать нектар. По сигналу - два хлопка - пчелки несут нектар в улей и, ложась на спинку, дрыгают руками и согнутыми в коленях ногами. Это пчелиная зарядка.

Задиры и драчуны  - холерик.
Наш ребёнок ни секунды не сидит на месте, он не просто всё время бегает и прыгает, он ещё и говорит непрерывно: что-то просит, о чём- то рассказывает, хохочет или плачет навзрыд, кричит.
Поход в поликлинику превращается в приключение - залезет в манеж для малышей, все игрушки перетрогает, заберётся на подоконник, со всеми поговорит. Другие дети сидят тихо, ждут очереди, а на нас все смотрят, что за ребёнок? Покоя в доме нет, хоть привязывай, чтобы не убежал или остановился на минутку. А что в школе будет? Просто ужас! У меня от этого ребёнка всё мелькает в глазах. Покой в доме наступает только тогда, когда Игорёк спит или уходит в детский сад. А в саду тоже жалуются, ваш ребёнок - как стихия, ни секунды без движения, всех детей тормошит...
Ребёнок - холерик, как и сангвиник, отличается малой чувствительностью. Но у холерика реактивность преобладает над активностью, он заражается своими желаниями, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов.
 Малыш любит риск, отчаянные истории и приключения. Поступки ребёнка зачастую спонтанны, его поведение подобно урагану.
Такой ребёнок :
• Спит мало, просыпается рано и встаёт быстро,
• В еде неразборчив, ест быстро, с аппетитом, но любит и перехватить на ходу, не дожидаясь обеда или ужина,
• Импульсивен,
• Излишне самостоятелен,
• Часто конфликтует со сверстниками,
• Чрезмерно вспыльчив и агрессивен,
• Подвержен вспышкам гнева, он драчун и крикун,
• Решение принимает сам, не прислушиваясь к мнению других,
• Любит играть в быстрые, стремительные игры.

Эти особенности поведения только
отображают работу нервной системы ребёнка с холерическим темпераментом. Многое в поведении такого малыша зависит от его воли, он многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Следует заметить, что после неудачи в игре или в общении с детьми, наш задира может затихнуть и стать на короткий срок "золотым ребёнком". Самое подходящее время, чтобы объяснить ребёнку последствия его поступков. Именно объяснить, а не ругать или наказывать.
Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями.
 Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.

Советы для мамы и папы непоседы:
Дети сангвиники и холерики отличаются повышенной потребностью в активных движениях. Не ограничивайте ребёнка, а регулируйте интенсивность движений, направляйте характер активности. Важно учить детей движениям, требующим сосредоточенности, точности, сдержанности.
Игры, полезные холерикам:
• Метание в цель,
• Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.

        

Маленькому холерику трудно выполнять правила общения с другими детьми: говорить спокойно и не глотать слова; считаться с желаниями друзей; уступать; не лезть вперед; ждать своей очереди. Этого ребенка нужно ежедневно, терпеливо учить, применяя: подсказку напоминание, одобрение, замечание.


• Играйте с ребенком в живые, состязательные, подвижные игры. Энергия, которая дана ребенку природой, должна быть использована. Предложите малышу спортивные упражнения – плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы, рок-н-ролл, катание на велосипеде, скейте, роликовых коньках - это занятия для маленького холерика. Ребенку необходимо большое жизненное пространство.
• Выезжайте с ним на природу, ходите в лес, на речку, на озеро, играйте в парке. Такому ребенку тесно в маленьком уголке, в одной комнате, с ним нужно много гулять, двигаться.
• Научите сына или дочь проигрывать в играх или соревнованиях. Подумайте вместе о причине проигрыша и объясните: прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать.
• Читайте ребенку книги о героических поступках и подвигах, когда воля и терпение, правильное решение помогают герою победить. Ребенок невольно запомнит, что терпение и настойчивость творят чудеса - это небольшие, но все-таки уроки для маленького холерика.
• Покажите, как можно договариваться со сверстниками, не просто принимать самостоятельное решение, но и выслушивать других детей.
• Предлагайте игры на расслабление, если ребенок устал, переиграл, раскапризничался:

        

Облака - Лечь на ковер, закрыть глаза, раскинуть руки и ноги, превратиться в облачко.
Дети могут танцевать,
Прыгать, бегать, в мяч играть,
А у нас игра такая –
Очень легкая, простая,
Замедляется движенье,
Исчезает напряженье…
И становится понятно,
Расслабление приятно!
Все ребята - облака!
Кораблики - Лежа или сидя на ковре, дети превращаются в кораблики, тихо плывущие по океану
Ветер по морю гуляет,
И кораблик подгоняет,
Он летит себе в волнах,
На раздутых парусах...

 Копуши -  флегматик.
Как  можно спокойно реагировать на этого полусонного мямлю? Он ничего не успевает, и мы везде опаздываем. Ни единого разу не довел дело, которое начал, до конца! Он так тяжело соображает, словно ворочает камни... Я перепробовала все: и просила, и наказывала, даже к врачу водила, но сказали - такой темперамент. Что значит темперамент?! А как он будет жить, учиться?
Копушами и мямлями взрослые всегда недовольны. Их постоянно торопят, подгоняют, а нередко и запугивают: "Вот пойдешь в школу, будут у тебя одни двойки". " В школе над тобой будут смеяться - полчаса куртку застегиваешь!"; "Поторопись, в школе никто тебя дожидаться не будет, все уйдут"; "Когда ты, наконец, шнурки завяжешь. Или в армию бабушку возьмешь, чтобы помогала?"
Ребенок-флегматик - медлительный молчун и копуша, он полненький и спокойный. Его трудно рассмешить или опечалить. Когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. Даже во время ссор и неприятностей ребенок остается спокойным. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и долго привыкает к новой обстановке. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же как и речь - разговаривает он медленно, с паузами. Но при этом малыш знает много стихов и песен, новое не любит, но с удовольствием вспоминает все уже известное. Новые стихи, или правила, ребенок-флегматик схватывает медленно и неторопливо, зато запоминает надолго и редко ошибается. Он мало двигается, мало фантазирует, играет спокойно и не шумно, любит всего несколько игрушек. Маленький флегматик во всем любит порядок и добротность:
• тщательно складывает одежду и игрушки;
• пьет только из своей чашки;
• ест своей ложкой;
• в детском саду играет своей игрушкой;
• не разрешает никому трогать свой горшок.

Если что-то не так, малыш может добиваться своего, отстаивать свои права, проявляя почти холерическую энергию. Если занятие заинтересовало ребенка - он проявляет энергичность и работоспособность, терпеливость, выдержку и самообладание. Ребенок любит поспать, засыпает легко, встает поздно. Ест малыш много, у него отменный аппетит, но в еде он неразборчив. Никогда не торопится, играет спокойно, один, терпеть не может игры, где нужно проявлять быстроту и сноровку.
Флегматики медленно привыкают к новым условиям жизни. Этим детям трудно привыкать к детскому саду и к смене воспитателей, трудно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями, знакомиться с детьми. Другим детям флегматик скучен, они не приглашают его поиграть в подвижные, активные игры. Но они любят приглашать его на ролевые игры: дочки-матери, зоопарк, магазин, больница, аптека, почта. Флегматичный ребенок затрудняется самостоятельно выбрать себе роль и спокойно отдает право выбора другим детям. В такой игре флегматик надежный партнер, послушный и пунктуальный. Чаще всего ему достаются второстепенные роли.
Важно:
• набраться терпения и с малых лет учить флегматика приемам одевания, умывания, ухода за игрушками, книгами;
• призвать на помощь песочные часы, будильник - ребенок будет учиться заканчивать дело до звонка, следить за темпом выполнения задания;
• развивать подвижность и активность надо постепенно, учитывая возможности малыша, наращивать темп не торопясь;
• хвалить даже за незначительное проявление расторопности и быстроты.

Советы родителям маленького флегматика:
• Главное правило
: не спешить, не торопить, не подгонять ребенка. Не пытайтесь сделать ребенка удобным для себя. Иначе его неторопливость может перерасти в равнодушие и безразличие.
• Настойчиво будите ребенка утром, не давайте пересыпать днем, а вот вечером его лучше укладывать спать около девяти часов.
• Учите малыша есть красиво и не засиживаться за столом. Следите, чтобы он
не ел все без разбору, не давайте много сладкого.
• Закаляйте ребенка. Свежий воздух и движения, плавание и зарядка - вот друзья всех детей.
• Развивайте творческое воображение, фантазию ребенка, занимайтесь: музыкой; вышиванием; лепкой и рисованием. Играйте вместе с ребенком, приглашайте в дом сверстников, чтобы дети играли вместе.
• Не предоставляйте ребенка самому себе, заинтересовывайте его, тормошите.
• Учите соревноваться. Используйте упражнения со сменой скорости движений: чередовать ходьбу - бег медленную ходьбу; бегать" пальчиками по столу наперегонки с вами; строить башню из кубиков, без пауз, помогая себе счетом: "Раз, два, три...", ускоряя или замедляя счет;

Медлительному ребенку надо создавать такие условия, чтобы вялость, малоподвижность не превратились в леность, а ровность --в бедность и слабость движений и эмоций . Не избегайте : ситуаций, требующих от малыша находчивости, расторопности, быстроты реакции, и хвалите ребенка за их проявление. Поиграйте с ребенком и его друзьями. Отдайте медлительному ребенку главную роль в игре.

У медведя во бору - Медведь сидит с закрытыми глазами. Дети бегают вокруг него и поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Медведь просыпается и старается догнать и дотронуться до кого-нибудь из детей. Дети от медведя убегают.

Тихони  - меланхолик.
Наш Сережка не просто тихоня. Он такой слабый, тихий, замедленный, что иногда кажется спит наяву. А еще он робкий, медлительный и все время молчит, каждое слово у него на вес золота. К детскому саду долго привыкал, все просился домой к папе. Дети обижают его, отнимают игрушки, он очень огорчается. Хорошего настроения у него почти не бывает, все грустит, а то и плачет.
 Признался бабушке, что снега и сосулек наелся специально, чтобы заболеть и остаться дома. Воспитательница в детском саду только жалуется: "Вечно он самый последний' То корми его, то одевай, иначе так день и просидит". Мне, как бабушке, и больно, и обидно наблюдать за играми детей. Вижу, что моя внучка часто стоит в стороне, робеет, не решается даже со мной подойти к песочнице, где играют дети, ковыряет тихо совочком в стороне. Почему она без конца стесняется, пугается детей и взрослых?
Причиной медлительности ребенка может быть не только меланхолический темперамент, но еще и условия воспитания и роста. Например, малыш воспитывается пожилой бабушкой: у нее размеренные движения, медленная походка, неторопливая и негромкая речь. Она не терпит шума, бега, быстрых движений, сдерживает ребенка, чтобы без толку не крутился вокруг, лучше посидеть да почитать. Такому малышу трудно привыкнуть к подвижному детскому обществу, он станет сторониться детей, ощущая свою неловкость и неуклюжесть. Понаблюдайте за детьми, когда они играют. Вы без труда выделите тех, у кого медленный тип реакции, - меланхоликов и флегматиков. Они с трудом вступают в контакт с детьми.
Мы не зря назвали маленького меланхолика тихоней. Он не только тихий, но еще и добрый, мягкий, открытый, доверчивый. Таким малыш бывает хорошо только с теми, кого они любят и с кем чувствуют себя уютно и надежно. У ребенка-меланхолика обязательно должен быть в семье человек - мама или папа, бабушка или дедушка, сестра или брат, которому бы он доверил полностью.
К чужим людям ребенок-тихоня относится настороженно, может испугаться незнакомого взрослого или сверстника, не захотеть с ними разговаривать или играть. Но если ребенок преодолеет себя и включится в детскую игру, он вполне способен почувствовать радость и удовольствие. Ребенок-меланхолик любит тихие игры, поэтому лучше избегать игр-соревнований, игр на скорость, ловкость, быстроту Лучше заниматься с ним:
• рисованием, лепкой, конструированием,
• мягкими, не состязательными играми

Ребенок-меланхолик долго, медленно засыпает, в кроватке любит тихо полежать, помечтать, пофантазировать. Очень любит тепло. Утром он плохо просыпается, долго не может подняться, настроение у него плохое. Когда ребенок не играет, он грустен и задумчив, любит уединяться, чтобы поразмышлять.
Зачастую малыш слишком рассудителен, а медлительность и грусть придают ему свойства "маленького взрослого". Ребенок-тихоня слишком быстро устает, ему нужно часто отдыхать, иногда кажется, что малыш заболел, что в его поведении много непонятного, но такое поведение свидетельствует о богатстве его внутреннего мира. Грубое обращение неприемлемо для ребенка-меланхоликаУспех в воспитании детей-меланхоликов предполагает опору на их ценные качества: чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанию. Поэтому детям-меланхоликам легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности, музыкальной или изобразительной. Желательно в малочисленных группах детей, в спокойных играх, занятиях с доброжелательными сверстниками и взрослыми Детям-меланхоликам свойственна высокая чувствительность к допущенным ими ошибкам и высокий уровень самоконтроля. Это обеспечивает высокую продуктивность и качество работы, хорошую обучаемость.


Домашнее задание для родителей:

Сначала нужно ребенку помочь раскрепоститься с помощью игр.

                                      « УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ»

Нужно изобразить походку и повадки животных так , чтобы удалось угадать , кто это : тигр, лиса,заяц, медведь, волк, крокодил, кошка,обезьяна, слон, олень,…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей о типах темперамента "О мимозах, тараканчиках, живчиках и черепахах".

В консультации рассматриваются все типы темперамента ребенка и способ определения темперамента...

Консультация для родителей "Как определить темперамент ребенка?"

Материал предназначен для тесного сотрудничества педагогов с родителями. С помощью информации, располагающейся в левых колонках, родители и педагоги могут отметить для себя характерные качества темпер...

Методическое пособие по определению темперамента детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года) «Консультации для родителей «Какой темперамент у вашего ребенка?»

Уважаемые коллеги!Данные рекомендации адресованы родителям детей 1,5-3 лет, чтобы помочь им определить темперамент их ребенка для лучшего взаимопонимания между взрослым и ребенком, а также для лучшей ...

Консультация для родителей "Его Величество- мяч!"

В статье рассказывается о значении игр с мячом для развития ребенка и дано несколько игр для примера....

Консультация для родителей. «Какой тип темперамента у вашего ребёнка"

Тест для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка"....

Консультация для родителей Ее величество бумага

Консультация для родителей Ее величество бумага...

Консультация для родителей "ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"

В структуре индивидуальных особенностей особое место занимает темперамент. Под темпераментом понимают индивидуально связанные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности чело...