Консультация для родителей "ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
консультация (младшая, средняя, старшая группа)
В структуре индивидуальных особенностей особое место занимает темперамент.
Под темпераментом понимают индивидуально связанные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуются типом темперамента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_temperamenta.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
В структуре индивидуальных особенностей особое место занимает темперамент.
Под темпераментом понимают индивидуально связанные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от её содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуются типом темперамента.
Выделяют следующие свойства темперамента:
1) Сензитивность (или чувствительность) определяется тем, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
2) Реактивность характеризуется степенью непроизвольных реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (например, критические замечания, обидные слова, резкий тон или звук и т.д.).
3) Активность свидетельствует о том, насколько интенсивно (энергично) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия в достижении целей. Это настойчивость, целенаправленность, сосредоточенность внимания.
4) Соотношение реактивности и активности определяет, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.
5) Пластичность и ригидность свидетельствуют, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.
6) Темп реакции характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.
7) Экстраверсия, интроверсия определяет, от чего зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстраверт), или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интроверт).
8) Эмоциональная возбудимость характеризуется тем, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.
Учитывая все перечисленные свойства, Я. Стреляу даёт следующие психологические характеристики основных классических типов темперамента:
1. сангвиник;
2. холерик;
3. флегматик;
4. меланхолик.
Особенности ВНД у дошкольников проявляется более ярко, чем у взрослых. Судить о том, к какому типу ВНД принадлежит ребёнок, можно на основе внешнего поведения.
Ребёнок возбудимого типа - Холерик имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения.
Все реакции холерика носят ярко выраженный характер. Младенцы бурно реагируют на любые неудобства: мокрая пелёнка, крошка на простыне – вызывают неудержимый до посинения плач. Так же ярко маленький ребёнок проявляет и другие эмоциональные реакции: не просто смех, а хохот, не сердится, а приходит в ярость. У детей этого типа выразительная мимика лица, резкие прерывистые жесты, быстрая громкая речь, всё поведение отличается выраженной направленностью – ребёнок стремится воздействовать на то, что видит, переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями. При этом проявляет завидную энергию и упорство.
Дети – холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся выполнить главную роль в игре, организовывают товарищей и руководят ими, пытаются руководить и взрослыми. Всё, что требует проявления активности, легко удаётся детям этого типа и наоборот, ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывает у них чувство протеста.
Ребёнок с возбуждённой нервной системой обычно с трудом засыпает, спит спокойно, но просыпается быстро и сразу же включается в обычный жизненный ритм.
Ребёнок такого типа за редким исключением, подвижен и деятелен, без конца что-то выдумывает и изобретает, стремится проникнуть в самые запретные места. Кажется, что его энергия не истощима: после бурно проведённого дня ребёнок отказывается ложиться в постель.
В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из–за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.
Ребёнок спокойного типа - Сангвиник с сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Внешне они похожи на детей холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. Но всё же и во внешнем поведении сангвиников есть то, что отличает их от холериков: мимика спокойнее, движения не резкие, поведение ровное, спокойное, жизнерадостное, без резких переходов, свойственных холерикам. Ребёнок быстро засыпает и легко просыпается, без особых осложнений переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот.
Особенность сангвиников – их лёгкая приспособляемость к любым условиям. Ребёнок охотно выполняет установленный распорядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причём могут руководить и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на всё, что видят и слышат. Задают много вопросов. Могут одновременно интересоваться самыми разными явлениями. Ребёнок за короткое время легко осваивается в яслях и детском саду. Период привыкания к новому режиму дня длится недолго – утром привели в детский сад, а к вечеру они чувствуют себя как дома.
Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых. Поэтому иногда за внешней формой поведения могут легко скрываться первые не очень привлекательные черты характера. Из - за того, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен быстро переключаться с одного занятия на другое. В некоторых обстоятельствах это качество играет положительную роль. В то же время, эта пластичность малыша может оборачиваться отрицательной стойкостью: ребёнок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга. За всё берётся, не ни чего не доводит до конца.
Основное свойство маленького сангвиника – неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребёнка быстро формируются привычки, навыки, но столь же быстро и разрушаются. Поэтому, основная задача воспитания ребёнка сангвиника – формирование у него устойчивости.
Ребёнок послушен. Он во всём слушается родителей и также охотно послушается случайного прохожего, другого ребёнка. У ребёнка разнообразные интересы. Бесконечно расширяясь, эти интересы неизбежно станут поверхностными. Ребёнок охотно берётся за любое дело, но не всегда доводит его до конца.
Сангвиник быстро устаёт от однообразия. Привлекательной для него деятельностью он может заниматься долго, но как только наступают моменты, требующие однообразия, он стремится прекратить эту деятельность.
Ребёнок - Флегматик имеет сильную, уравновешенную, но инертную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко плачет, редко смеётся. Дети флегматики быстро засыпают, но просыпаются с трудом и после сна некоторое время остаются вялыми. Все реакции детей имеют не лёгкий характер: смеются не громко, плачут тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь особая: неповоротливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами. Таким детям трудно быстро реагировать на любые воздействия. Поэтому между вопросами к ребёнку и его ответом следует пауза. А прежде, чем начать действовать, детям нужен период «раскачки».
Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразия и повторяющихся действий. Внезапно прекратить то, что начал ребёнок – трудно. Особенно в тех случаях, когда предстоит заняться новым, незначительным делом.
Поведение ребёнка – флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Всё новое ребёнок этого типа темперамента воспринимает не сразу.
Поступление в детский сад связано с некоторыми сложностями: малыш долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстаётся с родителями, не принимает участия в играх с детьми.
Флегматики не уютно чувствуют себя в гостях и не охотно знакомятся с новыми людьми. В привычной обстановке для ребёнка, соблюдаются все правила поведения, ребёнок справляется со знакомой работой, любое дело выполняет тщательно и аккуратно.
Флегматик имеет положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы:
1) положительные стороны – стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надёжности во всём.
2) Отрицательные стороны – вялость, низкая активность, замедленный темп действий.
Дети со слабой нервной системой - Меланхолики отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у таких детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступает утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.
Меланхолик – это тип ребёнка, о котором говорят, что его «не видно, не слышно». Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Таким детям не свойственно вмешиваться в разговор и демонстрировать свои знания и умения. Ребёнок говорит тихо, не решительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве, или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубокие, длительные, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждения.
Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают от шума, новых людей, от замечаний. Любой нажим усиливает усталость. Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика.
У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё, что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, устойчивостью, надёжностью и не требует дополнительного контроля. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность – основные недостатки ребёнка – меланхолика. В то же время они имеют свойства: чуткость, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.
Дети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий. Бывает, что вообще длительное время, не отвечают на вопросы взрослых и детей в учреждении.
Из характеристики темпераментов ясно, что нельзя детей с разными типами нервной системы воспитывать одинаково.
Отсюда следует, что в процессе воспитания следует искать не пути изменения нервной системы, а лучшие формы, пути и методы воспитания с учётом особенностей нервной системы воспитанника.
Значение черт темперамента даёт возможность осуществить индивидуальный подход в воспитании личности ребёнка.
Памятка для родителей
Темперамент ребёнка.
1. Если у ребёнка преобладают черты сангвинического темперамента, то:
Важно проявление строгости, требовательности к ребёнку, контроль его действий и поступков;
Не допускать снисходительности к мелким нарушениям со стороны ребёнка (не убрал игрушки, не повесил свою одежду и т.д.);
Необходимо добиваться, чтобы начатое дело доводилось до конца с хорошим качеством (не разрешать приниматься за вторую работу, пока не закончится первая);
Предложить ребёнку переделать заново небрежно выполненную работу. Главное – показать ребёнку конечный результат добросовестных действий;
Важно сформировать у ребёнка устойчивые интересы. Не допускать частой смены деятельности;
Формировать у ребёнка чувство товарищества, стремиться к тому, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения.
2. Если у ребёнка преобладают черты холерического темперамента, то:
Не препятствовать проявлению активности ребёнка;
Энергию ребёнка следует использовать в разных видах деятельности (поддерживать любые полезные увлечения, связанные с двигательной активностью: спортивные развлечения, подвижные игры и т.д.);
Нельзя применять окрики, угрозы. Лучше говорить с ребёнком спокойно, тихим голосом, но требовательно, без уговоров;
Ограничить всё, что возбуждает нервную систему ребёнка: кино, телевидение, чтение – всё должно быть в меру. За два часа до сна использовать спокойные игры и занятия;
Нельзя применять наказания связанные с лишением подвижности;
Необходимо развивать у ребёнка сосредоточенное внимание. Используйте настольные игры (но не те, где соревнуются), конструктор, рисование, лепка. Все эти виды деятельности требуют усидчивости;
Воспитывать у ребёнка умение управлять собой. Используйте игры с внезапными остановками (например, «замри»), игры с командами;
Учите правилам общения: говорить спокойно, не перебивать говорящего, считаться с чужими мнениями, просить, а не требовать;
Необходимо строго соблюдать режим дня.
3. Если у ребёнка преобладают черты флегматического темперамента, то:
Нельзя применять окрики, угрозы – это оказывает тормозящее влияние на нервную систему ребёнка;
Не следует отстранять ребёнка от той деятельности, которая требует приложения усилий;
Нельзя торопить ребёнка;
Следует чаще хвалить его за скорые действия;
Необходимо ставить ребёнка в условия, когда необходимы быстрые действия. Полезны игры соревновательного характера;
Следует побуждать ребёнка к движениям. Например, гимнастика, подвижные игры, бег, плавание;
Побуждать ребёнка к игре, труду, конструированию, рисованию – всё это активизирует ребёнка;
Нельзя резко обрывать ребёнка. Необходимо предупредить его за несколько минут о смене вида деятельности;
Привлекать ребёнка к деятельности в коллективе.
4. Если у ребёнка преобладают черты флегматического темперамента, то:
Нужно ограничивать шум, новые знакомства, количество игрушек, но в тоже время приучать ребёнка не бояться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку;
Прежде, чем отвести ребёнка в детский сад, необходимо вместе с ним пойти туда «в гости», чтобы он постепенно привыкал;
Нельзя превышать голос на ребёнка, проявлять к нему чрезмерную требовательность, наказывать, подчёркивать его недостатки;
Говорить с ребёнком необходимо мягко и уверенно. Дети с таким темпераментом отличаются внушаемостью;
Ребёнку полезно заниматься спортом;
Необходимо разнообразить жизнь ребёнка: ходить с ним в гости, на детскую площадку, в парк;
Нужно привлекать ребёнка к совместному труду с взрослыми;
Необходимо поддерживать у ребёнка положительные эмоции, проявлять по отношению к нему доброжелательность и чуткость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ТРЕВОЖНОСТЬ, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти и д. р.) образуют в совок...
Консультация для родителей "Невротические проявления у детей дошкольного возраста и рекомендации родителям".
В консультации представлен материал о том какие невротические проявления встречаются у детей дошкольного возраста и как нужно с ними бороться....
Консультация для родителей по теме: «Развитие волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям формировать волевые качества ребенка....
Консультация педагога - психолога для воспитателей на тему:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».
В данной консультации описываются: сущность понятия "агрессивность", ее причины, пути коррекии, игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов: «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»....
Консультация для педагогов: «Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста».
Консультация для педагогов:«Игры, направленные на снижение агрессивных проявлений у детей дошкольного возраста»....
Консультация для родителей «Тревожность у детей дошкольного возраста: причины ее возникновения и особенности проявления».
В материале рассматривается проблема тревожности у детей дошкольного возраста. Представлены особенности, проявления тревожности детей, причины возникновения...