Родительское собрание "Как воспитать самостоятельность у детей младшего дошкольного возраста"
материал
Тема: «Как воспитать самостоятельность у детей младшего дошкольного возваста».
Здравствуйте, уважаемые родители! Мы сегодня собрались с вами, чтобы обсудить вопросы по теме воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети очень активны. Очень часто они стремятся выполнить различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддерживать их в этом. Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать - Я сам! Часто по разным причинам - из-за отсутствия времени или из-за неуверенности в силах ребенка - мы стремимся сделать все за него сами.
Давайте попробуем ответить на вопросы:
1. Действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Как вы считаете?
2. Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?
3. Как при помощи потешек, пословиц, сказок, игр приобщить ребенка к народным традициям?
Проводится дискуссия.
Обсуждение по высказываниям.
Совершенно верно, вы правы. Стремясь сделать все за ребенка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Уже к трем годам у ребенка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, как в действиях, так и в желаниях. У него появляются устойчивое желание самоутвердиться.
Подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя - это приводит к существенным осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого. Подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.
Уважаемые родители давайте попробуем обсудить. Могут ли наши детки выполнить перечисленные ниже действия:
• Мыть руки, засучивая рукава?
• Мыть лицо, не разбрызгивая воду?
• Пользоваться мылом?
• Сухо вытираться полотенцем?
• Замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью?
• Пить из чашки, пользоваться ложкой, салфеткой?
• Убирать на место игрушки?
Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь. И только совместно мы можем привить ребенку эти навыки, создавая для этого необходимые условия.
Например:
Приспособить вешалку по росту ребенка, повесить полотенце непосредственно для ребенка, выделить полку в шкафу для его вещей, чтобы ребенок знал и мог подойти взять или положить ту или иную вещь и. т. д.
Формируя у детей самостоятельность и навыки самообслуживания мы не редко сталкиваемся с тем, что ребенок не может справиться с тем или иным поручением. Как можно решить эту проблемную ситуацию?
• Мама утром собирает сына в садик и предлагает ему одеть штанишки самому, ребенок капризничает и отказывается одеваться, ссылаясь на то, что он еще маленький.
Вопрос: Как вы поступите в данной ситуации?
(Наверняка в спешке, сами оденете его) .
• Научившись убирать за собой после еды, Маша встала из-за стола и побежала играть.
Вопрос: Ваши действия?
(Наверняка все уберете сами) .
• Саша рисовал красками в альбоме и измазал стол и руки, но навыков самообслуживания еще не приобрел.
Вопрос: Как должна поступить мама в данной ситуации?
(Объяснить и показать) .
В воспитании нет мелочей. Дети постоянно испытывают дефицит в общении с близкими взрослыми. И это нельзя не учитывать. Не нужно только забывать, что воспитывая в ребенке самостоятельность, не надо делать все за него, нужно лишь помогать ему. Приучаясь жить заботами о других, малыш с раннего возраста приобретает ценные качества личности. И здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в воспитании нет мелочей.
Кризис 3-х лет.
К 3 годам жизни дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним.
Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как - то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Если же родители продолжают пытаться строить отношения в точности так же, как раньше, то ребенок не имеет возможности различить эти области жизни и во всех случаях настаивает на своем праве "быть взрослым". Про такого ребенка обычно говорят, что он очень упрям, хотя в действительности упрямство здесь проявляют прежде всего его родители.
Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.
Опека наша для ребенка - та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный. и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а соз-на-тель-но ломает "скорлупу", чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное.
Для нормального развития малыша желательно во время кризиса 3-х лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.
Постарайтесь найти выход в ролевой игре, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.
К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.
Хочу напомнить Вам, что кризис - это явление временное. Я желаю Вам понимания и терпения в общении с Вашими любимыми малышами.
Вот и подошла к концу наша встреча. А закончить ее мне хотелось бы такими словами: «Вместе мы многое сможем! ». Надеюсь, что наша совместная работа даст нам хорошие результаты.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание :"Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
Родительское собраниеТема: Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.Цель: • вооружить родителей знаниями по вопросам воспитания у детей младшего дошкольного возраста сам...
Родительское собрание: "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
Конспект родительского собрания...
Родительское собрание: "Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"
цель: познакомить родителей с оновными стратегиями правильного развития самостоятельности у детей...
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Родительское собрание "Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста"...
Конспект родительского собрания: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Беседа о самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Возрастные особенности. Диссскусия "Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?". Осложнение в отношения ребенка и взросл...
Конспект родительского собрания: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Беседа о самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Возрастные особенности. Диссскусия "Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?". Осложнение в отношения ребенка и взросл...
Родительское собрание «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
Цель:• Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно- гигиенических навыков;• Заинтересовать проблемой;• Приобщить ребенка к самообслуживанию в услов...