Особенности речевого развития детей в возрасте 2-3 лет
консультация (младшая группа) по теме

Буданова Наталья Александровна

Консультация для родителей

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_rechevogo_razvitiya_detey_2-3_let.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Речь - это форма общения. В развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов.

Основными задачами речевого развития детей являются:

- формирование звуковой культуры речи;

- обогащение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- обучение рассказыванию;

- развитие выразительной речи.

Хорошо развитая речь ребенка способствует всестороннему развитию. А несвоевременно исправленный речевой дефект делает ребенка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным.

При обследовании детей, поступающих в ДОУ, наблюдается различное речевое развитие. Условно их можно разделить на 3 группы: 1) Дети, у которых речь отсутствует совсем; 2) Дети которые говорят отдельными словами; 3) Дети, которые говорят целыми фразами, но их речь невнятная и с грамматическими ошибками.

В возрасте от 2 до 3 лет важно уделять особое внимание развитию речи, потому что именно в этом возрасте происходит значительный скачок- ребенок начинает говорить всё больше новых слов, их количество возрастает от 50 до 1200 слов.

Чтобы ребенок мог свободно выражать свои мысли и желания, у него должен быть богатый словарный запас. Поэтому старайтесь всегда и везде проговаривать действия, которые вы совершаете с ребенком, при этом нужно следить за правильным произношением и ударением в словах. Для общения можно использовать любой удобный момент.

Необходимо научить малыша правильному дыханию и развивать его артикуляционный аппарат для того, чтобы ребенок мог говорить длинными и сложными предложениями. Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом.

Артикуляцию хорошо развивают скороговорки. Их существует великое множество. Выбирайте те, которые соответствуют знаниям детей. Проговаривайте сначала сами, а потом вместе с ребенком. Например: "У ежа - ежата, у ужа- ужата" или " Щиплет девочкам мороз ножки, ушки, щечки, нос".

Учите малыша считалкам. Повторение этих забавных стишков способствует развитию речи малыша. 

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Этот пальчик давно спит.
Тише, тише, не шумите,
Пальчиков не разбудите,
Утро красное придет
Солнце ясное взойдет
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать.
Раз, два, три, четыре, пять
Нам пора уже вставать.

Загадывайте ребенку загадки, они развивают воображение, внимательность. Разбирайте ответ вместе с ребенком. Когда малыш запомнит несколько загадок - загадывайте их друг другу. Можно загадывать загадки по сказкам. Например: "Из муки он был печён, на окошке был стужен, убежал от бабки с дедом ,а лисе он стал обедом"(Колобок). "Нашла однажды мышка, совсем пустой домишка, стала жить ,да поживать да жильцов к себе пускать"

Поскольку при грамотном дыхании мы произносим слова на выдохе, существует множество игр на тренировку именно этой фазы дыхания. Например хорошо для этого подходят мыльные пузыри, дудочки, свистульки. Выбирайте такие свистульки, которые нравятся вашему малышу внешне, удобны для рук и с негромким свистом. Так же хорошо использовать дыхательную гимнастику.

Какие игры можно использовать для развития речи? Например

"Кто дольше?"- правила игры просты- кто дольше протянет звук, например "уууу" или "аааа" или любой другой гласный звук, можно использовать и согласные звуки. Еще игра:

"Повторяй за мной" - читайте ребенку короткие рифмовки и просите повторять за вами последний слог- "Прибежала детвора -ра-ра-ра, или Ногу выше, шаг смелей-лей-лей-лей" и т.д.

Голоса животных: -покажите ребенку картинки с изображением животных, рассмотрите их внимательно. Расскажите ребенку где обитает то или иное животное, чем питается. Одновременно ознакомьте с голосами и звуками животных. Попросите ребенка назвать изображенных животных и вспомнить какие звуки издаёт .

Кукла спит: уложите куклу спать, пускай ваш малыш покачает ее на руках, убаюкает, уложит в кроватку. Объясните ребенку, что пока кукла спит, вы будете разговаривать шепотом, чтобы не разбудить ее. Поговорите с ребенком о чем-нибудь, попросите что-нибудь рассказать и всё нужно это делать шепотом. Надолго не затягивайте игру, т.к ребенку это может быстро надоесть. Объявите, что кукле пора вставать и теперь можно разговаривать громко.

Больше слов -кто больше назовет , например, фруктов. Вы говорите апельсин, ребенок- банан, затем снова вы. Игра хорошо развивает и речь и воображение и память.

Подбери слово- например, вы говорите снег, нужно сказать какой он- белый, пушистый, холодный, мокрый или солнце, какое оно- яркое, желтое и т.п.

Кроме постоянного общения, чтения сказок, словесных игр, очень полезно развивать движения рук и пальчиков. Развитие мелкой моторики рук хорошо способствует развитию речи. Можно предложить  ребенку рассортировать крупу, выложить узоры из крупы, гороха с помощью взрослых. Очень полезно  расстегивать пуговицы, кнопки, замочки. Хорошо способствует развитию мелкой моторики и речи пальчиковая гимнастика.

"Капустка"-Мы капустку рубим, рубим

                    Мы морковку трём, трём

                    Мы капустку солим, солим

                    Мы капустку жмём,  жмём

"Замок" - На двери висит замок

                 Кто его открыть бы смог?

                  Постучали

                  Покрутили

                  Потянули

                  И открыли!

Следите за Вашей речью. Она показатель того, что Вас наполняет!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Информация для родителей "Особенности речевого развития детей раннего возраста"...

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами. Эти особенности раскрыты в данной статье....

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...

Особенности речевого развития детей раннего возраста.

Статья для родителей и воспитателей детей 2-3 лет....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения :артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие,звкопроизношение,лексика, звуковой анализ, грамматический строй речи....

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Организация логопедической работы с детьми с диагнозом ЗПР.

Преодоление ЗПР является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики. Характерными признаками нарушений речи у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличи...