Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Организация логопедической работы с детьми с диагнозом ЗПР.
консультация по коррекционной педагогике

Лысенко Любовь Владимировна

Преодоление ЗПР является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики. Характерными признаками нарушений речи у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие нарушения связаны как с особенностями психического развития детей, так и с особенностями протекания речевой деятельности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_rechevogo_razvitiya.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого развития

детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Организация логопедической работы с детьми с диагнозом ЗПР.

В настоящее время отмечается стойкая тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста со сложными нарушениями познавательного и речевого развития, в том числе и детей с задержкой психического развития. Преодоление ЗПР является одной из актуальных проблем современной коррекционной педагогики. Характерными признаками нарушений речи у большинства детей с ЗПР является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие нарушения связаны как с особенностями психического развития детей, так и с особенностями протекания речевой деятельности в целом.

Артикуляционный аппарат

У детей с ЗПР часто встречаются различные отклонения в строении органов артикуляции. Для большинства из них характерна недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Движения языка неточные.

Звукопроизношение

Преобладающим видом нарушения звукопроизношения является смешение звуков, имеющих сложную артикуляцию и требующих тонких акустических дифференцировок (с-ш, з-ж, с-ч, с-щ, р-л). Такого рода нарушение звукопроизношения может быть обусловлено общей вялостью артикуляции, а также нарушением фонематического восприятия. Не менее распространенными нарушениями звукопроизношения у детей с ЗПР являются искажения звуков, стойкие замены одного звука другим и отсутствие звука

Фонематическое восприятие

У детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки. (твердые-мягкие, звонкие-глухие согласные звуки).

Звуковой анализ

Также у детей с ЗПР несформированы навыки звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и проявляется в школе в виде трудностей в овладении процессами чтения и письма.

Лексика

Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. При ЗПР характерна ограниченность словарного запаса; неточное употребление слов; преобладание пассивного словаря над активным.

Грамматический строй речи

Исследования грамматического строя речи выявили значительное недоразвитие процессов словоизменения (трудности согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; неточное употребление глаголов), словообразования (образование слов с ласкательными суффиксами, относительных и притяжательных прилагательных, приставочных глаголов), несформированность системы предлогов родного языка.

Предложения, употребляемые детьми с ЗПР, отличаются небольшой линейной протяженностью в 3-4 слова. При воспроизведении более длинных предложений из 6-7 слов дети нарушают порядок слов, пропускают отдельные члены предложения, заменяют малознакомые слова, что связано с неполноценностью грамматического программирования.

                Следует отметить, что у дошкольников с ЗПР «чувство языковой нормы» находится на низком уровне и спонтанный процесс его развития осуществляется довольно медленно.

Связная речь

У данной группы детей не сформированы регулирующая и планирующая функции речи и основные этапы формирования навыков речевого высказывания (замысел, внутреннее программирование и грамматическое оформление).

Диалогическая речь, как правило, недостаточно развита, монологическая речь носит ситуативный характер.

Пересказ

Наиболее доступной формой речевой деятельности для детей с ЗПР являются пересказы. Для пересказа доступны небольшие по объёму тексты с незначительным количеством смысловых звеньев; при этом может быть нарушение связей между отдельными предложениями текста; повторы и паузы.

Составление рассказа по серии сюжетной картинок

Речевую деятельность активизирует наличие сюжетных картин. Но и здесь есть свои проблемы. Не всегда дети с ЗПР понимают связь между отдельными картинками, не устанавливают причины и следствия поступков изображённых персонажей. Рассказы сводятся к перечислению персонажей и их действий.

Составление рассказа по сюжетной картинке

Затруднения возникают и при самостоятельном составлении связного описания картины. Рассказы содержат простое перечисление нарисованных на картинке объектов. В них отсутствует замысел, смысловая сторона ситуации раскрыта не полностью.

Таким образом, речь дошкольников с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. Её характеризует малый объем словарного запаса, излишняя вербализация (использование слов без понимания их смысла), несформированность грамматического строя речи, недостаточность словообразовательных и словоизменительных процессов. При передаче текста отмечается значительное сокращение в объеме, малое количество смысловых звеньев, нарушение связей между отдельными предложениями текста. Эти особенности развития речи приводят к сложностям в выделении новой информации из текста, мешают преодолению специфических недостатков познавательной деятельности и восполнению пробелов в знаниях.

Так как речь является особым психическим процессом, логопедическая работа с детьми, с диагнозом ЗПР, выстраивается с учётом их психологических особенностей и проводится по следующим направлениям:

  • развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развитие зрительного восприятия, зрительной памяти;
  • формирование пространственных представлений;
  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляторной моторики;
  • коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова;
  • развитие лексико-грамматического компонента речи (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
  • развитие фонематических процессов;
  • развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи.

В коррекционно-логопедической работе используют традиционные методы и приёмы коррекции речевых нарушений, но с учётом психологических особенностей детей с ЗПР:

  • дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических методов;
  • при использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо помнить, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы, четко сформулированы, доступны и понятны детям. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным;
  • дети с ЗПР отличаются повышенной утомляемостью и истощаемостью психических процессов, неспособностью к волевому и психическому напряжению, они часто отказываются от деятельности в случае неудач. В связи с этим рекомендуется предлагать доступные по сложности и объему работы задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность;
  • возрастные особенности дошкольников с ЗПР, их эмоциональная пассивность предусматривают проведение с ними занятий с использованием игровых приёмов, направленных на создание положительного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с логопедом;
  • для стимулирования познавательной активности необходимо применение в логопедической работе большого количества наглядного материала. Наглядный метод является очень действенным в коррекционной работе, поэтому иллюстрации должны быть понятны детям, не перегружены лишними деталями, соответствовать изучаемой теме. Схемы также должны быть чёткими и доступными для понимания;
  • из общепринятых практических методов в логопедической работе наиболее эффективными являются дидактические игры и упражнения. Они способствуют активизации познавательной деятельности, развитию памяти, мышления. С помощью упражнений, многократного выполнения практических действий достигается овладение определёнными знаниями;
  • нарушение целенаправленности и произвольности действий у детей с ЗПР связано с несформированностью регулирующей функции речи. С целью усиления речевого контроля над точностью выполнения действий у дошкольников с ЗПР необходимо использовать речевое планирование деятельности, ребёнок выполняет упражнения под комментарии логопеда либо в сочетании с собственной речью, обязательно проводить заключительный анализ итогов работы;
  • коррекционная работа будет успешной при использовании стимулирующей, предупреждающей и направляющей помощи логопеда (организация внимания ребёнка перед выполнением задания, наводящие вопросы, аналогии, речевой образец высказывания, дополнительный наглядный материал и т.д.).

Эффективность логопедической работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников с ЗПР в значительной степени определяется дифференцированным и комплексным подходом в коррекционно-логопедическом воздействии с учётом механизмов и структуры речевого дефекта; уровня сформированности речевых и неречевых процессов, а также индивидуально-психологических особенностей детей с ЗПР. В процессе коррекционной работы логопеду необходимо уметь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать положительную мотивацию, максимально активизировать познавательную деятельность детей с ЗПР, использовать разнообразные методы и приемы, способствующие преодолению речевых нарушений.

Литература:

1. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004.

2. Костенкова Ю.А., Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. Дети с задержкой психического развития. Особенности речи, письма, чтения. – М.: Школьная пресса, 2004.

3. Лалаева Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой  психического развития. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2004.

4. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2007.

5. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная пресса. 2003.

Лысенко Л.В. учитель-логопед

ГБУ НСО «ОЦДК» Купинский филиал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье рассмотрены особенности работы логопеда с детьми с ЗПР в  условиях ПНДДС...

Методическая разработка "Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Задержка психического развития у детей делится на 4 вида:Соматогенная. При данной форме, нарушения вызваны чрезмерной опекой детей родителями, когда близкие все делают за них, не давая проявить с...

Особенности организации проектной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития (2018)

Особенности организации проектной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Консультация для педагогов "Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (из опыта работы)

Тема: «Развитие графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»(из опыта работы)...