Родительское собрание "Воспитание самостоятельности и самообслуживания"
презентация к уроку (младшая группа) по теме

Петрушина Екатерина Сергеевна

Родительское собрание на тему "Воспитаниеу детеймладшего возраста самостоятельности и самообслуживания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Дата проведения 11.11.15

  1. Игра «Здравствуйте»

Сейчас мы посетим с вами сказочный город. Жители этого сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, здороваются друг с другом. Давайте и мы с вами попробуем быть жителями этого города. Звучит музыка, а мы с вами свободно гуляем по его «улицам». При хлопке в ладоши вы должны поздороваться друг с другом согласно произнесенному слову.

Звучит музыка  родители свободно гуляют по залу, на сигнал «хлопок в ладоши» они здороваются.

Поклон

Взмах руками

Улыбка

Психолог: Вот вы и поздоровались друг с другом, и от этого у всех поднялось настроение, стало радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

  1. Результаты адаптации
  2. Тема моего выступления Воспитание детей самостоятельности и самообслуживания. Эта тема как все мы понимаем взята не случайно.

3, 4 слайд про самостоятельность, самообслуживание

5 слайд Значение самообслуживания  в воспитании детей.

  • Дети, свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах. Через такой вид труда, как самообслуживание, ребенок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознает свои обязанности по отношению к ним.
  • Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и, постепенно приобретая умения и навыки, проявляет заботу о своих близких.
  • Приучение детей одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки, воспитывает у них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.
  • Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение

6 слайд  Игра клубок умений и навыкоа

- насколько самостоятелен ребенок в самообслуживании;

- как в семье приучают ребенка к самостоятельности;

- все ли члены семьи одинаково требуют от ребенка самостоятельности в самообслуживании;

- какие трудности испытывают родители при воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании.

7 слайд  Дети младшего возраста должны уметь:

  • Мыть руки, засучивая рукава;
  • Мыть лицо, не разбрызгивая воду;
  • Правильно пользоваться мылом;
  • Не мочить одежду;
  • Сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

  Одеваться и раздеваться в определенной последовательности:

  • Одежду снимать, одевать, складывать, вешать, вывертывать на лицевую сторону, пуговицы расстегивать, застегивать, завязывать шнурки на ботинках;
  • Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому;
  • Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
  • Пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
  • Правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу 4 го  года жизни), салфеткой;
  • Убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.

8 слайд Условия для самостоятельности детей

9 – 16 слайд Надо рассказать как научить детей одеваться, умываться, пользоваться туалетной бумагой, также про удобную одежду

17 -21  слайд примеры

1 пример:

Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети могут вырасти пассивными, ленивыми. Иногда детям говорят, что они ещё «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему ребёнок не любит трудиться? Не надо делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам.

2 пример:

Обобщение педагога: возрастной кризис 3х лет усиливает потребность ребенка самоутверждаться, потребность «быть взрослым», особенно если родители не очень склонны признавать взросление ребенка, относятся к нему по-прежнему как к маленькому. Тем самым мы вызываем у ребенка «буйство эмоций».

Кризис «Я-сам!» важен. Дело в том, что природа дает ребенку такое ценное качество, как стремление к самостоятельности. Многим из нас посчастливилось помочь малышу сохранить и приумножить эту самостоятельность и в последующие годы его взросления! Поразмышляйте над тем, вам удается одобрять и стимулировать действия ребенка. Например, «выбери себе чашку для питья», «завяжи бабушке фартук», «застегни маме пуговичку», и т.д.

3 пример:

 Обобщение педагога.

Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребёнка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.

4 пример:

Обобщение педагога.

т.е. ребёнок старается заслужить одобрение. Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребёнок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Например, если ребёнку сказать, что он плохой, он возразит. «Нет, я хороший». Но, конечно, лучше оценивать не личность ребёнка, а его поступки.

5 пример:

Обобщение педагога: важно помнить, что ребенок 3х лет  - непоседа. У него еще не сформирована привычка не делать того, что запрещено. Он «лезет» везде, движимый желанием познать новое, потрогать, определить свойства предметов и проверить реакцию взрослого.

Полезно переключать внимание ребенка, если он, например, тянется к утюгу, чайнику, лезет на полку с книгами и т.п.

Таким образом, ребенок подчиняется и происходит «вживание понятий «можно» и «нельзя». Не следует произносить «нельзя» попусту, мимоходом. Желательно, чтобы за словом «нельзя» следовало разъяснение почему «нельзя». Тогда ваш малыш постепенно научится осознавать, что не все разрешено делать, станет понимать и принимать границы дозволенного. В некоторых случаях не нужно останавливать ребенка словом «нельзя», пусть приобретет опыт. Важно начать постепенно передавать ответственность за личные дела ребенка ему самому.

22 слайд Ведущий вид деятельности игра

23-25 слайд  тест

26 слайд опросник

27 слайд памятка

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста, когда ребенок начинает говорить «Я сам»

Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам», - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготы, кормить его.

Взрослые торопятся прийти на помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.

Но оказывают ли взрослые действительную помощь детям, приносят ли им пользу?

Разумеется, такие действия взрослых членов семьи причиняют большой вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других. Да и себе взрослые не облегчают работы, если подсчитать, сколько времени они тратят на обслуживание ребенка. Полезнее было бы матери или отцу потратить время на то, чтобы научить ребенка необходимым навыкам, делая это настойчиво, терпеливо. На просьбу ребенка «я сам» не следует отвечать: «Мне некогда», а лучше дать ему возможность испробовать свои силы. И вы скоро убедитесь, что ребенок стал более ловким, умелым, меньше обливается при умывании, может сам раздеваться и т.п.

Конечно, малыш не сразу и с большим трудом приобретает необходимые навыки, ему потребуется помощь взрослых.

Что для этого требуется?

Прежде всего следует создать в семье необходимые условия: приспособить к росту ребенка вешалку для одежды, выделить индивидуальную полку или место на полке для хранения предметов туалета (носовых платков, лент, носков), постоянное и удобное место для полотенца и т.д.

Без создания этих условий ребенку трудно быть самостоятельным. Например, вы требуете, чтобы он был самостоятельным при умывании, но кран или умывальник расположены высоко от пола и ему трудно дотянуться до них. Однако он стремится сделать это самостоятельно – встает на носки, изо всех сил тянет руки, а вода льется в рукава рубашки, на пол. В результате – бесполезно затраченные силы ребенка и недовольство взрослых. Поэтому в квартире все должно быть приспособлено для удобства детей.

Но создание условий еще недостаточно для формирования навыков самообслуживания и воспитания самостоятельности у детей.

Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, еды. Обучая детей тем или иным действиям (надеть или снять кофту, завязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.д.), наглядно демонстрируют способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном действии. Если ребенок не может сразу следовать образцу, нужно оказать ему помощь. Внимание детей обращают на рациональность тех или иных способов действия.

Например, полотенце после употребления нужно сначала расправить, а потом уже вешать – так оно лучше просыхает, не падает на пол; чтобы пятка сразу оказалась на месте, колготки надевают с носка, предварительно собрав их в «гармошку»; чтобы правильно надеть платье, свитер, сначала нужно определить, где у них перед (на одежде детей младшего возраста должны быть обязательно отличительные признаки: застежка, метка, вышивка).

Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание ребенка  на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.

Обучая детей, учитывайте их опыт. Нельзя, например, начинать учить ребенка пользоваться вилкой, если он еще не научился правильно есть ложкой. Очень важна последовательность в обучении. Так, действия, связанные с раздеванием, быстрее осваиваются детьми, чем действия с одеванием; ребенку легче сначала научиться мыть руки, а потом лицо.

Постепенное усложнение требований, перевод ребенка на новую ступень самостоятельности поддерживают его интерес к самообслуживанию, позволяют совершенствовать навыки.

В труде по самообслуживанию ребенка учат доводить начатое  до конца, выполнять работу качественно. Например, учат не только снимать одежду в определенной последовательности, но и выворачивать каждую вещь на лицевую сторону, аккуратно складывать, вешать ее.

В закреплении навыков самообслуживания большое место принадлежит игре. В играх с куклой можно, например, закрепить знания детей о последовательности в одевании, раздевании, умывании. С помощью игровых персонажей (куклы, мишки, петрушки) можно понаблюдать за тем, как ребенок ест, умывается, одевается.

Воспитывая самостоятельность, старайтесь, как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям. Больше опирайтесь на поощрения и похвалу. Как отмечают психологи, чувство стыда ребенок переживает менее остро, чем чувство гордости. Поэтому по отношению к детям младшего возраста чаще применяют положительную оценку, которая порождает у них интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.

За что можно похвалить ребенка в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребенка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями.

Оценивая то или иное действие ребенка, недостаточно ему сказать, «Молодец» или «Неправильно», следует конкретно указать, что сделано ребенком хорошо, а что ему совсем не удалось. Ваши оценки важны для ребенка, именно потому вы должны быть тактичными и придерживаться меры, чтобы не порождать рядом с уверенностью самоуверенность. Похвала не должна быть фальшивой, преувеличенной. Она должна быть заслуженной. Объективная оценка помогает укреплять у детей желание делать все самим, умение преодолевать трудности, добиваться результата.

В младшем дошкольном возрасте дети обладают большой подражательностью. Все виденное ими, и хорошее и плохое, отражается в их поведении. Поэтому, желая воспитать у детей самостоятельность, аккуратность, отец и мать должны быть примером для подражания. Если вы сами не будете класть вещи на место, аккуратно с ними обращаться, а станете лишь требовать этого от детей, то вам не удастся воспитать у своего ребенка привычки к аккуратности. Дети школьного возраста также должны быть примером для младших братьев и сестер.

При воспитании у детей самостоятельности в самообслуживании учитываются их возрастные особенности. Так, если поручить трехлетнему ребенку, самостоятельно завязать шнурки, то это задача окажется для него слишком сложной. Конечно, можно достичь определенного результата, но это будет победа ценой излишнего возбуждения ребенка. Раз это далось ему не сразу, значит, задача предложена несвоевременно или подана неумело.

Труд должен приносить ребенку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде следующий раз. Опыт придет постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.

Важно, чтобы с раннего детства ребенок усвоил, что работать трудно, но почетно. Учебный труд, который станет впоследствии для ребенка основным видом труда, потребует от него больших усилий, упорства, настойчивости, т.е. тех умений, которыми он овладеет в дошкольном возрасте.

Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании.

 

«Маша - растеряша» Л. Воронковой,

«Лекарство» В. Осеевой,

«Мойдодыр» К. Чуковского,

«Девочка чумазая» А. Барто,

«Что взяла, клади на место», «Топотушки» З. Александровой,

«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима,

«Я сама» И Муравейка,

«Кто скорей допьет» С. Капутикян.

Народные песенки, потешки: «Водичка, водичка умой мое личико», «Травка-муравка», «Ночь пришла, темноту принесла».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»

Родительское собрание на тему:«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании» План подготовки и проведения собрания1.     Посещение семьи.Цел...

Родительское собрание «Воспитание самостоятельности и самообслуживанию у детей третьего года жизни»

Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний. Предлагаемая методика и тема разработана в соответствии с наиболее актуальными про...

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».

Родительское собрание на тему: «Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании».Задачи родительского собрания.1. Повысить педагогическую компетентность родителей...

Презентация родительского собрания "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании" + выступление

Фотоотчёт-презентация родительского собрания в 2 младшей группе "Воспитание у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности в самообслуживании"...