Родительское собрание в младшей группе «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего возраста»
материал (младшая группа)

Ирганова Наталья Викторовна

Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в младшей группе «Дюймовочка»

Тема: «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего возраста»

Форма проведения: круглый стол.

Цель: формирование у детей и родителей привычки к здоровому образу жизни, воспитание у детей самостоятельности и культурно – гигиенических навыков, педагогическое просвещение родителей по теме собрания.

Задачи:

1. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании.

2. Сформировать у родителей представления о значении самообслуживания в воспитании детей их роли в процессе воспитания самостоятельности.

3. Познакомить родителей с навыками самообслуживания для детей младшего возраста.

4. Дать рекомендации родителям по этой теме.

5. Развивать у родителей умение работать в группе, сообща, не боятся высказываться по теме собрания.

План проведения:

 - информирование родителей о важности детской самостоятельности;

 - опрос родителей на тему «Что самостоятельно делают ваши дети?»;

 - перечень самостоятельных действий детей 3-4 лет;

 - совет родителям о необходимости самостоятельности;

 - разное.

Ход собрания: Во время сообщения информации воспитатель — ведущий демонстрирует презентацию: «Вот как мы умеем!»

Игра “Перемены”

Взрослые встают в круг, ведущий предлагает поменяться местами тем, у кого на руке есть часы (на одежде пуговицы, у кого есть на одежде чёрный цвет (синий, красный и т. д.); кто в платье, в джинсах; у кого 1 ребёнок, 2 детей; кто любит собак, у кого дочь, сын; кто пришёл пешком, приехал на машине и т. д.

Ведущая обращает внимание на то, что все разные, но всегда можно найти то, что объединяет. Нас объединяет то, что мы с вами сегодня собрались поговорить о наших детях.

Тема нашей встречи «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего возраста».

Нашу встречу хочется начать с вопроса:

— Наблюдаются ли какие – то изменения в развитии самостоятельности вашего ребёнка? (высказывания родителей)

Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны, очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что – то за ребёнка или помочь ему в чём – то приходилось слышать “Я сам!”

В этом возрасте ребёнок осознаёт себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Ребёнок практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания, в этом возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку.

С самых первых дней пребывания ребёнка в детском саду мы организуем процесс самообслуживания. Для этого требуется огромное трудолюбие, терпение для того, чтобы не погасить детскую инициативу. А терпения как раз порой и не хватает. Давайте рассмотрим некоторые примеры из жизни:

1. Кате 3,5 года,  она  категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Вопрос:

Почему так происходит? Посоветуйте, как быть родителям в сложившейся ситуации.

Пояснение:

Вероятно, в какой – то момент родители перехватили инициативу по одеванию- раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности. Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок), вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш? В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.

2.  Трехлетний Ваня с усердием надевает колготы. Трудное занятие для малыша. После долгих усилий колготы почти надеты , но… наизнанку. Мать прекращает как она говорит “эту бесцельную возню”, быстрым движением с раздражением стягивает с ребёнка колготы и натягивает их сама. Малыш начинает кричать: ”Сам! Я сам!”. Мать строго говорит: ”Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь ”сам”.

Вопросы:

Правильно ли поступила мама? Каковы последствия такого поведения мамы? Бывали ли подобные ситуации у вас? Как вы выходили из них? Как лучше вести себя в таких ситуациях?

Пояснение:

Мама поступила неправильно, мама может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым. Правильнее было бы обыграть ситуацию, а не накидываться на ребёнка с претензиями и показывать своё раздражение. Сказать ребёнку: ” Ой, смотри какие глупые колготочки - перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно”.

Часто по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребёнка – мы стремимся сделать всё за него сами.

Но действительно ли мы оказываем ребёнку помощь?

Вы думаете, что ваш ребёнок маленький и не может быть самостоятельным?

Важно отметить, что в детском выражении “Я сам” проявляется стремление к самостоятельности.

Стремясь сделать всё за ребёнка, взрослые причиняют ему большой вред, лишают его самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других, дети могут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример: Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него.

Пример из наблюдения за родителями: сами раздеваем, когда приводим и сами одеваем ребенка, когда забираем из детского сада.

Психологи утверждают: уже к трём годам у ребёнка резко возрастает стремление к самостоятельности и независимости от взрослого как в действиях, так и в желаниях. У него появляется устойчивое желание самоутвердиться.

Подавлять эти стремления ни в коем случае нельзя – это приводит к осложнениям в отношениях ребёнка и взрослого.

Первый из них – негативизм, т. е. непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление делать всё наоборот.

Затем – упрямство, ребёнок будет настаивать на своём просто потому, что он этого потребовал.

Так же в поведении ребёнка могут проявляться строптивость или своеволие (ребёнок всё хочет делать сам, отказываясь от помощи взрослых, наблюдаются такие явления, как бунт против окружающих (конфликт с окружающими, постоянно ссорится, ведёт себя агрессивно).

Таким образом, подавление детской самостоятельности способно оказать серьёзное негативное влияние на развитие личности ребёнка.

Итак, дети стремятся к самостоятельности.

Что же они могут выполнять самостоятельно в младшем дошкольном возрасте?

Давайте попробуем вместе определить перечень действий, которые могут выполнять наши малыши: 

— Мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом; чистить зубы;  не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведённое место.

— Одеваться и раздеваться в определённой последовательности: одежду снимать, складывать, вешать, выворачивать на лицевую сторону; надевать одежду, пуговицы расстегивать, застёгивать.

— Замечать непорядок в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к взрослому.

— Своевременно пользоваться носовым платком, туалетом.

— Пить из чашки; есть, хорошо пережёвывая пищу, с закрытым ртом.

— Правильно пользоваться ложкой, салфеткой.

— Убирать игрушки, книжки, строительный материал в определённое место.

Конечно, малыш не сразу приобретает необходимые навыки, ему требуется наша помощь, создание необходимых условий для проявления самостоятельности, правильно руководить действиями детей и обязательно хвалить, хвалить за малейшее проявление самостоятельности.

Самостоятельные действия детей развивают крупную, мелкую моторику, мышление, память, внимание. Развитие крупной, мелкой моторики развивает речь.

Самостоятельные дети – развитые дети! Давайте будем стремиться к развитию наших детей!

Разное.

Итог. Спасибо, что нашли время для нашего сегодняшнего собрания. Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста

Самостоятельность -это качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста...

Консультация для родителей "Воспитание самостоятельности в  самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста"

Воспитание самостоятельности в самобслуживании у детей младшегодошкольного  возраста....

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста»

Рекомендации,советы для родителей как воспитать самостоятельность в  самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста....

Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего возраста

Советы   родителям по  воспитанию  самостоятельности  в самообслуживании....

Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего возраста. /консультация/

Как воспитатать малышей самостоятельными? Как помочь ребенку быть  самостоятельным? В конусльтации есть ответы на эти вопросы....

Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей младшего дошкольного возраста.

Воспитание самостоятельности в самообслуживанииу детей младшего дошкольного возраста. В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимания обучению детей чтению, математики и...

Консультация для родителей «Воспитание самостоятельности в самообслуживании у детей среднего возраста»

Самостоятельность – воспитывается в детях с раннего возраста. Это ценное качество, необходимое человеку в жизни.Дети по своей природе активны, а основной задачей взрослых должна являться ра...