Пальчики помогают говорить
консультация на тему
Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики всё больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_13.docx | 16.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Пальчики помогают говорить»
Что мы, родители, знаем о детских пальчиках? То, что они необычайно трогательные, крошечные и нежные, с перевязочками. Поначалу пальчики всё больше отдыхают, уютно «свернувшись» в кулачке. Позже начинается настоящее «наступление» на окружающий мир: они хватают мамин палец, погремушки, пеленки; сжимаются, чтобы пощупать свой «улов», и разжимаются в поисках новых объектов. Развиваясь и подрастая, пальчики становятся ловчее, настырнее и шаловливее. Они уже действуют осознанно и всё чаще добиваются результата, приближаясь к заветной цели. Но что стоит за всеми этими действиями?
В то время как вы умиляетесь «кульбитам» этих крохотных пальчиков, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется со своим ручками, а он тем временем активно познаёт мир и умнеет.
Поэтому чем больше вы уделяете кистям малыша (поглаживаете и разминаете пальчики, загибаете и разгибаете их), тем активнее у него развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев, - утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский. Только после всестороннего обследования предметов в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Чем больше у малыша возможностей для самостоятельного исследования окружающих предметов, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.
Не верите? Тогда – немного науки….
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находиться в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Специалисты считают, что формирование речи происходит под влиянием двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у ребенка, тем быстрее он начинает говорить.
Очень полезно играть в веселые пальчиковые игры. С помощью пальчиков можно объяснить и показать всё, что угодно, - от игрушек и зверушек до чисел и букв. Пальчики помогут любознательному малышу учиться читать и считать.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Это прекрасный стимул для развития творческих способностей малышей, пробуждающих воображение и фантазию. Если вы будете регулярно заниматься с малышом, его пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными.
Упражнения на развитие подвижности и гибкости рук
Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития мелкой моторики рук вашего ребенка. Выполнять в медленном темпе, а затем по мере развития моторики пальцев движения можно ускорить. Каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течение дня 2-3 раза.
1. «Бодание кулачками»
Ребёнок сжимает пальцы рук в кулачки, затем крепко прижимает их друг другу, как будто два кулачка «бодаются». Повторить упражнение несколько раз.
2. «Проверка сцепления»
Ребёнок сцепляет пальцы в «замок»: правый и левый кулачки чуть-чуть раскрывает и «вкладывает» друг в друга. Пальцы сжимает. Затем тянет руки в разные стороны. Повторить упражнения несколько раз, меняя руки.
3. «Давай обнимемся»
Ребёнок сцепляет пальцы обеих рук и давит подушечками пальцев на тыльные стороны ладоней. Повторить упражнения несколько раз.
4. «Пальчики прыгают»
Ребёнок сгибает пальцы рук и соединяет их ногтями (большой палец с большим, указательный с указательным и так далее). Затем он резко распрямляет пальцы и соприкасается с подушечками. Потом снова ногтями, опять подушечками и так далее. Повторить упражнения несколько раз.
5. «Карандаш»
Ребёнок зажимает карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинает его покачивать, имитируя движения маятника. Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:
Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
То же самое проделывает левой рукой. Повторить упражнения несколько раз.
6. «Бусинки – горошки».
Ребёнок похлопывает по внутренней стороне левой ладони кончиками пальцев правой руки. Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:
Покатаю я в руках
Бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей
Пальчики, ладошки.
Повторить упражнения несколько раз, меняя руки.
7. «Черепашка»
Подушечками пальцев и нижней частью ладошки прикасаться к столу, образуя «полушарие». Вытянуть указательный палец с опорой на стол и подтянуть им вперёд весь «домик черепашки». Аналогичным способом передвигать «домик черепашки» средним, безымянным пальцами и мизинцем.
Сопровождаем упражнение чтением стихотворения:
Ножка, ножка, поскорей
Двигай домик мой сильней!
Рекомендации
- Перед игрой обсудите с ребенком её содержание, отработайте необходимые жесты, движения.
- Выполняйте упражнения вместе с ребенком.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным голосом, четко, без лишних слов. При необходимости оказывайте помощь.
- Побуждайте ребенка произносить текст, хотя – бы частично (особенно начало и окончание фраз).
- Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте новым.
- Никогда не принуждайте! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их или поменяйте игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пальчики помогают говорить
Консультативный материал для родителей поможет мамам и папам организовать игровую деятельность с детьми посредством пальчиковых игр для развития активного словаря и моторики ребенка....
"Пальчики помогают говорить"
Значение развития мелкой моторики для детей разного возраста....
Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...
Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"
Консультация для родителей "Пальчики помогают говорить"...
Пальчики помогают говорить, консультация для родителей
В статье предлогаются пальчиковые игрыи для родителей дошкольного учреждения....
Вариативная часть рабочей программы. Педагогический проект «Пальчики помогают говорить»
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях наблюдается увеличение количества детей имеющих проблемы в речевом развитии. Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникаль...
Семинар-практикум для родителей «Пальчики помогают говорить»
Цель данного семинара-практикума показать важность работы по развитию мелкой моторики;обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой м...