Воспитание толерантности через сказку
статья (старшая группа) на тему
Воспитание у детей толерантности через сказку.
Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека протекает в ситуации ценностно-нормативной неопределенности. И не смотря на все жизненные трудности, каждый из нас стремится найти в мире своё место, открыть себя, реализовать свои возможности. Как подготовиться к взрослой, самостоятельной жизни не разрушая себя и мир, в котором ты живешь? Каждый человек – это микрокосмос, уникальный в своём проявлении, но свободной личностью, обладающей психологической культурой, готовой нести ответственность за своё поведение и поступки, может считаться тот, кто оказывается способным строить свои отношения с другими людьми на основе общечеловеческих ценностей.
Нередко перед нами встает вопрос: «Почему в одних и тех же обстоятельствах разные люди ведут и чувствуют себя по-разному?». Но внутренний мир каждого человека сложен и многообразен и помимо качеств у каждого из нас есть ещё и ценности, которые также влияют на наше поведение и поступки.
Наша жизнь неразрывно связана с книгой. К сожалению, в наш компьютерный век становится всё меньше людей, которые увлекаются чтением. А ведь сказка может многому научить. Чему же? Что же ценного можно узнать?
- В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина показано стремление человека к власти. Старуха посылала старика к рыбке пять раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем вольною царицей и, наконец, владычицей морскою. Старуха, получая все больше и больше, стремится стать владычицей морской, но жадность и властность не приносят ей ничего хорошего. Получая многое, она теряет всё и остаётся у разбитого корыта. Убеждаемся, что стремление к власти может погубить человека.
- А в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» мы видим другой пример. Хрупкая девочка Герда ради любви к ближнему готова принести себя в жертву. Она преодолевает все трудности на своем пути, чтобы найти своего брата. Главные ценности для неё – любовь, дружба, чувство товарищества и взаимопомощи. Наверное, этих ценностей нам так не хватает в жизни.
- В сказке П.П. Бажова «Каменный цветок» Данила-мастер бросает все ради любимой работы, не спасла его даже любовь Кати. Мы считаем, что любимая работа, дело очень важное для каждого человека, но если она занимает в его жизни первое место – это неверно и может принести боль, страдания тем, кто его любит.
- Сказка «Репка». И это сказка вовсе не про репку, а про дружную совместную работу.
- Сказка учит: мир делится на хороших и плохих людей, зверей и прочих существ. Но добрых всегда больше, и их любит удача. А злые люди плохо заканчивают свою биографию.
- Сказка формирует образ Положительного Героя: доброго, умного, сильного, верного своему слову.
- Сказка учит не бояться трудностей. Главный Герой всегда берётся за выполнение любой работы, какой бы невыполнимой она не казалась. И в том, что он побеждает, немалую роль играют вера в себя, смелость и помощь друзей.
- Сказка учит: не имей сто рублей, а имей сто друзей. А самый верный способ найти друга – это не отвернуться от него в нужный момент. У сказочного Героя всегда много друзей: людей, зверей, птиц, рыб. Потому что он не отказывает в помощи тем, кого встречает на своём пути, и они, в свою очередь, не бросают нашего Героя в беде. Так у Героя появляются бесценные Волшебные помощники.
- Сказка учит не судить о людях по внешнему виду. Иван-дурак на проверку всегда оказывается Иваном-царевичем, а Царевна-лягушка – Царевной Прекрасной. Да и страшная Баба-Яга не во всех сказках – отрицательный персонаж.
- Сказка учит: хорошее дело не с первой попытки получается. Сказочному Герою по три раза приходится идти на Змея Горыныча или на другое чудище, но смелость и упорство обязательно вознаграждаются победой.
- Сказка учит любви к родителям. Герой, выполняющий поручение отца или матери всегда почитаем больше своих нерадивых братьев и сестёр. И именно он получает в наследство "полцарства в придачу”.
- Сказка учит патриотизму. Главный Герой всегда с готовностью выходит защищать родную землю от чудищ-захватчиков.
- Сказка содержит скрытую, ненавязчивую мораль, нравоучение: нельзя обманывать, нельзя быть жадным, нельзя предавать друзей.
В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друга из беды. - Сказка помогает побеждать зло и жестокость.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу-царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.
И, главное, сказка учит, что добро циклично, оно всегда возвращается к тому, кто помогает другим, и добро всегда побеждает зло. Не это ли модель идеального мира?
- Сказки могут нас многому научить. К высшим ценностям многие писатели относят такие как: любовь, дружба, доброта, милосердие, верность. Ценности могут переоцениваться и от каждого из нас зависит, какие ценности выбрать главными в своей жизни. Ведь от нашего выбора зависит не только наша жизнь, но и жизнь окружающих людей.
Черты толерантной личности
1. Расположенность к другим
2. Снисходительность
3. Терпение
4. Чувство юмора
5. Чуткость
6. Доверие
7. Терпимость к различиям
8 Умение владеть собой
9. Доброжелательность
10. Умение не осуждать других
11. Умение слушать
12. Любознательность
13. Способность к сопереживанию
Группа детского сада – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.
Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.
В нашей группе мы с детьми читаем сказок очень много, иногда слушаем аудиозаписи, потом в непринуждённой беседе ведём рассуждения о поступках героев, что могло бы быть всё по-другому, если бы герои обдумывали свои поступки, задумываясь, хоть на минуточку о других (именно рассуждать, а не обсуждать!), учим сопереживать, уважать; заучиваем пословицы, подбирая их так, чтобы человек (ребёнок) увидел правильные качества личности, черты толерантной личности.
В конце апреля проведена образовательная деятельность «Все мы разные, но все мы вместе!». В конце деятельности дети нарисовали щит ладошками, как бы отганяя всё зло, защищая всех людей, призывая к доброте, чуткости и уважению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"
Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультур...
«Воспитание толерантности через применение коммуникативных тренингов в детском театральном коллективе».
Воспитание культуры толерантности/...
@Воспитание толерантности через знакомство детей с культурой и традициями хакасского народа».
В данной работе представлен материал, который содержится в центре «Родная Хакасия» с целью знакомства детей с традициями национальной культуры хакасского народа.Цель:Стимулировать развитие интер...
Индивидуальный план по самообразованию "Воспитание толерантности через художественную литературу"
за 2013-2016 г.г....
Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».
Отчет по теме самообразования "Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников"...
Воспитание толерантности через народные игры
Народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе национальных традиций и ...
Консультация "Воспитание толерантности через народные игры"
quot;Воспитание толерантности через народные игры"...