«Воспитание толерантности через применение коммуникативных тренингов в детском театральном коллективе».
статья на тему

Савина Лилия Владимировна

Воспитание культуры толерантности/

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Лилия\Downloads\мелодика(2)\image (4).jpg                                    Савина Лилия Владимировна

                                                                       педагог дополнительного образования

                                                                       образцового коллектива любительского

                                                                       художественного творчества театра –

                                                                       студии «Бенефис», МОУ ДОД «ГДТДиМ»

                                                                       г. Комсомольска – на - Амуре

 «Воспитание толерантности через применение коммуникативных тренингов в детском театральном коллективе».

Актуальность проблемы толерантности связана  с  тем,  что  сегодня  на первый  план  выдвигаются  ценности  и  принципы,  необходимые  для   общего выживания  и  свободного  развития  (этику  и  стратегию   ненасилия,   идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею  диалога  и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).                                                         «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и  ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в  Декларации  принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. Толерантность – это миролюбие, терпимость  к  этническим,  религиозным, политическим,  конфессиональным,   межличностным   разногласиям,   признание возможности равноправного существования «другого».                                 Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  –  это  не уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на основе признания иного.                      2003 год был объявлен ЮНЕСКО  годом  толерантности.  Это  объяснимо, ибо события,  происходящие  в  мире,  часто  носят  характер  межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.                                                 Президентом  России  В.В.  Путиным  разработана  программа  «Воспитание молодого  поколения  в  духе   толерантности».   Программа   направлена   на формирование   толерантного   сознания    и    профилактики    национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе. Таким образом, проблему толерантности можно  отнести  к  воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом.             Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо  воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто.

«Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те  понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Действительно,   образовательная   деятельность   является   главным

средством развития толерантности в обществе, как  отмечается  в  «Декларации

принципов толерантности UNESCO, 1995».

На мой взгляд, формирование таких  качеств,  как  признание  человеком

другого,  принятие,  понимание  облегчило  бы  решение  проблемы  воспитания

толерантности.

Признание  -  это  способность  видеть  в  другом  именно  другого,  как

носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание -

это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир

одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  учителя

и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам  обучения,  которые

создают  оптимальные  условия  для  формирования  у   обучающихся   культуры

достоинства, самовыражения личности, исключают фактор  боязни  неправильного

ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ  выживания  человечества,

условие гармоничных отношений в обществе.

На  сегодняшний  день  возникает необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения. Для детей младшего возраста, возраста от 6 до 10 лет, проблема воспитания толерантности  актуальна  сама по себе.

На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие  между 15-25  детьми, например как в нашей театральной студии , пришедшими  из  разных  микросоциумов,  с  разным  жизненным опытом   и   с   несформированностью   коммуникативной   деятельности. Для плодотворного  обучения  в группах  необходимо  свести  эти  противоречия  в  процессе   взаимодействия   к   некой   общей   основе.    Ненасильственное, уважительное  отношение,  гармонизация  отношений  в коллективе,   воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества. На  мой  взгляд,  воспитание  толерантности  невозможно   в   условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик».  Поэтому  одним  из  условий воспитания   толерантности   является    освоение   учителем    определенных демократических  механизмов  в  организации  учебного  процесса  и   общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в возрасте от 6 до 10 лет  важно  научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого  и  ценного,  а  с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

В возрасте от 10 лет  до 14лет рекомендуется  использовать  интерактивные  методы

обучения - это модель  открытого  обсуждения,  развивающая  в  детях  умение

спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем.

Ориентация педагога на постижение смыслов  поведения  и  поступков  детей означает, что в воспитательной деятельности на первый  план  выходят  задачи понимания ребенка.                                                                                                        Воспитание культуры толерантности, на мой взгляд,  должно  осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".                                                                               По - мимо родительских собраний, бесед  проводим мероприятия где родители с удовольствием принимают участия.                                                                                Выезжаем на природу   «родители + ребята + педагоги», ходим на экскурсии.

Мероприятия,  в  которых  принимают  участие  родители,  служат   хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка  школы  и семьи,  объединивших  свои  усилия  в  учебном  процессе,  направленном   на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому  многообразию.                                                                                      В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл  и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в  свою  очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к  толерантности,  пониманию,  а путь  к  толерантному  взаимодействию,  пониманию  взаимному.                                                                                                                                              Можно выделит две группы методов понимания:

1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка

исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости»,

индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого

субъективный, аутентичный смысл.

2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его

своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь

на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом

развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что

предполагает толерантное, со - участное отношение, эмпатийное, а значит, на

основе диалога.

Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни,

мнению, поведению, ценностям.

Я работаю уже более 20 лет с детьми и 3 года в театральной студии: «Бенефис» стараюсь   следовать правилам поведения  толерантного учителя:

1.Быть примером для детей и общества

2.Признавать значимость и способности каждого, а также уважать  чувства и позицию

каждого

3.Быть готовым и способным к диалогу, пониманию, солидарности

4.Быть справедливым

5.Создавать свободную и демократическую атмосферу

6.Уметь слушать

Также  использую формы и методы воспитания толерантности:

-Беседа

-Вечера отдыха

-Экскурсии

-Путешествия, выход на природу

-Совместные творческие дела

-Дискуссии

-Игровые и конкурсные программы

-Акции милосердия

-Игровые тренинги

Цель занятия -тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся)

условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

- снимается страх перед самостоятельным высказыванием; - развивается

готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

- развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события,

осознавать свое отношение к миру;

- формируется умение ценить свою и чужую работу;

- закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Вот несколько упражнений тренинги толерантности которые я использую  в своей работе:

1.Упражнение «Комплименты»

Оборудование: мяч

Форма работы: коллективная, в кругу. Каждому человеку нравится когда ему говорят приятное – комплимент.

Задание: По очереди мы будем перебрасывать друг другу мяч. Тот, кто кидает мяч должен сказать тому, кому мяч адресован что - нибудь приятное – комплимент.

2. Упражнение «Превращения»

Форма работы: коллективная, в кругу.

Задание: Закончите устно по очереди начиная с соседа, сидящего от меня слева  следующие предложения.

  • Если бы я был книгой, то я был бы….
  • Если бы я был едой, то я был бы …
  • Если бы я был животным, то я был бы …
  • Если бы я был растением, то я был бы …

3. Упражнение « Учимся ценить свою индивидуальность»

Оборудование? Листы бумаги и ручки.

Форма работы: индивидуальная, коллективная в кругу.

Мы часто хотим быть точно такими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы – как  все, но не менее важна наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить. Когда люди не похожи друг на друга: они становятся интересны друг другу, могут найти нестандартное решение проблем.

Задание: Напишите о каких – то трех признаках, которые отличают вас от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие – либо достижения. После того как вы справитесь с заданием. Мы соберем ваши записи, зачитаем их, а остальные члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.

Индивидуальная работа.

Сбор записей участников тренинга ведущим, их чтение с последующим отгадыванием.

Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

4. Упражнение «Пять добрых слов»

Оборудование: листы бумаги, ручки для ребят

Форма работы: групповая, в кругу

Участники разбиваются на подгруппы по 6 человек.

Задание. Каждый из вас должен обвести свою руку на листке бумаги и написать свое

имя на ладошке. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое – нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя ( например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т.д.), Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.

Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами».

Групповая работа

Обсуждение

Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей «руке»? Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?

5.Упражнение «Чем мы похожи»

Форма работы: «коллективная, в кругу.

Процедура проведения. Члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы похожи тем, что мы жители Земли, или мы одного роста и т. д.)». Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу.

6. Упражнение «Говорящие руки»                                                                                             Цель: эмоционально-психологическое сближение участников.                                              Время: 5-7 минут.                                                                                                                                               Ход упражнения: Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.                                                                                                                              Варианты инструкций образующимся парам:

  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Выразить поддержку с помощью рук.
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения: происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.                                        Обсуждение: Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение.

                                                                                                                                                       Результат такой методике:

- Снижение агрессивности и конфликтности в коллективе.

- Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных,

политических и т.п. разногласий.

- Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым

подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

Диагностика  толерантности    проводится   путем   психолого-педагогического

мониторинга  школьной  тревожности,  дезадаптивности,  повышенной   агрессии

(Айзенка, Веймера и др.)

                                Список использованной литературы:

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //

Мемориал. 2001., №24,

2.  Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. //

Семья и школа. 2001. №№11-12,

3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001

№ 9, 2002 № 1:2002-№2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общеобразовательный проект "Воспитание толерантности через ознакомление с традициями мордовского народа"

Проект направлен на воспитание у дошкольников терпимости, уважения к себе и другим в условиях многонациональной культурной среды. Его актуальность обусловлена тем, что проблема воспитания социокультур...

@Воспитание толерантности через знакомство детей с культурой и традициями хакасского народа».

В данной работе представлен материал, который содержится  в центре «Родная Хакасия» с целью знакомства детей с традициями национальной культуры хакасского народа.Цель:Стимулировать развитие интер...

Воспитание толерантности через сказку

Воспитание  у детей  толерантности через сказку. Окружающий нас мир многолик и разнообразен. Мы живем в период сложных социальных перемен, когда становление подрастающего человека проте...

Отчет по теме самообразования «Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников».

Отчет по теме самообразования "Воспитание толерантности через ознакомление с мировой культурой у старших дошкольников"...

Позитивная социализация дошкольников через систему коммуникативных тренингов

Использование коммуникативных тренингов при позитивной социализации дошкольников...