Родительские собрания
методическая разработка на тему

Родительские собрания на тему экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobraniya.docx46.17 КБ

Предварительный просмотр:

Сбережем родную природу 
Материал круглого стола для родителей 


1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.
• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
• Оказывает ли общество влияние на природную среду?
• Может ли  мораль  (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации.
• 
Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну   внимательно   ее   рассмотреть   и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы 
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
• 
Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой    в    саду,    заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе. 
Вопросы 
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
3. Концерт силами детей «Руская природа».
4. Обсуждение с родителями увиденного.
• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.
• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому».
(К. Станиславский) 
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).

 

Интеллектуально-творческая игра 
«В гармонии с природой».

Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе – разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Конкурс 1. «Разминка».
Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)
7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
8.Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
9.Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
10.Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)

Конкурс 2. « Урожай плодов».
Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.
Музыкальная пауза.

Конкурс 3. «Загадалки».
Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.
Информационная справка для зрителей
«Известное об известном»

  • Самый крупный:

-из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров
-из птиц – страус 90 кг, высота 270 см
-из змей – анаконда длина 5-10 метров
2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м
Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности
Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину
3.Быстрее всех:
бегает гепард
плавает меч-рыба
летает стриж
4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота 
– 36 метров.
5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас. 
Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов. 
6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.
7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.
9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
10.При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.

Конкурс 4. «Угадай мелодию». 
Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.
Подсказки:
1.Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2.Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4.О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды) 
5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6.Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7.Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони вцвету)
8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)

 

Конкурс 5. «Домашнее задание».
Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим критериям.

Конкурс 6. «Театр-экспромт»».
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.
1 команда – басня «Свинья под дубом»
2 команда – басня «Ворона и лисица»
жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.
Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?
«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные.» (С.А.Маршак.«Двенадцать месяцев»).
«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов.«Каменный цветок»)
«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона. 
( Х.К.Андерсен.«Дюймовочка»)
«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев.«Цветик-семицветик»).
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни». (С.Т.Аксаков.«Аленький цветочек».)
«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица
Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом». (Н.Н.Носов.«Приключения Незнайки и его друзей»)

Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».
Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.
Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:
1 команда – тема «Подводный мир»
2 команда – тема «Царство снежной королевы»».
Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.
Игра для болельщиков «Перевертыши». 
Конкурс 8. «Дуэль».
Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ. 
1.В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.
2.Деревья покрылись инеем – к теплу.
3.Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.
4.Если осина в сережках (цветет богато) –то будет богатый урожай овса.
5.Зацвела осина – пора сеять морковь.
6.На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.
7.Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.
8.Много сока в березах – к дождливому лету.
9.Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.
10.Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.
11.Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.
12.зазеленела черемуха – пора сеять картофель.
13.Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.
14.Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.
Подведение итогов конкурсов. Слово жюри.

Встреча с родителями

 "Экология для малышей"

Возраст: средний дошкольный. 

Цель: Расширить представления родителей о возрастном развитии детей, а именно о физиологическом и личностно – мотивационном. 

Задачи: Ознакомить родителей с возможностями детей данного возраста. Научить приёмам конструктивного взаимодействия с ребёнком. 

Повысить уровень родительской компетентности. 

Предварительная работа: 

  • Оформление выставки детских поделок из природного материала «Овощные фантазии»;
  • Экологическая газета «Прикоснись к природе сердцем»;
  • Видеофильм, снятый на занятии детей с психологом;
  • Отбор запросов родителей на интересующую тематику ( просмотр информации из ящика «Ваши вопросы – наши ответы»);
  • Подготовка материала для проведения викторины: заготовки для детских работ, аквариум и детали к нему, паспорта на аквариумных рыбок и водоросли;
  • Беседы с детьми о домашних животных.


Ход встречи. 

1. Встреча и регистрация участников. 

Осмотр выставки детских поделок из природного материала «Овощные фантазии» (Приложение 1) и чтение экологической газеты, сделанной руками детей под руководством педагогов дополнительного образования: рубрики – «Это интересно»; «Фантазии природы»; «Аптека для детей и родителей»; «Маленькие фантазёры». 

2. Выступление старшего воспитателя детского сада 

О задачах экологического воспитания детей в среднем дошкольном возрасте. (Приложение 2); 
Беседа с родителями о конкурсе поделок из природного материала: 

- Какое участие принимали родители в подготовке к конкурсу? 

- Что делали сами дети? 

- Какое настроение было у Вас? 

- Что, на Ваш взгляд, ощущали дети? 
3. Просмотр видеофильма «Психогимнастика» на развитие позитивных эмоций по отношению к красоте природы с методическими коммендациями психолога. (Приложение 3). 

Психолог приглашает родителей для индивидуального разговора по результатам просмотренного занятия. 

4. Консультация «Аквариум у вас дома». 

Привлечение ребёнка к экологическим наблюдениям; 
Правила установки аквариума в домашних условиях. 

5. Викторина для родителей. 

1) «Угадай работу своего малыша!» 

Предварительно родители делали в домашних условиях заготовки для детской продуктивной деятельности – «Лесная поляна», а дети на занятиях с педагогами дополнительного образования изготавливали поделки из природного материала (Желуди, сухостой, семена растений) 

Задание: 1 уровень - Найдите работу своего малыша. 

2 уровень – Если родители затрудняются, предложить прослушать запись описания работы в интерпретации ребёнка (описание элементов работы). 

2) "Экологическая ситуация" 

Родителям предлагается обсудить поведение и взрослых и детей. 

Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями. 

- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку. 

- Это ещё что за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хле6стнула ею девочку. А потом зло бросила: 

- Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы. 

Какие негативные последствия могут быть у поступка матери? 

3) Игра "Опиши, а я отгадаю!" 

Родители, в беседе с педагогом стараются предугадать любимое домашнее животное своего ребёнка. Затем родителям раздаются рисунки детей с любимым домашним животным. 

Приз получают родители, у которых мнения совпали. 

Итог встречи. Обратная связь родителей с педагогами 

Родительское собрание по экологическому воспитанию

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс.

Родительское собрание: действенная форма работы педагога с коллективом родителей, форма организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами работы с детьми в условиях детского сада и семьи, проводится в форме диалога, с использованием разных методов активизации родителей.

Тема: "Экология и мы"

Цель: создать условия для сотрудничества воспитанников и родителей, их эмоционально положительного и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и экологии в целом.

Способствовать сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

ХОД:

Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо вам, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Ведь ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, её жизненным укладам. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения. Мы (педагоги) призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию.

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

Счастье- это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве - о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.

А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…

Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.

В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально - волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно- образовательная работа, в которой особо важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.

Детство самый благоприятный период развития всех качеств ребенка и вы родители должны определить для себя цели воспитания, каким бы вы хотели видеть своего ребёнка.

Сегодня от нас с вами зависит дальнейшее существование жизни на земле. Современные наболевшие проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой, возможно, решить только при условии сформированности экологического мировоззрения всех людей.

Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

Экологическое воспитание что это (ответы родителей)

Это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом.

Что, прежде всего нам поможет (ответы родителей)

Да, это разнообразные прогулки, наблюдения, в ходе которых необходимо научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

Какое отношение к природе мы можем воспитать в детях

(ответы родителей)

-Бережное.

-Заботливое.

-Гуманное.

Необходимо научить видеть красоту живого, оценивать ее и стремиться помогать ей (зимой - подкармливать птиц, стряхивать снег с веток деревьев.) .

Развивать интерес к познанию, исследованию окружающего мира, помочь ребенку познать как больше тайн живой и неживой природы.

Формировать желание стать другом и защитником природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Блиц - опрос. Как вы считаете, как должен вести себя взрослый в этой ситуации (высказывания родителей)

Ребенок мал, действует неосознанно, но под нашим влиянием это закрепляется, и становиться нормой поведения в природе, а в дальнейшем и нормой жизни. Недоброжелательное отношение ко всему живому переходит в жестокость, не только к природе, но и к людям.

Вот как писал Б. Рябинин в своей книге «О любви к живому»: «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие, но ведь он развлекается, пугая их. Ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его бояться, и вот тут- то, как говориться, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла.

Нам необходимо прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

Подвести к пониманию родителей то, что в первую очередь родители сами должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда следуют этому. Сложно объяснить детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у ребенка растерянность, обиду или даже агрессию.

Решение родительского собрания:

-Прививать интерес и любовь к природе, учить замечать красивое вокруг себя, любоваться и восхищаться этой красотой.

-Учить заботливому, бережному отношению ко всему окружающему.

-В процессе наблюдений развивать и обогащать речь, внимание, память, что послужит основным показателем психологической готовности ребенка к школе.

Совместная семейная деятельность сближает родителей и детей, способствует установлению тесных контактов между ними.

-Для этого родителям предлагается - анкетирование.

-Рекомендации.

«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, творчестве, красоте».

В. А. Сухомлинский

Успехов Вам и вашим детям!

Родительское собрание 
«Воспитание любви к природе»


Время проведения: март.
Форма проведения: игра – путешествие.
Цель: Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребенка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; представить родителям достигнутые успехи в развитии экологического воспитания детей. 
Цель игры – путешествие: «Мы идем в поход»
Цели: Воспитание любви к природе; привлечение внимания детей и их родителей к проблеме охраны окружающей среды; формирование опыта взаимодействия ребенка с природой, формирование экологической культуры; развитие навыка правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих с точки зрения экологии.
Участники: родители, педагоги, дети.
План проведения:
Круглый стол по теме собрания.
Педагогический всеобуч «Воспитание любви к природе»
Игра – путешествие «Мы идем в поход»
Подведение итогов собрания. Принятие решения.
Подготовительный этап.
1. Оформить открытки родителям на собрание в виде пригласительных билетов. Выполненные детьми в виде аппликации.
2. Организовать и провести конкурс детских рисунков и поделок из природных материалов.
3. Оформить выставку книг, журналов, дидактических игр на тему «Любить, ценить и охранять»
4. Записать фонограмму «Звуки природы»
5. Подготовить памятку для родителей «Правила поведения в лесу» 
6. Написать плакаты: 
«Человек, который понимает природу, - благороднее, чище» (Л. Леонов)
«Надо иметь не только глаз, но и чувствовать природу. Надо слышать ее музыку и проникнуться ее тишиной» (И. Левитан)
«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (А. де Сент –Экзюпери, «Маленький принц»)

Ход собрания
Вступительное слово
1. Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручейка, звон серебреных колокольчиков, пение птиц в бездомном летнем небе, завывание вьюги, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи – и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни. 
Сегодня мы на родительском собрании поговорим об этом красивом, безграничном и живом мире природы, а самое главное – вместе подумаем о том, как можно в детском саду и в семье воспитать у детей чувство любви к этому миру, как охранять Землю – наш большой дом, в котором мы живем.
Вначале предлагаю вопросы для обсуждения. Высказывайте, пожалуйста, свою точку зрения. И так: 
- Любит ли ваш ребенок природу? В чем это проявляется? 
- Как вы думаете, почему одни дети любят природу, оберегают животных, а другие – нет?
-Часто ли вы бываете с ребенком на природе? Как проходят такие прогулки?
- Приходилось ли вам вместе с ребенком наблюдать природные явления, приметы, учить стихи о природе?
-Был ли у вашего ребенка хороший поступок по отношению к природе? Какой?
-Приходилось ли вам вместе с ребенком сажать деревья, заготовлять корм для зимующих птиц. Кормить их, собирать лекарственные травы?
- Что больше всего, по вашему мнению, помогает воспитанию сострадания, доброго отношения ко всему живому?
2. Ведущий. Лето – это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Я приглашаю детей и родителей отправиться в лес. Во время путешествия, мы будем говорить не только о красоте природы, ее жителях, но поговорим и о бережном отношении к Земле – к дому, в котором мы живем. Кроме этого, мы должны серьезно подумать, что угрожает нашей планете, с чем нужно нам бороться всем вместе, чтобы Земля была чистой и красивой.

Дети: 1.Наша планета Земля очень щедра и богата,
Горы, леса и поля – дом наш родной, ребята!

2. Я узнал, что у меня
Есть огромная родня. 
И тропинка, и лесок, 
В поле – каждый колосок, 
Речка, небо надо мною – 
Это все мое, родное!

3.Быть может, вся природа- 
Мозаика цветов?
Быть может, вся природа-
Различность голосов?
Быть может, вся природа-
Лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?

4.Нас в любе время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок – терпению,
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте.
Нас деревья всех пород, 
Весь большой лесной народ,
Учат крепкой дружбе. 

5.Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется – природа,
Давайте же всегда ее беречь!

1.Ведущий: По – своему чудесен каждый край,
И если хочешь ты увидеть чудо,
По белу свету странствовать ступай. (М. Марик).

В игре буду участвовать 2 туристические группы, в которую войду и родители и дети. 
Звучит фонограмма «Песенка веселого туриста»
В нашем конкурсе принимают участие 2 команды «Рюкзак» и «Компас». В конкурсе за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим «км» (полоска обозначающие километры «1км»). В конце игры подведем итог: кто пройдет больше «км», та группа и будет победительницей. 

1 этап «Разминка»
Задание 1 «Кто больше назовет пословиц о природе,»
Рощи да леса - всему миру краса.
Лето собирает, а зима подъедает
Был бы лес, соловьи прилетят.
Лето пролежишь, зимой с сумой побежишь.
Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Будет зима - будет и лето.
Солнце на лето, зима на мороз.
По дважды в год лета не бывает.
Летом нагуляешься - зимой наголодаешься.
Летний день - год кормит.

2.Ведущий 
Задание №2 «Нужные вещи в походе» (для детей и родителей)
Ведущий. Следующее испытание. Нужно собраться в поход. А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем.
Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточку «1 км». 
1. Я маленький, да удаленький,
Стоит на меня взглянуть,
И тотчас узнаешь путь. (Компас).

2. Он в походе всем нам нужен,
Он с кострами очень дружен,
Можно в нем уху сварить,
Чай душистый вскипятить. (Котелок)

3. В деревянном домике
Проживают гномики.
Уж такие добряки-
Раздают всем огоньки. (Спички).

4. Два ремня висят на мне,
Есть карманы на спине.
Коль в походе идешь со мной,
Я повисну за спиной. (Рюкзак)

5. Я горячее храню, я холодное храню,
Я и печь, и холодильник вам в походе заменю. (Термос).

Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат).

1. Ведущий 
Задание № 3 «Какая будет погода?»
Ведущий. В походе погода можно предсказать по различным признакам. Умеете ли вы это делать? Задание для команды «Рюкзак»:
o Ворон каркает к… (дождю)
o Обильная роса утром – погода днем будет …(хорошая)
o Воробьи купаются в пыли или в луже - … (будет дождь).
Молодцы! А теперь – задания для команды «Компас».
o Ласточки летают низко над землей – к …(дождю).
o Если мошкара вьется кругами – к ..(хорошей) погоде, лезет – в лицо – к (дождю).
o Идет дождь, и на лужах пузырьки – о чем это говорит? (дождь будет идти долго).
Молодцы! Думаю, что плохая погода вас не застанет в пути. 

2.Ведущий 
Когда ты входишь в лес, 
Где чистым воздухом принято так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила.
Для всех умеющих их тайну разгадать. 

Задание № 4 «Лесная опушка» (испытание для детей)
2. Ведущий. Ребята, мы остановились на лесной опушке. Это самое красивое место, где растет много различных цветов. Попробуйте по описанию узнать, о каком цветке говорится. (команды по очереди отгадывают загадки)

Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелек. (Одуванчик)

Девчонки – невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются,
Всем улыбаются. (Ромашки).

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречается с тобой.
Звонким названием он наделен,
Но никогда мы не слышали звон. (Колокольчик).

Какой цветочек маленький, знаем мы с тобой –
Не беленький, не аленький, а бледно – голубой.
У ручейка лесного виднеется чуть – чуть,
Его названье вспомни и после не забудь. (Незабудка).

Какой цветок получил название «дикая рябинка»? (Пижма)

Как называется небольшой желтый цветок, с виду безобидно, но на самом деле опасный и ядовитый? (Лютик).

Ведущий. Мир цветов красив и чуден. Скажите, почему нельзя рвать цветы на лугу, в лесу? (ответы детей).

1. Ведущий 
Задание № 5 «Лечебница доктора Айболита» 
Ведущий. Лес, как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке –
И микстура, и таблетки.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!
Для вас, уважаемые родители, загадки о лекарственных растениях. Отгадайте их и назовите, для чего принимают эти растения в лечебных целях. (стоимость 2 «км»).
1. Ты растение не тронь – жжется больно, как огонь (Крапива. Отваром моют голову, а также она останавливает кровь).
2. Тонкий стебель у дорожки,
На конце его сережки.
На земле лежат листочки –
Маленькие лопушки.
(Подорожник Лечит ранки, порезы; применяется при желудочных болезнях)
3. Белая корзинка, золотое донце. (Ромашка. Используется для полоскания горла при ангине; ополаскивают волосы).
4. Назовите травянистое растения или кустарники, которыми можно вылечиться от простуды (Брусника и клюква – при высокой температуре, ангине; черная смородина и ромашка – при заболевании горла; морошка – средство от кашля и др).
5. лекарственные растения приносят большую пользу людям, поэтому относитесь к ним бережно: не вырывайте растения с корнем, не собирайте растения на одном месте, часть оставляйте в природе.

2. Ведущий 
Задания № 6 « Угадай -ка»
Ведущий. Чтобы понять, как живет лес, нужно хорошо знать повадки обитателей леса. Угадайте по описанию зверей нашего края.
1. Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, коварный нрав. 
Подсказка. Этих зверей называют санитарами леса. (волк).
2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Он не просто убегает от опасности, а выбирает короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. 
Подсказка. Его считают большим трусишкой (Заяц).
3. Этот зверек умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название «фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, зайцами.
Подсказка. Убегать от преследования помогает рыжий пушистый хвост (Лиса).
4. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, лапы ставит немного внутрь.
Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой. (Медведь).

1. Ведущий 
Задание № 7 «Кто быстрее»
Командам нужно как можно быстрее ответить на вопросы: 
1. Какая птица может летать хвостом вперёд? /иволга, воробей, колибри/
2. Когда птица поёт громче – в полёте или сидя на ветке? /в полёте/
3. Какому животному помогает хвост в полёте? /белке/
4. Какому животному помогает хвост держать равновесие при передвижении? /кенгуру/.
2. Ведущий 
Задание № 8 «Лесная кухня» (Для родителей и детей)
Ведущий. Теперь пришла пора вам приготовить обед. 
Вопрос команде «Компас».
1. назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу без кулинарной обработки. (Щавель).


2. Как испечь в походе рыбу, если нет посуды? (насадить рыбу на деревянные или металлические пруты и поместить над горящими углями костра).
Молодцы! А теперь вопросы команде «Рюкзак».
1. Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай? (Иван – чай, листья брусники – оказывают благотворное действие при головных болях, бессоннице)
2. Какие способы обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой? (Вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу. 2. В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок , зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями. Примерно через час картошка будет готова).
1 Ведущий 
Задание № 8 «Лесной компас»
Ведущий. Этот конкурс для настоящих туристов, которые не боятся заблудиться и всегда знают, как найти дорогу домой. 
«Хвойные деревья» (На северной стороне веток меньше, чем на южной).
«Лесные ягоды» (Дольше всего зеленоватой, недозрелой бывает та ягода, которая повернута к северу).
«Пни» (На пнях деревьев кольца годового прироста более широкой частью обращены на юг, а узкой – на север).
«Камни» (На камнях с северной стороны вырастает мох
2.Ведущий 
Задание № 9. «Как вести себя в природе?» (для родителей и детей).
В лесу много тайн и секретов, но открывает он их только тем, кто приходит в лес добрым. Не забывайте об этом! Важно не только самому встать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей. Сейчас вы, ребята, будете оценивать ситуации, что в них сделано не так. А родители дополнят и исправят ваши ответы, если в этом возникает необходимость.
Итак, экологические задачи для команды «Рюкзак». Оцените ситуации, что в них сделано не так. 

Первая ситуация.
- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, - предложил Ваня.
Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. (Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара). 
Вторая ситуация.
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. (Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар. 
Ведущий Молодцы! Теперь экологические задачи для команды «Компас». Вы также оцените ситуации и определите, что в них сделано не так.
Ситуация первая.
Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче». (В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей).
Ситуация вторая 
Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:
-Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли. 
-Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, - предложила другая. (Нельзя рвать ягоды с ветками). 

1. Ведущий 
Подведение итогов.
Ведущий. Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Каждая команда выдержала все испытания. А теперь посчитайте, сколько «км» преодолела ваша команда.

Ведущий: У вас на столе лежат цветочки, напишите пожелание на обратной стороне наше Земле, что бы она стала краше и богаче, какой вы хотите ее видеть и прикрепите к нашей Земле (глобусу).
2.Ведущий 
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
Вручаются медали.

ТАЙНЫ ПРИРОДЫ
(
родительское собрание-КВН)

Участвуют две команды: «Капелька», «Планета Земля».

Жюри: заведующая ДОУ, родители.

Ведущий: старший воспитатель или эколог.

Ход собрания

Ведущий. Природа наше богатство, сберечь это богатство для следующих поколений – наша задача и долг. Человек – это часть этой природы.

Вдумайтесь в содержание призыва к нам Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Д е в и з нашего собрания: «Прикоснись к природе сердцем».

Ведущий проводит анализ выставки рисунков и поделок из природного материала, сделанных родителями и детьми, и анализ анкет.

1-й конкурс. Представление.

Каждая команда с выбранным названием должна себя представить – оценка 3 балла.

2-й конкурс. Разминка.

В о п р о с ы для команды «Капелька»:

– Сок какого дерева сладкий? (Береза, клен.)

– У каких деревьев осенью листья красные? (Рябина, клен.)

– Что за зверь лесной:

Боится зверь ветвей моих,

Гнезд не построит птица в них.

В ветвях – краса и мощь моя.

Скажите быстро, кто же я? (Лось.)

Звонко-звонко распеваю,

Воротившись с юга в срок.

А вот песни занимаю

Даже – даже у сорок. (Скворец.)

– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в песке, ямке? (Чайки, кулики.)

– Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы – белые и шампиньоны наиболее питательны.)

– Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.)

В о п р о с ы  для команды «Планета Земля»:

– Из какого дерева делают спички? (Осина.)

– О каком дереве говорится: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а без волос?» (Береза.)

– Угадайте, что за птица:

Света яркого боится.

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова. Это… (сова).

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу серую сосал,

А проснувшись, стал реветь,

Это зверь лесной… (медведь).

– Кто кукует у кукушки? (Самец.)

– Какие грибы появляются первыми? (Сморчки.)

– Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Выделяет едкую жидкость.)

Музыкальная пауза: танец «Радуга».

3-й конкурс. Живая пантомима.

Каждая команда показывает живую пантомиму, другая команда должна отгадать (3 объекта природы).

4-й конкурс. Конкурс капитанов.

Кто быстрее разгадает кроссворд («Явления природы» и «Насекомые) – 3 балла.

В о п р о с ы для болельщиков:

– Какие птицы едят грибы? (Глухари.)

– Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

– Названия каких ядовитых растений леса связаны с названием птицы, зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

– У каких растений семена снабжены парашютами? (Одуванчик, чертополох, осот, тополь, ива, мать-и-мачеха.)

– Какой самый прожорливый хищник планеты среди насекомых? (Стрекоза – в день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

Музыкальная пауза: песня «Реченька».

5-й конкурс. Домашнее задание.

Защита красочного плаката или экологической газеты о весне – 5 баллов.

Ведущий. Нет дерева на территории нашей России, которому бы так повезло и в фольклоре, и в музыке, и в литературе. С какой любовью говорил С. Есенин о березе:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березы стан,

И ее золотые косы,

И холщовый ее сарафан.

Березы – это символ России.

Музыкальная пауза: танец «Березка».

6-й конкурс. Музыкальная разминка.

Кто кого перепоет – песни о природе (по одному куплету).

Ведущий. Берегите и охраняйте природу. Помните:

Бумага, брошенная вами, будет лежать на Земле более двух лет, консервная банка – более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – 1000 лет.

Берегите эти земли, эти воды.

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

П е с н я «Лесной марш» – поют дети и родители.

Подведение итогов.

ВОЙДИ В ПРИРОДУ ДРУГОМ
(родительское собрание)

Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения; повысить интерес родителей к экологическому образованию их детей и экологии в целом.

Ход собрания

«Я сорвал цветок, и он завял.

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял:

Прикоснуться к природе

Можно только сердцем».

Ведущий. Человек стал человеком, когда услышал шелест листьев и песнь кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волн и торжественную тишину ночи. Услышал, и затаил дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

Участвуют д в е  к о м а н д ы: «Василек», «Ромашка».

Ведущий. Лесная тишь полна своих чудес.

Ты перед сказкою стоишь,

А сказка – это лес.

Ты эту сказку сохрани:

Не рви, не мни и не спугни.

1-й конкурс. «Вопрос – ответ».

Для команды «Ромашка»:

– Почему лес называют зеленой аптекой?

– Какие цветы расцветают ранней весной?

– При каких заболеваниях используется липа?

– Где уши у кузнечика?

– У какой птицы зимой появляются птенцы?

Для команды «Василек»:

– Какая птица подкладывает свои яйца в гнезда других птиц?

– Какую траву любят кошки?

– Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов на песке?

– Какая ягода заменяет лимон?

– При каких заболеваниях используется мята перечная?

Музыкальная пауза: музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок».

2-й конкурс. Домашнее задание – инсценировка экологической сказки – 10 баллов.

Музыкальная пауза: песня-шутка «Кузнечик-кузнечик», муз. Д. Кадабекли, слова – народные.

Ведущий. Гнездо на ветке – птичий дом.

Вчера птенец родился в нем.

Ты птицы дом не разоряй

И никому не позволяй.

3-й конкурс. «Капитаны, капитаны…» (стихи о природе) – 5 баллов.

Музыкальная пауза: этюд «Одуванчик», муз. Арбелян.

4-й конкурс. Представление поделки из природного материала.

Музыкальная пауза: песня-танец «Чудак-судак», муз. Сироткина, слова Б. Заходера.

Подведение итогов конкурса.

Ведущий. Нам жить в одной семье,

Нам жить в одном кругу,

Плыть в одном полете.

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинки на болоте,

Осетра в реке и птицу в небесах!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе

Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""

влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)

ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...