Логопедическая школа для родителей.
консультация на тему

Ююкина Ирина Вячеславовна

Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте. В данной консультации представлены основные игры, которые позволят устранить пробелы в развитии грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_shkola_dlya_roditeley.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Очень часто, когда ребёнок приходит в начальную школу у него возникают трудности в овладении русским языком. Связано это с недостаточным развитием речи. Часто родители не обращают внимание на то, что ребёнок не умеет грамматически правильно оформить предложение, построить фразу, у него бедный словарный запас. Но все эти недочёты проявляются на уроках в школе.

Чтобы избежать этих трудностей, надо развивать речь ребёнка в дошкольном возрасте. Предлагаю вам некоторые задания и игры, которые помогут развить речь ребёнка, обогатить его словарный запас и послужат неплохой базой для успешного обучения в школе.

Игра «Один - много».

Поиграйте с ребёнком, бросьте мячик и назовите слово в единственном числе. Ребёнок поймав, назовёт это же слово, но во множественном числе, и бросит его обратно.

Образец: лимон - лимоны, берёза - берёзы, тигр - тигры и т.п.

Или другой вариант: лимон – много лимонов, берёза – много берёз и т.п.

Игра «Ласковый ребёнок».

Учим ребёнка образовывать новые слова с помощью суффиксов. Ребёнок предложенные ему слова называет ласково.

Образец: дом - домик, лист - листик, нос - носик и т.п. (В эту игру тоже можно играть, используя мяч).

Игра «Великан».

Учим ребёнка образовывать новые слова с помощью суффикса –ИЩ-

«У великана не дом, а домище                

                      не нос, а носище

                      не рот, а ротище   и т.п.

Игра «Собери слово».

Предложить ребёнку «собрать два слова в одно».

Образец:

сад разводит - садовод,                                           мясо рубит - …

по луне ходит – луноход                                          сам летит - …

по снегу ходит – снегоход                                        снег падает - …

везде ходит - вездеход                                            листья падают - …

овощи режет - овощирезка                                            рыбу ловит - …

лес рубит - лесоруб

Часто в речи малыша можно услышать нелепые фразы и предложения, это говорит о том, что ребёнок ещё не чувствует многие смысловые оттенки слов, поэтому очень полезно поиграть в игры:

Игра «Слова друзья».

Учим ребёнка подбирать похожие по смыслу слова.

Образец:

       скачет – прыгает                       храбрый – смелый        .

идёт –  шагает                           большой – огромный

       бежит – мчится                          и т.п        

       

 Игра «Слова - враги».

Учим ребёнка подбирать слова противоположные по смыслу.

Образец:

       кричать – молчать                          прямой - …

ломать – строить                            умный - …

поднимать – опускать                    сухой - …

хвалить - ругать                              вежливый - …

Игра «Назови одним словом».

Учим ребенка образовывать относительные прилагательные от существительных

Образец:        

если чашка сделана из глины, то она - глиняная.

мяч из резины – резиной

ведёрко из пластмассы – пластмассовое  

стена из кирпича – кирпичная

шляпа из соломы – соломенная

сумка из кожи – кожаная  и т.п.

Игра «Веселый повар».

Учим ребенка образовывать относительные прилагательные от существительных

Образец:

         сок  из яблок – яблочный, варенье из яблок  - яблочное

         компот из клубники – клубничный

         суп с горохом  – гороховый

         каша из пшена – пшенная

         каша с тыквой – тыквенная        и т.п.

Игра «Чья голова, чей хвост, чье ухо?».

Учим ребенка образовывать притяжательные прилагательные от существительных.

Образец: у медведя голова – медвежья                 у зайца голова – заячья

                                   ухо – медвежье                      ухо – заячье

                                    хвост – медвежий                  хвост – заячий

                                                   у льва голова – львиная

                                                                 ухо – львиное

                                                              хвост – львиный       и т.п.

Игра «Давай посчитаем».        

Учим ребенка согласовывать числительные с существительными.

Образец: одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев и

т.д. до десяти. А затем полезно считать обратно: десять ромашек, девять  ромашек, восемь ромашек, семь ромашек, шесть ромашек и т.д.

 Игра «Жадина».       

Учим ребенка согласовывать местоимения с существительными

Образец: мой – мяч, слон, хлеб, диван и т.д.

                 моя – машина, куртка, шапка и т.д.

                 моё – окно, зеркало, яблоко и т.д.

Предложите ребенку картинки, пусть он называет их вместе с местоимениями, затем попросите назвать только те, про которые можно сказать мой (моя\моё).

Потом можно предложить ребенку  самому придумать слова, про которые можно сказать  мой (моя\моё).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем фонематический слух ребенка. Логопедическая школа для родителей.

Сценарий логопедической встречи с родителями детей с нарушением речи с использованием презентации....

Проект "Логопедическая школа для родителей"

В рамках "Логопедической школы для родителей" в нашем МАДОУ "Дашенька" я провожу групповые консультации, мастер-классы, открытые занятия, круглые столы с целью пропаганды логопедических знаний и повыш...

Логопедическая школа для родителей (ЛШР). Подготовка к школе.

Материалы нашей школы ЛШР могут быть интересны другим родителям. В данной презентации о том, на что необходимо обратить внимание при подготовке к школе....

"Логопедическая школа для родителей".

Игры и задания , которые помогут развить речь....

Логопедическая школа для родителей

Логопедическая школа для родителей...

Логопедическая школа для родителей

Игры, развивающие грамматический строй речи...