Консультация для педагогов на тему: «Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольников»
консультация

Кучумова Елена Александровна

Консультация для педагогов на тему:

 

«Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №7 комбинированного вида г.Звенигород

Консультация для педагогов на тему:

«Тестопластика как средство развития творческих способностей детей дошкольников»

Составила педагог высшей квалификационной категории:

Кучумова Елена Александровна

        2020г.

Ребенок открывает для себя волшебную силу искусства и стремится выразить их в собственном «творческом продукте» через лепку. При этом он раскрывает себя, постигает собственные возможности. На занятиях лепкой из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность реализовать свое творчество и фантазию, задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь. Если рассматривать лепку как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Ребенок, удовлетворенный полученным результатом, будет стремиться снова и снова проявить себя, показать то, на сколько широко он может мыслить. Порой то, что человек не может передать словами, можно выразить в своем творчестве. Передать всю ту красоту, эстетичность и конечно же свое видение того или иного объекта, что и будет являться творческим продуктом, а значит это и будет проявлением творчества ребенка.

Необычность материала в данном случае будет способствовать наибольшей заинтересованностью к лепке. Традиционный пластилин или глина уже не настолько интересны нынешнему поколению, их увлекают новые формы, материалы и, конечно же, нет ничего интересней, чем наблюдать за тем, как с помощью рук ребенок может создать нечто необычное, радующее глаз, воплощение своих мыслей и фантазий. Я считаю, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества. Заканчивая работу, дорабатывая мелкие детали, применяя различные изобразительны средства, такие как кисти, краски, заключительная обработка изделия лаком для прочности, ребенок проявляет себя как творческая личность.

Особенности организации и проведения занятий лепкой из соленого теста.

Лепка из любого материала, будь то пластилин, глина или тесто, имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, развитию мелкой моторики рук, привитию навыков необходимых для успешного обучения в школе.

Обычно на занятиях по лепке мы используем пластилин. Но сейчас при всём его разнообразии на прилавках магазинов, очень трудно выбрать качественный пластилин. То он слишком твёрдый и крошится, то слишком мягкий и тает в тёплых детских ладошках, то красится. Поэтому на занятиях по лепке я решила использовать солёное тесто. Дети привыкли видеть изделия из теста в виде хлеба, булочек, пряников и вдруг из него можно сделать подарки и сувениры для родных и близких и даже настенные картины. Для подготовки к занятиям я использовала следующую литературу: «Солёное тесто. Шаг за шагом» автор В.А.Хоменко, «Соленое тесто. Шаг за шагом. И Лыкова,Л. Грушина, «Интерьер из соленого теста» И Лыкова, Л. Грушина, «Соленое тесто» видео уроки И. Ханнановой, и др.

В книгах очень подробно описаны все этапы приготовления теста, даны пошаговые описания изготовления изделий, но всё-таки не учтены некоторые мелкие детали. Лепка из солёного теста процесс очень увлекательный для детей, но несколько трудоёмкий для воспитателя. Для того чтобы получить желаемый результат, надо пройти несколько этапов.

  1. Заранее приготовить солёное тесто. В различных источниках предлагается множество вариантов, но я в своей практике использовала следующий состав: 2 части муки, 2 части соли (лучше использовать соль «Экстра»), 1 часть воды. Очень важно, чтобы мука была без добавок, а вода обязательно холодная. Готовое тесто длительное время сохраняет свои свойства при хранении в п/эт. пакете в холодильнике.
  2. Подготовить дополнительные материалы и инструменты: скалки для раскатывания теста; необходимые трафареты; стеки для обрезания лишнего теста; различные формочки для печенья; чесночницу для оформления «причёсок», «шерсти» животных и других декоративных элементов; зубочистки и многое другое, что найдётся под рукой. Для склеивания деталей изделий потребуется кисточка и холодная вода или клей ПВА и салфетки.
  1. После того как все детали готовы их нужно соединить между собой. Рекомендуется склеивать готовые элементы до просушки с помощью кисточки и воды. Да, это быстро и удобно, но не все дети делают аккуратно, и поэтому изделие во время просушки деформируется и теряет форму. Поэтому я также склеивала просушенные и окрашенные элементы изделия. Связующим звеном между элементами служат салфетки, сложенные в несколько слоев и пропитанные клеем ПВА.
  2. Немаловажное значение для получения желаемого результата имеет просушка готовых изделий. Сушить можно как в духовке, так и на открытом воздухе. В этом случае, надо учитывать какое изделие - объёмное или плоское. Объёмное изделие лучше сушить в духовке, начиная с низкой температуры, так как на открытом воздухе изделие сохнет длительное время, и в местах соприкосновения с поверхностью образуются дырочки и углубления. Плоские изделия при просушке на воздухе надо переворачивать, так как тесто в местах соприкосновения с поверхностью не сохнет.
  3. Окрашивать можно как уже просушенные изделия, так и само тесто перед лепкой. Я использовала оба метода. Метод раскрашивания просушенных элементов изделий очень полезен для детей, так как они самостоятельно подбирают краски и раскрашивают каждый элемент по отдельности, готовое изделие получается ярким и красочным.
  4. Заключительный этап - лакирование, делается для того, чтобы краски не выгорали, и изделие сохраняло первоначальный вид длительное время. Эта работа выполняется воспитателем.

Занятия должны проводиться в светлом, хорошо проветриваемом помещении. Дети должны усваивать последовательно логику выполнения задания на основе приобретённых знаний и умений.

Положительным воспитательным моментом является то обстоятельство, что воспитатель лепит вместе с детьми, они ориентируются на неё, как образцовую. Метод демонстрации личного творчества педагог использует как можно чаще.

За прошедшее время я подготовила и провела несколько занятий по лепке из солёного теста .

  • «Собираем урожай. Фрукты, овощи.» .Работа проводилась в два этапа: на первом занятии лепили фрукты и овощи, на втором раскраивали готовые высохшие работы красками. Дети сами выбирали, что они именно будут лепить и в какой цвет раскрашивать. В процессе работы дети проявили творчество и фантазию. Фрукты и овощи получились у всех разные.
  • «Натюрморт в корзине». Из готовых фруктов и овощей дети составляли натюрморт выражая свою фантазию и творчество. Натюрморт у всех детей получился разный, так как фрукты и овощи тоже было у всех детей разные.
  • « Угощения для куклы Айгуль» (региональный компонент, ). В процессе лепки дети фантазировали как и чем будут угощать гостей. Также проявили творчество: Валерия слепила пирог с вишней, Катя – хворост и ватрушки, Ульяна торт. Лепить из соленого теста детям очень понравилось, все остались очень довольны.
  • «Картины на стену». Дети с помощью формочек для печенья вырезами фигурки животных, деревья, цветы и другие элементы будущих картин. После того как фигурки высохли раскрасили и совместно с детьми оформили картины (коллективное творчество).
  • «Снегири на сетке» картина( итоговое занятие. Дети с огромным желанием и старанием выполняли предложенную работу.

Занятия были построены от простого к сложному. При выполнении работ дети использовали умения и навыки, полученные на занятиях по лепке из пластилина. Дети быстро освоили приём раскатывания теста скалкой, вырезывание фигур при помощи трафарета и стеки или формочек для печения, научились украшать вылепленные изделия с помощью простейших приспособлений, особенно всем понравилось выдавливать тесто через чесночницу. С большим удовольствием дети раскрашивали и соединяли элементы изделий, радовались результатам своего труда.

Некоторые родители сделали дома с детьми поделки из соленого теста и принесли на выставку в группу. Поэтому я планирую и провести консультацию для родителей «Соленое тесто. Красивые вещи своими руками». Познакомить со всеми хитростями и секретами лепки из солёного теста

В дальнейшем я планирую проводить работу с солёным тестом, так как лепка из этого материала у детей вызывает больший интерес. Они видят и используют результат своего труда в виде подарков, сувениров и дополнительных материалов для игр, чего нельзя сказать о поделках из пластилина, потому что они не практичны и не долговечны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей"

Мастер-класс предлагает самые доступные и эфффективные для развития творческого потенциала ребенка техники рисования в детском саду....

Консультация для родителей на тему: «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Данная техника хороша тем, что она доступна детям дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и...

Консультация на тему: «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей»

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриватьс...

Консультация для педагогов Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов Сюжетно-ролевой танец как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возрастаДвижение под музыку - неотъемлемая часть пластической культуры человека,...

Консультация для педагогов " Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей детей»

Использование нетрадиционных техник дает возможность применять коллективную форму творчества.Она сближает детей, развивает навыки культуры общения, рождает особую эмоциональную атмосферу....

Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...

Консультация для педагогов «Музыкальные подвижные игры как средство развития творческих способностей дошкольников»

Музыкальные подвижные игры  составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста, они развивают, радуют, воспитывпют, учат соблюдать правила игры. Игры помогают ...