Педагогическая технология "Палочки Кюизенера"
материал по теме
Консультации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация для родителей "Палочки Кюизенера" | 87.53 КБ |
картотека игр с палочками Кюизенера | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Игры с палочками Кюизенера».
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему учебному пособию.
Палочки Кюизенера – это набор счётных палочек, которые еще называют «числа в цвете», "цветными палочками", "цветными числами", "цветными линеечками". Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем большее числовое значение она выражает.
Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.
Игровые задачи цветных палочек:
Счётные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Игры и занятия с палочками Кюизенера:
1. Знакомимся с палочками. Вместе с ребёнком рассмотрите, переберите, потрогайте все палочки, расскажите какого они цвета, длины.
2. Раскладываем палочки по цвету, длине.
3. "Найди палочку того же цвета, что и у меня. Какого они цвета?"
4. "Положи столько же палочек, сколько и у меня".
5. "Выложи палочки, чередуя их по цвету: красная, жёлтая, красная, жёлтая" (в дальнейшем алгоритм усложняется).
6. Ребёнок выкладывает палочки, следуя вашим инструкциям: "Положи красную палочку на стол, справа положи синюю, снизу жёлтую," - и т.д.
7. Выложите несколько счётных палочек Кюизенера, предложите ребёнку их запомнить, а потом, пока ребёнок не видит, спрячьте одну из палочек. Ребёнку нужно догадаться, какая палочка исчезла.
8. Выложите несколько палочек, предложите ребёнку запомнить их взаиморасположение и поменяйте их местами. Малышу надо вернуть всё на место.
9. Разложите палочки на 2 кучки: в одной 10 штук, а в другой 2. Спросите, где палочек больше.
10. Попросите найти 2 абсолютно одинаковые палочки Кюизенера. Спросите: "Какие они по длине? Какого они цвета?"
11. Выложите несколько пар одинаковых палочек и попросите ребёнка «поставить палочки парами».
12. Можно выкладывать из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
13. Можно строить из палочек, как из конструктора, объёмные постройки: колодцы, башенки, избушки и т.п.
14. "Возьми в руку палочки. Посчитай, сколько палочек у тебя в руке".
15. Выложите перед ребёнком несколько палочек Кюизенера и спросите: «Какая самая длинная? Какая самая короткая?»
16. Выложите перед ребёнком две палочки: "Какая палочка длиннее? Какая короче?" Наложите эти палочки друг на друга, подровняв концы, и проверьте.
17. "Найди любую палочку, которая короче синей, длиннее красной".
18. Выкладываем лесенку из 10 палочек Кюизенера от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.
19. Выкладываем лесенку, пропуская по 1 палочке. Ребёнку нужно найти место для недостающих палочек.
20. Постройте поезд из вагонов разной длины, начиная от самого короткого и заканчивая самым длинным. Спросите, какого цвета вагон стоит пятым, восьмым. Какой вагон справа от синего, слева от желтого. Какой вагон тут самый короткий, самый длинный? Какие вагоны длиннее жёлтого, короче синего.
21. "Положи синюю палочку между красной и желтой, а оранжевую слева от красной, розовую слева от красной".
22. "Назови все палочки длиннее красной, короче синей", - и т.д.
23. "У меня в руках палочка чуть-чуть длиннее голубой, угадай её цвет".
24. Назовите число, а ребёнку нужно будет найти соответствующую палочку Кюизенера (1 - белая, 2 - розовая и т.д.). И наоборот, вы показываете палочку, а ребёнок называет нужное число. Тут же можно выкладывать карточки с изображёнными на них точками или цифрами.
25. Из нескольких одинаковых палочек нужно составить такую же по длине, как оранжевая.
26. Из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая, оранжевая.
27. Сколько белых палочек уложится в синей палочке?
28. "Выложи из двух белых палочек одну, а рядом положи соответствующую их длине палочку (розовую). Теперь кладём три белых палочки – им соответствует голубая", - и т.д.
29. У нас лежит белая счётная палочка Кюизенера. Какую палочку надо добавить, чтобы она стала по длине, как красная.
30. Из каких палочек можно составить число 5? (разные способы)
31. На сколько голубая палочка длиннее розовой?.
31. С помощью оранжевой палочки нужно измерить длину книги, карандаша и т.п.
32. Положите параллельно друг другу три бордовые счётные палочки Кюизенера, а справа четыре такого же цвета. Спросите, какая фигура шире, а какая уже.
33. "Поставь палочки от самой низкой к самой большой (параллельно друг другу). К этим палочкам пристрой сверху такой же ряд, только в обратном порядке". (Получится квадрат).
34. Строим из палочек Кюизенера пирамидку и определяем, какая палочка в самом низу, какая в верху, какая между голубой и жёлтой, под синей, над розовой, какая палочка ниже: бордовая или синяя.
35. "Составь два поезда. Первый из розовой и фиолетовой, а второй из голубой и красной".
36. "Один поезд состоит из голубой и красной палочки. Из белых палочек составь поезд длиннее имеющегося на 1 вагон".
37. "С закрытыми глазами возьми любую палочку из коробки, посмотри на неё и назови её цвет" (позже можно определять цвет палочек даже с закрытыми глазами).
38." С закрытыми глазами найди в наборе 2 палочки одинаковой длины. Одна из палочек у тебя в руках синяя, а другая тогда какого цвета?"
39. "С закрытыми глазами найди 2 палочки разной длины. Если одна из палочек жёлтая, то можешь определить цвет другой палочки?"
40. "Составь из палочек каждое из чисел от 11 до 20".
41. Выложите четыре белые счётные палочки Кюизенера, чтобы получился квадрат. На основе этого квадрата можно познакомить ребёнка с долями и дробями. Покажи одну часть из четырёх, две части из четырех. Что больше - ¼ или 2/4?
42. Выложите из палочек Кюизенера фигуру, и попросите ребёнка сделать такую же (в дальнейшем свою фигуру можно прикрывать от ребёнка листом бумаги).
43. Нарисуйте на листе бумаги разные геометрические фигуры или буквы и попросите малыша положить красную палочку рядом с буквой "а" или в квадрат.
44. Из палочек можно строить лабиринты, какие-то замысловатые узоры, коврики, фигурки.
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА Упражнения с палочками Кюизенера | Игра-конструирование «Домик и флажок для куклы» Детям предлагается на выбор построить домик для маленькой куклы Маши или для большой куклы Оли. Из набора палочек дети выбирают нужный «строительный материал». Строя «стены» домика, дети могут класть палочки вертикально («как столбики»), а могут и горизонтально («как бревнышки»). При сравнении готовых домиков воспитатель подводит детей к выводу: чем меньше число на палочке, тем меньше домик. Далее детям предлагается построить домик из шести одинаковых палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок. При сравнении готовых флажков, дети закрепляют понятие, чем меньше число на палочке, тем меньше флажок (для Маши), и наоборот, чем больше число на палочке, тем больше флажок (для Оли). |
Составление ковриков, узоров. Дети составляют различные ковры, в результате чего у них вырабатывается представление о понятии "столько же". Возможны различные варианты:
| Игра-конструирование «Кроватки для мышат» Детям предлагается вспомнить мышат из мультфильма «Кот Леопольд»; вывешиваются картинки с их изображением на доску. Педагог обращает внимание детей на то, что перед ними два разных мышонка - один толстый, а другой худой, - предлагает построить для них кроватки. И подводит детей к выводу, что худому мышонку нужна узкая кроватка, а толстому – широкая. После построения дети делают вывод: чем короче палочка (чем меньше число), тем уже кроватка и наоборот. |
Кодовый замок На волшебном сундучке (коробке), где спрятан сюрприз, в ряд расположены цветные палочки – числа. Подберите шифр в кодовом устройстве: назовите по порядку числа, которые обозначает каждая палочка. Когда волшебный сундучок будет открыт, дети получают сюрприз. | Состав числа 8 Достаньте палочку, которая обозначает число 8. -Какого цвета эта палочка? (Бордовая). -А сейчас достаньте столько белых палочек, чтобы они все разместились на бордовой. -Сколько белых палочек лежит на бордовой палочке? (8 белых палочек). -Да, правильно. В числе 8 – 8 единиц. Давайте назовем их: (1,1,1,1,1,1,1 и 1). -А теперь подумайте и приложите такие 2 палочки, чтобы они вместе по длине были равны бордовой палочке. -Какого цвета эти палочки? (Это могут быть палочки таких двух цветов как: белого и черного; розового и фиолетового; голубого и желтого; 2 красные палочки.) Положите рядом со своей бордовой палочкой эти пары. Вот, какой получился красивый ковер! Давайте еще раз назовем полученные ряды: -Белая палочка обозначает число 1, а черная –7. Значит 8 это 1 и 7. -Розовая палочка обозначает число 2, а фиолетовая – 6. Значит 8 это 2 и 6. -Голубая палочка обозначает число 3, а желтая – 5. Значит 8 – это 3 и 5. - Красные палочки обозначают число 4. Значит 8 это 4 и 4. Воспитатель на доске выкладывает все варианты состава числа 8 и запись соответствующих числовых выражений. |
Цвет На средину стола высыпаются палочки Кюизенера. Найдите красную палочку. Покажите желтую палочку. Возьмите синюю палочку. -Какого цвета у тебя, Юля, палочка? -Положите палочки в кучку. -А сейчас возьмите 2 одинаковые по цвету палочки. -Таня, у тебя одинаковые палочки? Какого они цвета? | Длина (высота) На средину стола высыпаются палочки Кюизенера. Возьмите 2 одинаковые по цвету палочки. Приложите свои палочки друг к дружке. Теперь видно, что палочки одинаковой длины. Они одинаковые по цвету и по длине. -Катя, какого цвета твои палочки? Теперь возьмите 2 разные по цвету палочки. Приложите свои палочки друг к дружке. Сравните их по длине. Вывод: одинаковые по цвету палочки одинаковой длины, а разные по цвету – разной длины. |
Развитие мелкой моторики На средину стола высыпаются палочки Кюизенера. Дети собирают палочки определенного цвета одними и теми же пальцами левой и правой руки (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д. Строим "сруб" из палочек (одного цвета). У кого выше и ровнее сруб, тот победил. Строим лесенку вертикальную или горизонтальную. | Развитие количественных представлений Дети осваивают умение соотносить цвет и число и, наоборот, число и цвет. Для этого в каждой игре, упражнении закрепляются название цветов и числовое обозначение. Например: "Покажи палочку 3 - какого она цвета?" "Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?" Детям предлагается выложить числовую лесенку, размер которой зависит от возраста детей и того, сколько палочек ими освоено. |
Ориентирование в пространстве Положите желтую палочку в верхний левый угол, красную – в нижний правый, синюю – в верхний правый, а белую – в нижний левый угол. Спрячьте черную палочку под стул. Достаньте ее. Откуда достали черную палочку? | Порядковый счет Игра «Составь поезд» - Каким по порядку стоит голубой вагон? Жёлтый? - Вагон, какого цвета стоит четвёртым? Шестым? - Какой по порядку вагон стоит между белым и голубым? |
Игра «Магазин» Новая валюта - палочки Кюизенера Раскладываем “товар” в “витрине” и назначаем цены. Но говорим, что сегодня платить будем в новой валюте, другими денежками - палочками. Чтобы детям было легче найти нужную палочку, раскладываем белые палочки - “единички” в ряд и покупатели по очереди подходят, выбирают товар, смотрят цену, а затем пробуют подобрать нужную палочку, прикладывая ее к ряду из “единичек” и считая, сколько “единичек” получилось в палочке. Когда находится, наконец, нужная палочка, “покупатель” радостно несет ее в кассу и получает свой товар. Соотнося длинные палочки с количеством единиц измерения, ребенок легко усваивает деление целого на части, состав чисел из единиц, отношения больше – меньше - равно. | Сложение, вычитание чисел 1. Предложить детям в одну руку взять желтую палочку, в другую – красную. - Какие числа у вас в руках? Что получится, если эти числа сложить? (Дети складывают палочки). Найдите палочку, равную сумме красной и желтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4+5=9. 2. Возьми любую палочку из набора. Найди две другие, которые по длине не будут равны этой палочке. Расскажи, что ты сделал(а). Рядом с палочками поставь карточки с цифрами и знаками (+, =). 3. Возьми две палочки из набора, составь их вместе концами. Найди палочку, равную им по длине. Убери одну палочку из двух. Расскажи, что ты сделал(а). «Запиши» это с помощью карточек с цифрами и знаками (-, =). |
Соотнесение по ширине «Пройди через реку» Дети строят мосты жёлтого, красного, голубого цвета в соответствии с шириной реки. - Какого цвета мостик длиннее жёлтый или голубой? - Какого цвета мостик короче красный или голубой? - Ребята, по какому мостику вы хотите перейти реку? | Соотнесение по длине Подберите к домику крышу, чтобы края крыши точно совпадали со сторонами домика. |
Состав числа Давайте изготовим красивые коврики. За основу мы возьмём палочку жёлтого цвета. Каждый ряд составьте из двух других палочек. Ряды не должны повторяться. - Сколько белых палочек поместится в жёлтой? (5) - Чему равна жёлтая палочка? (Пяти) - «Прочитайте» ковёр числами (пять – это один и четыре, два и три, три и два, четыре и один). | Горизонтально или вертикально Положите палочку на стол и скажите детям, что она лежит горизонтально. А теперь поставьте ее и скажите, что она стоит вертикально. Поиграйте в игру: вы называете предметы из окружающего мира, а дети поднимают свою палочку и, соотнося с названным предметом, ставят ее то вертикально, то горизонтально. Дерево: вертикально, человек лежит - горизонтально, дым из трубы стоящего поезда - вертикально, вода течет из крана - вертикально. |
Обезьянки (развитие связной речи) Посадите детей спина к спине. Каждому ребенку дайте одинаковый комплект палочек Кюизенера. Например, оранжевая, пара голубых, одна белая и две желтые палочки. Теперь договоритесь, что один из них выкладывает из палочек узор, а другой ребенок должен не глядя на результат труда первого, следуя указаниям, собрать такую же картинку. Повторите несколько раз, в обе стороны. Так как дети еще не очень умеют давать правильные команды, водящему можно дать карточку с рисунком. | Бусы для куклы Сделай бусы для куклы так, чтобы палочки в них не повторялись. Или наоборот, соберите такие бусы, в которых палочки разного цвета ритмически чередуются. |
Цвет
| Длина 1. Возьми одну палочку в правую руку, а другую в левую. Какие они по длине? Приложи палочки друг к другу (наложи друг на друга). Подровняй их с одной стороны. Какого цвета длинная (короткая) палочка? Или палочки одинаковы по длине? 2. Найди в наборе длинную и короткую палочки. Назови их цвета. Положи их друг на друга. Поставь рядом друг с другом. 3. Найди с закрытыми глазами в наборе две палочки одинаковой (разной) длины. 4. Выбери две палочки одного цвета. Какие они по длине? Выбери палочки одной длины. Какого они цвета? 5. Возьми красную и черную палочки (или любые две другие палочки разных цветов). Положи их друг на друга так, чтобы внизу оказалась длинная, а вверху короткая палочка. |
Палочки Кюизенера и обучение грамоте Вот таким образом показываем ударение:
Ко-шка Сы-но-чек | Палочки Кюизенера и обучение грамоте С помощью палочек можно легко показать сравнительные прилагательные.
хороший лучший самый лучший |
Длина
| Вверху, внизу, посередине
|
«Угадай, какую палочку я выбрала?» Ведущий выбирает (задумывает) любую палочку из набора. Играющие могут задавать ведущему | Геометрические фигуры Составь из палочек квадрат, прямоугольник и другие фигуры, какие ты знаешь. Как можно с помощью палочек узнать, какая фигура занимает больше места? какая меньше? Узнай с помощью палочек, равны ли стороны у квадрата? А у прямоугольника? |
Измерение разными мерками
Измерь бордовую палочку белой (розовой, красной). Сколько белых, розовых и красных палочек помещается в бордовой? Сделай из них ковер. Насколько частей разделила красная (розовая, белая) палочка бордовую? Покажи на ковре одну часть из двух (две из двух, четыре из восьми, три из четырех | Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная к школе группа |
Выше, ниже Возьми по одной палочке каждого цвета и, положив их друг на друга, сделай башню. Какая палочка ниже: красная или оранжевая (красная или синяя)? Какая из палочек выше: желтая или синяя (голубая или красная)? Какая палочка лежит между черной и синей (красной и розовой)? Какая палочка лежит над черной (голубой, синей)? под желтой (бордовой, синей)? выше всех? ниже всех? | Число 2 Возьми самую короткую палочку. Придвинь две белые палочки близко друг к другу, чтобы казалось, что это одна палочка. Поищи палочку в наборе, которая была бы точно такой же длины, какую имеют две белые палочки, сложенные вместе. Розовая палочка — это число «два», потому что она имеет ту же длину, что и две белые. |
«Назови число — найди палочку» Ведущий называет число, играющие находят соответствующую палочку. Затем, ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает. Например: белая — один, розовая — два, голубая — три, красная — четыре и так далее. Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем вразбивку. | Послушай бубен и покажи число (слуховое восприятие) Каждый ребенок (по очереди) должен показать палочку, которая обозначает такое число, сколько ударов в бубен он услышит. |
Сосчитай! Покажи палочками: Сколько тебе лет? Сколько пальцев на одной руке? Сколько пальцев на двух ногах? Сколько ног у курицы, кошки? Сколько ног у двух куриц, кошек? Сколько колес у двух машин? Сколько дней в неделе? Сколько вершин (сторон) у квадрата, треугольника? Сколько карандашей разного цвета нужно взять, чтобы нарисовать радугу? | Строим дом (конструирование по словесной инструкции) В гости пришла матрешка. Она просит построить ей дом. Для этого она подобрала строительный материал – палочки разного цвета: - 4 красные – для стен, - 3 желтые (1 желтую) – для крыши, - 1 розовую – для трубы. В дом надо «привезти» мебель: кровать для матрешки, стол и стул. Стенки кровати и матрас – красные, на кровати – 2 белых подушки. Ножки стола – голубые, а столешница – красная. Спинка стула – красная, ножка – розовая, а сиденье – голубое. |
Числа второго десятка Составь из цветных палочек каждое из чисел от 11 до 19. | Половина, четверть Измерь бордовую палочку белой (розовой, красной). Сколько белых, розовых и красных палочек помещается в бордовой? Сделай из них ковер. На сколько частей разделила красная (розовая, белая) палочка бордовую? Покажи на ковре одну часть из двух (две из двух, четыре из восьми, три из четырех и так далее). Что больше: четыре части из восьми (четыре восьмых) или две части из восьми (две восьмых)? две из четырех (2/4) или три из четырех (3/4)? Что меньше: 1/2 или 2/2? Что больше: 1/2 или 1/4? На сколько 1/4 меньше 1/2? |
Больше (длиннее) на…, меньше (короче) на…
| Состав числа
|
Лево, право Составь поезд из коричневого, оранжевого и красного вагонов так, чтобы оранжевый был левее бордового, а бордовый левее красного. Какой вагон левее: красный или коричневый? Составь поезд из синего, желтого и оранжевого вагонов так, чтобы оранжевый был правее синего и желтый был правее синего. Назови цвета вагонов слева направо. | Подвижная игра «Найди пару» Для игры понадобятся 2 «волшебных» мешочка с одинаковым набором палочек. Дети делятся на две команды. Все члены команд по очереди вытягивают по одной палочке из своих мешочков. Задание: найди, у кого такая же палочка и встань с ним в пару. Более сложный вариант игры – найди себе такую пару, чтобы сумма ваших палочек равнялась 10 (5, 7 и т.д.). |
Игра-конструирование «Разноцветные заборы» Построить заборы для животных игрушечного зоопарка в соответствии с ростом животного – высокий забор для высокого животного и низкий забор для низкого. Обратить внимание на то, что животные должны быть видны из-за забора, но не смогли бы убежать. | Игровое упражнение «Измеряем разными мерками» У детей 2 ленты разной длины (8 см и 16 см) и разные мерки – красная и розовая (число 4 и число 2). Дети измеряют длину ленты разными мерками и отвечают на вопрос: «Сколько раз поместилась мерка на ленте?» (4 и 2; 8 и 4) - Почему получились разные числа? Вывод: чем больше мерка, тем меньшее число раз она укладывается в ленте, и наоборот, чем меньше мерка, тем большее число раз она уложится в ленте. |
Игровое упражнение «Узнай длину ленты» У детей по две ленты разной длины и розовая палочка (мерка). Предлагается узнать длину каждой ленты с помощью мерки (розовой палочки) и определить, сколько раз мерка уложилась в длинной и в короткой ленте. Затем дети делают вывод о том, что лента, в которой мерка уложилась большее количество раз, длиннее, и наоборот. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Палочки Х. Кюизенера-средства познания логики и математики в дошкольном возрасте". Сообщение на педагогическом совете
Сообщение на педагогическом совете...
Презентация педагогического опыта на тему: "Палочки Х.Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников"
В 2014 году участвовала в городском конкурсе педагогического мастерства "Воспитатель года - 2014" «Палочки Х. Кюизенера как инструмент развития логического мышления дошкольников в интегрированной...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Математическая полянка» с использованием педагогической технологии «Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша»
Материал может пригодиться воспитателям детей старшего дошкольного возраста, осваивающим или работающим по педагогической технологии "Цветные палочки Кюизенера и логические блоки Дьенеша"...
Выступление на педагогическом совете по теме «Использование Палочек Кюизенера для активизации логического мышления детей дошкольного возраста»
Методика работы палочками Х. Кюизенера....
Открытая образовательная деятельность по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек Кюизенера «Поможем Айболиту» в рамках педагогического совета №2 «Развитие интеллектуальных способностей ребёнка-дошкольника посредством авторских м
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе с использованием палочек КюизенераТип занятия: занятие-путешествиеТема занятия: «Поможем Айболиту» Форма занятия: интег...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностейдошкольников: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина»...
«Игровые педагогические технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей младших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики и квадраты Никитина»
laquo;Игровые педагогические технологииинтенсивного развития интеллектуальных способностеймладших школьников с ОВЗ (умственная отсталость): палочки Кюизенера, блоки Дьенеша,кубики и квадраты Никитина...