Формирование мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего возраста.
статья (старшая группа) на тему
Предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_motivatsionno_gotovnosti_k_obucheniyu_v_shkole_u_detey_starshego_vozrasta.docx | 19.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование мотивационно готовности к обучению в школе у детей старшего возраста.
В современной России образованию с каждым годом всё больше и больше отдаются приоритеты. Разрабатываются специальные программы, законы поддержки образования. Школьное обучение становится более разнообразным, оно ориентировано на развитие личности, способностей, творческого мышления.
Но предпосылками успешного обучения в школе является подготовка к этому дошкольников. Готовностью к обучению – это сформированность всех психических процессов, а также личности дошкольника в целом на том уровне, который необходим для успешной адаптации и обучения в начальной школе.
Несмотря на различия в подходах к обучению, по-прежнему остаются неизменными те параметры, по которым в настоящее время оценивают степень готовности ребенка к школе.
Большая роль отводится мотивации учения. Отношение ребёнка к обучению в школе наряду с другими психологическими признаками готовности составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребёнок учиться в школе. Даже если всё в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребёнке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности – познавательного и коммуникативного – позволяет принимать ребёнка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывание в школе интерес к учению непременно появиться. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.
Особую роль в понятии «школьная готовность» имеет развитие связной монологической речи, формы, в которой ребенок самостоятельно, без помощи взрослого, произвольно использует все достижения языкового и когнитивного развития. Развитая диалогическая форма речи в свою очередь будет свидетельствовать о том, что налаживается взаимопонимание с окружающими, устанавливаются партнерские отношения с учителем и одноклассниками. А умение описывать, рассказывать, рассуждать, высказывать свои соображения, побуждать, сообщать говорит о способности ребенка объяснять товарищам, скажем, правила новой игры, собственные действия и поступки.
Общая и специальная готовность к школе между собой тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. В их формировании имеют значение как специфически детские виды деятельности, так и специальные области знаний (чтение, письмо, математика). При специальной подготовке особое внимание уделяется тем знаниям, которые будут в дальнейшем востребованы начальной школой, и их роли в общем психическом развитии ребенка, удовлетворение его естественного интереса к этой области действительности.
Для формирования мотивации учения у детей старшего дошкольного возраста был разработан комплекс упражнений.
Предложенные упражнения формируют произвольность – умение детей:
- Сознательно подчинять свои действия правилу;
- Ориентироваться на заданную систему требований;
- Внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
- Самостоятельно выполнять требуемое задание по заданному образцу.
Барыня прислала сто рублей
Народная игра для воспитания сосредоточенности
Играть можно и в большой группе, но более эффективна игра вдвоем. Ведущий обращается к партнеру.
Барыня прислала сто рублей.
Что хотите, то купите.
Черный, белый не берите.
«Да» и «нет» не говорите!
После этого ведущий начинает вести с партнером беседу, провоцирующую использование одного из «запрещенных» слов: черный», «белый», «да», «нет». Все участники игры имеют по несколько фантов; проштрафившиеся отдают их ведущему. Отвечать нужно быстро, все дети внимательно следят за выполнением правила. Беседа принимает примерно такой характер:
— Ходил ли ты когда-нибудь в зоопарк?
— Однажды.
— А видел ли там медведя?
— Видел.
— Он был бурый или белый?
— Полярный.
Беседа продолжается до тех пор, пока не проскользнет «запрещенное» слово. Тогда участник отдает свой фант, для выкупа которого он должен выполнить отдельное задание. Если ребенок говорит «Ага», «Угу», «Не-а», нужно договориться заранее, считать это ошибкой или нет. Можно ввести дополнительное условие: если диалог длится три минуты с соблюдением правил, считать, что ребенок выиграл.
Птичка
Познавательная игра для развития самоконтроля
Перед началом игры ведущий знакомит детей с различными породами деревьев, может показать их на картинке, рассказать, где они растут. Перед игрой все подбирают для себя фант — игрушку или любую мелкую вещь. Игроки усаживаются в круг и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и всем остальным игрокам дает названия деревьев (дуб, клен, липа). Каждый должен запомнить свое название.
Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на елку».
Елка вызывает другое дерево и т. д. Кто прозевает, отдает фант. В конце игры фанты отыгрываются.
Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.
Нарисуй пароход
Упражнение для воспитания произвольности движения
Ребенку предлагают как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся быть внимательным, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если ты что-то не так нарисуешь, не стирай ластиком, а нарисуй поверх неправильного или рядом правильно». При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание
а) на соотношение размеров деталей,
б) на присутствие всех деталей,
в) на правильность изображения — нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ,
г) на количество деталей и способ их изображения — считает ли ребенок или рисует «на глазок»?
Если оказывается, что задание слишком трудно, придумайте сами более простые и предлагайте их ребенку почаще — ведь эта игра воспроизводит сразу несколько упражнений для первоклассников!
Узоры
Игра для развития сосредоточенности
В эту игру можно играть и с одним, и с группой детей. Ребенку дается лист клетчатой бумаги. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем учиться рисовать разные узоры. Постарайтесь, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого слушайте меня внимательно — я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек провести линию. Проводите только те линии, которые я буду называть. Когда нарисуете одну, ждите, пока я назову следующую. Каждую линию начинайте там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните ее в сторону. Сейчас вы показываете направо. А где левая рука? Молодцы!
Начинаем рисовать первый узор. Поставили карандаш. Рисуем линию: одна клетка направо, одна клетка вверх, одна направо, одна вниз, одна направо, одна вниз, одна налево, одна вниз, одна налево, одна вверх, одна налево, одна вверх. Что у нас получилось? Правильно, крестик!
Начинаем рисовать второй узор. Поставили карандаш на следующую точку. Рисуем линию: две клетки направо, две клетки вверх, две направо, две вниз, две налево, две вниз, две налево, две вверх. Попали в начальную точку? Молодцы! А что получилось? Правильно, квадратики!
А теперь нарисуем самый сложный, третий узор. Поставьте карандашом точку. Проведите линию на три клетки вверх. А теперь — две клетки направо, две вниз, одну налево, одну вниз, две направо. Повторите с самого начала (продиктовать). Посмотрите, получился орнамент с древнегреческой вазы».
Если задания не удаются, полезно поупражняться начиная с самых простых.
Палочки
Игра-тест
Для этой увлекательной игры понадобится 30-40 палочек (можно спичек). Играть лучше вдвоем. Ведущий говорит: «Я покажу тебе фигурку, сложенную из палочек, и через 1 -2 секунды накрою ее листом бумаги. За это короткое время ты должен запомнить эту фигурку и затем выложить ее в соответствии с этим образцом. Затем, пожалуйста, сверь свою фигуру с образцом, исправь и подсчитай свои ошибки. Если палочка пропущена ил и положена неправильно — это считается ошибкой. Начали!»
Первая фигурка — «домик».
Предлагаем несколько фигурок — «звездочку», «снежинку», «елочку» одновременно.
Сокол и лиса
Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперед и какие-либо более замысловатые). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит только тех, кто не присел.) «Пойманный» соколенок на время выбывает из игры.
Создание у ребенка положительного
отношения к школе
и формирование направленности на обучение
- Экскурсии с ребенком в школу.
- Встреча и знакомство с учителем.
- Рассказы о своих любимых учителях.
- Показ фотографий, грамот связанных со школьными годами родителей.
- Совместный просмотр фильмов, телепередач с последующим обсуждением.
- Организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей.
- Семейное чтение художественной литературы.
- Организация книжного уголка для ребенка.
- Обращение при детях к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы.
- Знакомство с пословицами, поговорками, в которых славится ум, подчеркивается значение книги.
- Участие и детей, и взрослых в сюжетно-ролевой игре в школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Рекомендации для воспитателей по формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»
Подготовка ребенка к школе является одной из важнейших задач обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста и начинается задолго до поступления в школу. Формирование мотивов учения и положи...
28.01.20.Консультация для родителей на тему: «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.»
Проблема готовности детей к обучению в школе – это не только научная, но в первую очередь реально-практическая, очень жизненная и острая задача, еще не получившая своего окончательного решения, ...
ФОРМИРОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена ростом на современном этапе количества детей с нарушениями в развитии, необходимостью обеспечения эффективности их обучения. Актуальность проблеме придает...
Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет
Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...
Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"
Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В данной статье на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотрены особенности формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста....
Рекомендации для родителей «Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»
Рекомендации для родителей«Формирование мотивационной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста»...