Прогулка с математикой
консультация (подготовительная группа) на тему
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progulka_s_matematikoy_polozova_-_kopiya_2.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Прогулка с математикой
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться в школе.
Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.
Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка необходимо направить в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом для дальнейшего математического образования детей.
Становление логико-математического опыта ребенка успешно осуществляется в трех основных сферах его деятельности:
1) В повседневных видах детской деятельности.
2) В играх, состязаниях, вечерах развлечений, досугах детей.
3) В познавательно-игровой деятельности ребенка: где систематизируются, уточняются представления, умения ребенка; расширяются области применения и преобразования полученных знаний.
В детском учреждении большая часть времени в режиме дня отведена для пребывания детей на свежем воздухе. Заниматься математикой можно даже во время прогулки.
Самое простое, что можно придумать,-это считать определенные встречные предметы. Например, легковые или грузовые машины, всех встречных девочек или всех встречных мальчиков, мужчин и женщин, кошек и собак и т.п. Во время таких наблюдений необходимо чаще проговаривать следующее: «Посмотри: здесь стоят 2 красные и 2 синие машины. Всего - четыре. В песочнице играют 2 мальчика и 3 девочки. Всего - пять детей» Так постепенно и ненавязчиво осваивается состав числа.
Можно пересчитать этажи домов, а заодно и сравнить, что выше: пятиэтажный или девятиэтажный дом. Продолжая наблюдения, отметьте: сколько подъездов в доме, сколько окошек на каждом этаже, поровну ли окошек на 1 и 2, 2 и 3 этажах. Так дети учатся сравнивать и соотносить предметы по множеству.
Можно предложить отыскать «все, чего по два». Это непросто, но интересно. Скорее всего ребенок не сможет выполнить задание самостоятельно, и вам необходимо будет оказать помощь. Но постепенно и ребенок поймет смысл игры, будет сам искать
«парочки»: у людей по две ноги, две ракетки для игры в теннис, два одинаковых куста цветов на клумбе. В следующий раз усложняем игру: ищем предметы, которых по 3 (по 4,5,6).
Если, ребенок уже знает цифры, то внимательно разглядывая номера встреченных по пути машин, нужно отыскать сначала цифру 1, потом 2, 3 и т.д. Для ребятишек постарше, умеющих или учащихся считать, хорошим тренажером станет игра «Сколько ног?». Можно считать ноги у всех встречных людей, животных и птиц: мама с дочкой -2+2=4, кошка -4+4=8, голубь – 8+2=10. Интересно, сколько же ног вам встретится за время прогулки? А свои посчитать не забыли?
Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями «толстый – тонкий». Предложите ребенку обхватить ствол дерева: если легко обхватить руками - тонкий; а если обхватить не получается, значит дерево толстое.
Везде, где это возможно, сравнивайте объекты:
- по высоте (деревья, дома, кусты, телеграфные столбы, цветы и т.д.);
- по ширине (дорога и тротуар, след от машины и от велосипеда, калитка и ворота, река и ручеек и т.д.)
- по длине (скамейка длинная и короткая, бревно длинное и короткое и т.д.) Постепенно, через игру, дошкольник усвоить эти понятия.
Прогулки предоставляют широкое поле для экспериментирования:
- с условными мерками: летом определяем, сколько воды необходимо для заполнения мини бассейна, и почему маленьких ведерок получается больше, чем больших.
- с весовыми понятиями: почему сухой песок легче, чем влажный (оказывается во влажный песок входит еще и вес воды, а вода тоже имеет вес), аналогичное объяснение для снега.
А сколько всевозможных игр детям дарит прогулка. Во время проведения подвижных игр дети при помощи считалок упражняются в прямом и обратном счете:
«1, 2, 3,4- На весах 4 гири,
А с другой стороны
На весах лежат блины.
Блин - тебе, блин - ему.
Всем блинов-по одному,
Ешь быстрее - не гляди,
Есть не хочешь - выходи!»
«1, 2, 3, 4, 5- я иду всех искать,
Кто не спрятался – я не виноват»,
«1, 2, 3, 4, 5,
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга»
«10, 9, 8, 7 – нужно прятаться здесь всем,
6,5,4, 3 –вокруг дружочек посмотри,
2, 1-беги быстрей, всех разыскивай скорей»
Подвижные игры также помогают в решении различных проблем:
- ориентировка в пространстве («Прятки», «1, 2, 3 – куда скажу, беги», «Найди и промолчи» и т.п.)
- ориентировка во времени («День-ночь», «Кто больше камешков (желудей, листиков) соберет за 1 минуту» и т.п.)
Во время пребывания на свежем воздухе дошкольник не только укрепит свое здоровье, но и сможет использовать приобретенные знания в новых для него условиях, направив усилия на дальнейшее совершенствование методов практического применения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Варианты познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам: «Математика на кухне», «Математика на прогулке»
Экспериментально-исследовательская деятельность - один из видов проблемно-игровых технологий. Она направлена на самостоятельный поиск и проиобретение детьми новой информации....
Конспект прогулки во второй младшей группе «Математика на прогулке»
Цель: Укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.Задачи:1. Продолжать ...
Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке».
Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развитияпо темам «Математика на кухне»,«Математика на прогу...
Консультация для родителей: «Что мы видим на прогулке?» Или «Математика на прогулке».
Математическое развитие дошкольников - это сложный процесс, это не только умение считать и решать арифметические задачи, но и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости,...
Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке»,
Этапы руководства предложенными вариантами экспериментально - исследовательской деятельностиВарианты познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью матема...
Прогулка с математикой
Материал будет полезен воспитателям и родителям дошкольников. В статье приведены примеры игр, направленные на развитие математических способностей детей дошкольного возраста во время прогулки....
Консультация для родителей: «Геометрическая прогулка» или математика вокруг нас
Эта игра заключается в отыскании предметов различной геометрической формы, которые встречаются вокруг ребенка. Игра окажется как нельзя кстати, когда вы гуляете где - ни будь и малышу становится ...