Прогулка с математикой
консультация (подготовительная группа) на тему

 Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progulka_s_matematikoy_polozova_-_kopiya_2.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Прогулка с математикой

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Практика показывает, что при условии правильно организованного педагогического процесса, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше  они начинали учиться  в школе.

          Освоение детьми дошкольного возраста математического содержания является приоритетным в системе образования в силу его особой значимости в познавательном развитии ребенка, приобщения его к активной, целенаправленной, результативной деятельности.

          Накопленный  чувственный и интеллектуальный опыт ребенка необходимо направить в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания в процессе обучения и познавательного общения. Все это служит фундаментом для дальнейшего математического образования детей.

           Становление логико-математического опыта ребенка успешно осуществляется в трех основных сферах его деятельности:

1) В повседневных видах  детской деятельности.

2) В играх, состязаниях, вечерах развлечений, досугах детей.

3) В познавательно-игровой деятельности ребенка: где систематизируются, уточняются представления, умения ребенка; расширяются области применения и преобразования полученных знаний.

         В детском учреждении большая часть времени в режиме дня отведена для пребывания детей на свежем воздухе. Заниматься математикой  можно даже во время прогулки.

        Самое простое, что можно придумать,-это считать определенные встречные предметы. Например, легковые или грузовые машины, всех встречных девочек или всех встречных мальчиков, мужчин и женщин, кошек и собак и т.п. Во время таких наблюдений необходимо чаще проговаривать следующее: «Посмотри: здесь стоят 2 красные и 2 синие машины. Всего - четыре. В песочнице играют 2 мальчика и 3 девочки. Всего - пять детей» Так постепенно и ненавязчиво осваивается состав числа.

                    Можно пересчитать этажи домов, а заодно и сравнить, что выше: пятиэтажный или девятиэтажный дом. Продолжая наблюдения, отметьте: сколько подъездов в доме, сколько окошек на каждом этаже, поровну ли окошек на 1 и 2, 2 и 3  этажах. Так дети учатся сравнивать и соотносить предметы по множеству.

Можно предложить отыскать «все, чего по два». Это непросто, но интересно. Скорее всего ребенок не сможет выполнить задание самостоятельно, и вам необходимо будет оказать помощь. Но постепенно и ребенок поймет смысл игры, будет сам искать

«парочки»: у людей по две ноги, две ракетки для игры в теннис, два одинаковых куста цветов на клумбе. В следующий раз усложняем игру: ищем предметы, которых по 3 (по 4,5,6).

          Если, ребенок уже знает цифры, то  внимательно разглядывая номера встреченных по пути машин, нужно отыскать сначала цифру 1, потом 2, 3 и т.д. Для ребятишек постарше, умеющих или учащихся считать, хорошим тренажером станет игра «Сколько ног?». Можно считать ноги у всех встречных людей, животных и птиц: мама с дочкой -2+2=4,  кошка -4+4=8,  голубь – 8+2=10. Интересно, сколько же ног вам встретится за время прогулки? А свои посчитать не забыли?

          Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями «толстый – тонкий». Предложите ребенку обхватить ствол дерева: если легко обхватить руками - тонкий; а если обхватить не получается, значит дерево толстое.  

Везде, где это возможно, сравнивайте объекты:

-  по высоте (деревья, дома, кусты, телеграфные столбы, цветы и т.д.);

- по ширине (дорога и тротуар, след от машины и от велосипеда, калитка и ворота, река и ручеек и т.д.)

- по длине (скамейка длинная и короткая, бревно длинное и короткое и т.д.) Постепенно, через игру, дошкольник усвоить эти понятия.

        Прогулки предоставляют широкое поле для экспериментирования:

- с условными мерками: летом определяем, сколько воды необходимо для заполнения мини бассейна, и почему маленьких ведерок получается больше, чем больших.

- с весовыми понятиями: почему сухой песок легче, чем влажный (оказывается во влажный песок входит еще и вес воды, а вода тоже имеет вес), аналогичное объяснение для снега.

           А сколько всевозможных игр  детям дарит прогулка. Во время проведения подвижных игр дети при помощи считалок упражняются в прямом и обратном счете:

«1, 2, 3,4- На весах 4 гири,

А с другой стороны

На весах лежат блины.

Блин - тебе, блин - ему.

Всем блинов-по одному,

Ешь быстрее - не гляди,

Есть не хочешь - выходи!»

 «1, 2, 3, 4, 5- я иду всех искать,

Кто не спрятался – я не виноват»,  

 

«1, 2, 3, 4, 5,

Нам друзей не сосчитать,

А без друга в жизни туго,

Выходи скорей из круга»

«10, 9, 8, 7 – нужно прятаться здесь всем,

6,5,4, 3 –вокруг дружочек посмотри,

2, 1-беги быстрей, всех разыскивай скорей»

Подвижные игры также помогают в решении различных проблем:

- ориентировка в пространстве («Прятки», «1, 2, 3 – куда скажу, беги», «Найди и промолчи»  и т.п.)

- ориентировка во времени («День-ночь», «Кто больше камешков (желудей, листиков) соберет за 1 минуту» и т.п.)

    Во время пребывания на свежем воздухе дошкольник не только укрепит свое здоровье, но и сможет использовать приобретенные знания в новых для него условиях, направив усилия на дальнейшее совершенствование методов практического применения.  

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам: «Математика на кухне», «Математика на прогулке»

Экспериментально-исследовательская деятельность - один из видов проблемно-игровых технологий. Она направлена на самостоятельный поиск и проиобретение детьми новой информации....

Конспект прогулки во второй младшей группе «Математика на прогулке»

Цель: Укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.Задачи:1. Продолжать ...

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке».

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развитияпо темам «Математика на кухне»,«Математика на прогу...

Консультация для родителей: «Что мы видим на прогулке?» Или «Математика на прогулке».

Математическое развитие дошкольников - это сложный процесс, это не только умение считать и решать арифметические задачи, но и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости,...

Варианты экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью математического развития по темам «Математика на кухне», «Математика на прогулке»,

Этапы руководства предложенными вариантами экспериментально - исследовательской деятельностиВарианты познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста с целью матема...

Прогулка с математикой

Материал будет полезен воспитателям и родителям дошкольников. В статье приведены примеры игр, направленные на развитие математических способностей детей дошкольного возраста во время прогулки....

Консультация для родителей: «Геометрическая прогулка» или математика вокруг нас

Эта игра заключается в отыскании предметов различной геометрической формы, которые встречаются вокруг ребенка. Игра окажется как нельзя кстати, когда вы гуляете где - ни будь и малышу становится ...