Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Образовательная область"Познание"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Седельникова Людмила Николаевна

Конспект открытого  занятия  в подготовительной группе. Образовательная область "Познание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска

Детский сад №62 «Журавушка»

Конспект открытого  занятия  в подготовительной группе 3/1

Образовательная область «познание»

                                                         Воспитатель: Седельникова Л.Н.

Нижневартовск, 2015

Цель: обобщение и систематизация знаний дошкольников об особенностях внешнего вида и жизненных проявлений насекомых.

Задачи:

Обучающие: Расширение и уточнение знаний о насекомых, их разнообразии и характерных признаках.

Развивающие: Активизировать зрительную и слуховую память, развивать связную речь, развивать словесно-логическое мышление, развивать общую моторику и координацию.

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: Мультимедийный проектор, проекционный экран, предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), цветок,  мягкая игрушка-гусеница, стол покрытый зелёной тканью, на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые (пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха).

Ход занятия:

В: Ребята, посмотрите какая чудесная  поляна. Подойдём поближе и рассмотрим эту поляну. Посмотрите как красиво и сколько вокруг цветов. Ой, ребята, смотрите, я нашла среди цветов конверт! Интересно от кого этот конверт? Давайте посмотрим?

Д: Давайте, посмотрим!

(В конверте лежат 5 конвертиков с разрезными картинками насекомых – игра собери целое). Дети собирают.

В: И что же у нас получилось, от кого этот конверт?

Д: От  насекомых!!!

В: Интересно, но что же случилось с ними? (обращаю внимание на послание – стихотворение). Посмотрите, в конверте лежит ещё и письмо (читаю стихотворение).

Однажды над насекомыми, пронёся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех с собой забрал и в паутину заковал

Чтоб бабочки порхали,

Трудился муравей.

И пчёлы чтоб жужжали, ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знания и доброту возьми,

И этим шестиногим малышкам помоги!

В: Сейчас всё понятно, что случилось! Ну что, поможем насекомым выбраться?

Д: Дааааа!!!

В: Тогда, давайте узнаем, кого же заколдовал паук. Внимательно слушайте, называете правильный ответ!

  1. У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела, и большие, большие глаза. Называют её. .(стрекоза)

-  Лиза, найди картинку и повесь её на доску. А как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку? Сейчас

2) Сок цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд, людям всем она мила, а зовут её… (пчела).

- Антон найди пчелу и повесь её на доску.  Какие здесь слова помогли вам отгадать загадку?

3) Он работник настоящий, очень, очень работящий, под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (муравей).

- Аня покажи нам картинку и скажи нам какие слова тебе помогли догадаться, что это муравей?

4) Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок. И любит пить цветочный сок…. (Бабочка).

- Правильно, Дима повесь бабочку на доску и скажи, почему это бабочка, как ты догадался?

5) Всех жучков она милей, спинка алая на ней. а на ней кружочки, чёрненькие точки. (Божья коровка). Молодцы ребята! Карина, найди картинку божьи коровки и повесь на доску. Как вы догадались, что это Божья коровка? Молодцы!!!

В: Вот значит кого заколдовал паук! (дети называют насекомых). Посмотрите, Вот появилась Божья коровка! Мы спасли  её от  злого паука! Но нам нужно и остальных спасти! Для этого нужно выполнить 2 задание!

 В: Ребята, посмотрите на доску и скажите одним словом кто  изображен на картинках?

Д: Насекомые!

В: Верно! Какой основной признак у всех насекомых? Давайте рассмотрим с вами насекомых поближе и сравним! Подходите ко мне! (Дети сравнивают двух насекомых между собой и называют отличительные признаки) - у всех насекомых по 6 лап и туловище состоит из 3 частей: голова, грудь и брюшко.

В: Правильно, молодцы! Ребята, а кто мне скажет, паук это  насекомое? (достаю и показываю паука).

Д: Даааа!

В: А давайте рассмотрим повнимательнее и сравним (дети сравнивают и называют отличительные признаки) – у паука 8 лап и туловище состоит из двух частей головы и брюшка.  Ребята, вы всё верно сравнили, но паук не относится к насекомым, он относится к паукообразным, потому что у всей пауков по 8 лап и туловище состоит из 2 частей, а у насекомых по 6 лап 3с одной стороны и три с другой стороны и туловище состоит из трёх частей – голова, грудь и брюшко. Это и есть отличительная черта насекомого от паука. И все пауки, которые живут на земле относятся к паукообразным!

- Ой, посмотрите, и пчела освободилась из лап паука!!! Давайте выполним следующее задание, чтобы спасти ещё одного насекомого! (3 задание).

 

В: А вы знали, что насекомых можно разделить на полезных и вредных. Полезные насекомые это те, которые приносят пользу для человека, а вредные, это те, которые вредят  в саду или огороде,  их называют вредители.  Посмотрите на доску и подумайте, каких из этих насекомых можно отнести к полезным и вредным? Сейчас по очереди подходим  к доске и расселите насекомых по домикам,  полезных в зелёный и вредных в синий (2 обруча красного, зелёного и синего цвета) – дети расселяют их по домикам).

- Ребята назовите насекомых, которые относятся к полезным насекомым (стрекоза, пчела, божья коровка). А какую пользу приносят пчёлы, стрекозы, божьи коровки? (Пчёлы опыляют цветы, дают нам мёд и воск. Стрекоза очень быстро летает, на лету вылавливая множество мелких насекомых, особенно комаров, мошек, молей и других вредителей, чем приносят большую пользу человеку. Там, где поселились божьи коровки, тля бывает полностью уничтожена. Они едят тлю ).  

- Назовите вредных насекомых (муха – разносит микробы, тля – ест листья растений, колорадский жук поедает картошку, комар).    Молодцы, вы отлично справились с заданием и на поляне появилось первое спасённое нами насекомое стрекоза! Давайте не будем медлить и поспешим выручить остальных насекомых! (4 задание на сладе)

В:  А вот и 4ое задание от паука. (Игра 4 лишний – составление предложений с союзом потому что).  Внимательно посмотрите на экран и скажите, какая картинка лишняя и почему вы так думаете?

-  (стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка) – лишний кузнечик, потому что он прыгает, а остальные летают.

- (пчела, муравей, стрекоза, комар) – лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые  летают.

- (муравей, кузнечик, бабочка, гусеница) – лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные не летают.

В: Молодцы ребята! Вот мы с вами спасли муравья (появляется муравей).

- Ребята, чтобы выполнить следующие  здания нам с вами нужны силы, давайте немного отдохнём, подойдите ко мне.

Физкультминутка.

Представьте, что мы все кузнечики.

Поднимайте плечики,

(дети поднимают плечи)

Прыгайте, кузнечики.

(дети прыгают)

Прыг-скок, прыг-скок.

(дети прыгают)

Сели, травушку покушали,

(дети остановились, сели) .

Тишину послушали.

(дети сидят, слушают тишину)

Тише, тише, высоко,

Прыгай на носках легко.

(дети прыгают)

В: Ребята,  слышите, кажется, что кто - то крадётся к нашей поляне? (Появляется гусеница, ворчит очень недовольно).

Гусеница: Всё про пчелу, да про муравья, а про меня забыли, а ведь я одна умею творить волшебство. Я могу превратиться в бабочку.

В: Нет, гусеница мы не забыли и мы тебе поможем тебе превратится в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице! (Беседа).

В: Что сначала откладывает бабочка?

Д: Бабочка откладывает яйца!

В: Кто появляется из яйца?

Д: Из яйца появляется гусеница!

В: А что делает гусеница после появления на свет?

Д: Она питается листьями и растёт.

В: В кого она превращается?

Д: Гусеница превращается в куколку.

В: Ик то выходит из куколки?

Д: Из куколки появляется бабочка, у неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать!

В: Молодцы ребята!!!! А сейчас я предлагаю вам рассказать как гусеница превращается в бабочку по картинкам!

Презентация (как гусеница превращается в бабочку). Каждый ребёнок по картинке составляет предложение.

- Молодцы ребята!!!

В: Ребята, у нас остался ещё один конверт с заданием от паука, давай те посмотрим, что же в нём.

В: Паук хочет узнать, знаете ли вы чем питаются насекомые. На столах лежат  картинки с изображением насекомых, выберите каждый себе насекомое и найдите, чем оно питается!  

- Молодцы ребята!!!! (каждый отвечает)

Д: (Стрекоза летает и питается маленькими мошками, комарами, она – хищница. Кузнечик прыгает, стрекочет, питается соком растений, нектаром цветов, насекомыми, он – хищник. Божья коровка летает, ползает, питается тлёй, клещами, личинками жуков. Комар летает, питается комар-самец нектаром цветов и соком растений, самка комара прокалывает кожу человека или  животного и питается кровью. Муха летает, ползает и питается всем тем что ест человек).

В: Молодцы ребята!!! Посмотрите, все насекомые появились на нашей поляне!!! Какие вы молодцы, что помогли насекомым. Они вас всех благодарят!

В: Посмотрите, какая красивая стала поляна! Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живём, всегда остаётся голубым и зелёным!!! Но чтобы наши маленькие друзья радовали нас, мы должны бережно относится ко всему живому. Давайте скажем, как мы можем защитить  насекомых:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (образовательная область «Познание», «Безопасность», «Коммуникация») «Все работы хороши».

«Все работы хороши» ( игра – викторина) позволяет в занимательной игровой форме закрепить у детей представления о разных профессиях....

конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы образовательная область «Познание» на тему: «Зимующие птицы» воспитатель Матвеева Светлана Анатольевна

Программное содержание:Образовательная область  «Познание»-расширение и систематизация представлений о зимующих птицах;-развивать умения различать по внешнему виду и называть их;-закреплять умени...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область «Познание» Тема: «Путешествие в подводное царство»

Уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде, познакомить с «этажами» подводного царства. Формировать умение делать простейшие выводы и умозакл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область: «Познание», «Коммуникация». Тема: «Я сегодня видел сам: слон летал по небесам»

Задачи:Образовательные:- развивать дикцию и артикуляционный аппарат детей, чувство ритма.- передавать содержание текста через выразительные движения- обогащать словарь образными словами и выражениями-...

Конспект НОД подготовительная группа образовательная область «Познание» « Земля – наш общий дом»

расширять представление о том,что Земля- общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область «Познание». Тема: «Овощи- культурные растения».

Программное содержание:1.Закрепить у детей представления об овощах, подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают, к осознанию ценности овощей для людей (пища, красо...