Игры по развитию речи
консультация (старшая группа) на тему

Кузора Любовь Анатольевна

Игры по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_rechi.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Игры по развитию речи  (по дороге в детский сад)

 Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была грамотной, а словарный запас увеличивался с каждым днём, - чаще играйте с ними! Предлагаю Вам очень простые речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки.

Игра «Доскажи словечко»

Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:

- Солнце утром восходит, а вечером (заходит)

- Воробей чирикает, а ворона (каркает)

- У зайчихи зайчонок, а у лисицы (лисёнок)

- Воробей летает, а кошка… (бегает, прыгает) т. п. ;

- Медведь осенью засыпает, а весной…

- Пешеходы на зелёный свет идут, а на красный (стоят)

- Мокрое бельё развешивают, а сухое… т. п.

Игра «Угощаю»

«Давай с тобой вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «сладкие», «горькие» слова.

Игра «Самый внимательный»

«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно расскажем, какие они. Вот забор – он красный. А ещё я заметила собаку, – она серая и маленькая. А ты что заметил? » Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

Игра «Волшебные очки».

«Представь, что у нас с тобой есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зелёным и т. п.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: голубые сапоги, голубой мяч, голубой дом, голубой забор и т. п. »

Игра «Поварята»

Сегодня на кухне мы будем готовить яблочный сок. Из чего мы будем его делать? (из яблок). А сливовый сок из чего будем делать? (из слив). А грушевый (вишнёвый) и т. п. т. п. Справились? А теперь, наоборот: как будет называться сок из моркови (лимона, апельсина и т. п.?

Игра «Отгадай, кто это? »

Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они относятся:

- Крадётся, царапается, мяукает?

- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)

- Бодается, мычит, пасётся?

- Шипит, извивается, ползает?

Если Ваш ребёнок легко справился, попробуйте поиграть наоборот. Пусть теперь он говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.

Игра «Исправь мою ошибку»

Взрослый говорит предложение, а ребёнок исправляет его и говорит правильно. Например, «Кустик спрятался за ёжика», «Лужа перепрыгнула через меня», «Конура залезла в собаку», «Стул залез под щенок».

Игра «Отгадай предмет по его частям".

- Корень, стебель, листья, лепестки.

- Носик, крышка, ручка, донышко.

- Четыре ножки, спинка, сиденье.

«Подбор прилагательных»

 Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.

«Цепочка слов»

 Дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».                        Кошка,  бывает какая?                                                                                                 Пушистая, ласковая, разноцветная,…                                                                    Что еще бывает разноцветным?                                                                               Радуга, платье, телевизор… .                                                                                    Каким еще может быть платье?                                                                            Шелковым, новым, прямым,…                                                                            Что еще может быть прямым?                                                                            Линия, дорога, взгляд… и т. д.

«Подбор объектов к действию»

Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль;

 «греет?» — солнце, печь, грелка;

 «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.

Игра «Добавь слово»

Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.                              

  Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.                                                                   Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …»

Игра «Доскажи словечко».

     1.Машина в гараж … (въезжает).                                                                              Мальчик из школы … (выходит).                                                                

Шофёр к машине … (подходит).                                                                

      Девочка с горы … (съезжает).                                                                

     Старушка через улицу … (переходит).                                                  

     Девочка через лужу … (перепрыгивает).                                        

     Птичка из клетки … (вылетает). И т. д.

2. Дополни предложения

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

- Зайчик летом, а зимой...

- Грибы растут..., а огурчики - на...

- Рыба живет в..., а медведь - в...

- Сахар сладкий, а лимон...

- Днем светло, а ночью...

3. Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу...

Я умею...

Я помогу...

Я принесу...

Я спою...

4.Веселая семейка

Правильно назвать животных и их детенышей.

- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.

- Петух, курица, цыплята.

- Кот, кошка, котята.

- Гусь, гусыня, гусята.

- Медведь, медведица, медвежата.

5. Большой - малый

Подобрать ласкательное слово.

- Мама - мамочка,

- ваза - вазочка,

- кот - котик,

- солнце - солнышко,

- река - речушка,

- береза - березка,

- листок - листочек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....

Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»

Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.

Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ

   В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"

В статье  раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...

Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.

В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....