Игры по развитию речи
консультация (старшая группа) на тему
Игры по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_rechi.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Игры по развитию речи (по дороге в детский сад)
Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словаря, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.
Если Вы хотите, чтобы речь ребёнка была грамотной, а словарный запас увеличивался с каждым днём, - чаще играйте с ними! Предлагаю Вам очень простые речевые игры, не требующие никакой отдельной подготовки.
Игра «Доскажи словечко»
Взрослый начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например:
- Солнце утром восходит, а вечером (заходит)
- Воробей чирикает, а ворона (каркает)
- У зайчихи зайчонок, а у лисицы (лисёнок)
- Воробей летает, а кошка… (бегает, прыгает) т. п. ;
- Медведь осенью засыпает, а весной…
- Пешеходы на зелёный свет идут, а на красный (стоят)
- Мокрое бельё развешивают, а сухое… т. п.
Игра «Угощаю»
«Давай с тобой вспомним самые вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «сладкие», «горькие» слова.
Игра «Самый внимательный»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно расскажем, какие они. Вот забор – он красный. А ещё я заметила собаку, – она серая и маленькая. А ты что заметил? » Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
Игра «Волшебные очки».
«Представь, что у нас с тобой есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится синим (красным, зелёным и т. п.) . Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: голубые сапоги, голубой мяч, голубой дом, голубой забор и т. п. »
Игра «Поварята»
Сегодня на кухне мы будем готовить яблочный сок. Из чего мы будем его делать? (из яблок). А сливовый сок из чего будем делать? (из слив). А грушевый (вишнёвый) и т. п. т. п. Справились? А теперь, наоборот: как будет называться сок из моркови (лимона, апельсина и т. п.?
Игра «Отгадай, кто это? »
Взрослый произносит слова, а ребёнок отгадывает, к какому животному они относятся:
- Крадётся, царапается, мяукает?
- Прыгает, грызёт, прячется? (заяц)
- Бодается, мычит, пасётся?
- Шипит, извивается, ползает?
Если Ваш ребёнок легко справился, попробуйте поиграть наоборот. Пусть теперь он говорит, что умеет делать животное, а вы попробуйте отгадать, кто это.
Игра «Исправь мою ошибку»
Взрослый говорит предложение, а ребёнок исправляет его и говорит правильно. Например, «Кустик спрятался за ёжика», «Лужа перепрыгнула через меня», «Конура залезла в собаку», «Стул залез под щенок».
Игра «Отгадай предмет по его частям".
- Корень, стебель, листья, лепестки.
- Носик, крышка, ручка, донышко.
- Четыре ножки, спинка, сиденье.
«Подбор прилагательных»
Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
«Цепочка слов»
Дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка». Кошка, бывает какая? Пушистая, ласковая, разноцветная,… Что еще бывает разноцветным? Радуга, платье, телевизор… . Каким еще может быть платье? Шелковым, новым, прямым,… Что еще может быть прямым? Линия, дорога, взгляд… и т. д.
«Подбор объектов к действию»
Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль;
«греет?» — солнце, печь, грелка;
«летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
Игра «Добавь слово»
Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее. Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …»
Игра «Доскажи словечко».
1.Машина в гараж … (въезжает). Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает). И т. д.
2. Дополни предложения
- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..
- Зайчик летом, а зимой...
- Грибы растут..., а огурчики - на...
- Рыба живет в..., а медведь - в...
- Сахар сладкий, а лимон...
- Днем светло, а ночью...
3. Закончи предложение
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу...
Я умею...
Я помогу...
Я принесу...
Я спою...
4.Веселая семейка
Правильно назвать животных и их детенышей.
- Мама - лиса, папа - лис, малыши - лисята.
- Петух, курица, цыплята.
- Кот, кошка, котята.
- Гусь, гусыня, гусята.
- Медведь, медведица, медвежата.
5. Большой - малый
Подобрать ласкательное слово.
- Мама - мамочка,
- ваза - вазочка,
- кот - котик,
- солнце - солнышко,
- река - речушка,
- береза - березка,
- листок - листочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!».
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»....
Словесные игры по развитию речи дошкольников «Играем - речь развиваем!»
Консультация для родителейСловесные игры по развитию речи дошкольников«Играем - речь развиваем!»...
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ .Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет.
Мастер – класс «Дидактические игры по развитию речи детей». Развиваем речь, играя для детей от 6 до 7 лет....
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ В ИГРЕ
В младшем дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения речи выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и возде...
Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...
Статья "Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:приемы,методы развития речи в игре"
В статье раскрываются методы и приемы,которые можно использовать в работе по развитию речи детей с помощью игры...
Роль игры в развитии речи детей старшего дошкольного возраста: приёмы и методы развития речи в игре.
В статье приведены примеры игр, которые можно эффективно использовать при планировании ООД по развитию речи в старшем дошкольном возрасте....