"Ваш ребёнок готовится стать школьником".
консультация на тему

Жилюк Лариса Николаевна

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи,вниманию, памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ваш ребенок готовится стать школьником».

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукослоговому анализу и синтезу слов.

4. Умение пользоваться разными способами словоизменения и словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением; образовывать прилагательные от существительных и т.д.).

5. Сформированность связной выразительной речи (умение пользоваться развернутой фразовой речью, составлять рассказы по серии картин; небольшие сказки).

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять предложения из трех-четырех слов; делить простые предложения на слова;

-делить слова на слоги (части);

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в работе.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ваш ребенок готовится стать школьником

Ваш ребенок готовится стать школьникомДля воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не и...

Консультация "Ваш ребенок готовится стать школьником?"

  Консультация предназначена родителям подготовительной к школе группы. В ней изложены основные критерии речевой готовности к школьному обучению и советы учителя-логопеда по созданию благо...

Дошкольник готовится стать школьником (сообщение+презентация).

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе....

Доклад на родительское собрание. "Ваш ребенок готовится стать школьником".

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь ...

родительское собрание на тему: "Дошкольник готовится стать школьником".

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, эт...

Доклад на родительское собрание «Дошкольник готовится стать школьником»

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, обучаясь в 1-ом и даже во 2-ом, 3-ем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, пост...

Ваш ребёнок готовится стать школьником

В консультации даны памятки о том, как узнать готов ли ребёнок к школе ...