Дошкольник готовится стать школьником (сообщение+презентация).
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Соловьева Мария Павловна

Выступление на родительском собрании в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление педагога-психолога на итоговом родительском собрании в подготовительной группе по теме «Дошкольник готовиться стать школьником»

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня у нас с вами последнее родительское собрание. Ваши дети покидают стены детского сада и становятся школьниками. Тема моего выступления сегодня «Дошкольник готовиться стать школьником». Мы с вами поговорим о том, что такое школьная готовность и как нам с вами помочь нашим детям адаптироваться, привыкнуть к новой роли школьника.

Итак, готовность к школьному обучению – это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становиться способным принимать участие в школьном обучении. Сейчас традиционно отмечают четыре компонента готовности к школьному обучению: физическая готовность, интеллектуальная готовность, эмоционально-волевая готовность, социально-психологическая готовность. Разберем отдельно каждый компонент.

Физическая готовность определяется, прежде всего, общим состоянием здоровья ребенка, показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7 лет. Также учитываются состояния зрения, слуха, мелкомоторных навыков, состояние нервной системы.

В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития основных психических процессов (внимание, память, мышление, речь, воображение).

К 6-7 годам:

  • Развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. В 6-летнем возрасте дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другого.
  • Достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания.
  • Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного.
  • Речь ребенка характеризуется употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной.

Под социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции; соблюдение ребенком элементарных общепринятых норм и правил поведения, владение эффективными средствами общения и способами взаимодействия с окружающими. Особое место здесь отводиться наличию у ребенка учебной мотивации. Выделяют внешние и внутренние мотивы, привлекающие детей к школе. К внешним относятся атрибутика школьной жизни (красивая форма, школьные принадлежности, и т.д.), к внутренним мотивам относится стремление к учебной (познавательной) деятельности.

Эмоционально-волевая готовность подразумевает формирование произвольности психических процессов, т.е.

  • Умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
  • Умение ориентироваться на заданную систему требований;
  • Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
  • Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Анализируя все выше сказанное, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе – это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Сейчас мы с вами посмотрим, насколько ваши дети готовы к школьному обучению. В начале и в конце учебного года мы проводим тестирование детей подготовительной группы по интеллектуальной готовности к школьному обучению и по наличию у них школьной мотивации. Если говорить об интеллектуальной готовности, то на начало учебного года 13 детей обладали высоким уровнем готовности, 6 – средним и 5 – низким. В конце учебного года детей с низким уровнем готовности к школе нет, 5 детей обладают средним уровнем готовности, и 19 человек – высоким уровнем. Что касается наличия учебной мотивации, то в начале учебного года познавательным мотивом обладали 12 детей. Это те дети, которые уже осознавали себя будущими первоклассниками. Другие 12 детей обладали еще пока игровым мотивом, еще не стремясь к новой роли ученика. В конце же учебного года уже 21 ребенок из 24 детей обладают познавательном мотивом.

Сейчас я раздам Вам карты психолого-педагогической готовности вашего ребенка к школьному обучению, в которых отображены все особенности его готовности к школе. Эти документы необходимы вам при подаче документов в школе и при прохождении медицинского осмотра перед школой. Если у вас будут какие-то вопросы по этим картам, то вы индивидуально можете потом ко мне подойти.

Итак, первый класс школы – один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Понятие адаптации включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую и социальную, или личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны.

Физиологическая адаптация – физиологические изменения.

Психологическая адаптация. Изменения в поведении ребенка отражают особенности психологической адаптации к школе.

Социальная адаптация связана с желанием и умением ребенка принять новую роль.

Признаки успешной адаптации:

Во-первых, это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Второй признак - насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?

Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!") , иначе бороться с апатией вы будете очень долго.

Следующий признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

Но самым важным, на наш взгляд, признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Таким образом, можно сказать, что основным показателем благоприятной психологической адаптации ребенка являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности. Совместные усилия учителей, педагогов, родителей, врачей, психологов способны снизить риск возникновения у ребенка школьной дезадаптации и трудностей обучения.

Чем же вы можете помочь своим детям во время адаптации к школе???

Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников.

  • Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  • У ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить. Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную;
  • Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не торопите.
  • Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака; Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние;
  • Никогда не высказывайте в присутствии ребенка своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения, обязательно, передадутся ребенку, послужат  причиной  формирования  «школьной тревожности» — устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со  школой и учением.
  • Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени. Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам;
  • После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил.
  • Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным; Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы;
  • Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

Ребенку необходимы также продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.

  • Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры.
  • Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обратиться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. Если у первоклассника есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
  • Также стоит обсудите с самим ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  • Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей.
  • Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
  • Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.
  • Вероятно, главной рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дошкольник готовиться стать школьником Подготовила педагог-психолог МБДОУ Воротынский детский сад №4 «Солнышко» Соловьёва Мария Павловна

Слайд 2

Готовность к школьному обучению – достижение такой степени в развитии, когда ребенок становиться способным принимать участие в школьном обучении.

Слайд 3

Компоненты готовности к школьному обучению Готовность к школьному обучению Физическая готовность Интеллектуальная готовность Социально- психологическая готовность Эмоционально- волевая готовность

Слайд 4

Физическая готовность Физическая готовность определяется общим состоянием здоровья ребенка, показателями веса, роста, мышечного тонуса и др., которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7 лет. Также учитываются состояние зрения, слуха, мелкомоторных навыков, состояние нервной системы.

Слайд 5

Интеллектуальная готовность В содержание интеллектуальной готовности включается не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития основных психически-познавательных процессов (внимание, память, мышление, речь, воображение).

Слайд 6

К 6-7 годам: Развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени; Достаточно развита произвольная память; Развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного; Речь ребенка характеризуется употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов; становится связной, логичной.

Слайд 7

Социально-психологическая готовность Под социально-личностной готовностью понимают сформированность новой социальной позиции ученика, соблюдение ребенком элементарных общепринятых норм и правил поведения, владение эффективными средствами общения и способами взаимодействия с окружающими. Особое место здесь отводиться наличию у ребенка учебной мотивации, т.е. стремление к учебной (познавательной) деятельности.

Слайд 8

Эмоционально-волевая готовность Эмоционально-волевая готовность подразумевает формирование произвольности психических процессов, т.е.: Умение ребенка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; Умение ориентироваться на заданную систему требований; Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме; Умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Слайд 9

Готовность к школьному обучению – это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы.

Слайд 10

Готовность детей подготовительной группы МБДОУ Воротынский детский сад №4 «Солнышко» к школьному обучению

Слайд 11

Наличие учебной мотивации у детей подготовительной группы МБДОУ Воротынский детский сад №4 «Солнышко»

Слайд 12

Адаптация к школе – процесс привыкания к новым школьным условиям. Процесс адаптации проходит по трем направлениям: физиологическое, психологическое и социальное.

Слайд 13

Признаки успешной адаптации Удовлетворенность ребенка процессом обучения; Степень освоения ребенком образовательной программы; Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взросло только ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание на тему: "Дошкольник готовится стать школьником".

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, эт...

Доклад на родительское собрание «Дошкольник готовится стать школьником»

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, обучаясь в 1-ом и даже во 2-ом, 3-ем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, пост...

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником»

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником». Рекомендовано для родителей подготовительной группы. Презентация для родителей с целью актуализации  знаний родителей п...

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником"

Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок в жизни вашего ребёнка. Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться там на 11 ле...

Круглый стол для родителей "Дошкольник готовится стать школьником"

Материал для родителей, которые тревожатся за адаптацию ребенка к школе. Различные игры и упражнения показывают родителям, что все дети индивидуальны им так нужна просто поддержка от взрослых....

Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему: «Дошкольник готовится стать школьником»

Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему: «Дошкольник готовится стать школьником» Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической г...

"Дошкольник готовится стать школьником" Круглый стол для родителей, подготовительной группы.

Цель: Круглого стола: Обсудить проблему готовности детей подготовительной группы ДО/№2 группы №8 к обучению в школе. Задачи: Создать творческое пространство для сотрудничества родителей и педагог...