Консультация для родителей "Родителям об оценке детского поступка: значимость и риск."
консультация на тему
Всем известно, какое сильное психоэмоциональное воздействие оказывает на ребенка оценка значимого взрослого. Далеко не все родители осознают, какие сильные эмоции и чувства испытывают дети в ситуациях родительского оценивания. Порой, не замечая, близкие родные дают резкую обвиняемую оценку действиям маленького ребенка. Тогда эти оценки не обеспечивают его психологическую безопасность, эмоциональное благополучие, и как действие нарушается психологический климат в детско-родительских отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_ob_otsenke_detskogo_postupka.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Родителям об оценке детского поступка: значимость и риск.
Всем известно, какое сильное психоэмоциональное воздействие оказывает на ребенка оценка значимого взрослого. Далеко не все родители осознают, какие сильные эмоции и чувства испытывают дети в ситуациях родительского оценивания. Порой, не замечая, близкие родные дают резкую обвиняемую оценку действиям маленького ребенка. Тогда эти оценки не обеспечивают его психологическую безопасность, эмоциональное благополучие, и как действие нарушается психологический климат в детско-родительских отношениях.
Процесс оценивания в ходе взаимодействия родителей со своими детьми чаще всего осуществляется взрослыми интуитивно, шаблонно, в соответствии с некоторыми условными нормами. В оценке ребенок видит и слышит отношение к себе через эмоциональные реакции родителей, стиль обращения, проявление интереса к его достижениям или к чему-то другому (например, как выглядит или как поел). Эти суждения родителей — своеобразная, эмпирически вырабатываемая «теория отношений» родителя к своему ребенку, на основе которой близкие очень часто ставят прогнозы развития, в большинстве случаев влияющие на дальнейшую судьбу своего ребенка.
Как показывает практический опыт, оценка родителей имеет для ребенка особую важность. Взрослый для малыша — образец того, как нужно делать, и одновременно — источник оценки его действий. Ребенок дошкольного возраста находится в большой эмоциональной зависимости от родителей. Так, потребность в положительных эмоциях значимого взрослого, желание ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие во многом определяет его поведение. Ребенку важно, чтобы взрослый не просто заметил, но и дал положительную оценку, похвалил его действия.
Поддержка и одобрение родителями любых, даже самых незначительных успехов позволяет удовлетворить базовые потребности в любви, эмоциональной поддержке, уважении, признании и психологической безопасности. А если взрослый постоянно делает замечания, критично оценивает, подчеркивает неумение или неспособность ребенка в чем-либо, у него пропадает интерес к этому делу и он стремится избежать его (в крайнем случае, формируется чувство неполноценности).
Под влияние оценок взрослого ребенок все чаще начинает обращать внимание на процесс и результат своих действий, стремится достичь желаемых социально- и личностно-значимых результатов. Оценка родителей становится регулятором действий ребенка. Под ее воздействием развивается умение действовать сознательно, формируются волевые процессы, характер. Старшего дошкольника волнует оценка не только конкретных умений, но и себя как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценки родителей совпадали с его собственными. Ему важно понять сущность требований, оценок взрослых для того, чтобы увидеть себя как бы со стороны, сознательно следовать предъявляемым нормам, т.е. управлять своим поведением, по-разному строить свои отношения с окружающими. Старшие дошкольники все чаще обращаются к родителям за оценкой результатов своей деятельности и личных достижений.
У дошкольников 5-7 лет проявляется обостренная чувствительность к мнению взрослого и неуважительного к себе отношения; любое замечание может вызывать обиду. Поэтому в процессе родительского оценивания главной точкой отсчета должны стать собственные достижения ребенка (сравнение его с тем, каким он был еще совсем недавно; достижения сегодня по отношению к его результатам вечера). Нельзя резко подчеркивать, что ребенок еще чего-то не умеет, чтобы не сформировать у него тревожности страха, эмоциональной депривации, не отбивать у него интереса к значимому для него занятию; важно внушить уверенность в своих силах и почувствовать свою значимость. Прежде всего родные должны сохранять и оберегать общее положительное отношение ребенка к самому себе.
Охарактеризуем некоторые оценочные суждения родителей, формулирующихся в процессе общения. Одни оценочные суждения констатируют: «Хорошо сделал, молодец», «Нарисовал не совсем удачно»; другие мотивируют: «Правильно сделал, потому что внимательно слушал меня», «Выполнил неаккуратно: размазал краски»; третьи стимулируют: «В следующий раз постараешься и у тебя обязательно получится» и т.д. Одни оценки родителей обеспечивают положительные ощущения ребенку, психологическую безопасность; другие способствуют выполнению действий с опаской и настороженностью.
В практике родителей наблюдаются следующие виды оценок: деструктивные, ограничивающие, поддерживающие и конструктивные.
Деструктивный (разрушающий) вид оценки: суждения родителей как критические высказывания о своем ребенке, его личностных качествах, поведении, действиях и их результатах. Например, следующие качества: плохой, тупой, бессовестный; баран, упрям до бесконечности; позорище, кошмар и т.д. Данные высказывания родителей сопровождаются с восклицательной раздраженной интонацией и соответствующей ярко выраженной агрессивной мимикой и пантомимикой (хмурятся брови, грозящий указательный палец). Часто деструктивные оценочные высказывания сопровождаются угрозами, предупреждениями, предостережениями, что порождает нервно-эмоциональную напряженность у ребенка («Если еще раз это повторится, я …», «Сколько раз тебе говорила! Не послушалась — пеняй на себя!», «Не съешь, пеняй на себя!»).
Такие оценочные высказывания «больно ранят самолюбие малыша, причиняют ему страдания». Возможно, что оценка родителей осуществляются в соответствии с неоправданно завышенным уровнем их требований, которые еще рано предъявлять ребенку, превосходящих его возможности. Это в свою очередь влияет на возникновение у него боязни действовать самостоятельно, такие оценочные суждения сигнализируют ему об опасности, «угрозе чего-нибудь очень плохого». Даже не начав что-то делать, он уже опасается осуждения своих действий. Это ведет к значительному ограничению самостоятельности как в познании окружающего мира и себя так и в практических действиях, т.е. нежелании ребенка проявлять себя в различных видах деятельности, уходе от деятельности; избегании любых оценок; понижение самооценки. Не уверенность в себе приносит к развитию комплекса неполноценности и, как следствие, появляются чувство эмоциональной покинутости, раздраженность, озлобленность, агрессивность, недоверие к окружающим (чаще всего на всю последующую жизнь).
По заряду деструктивности, заложенной в этих оценках опасности, они оказывают разрушающее воздействие на дошкольника, «искажают» ценностно-целевые ориентиры детско-родительского взаимодействия, ориентированного на личностное развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, потребностями, способностями.
Ограничивающий вид оценки: суждения выносятся посредством соотношения действий и результатов ребенка с некоторым эталоном, правилом поведения, который хорошо известен взрослому и «как бы» должен быть известен и ребенку. В большинстве случаев оценивание осуществляется строго по развитию отдельных качеств (свойств), без учета целостного подхода к процессу развития и формирования личности дошкольника. Примерами конструктивных оценочных суждений служат следующее высказывания: «Отличная работа, но в следующий раз от тебя жду большего»; «Я знаю, это все из-за того, что ты…», «Сегодня у тебя неплохо получилось, но надо…»; «Все ребята в твоем возрасте уже хорошо рисуют, а ты даже карандаш плохо держишь!»; «Если ты будешь еще больше стараться, то у тебя…»; «В этом растрепанном состоянии ты не можешь делать красивые вещи»; «Ты сделала неплохо но могла бы еще лучше»; «Не можешь сам справиться, пригласи кого-нибудь». Данный вид оценки родителей ограничивает действия ребенка условными рамками, экспрессивность детских проявлений, ведет к угасанию инициативности, самостоятельности, что снижает эмоциональный тонус и удовлетворение выполняемыми действиями. Тогда ребенок действует настороженно, старается выделить и удержать в сознании множественные ограничения своих родителей, чтобы получить позитивные оценки родных.
Поддерживающий вид оценки: суждения родителей носят поддерживающий характер поведения и различных видов деятельности ребенка: «Хороший, умный, отзывчивый, добрый, ответственный», «Я очень рада за тебя!» У тебя так замечательно стали получаться эти фигурки«, «Прекрасно!», «Великолепно!», «Мне сегодня понравилось, как ты делала (играла, выполняла, общалась и д.р.)»; «Мне сегодня понравилось с тобой вместе…, Давай в следующий раз…». В большинстве случаев данная оценка сопровождается открытым, поддерживающим поведением взрослого, сопровождается похвалой, одобрением: «ты у нас такой храбрый», «Молодец! Ну, ты просто талант!»
Данное оценивание нацелено на обеспечение эмоционального благополучия малыша, его положительного самоощущения, уверенности в себе, реализацию своих возможностей. Хотя этот вид оценки обеспечивает процессы, необходимые для сохранения комфорта ребенка, однако не всегда определяет перспективу и тактику развития его достижений.
Между тем конструктивный (развивающий) вид оценки осуществляется с учетом интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Мнения родителей предполагают не только позитивную оценку качеств, действий, достижений ребенка, но и возможность дальнейшего приобретения, обогащения субъективного опыта, а на его основе совершенствования и самоизменения. Данный вид оценок расширяет зону ближайшего его развития, «пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития» (Л.С.Выготский). Приметы конструктивных оценочных суждений: «Какой ты молодец! Как хорошо у тебя получилось! У тебя еще недавно это не получалось, а сегодня наконец удалось без моей помощи. Знаешь, почему ты достиг успеха?», «Ты уже так много умеешь делать. Ты молодец. Я уверена, что и этому ты научишься», «Какие замечательные работы. Может, ты сможешь научить этому других ребят?», «Ты быстро нашла решение этой задачки, а другие способы сможешь открыть?», «У теня великолепная работа. Думаю, ты захочешь и другие работы выполнить прекрасно», «Я считаю, что ты хорошо справишься с… А как ты можешь себя оценить?».
Таким образом, оценка родителей может стать для ребенка мощнейшим развивающим стимулом. Она рождает уверенность в своих силах, устойчивое положительное отношение к себе, открытость внешнему миру. Ребенок, находясь в состоянии эмоционального комфорта, будет более оптимально развиваться, т.е. быстро принимать решения, предпринимать попытки действовать, проявлять инициативу, самостоятельность в разных видах детской деятельности, творческую активность, не опасаясь возможности неудачи и негативной оценки. Если ожидания его или взрослого не оправдываются, ребенок снова и снова будет предпринимать попытки сделать то, что дается с определенными трудностями.
Характер оценочных суждений влияет на изменение поведения и деятельности ребенка, что в свою очередь определяет благополучный или неблагополучный психологический климат не только в семье, но и в других пространствах его жизнедеятельности. Среда детско-родительских отношений может стагнировать развитие дошкольника в случае, если ребенок постоянно слышит резкие негативные либо ограничивающие, угрожающие оценочные суждения родителей в свой адрес. Более того, сам он не в силах устранить этот фактор психологической опасности, он «с терпением должен принимать эту данность».
В ситуациях конструктивной или поддерживающей оценки, получив одобрение, ребенок ощущает удовлетворение, радость; его эмоциональное состояние приобретает положительную окраску, о чем свидетельствует улыбка, гордая осанка, соответствующие высказывания. Вместе с тем эта оценка не только вызывает такое состояние, но и сохраняет его длительное время. Происходит это потому, что в дошкольном возрасте ярко проявляется потенциальная потребность в признании, одобрительном суждении значимого взрослого. Родительская оценка реализует эту потребность, и ребенок узнает, как нужно делать, чтобы вышло правильно и хорошо.
На ограничивающую оценку дети реагируют по-разному. Кто-то принимает ее, хочет знать, что именно нужно исправить, чтобы потом похвалили. Это можно охарактеризовать как адекватное эмоциональное проявление: не обижаются, но все-таки огорчаются. Чтобы реакция родителей на то, что сделал ребенок, не вызывала у него недовольство собой и не спровоцировала заниженную самооценку, он должен видеть перспективу улучшения результатов своей деятельности. Ребенок хочет понять, что именно даст возможность получить хорошую оценку.
Оценка родителей должна стимулировать самостоятельность, инициативность, оригинальность, в осуществлении разнообразных видов детской деятельности и поведения. Оценочные суждения должны удовлетворять потребность каждого ребенка в признании, одобрении, даже если он и допускает ошибки. Это будет мешать формированию опыта негативного оценивания, создавая почву для проявления собственной активности, стремления к творчеству, приобретения умений придерживаться правил работы. У ребенка исчезают страх, нежелание выслушивать мнение в своей работе, а значит, исчезает недоверие к оценкам. Таким образом, можно сформировать некоторые психолого-педагогические рекомендации безопасного оценивания родителям:
— руководствоваться правилом «не навреди!»;
— опираться на то положительное, что есть в вашем ребенке;
— ориентироваться на оценку личностных и деятельностных успехов;
— не сравнивать вашего ребенка с другими;
— исходить не только из интересов ребенка (часто настоящих сиюминутный характер), но и из перспектив его дальнейшего развития;
-сместить акцент оценки с личности ребенка на оценку конкретных поступков;
— формировать конкретные, непротиворечивые и посильные требования к детям.
Важно, чтобы оценка родителей прямо или опосредованно определяла эмоционально-личностное, познавательное, эстетическое развитие ребенка и сохраняла его индивидуальность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правильная оценка детских поступков
Ребенок (причем любой ребенок, даже самый «толстокожий») чрезвычайно остро воспринимает любые высказывания в свой адрес просто потому, что его представление о себе формируется в первую очередь мнением...
Папка - передвижка: "Оценка детского поступка"
Консультация для родителей....
Родителям об оценке детского поступка
Консультация для родителей...
«Оценка детского поступка»
Процесс оценивания родителями своих детей чаще всего осуществляется взрослыми интуитивно, шаблонно, в соответствии некоторыми условными нормами.Как показывает практический опыт, оценка родителей имеет...
Оценка детского поступка
Научить ребенка отличать хорошие поступки от плохих при помощи взрослых.Применяя воспитательное воздействие, необходимо учитывать особенности маленьких детей....
«Оценка детского поступка»
laquo;Оценка детского поступка»...
Консультация для родителей "Оценка детского поступка"
Дети учатся тому, что видят в своей жизни Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять. Если ребенок видит враждебность, он учится драться. Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким...