Родительское собрание на тему: «Нравственные ценности».
консультация на тему

Остапкевич Ольга Федоровна

Родительское собрание на тему: "Нравственные ценности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание в форме творческой лаборатории (средняя группа)

Тема: «Нравственные ценности»

Воспитатель МДОУ Д/С «Росинка»

Остапкевич О.Ф.

Собрание в форме творческой лаборатории.

Тема: Нравственные ценности

Задача: Вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям и адекватной оценки себя и других.

Все участники данного собрания должны получить опыт содержательного и конструктивного мышления.

Подготовка

1. Заранее проводится анкетирование детей и родителей. Вопросы связаны с темой собрания и перекликаются по содержанию у детей и взрослых. Ответы нужно проанализировать и оформить в виде диаграмм.

Вопросы для детей

  1. Каким ты хочешь быть человеком?
  2. Кем ты хочешь быть?
  3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо?
  4. Без чего нельзя прожить человеку?
  5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал?
  6. Если бы у тебя была волшебная палочка, то чтобы ты сделал?

Вопросы для взрослых

  1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку...?
  2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал...?
  3. В хорошей семье всегда...?
  4. Нельзя прожить без...?
  5. Если бы я нашел клад, то...?
  6. Если бы я все мог, то...?

2. Заранее подготовить и раздать родителям памятки

"Основы нравственных отношений в семье":

3. Подготовить небольшое детское выступление для родителей.

Чтение стихов А. Барто: "Святая ложь", "Мы с отцом". Я. Аким:" Моя родня".

Театрализованная сценка из жизни детского сада.

Вступительное слово

Сообщаю тему, цели и задачи собрания.

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются актуальными, и сей час:

"Затем и молим мы богов о детях, Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели подавать ".

Великий композитор Бетховен завещал потомкам: "Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье".

Ушинский К.Д. отмечал: "Ничто - ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают гак ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя".

Нравственное воспитание - это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. "Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания", - писал А.В. Запорожец.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В.А. Сухомлинский.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Затем я знакомлю присутствующих родителей с результатами анкетирования, мы сравниваем итоги опроса по диаграмме, в которой отражены приоритетные ценности родителей и детей.

прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям.

Подведение итогов

Предлагаю высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания.

Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать ex. Увидеть проблему - это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию.

Предлагаю продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что "можно" и "нельзя" на следующем родительском собрании.

Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребёнка.

Тестирование родителей "Мой стиль воспитания ребенка в семье"

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

  1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а)        дадите ребенку другое блюдо;

б)        разрешите выйти из-за стола;

в)        не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

  1. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку - плюшевого медведя. Вы:

а)        идете во двор и ищете игрушку ребенка;

б)        погрустите вместе с ребенком о его утрате;

в)        успокоите ребенка словами: "не стоит расстраиваться из-за пустяков".

3.        Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а)        без слов выключите телевизор;

б)        спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание;

в)        пристыдите ребенка за несобранность.

4.        Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: "пусть поскучает без них";

б)        предложите свою помощь в уборке, типа: "я вижу, что тебе скучно делать это одному...", "я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя...";

в)        накажите ребенка лишением игрушек.

5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, "тянет" время. Вы:

а)        отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением;

б)        говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него;

в)        пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше - а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. "А" - тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. "Б" - стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент - научить его отвечать за себя и свои поступки. "В" - стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы - порицание и наказание.

Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Ситуация первая.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

Вопросы:

  1. Как дальше будет развиваться ситуация?
  2. Кто должен уступить место?
  3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: "Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Игоря?"

  • Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! - прервала она дочь и отправила сына в детскую.

Вопросы:

  1. В чем состоит педагогический просчет матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как вы поступили в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

-        Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал:

-        Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

-        Нет, пойдем, все равно пойдем! - кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

-        Доченька, подожди, дай твою руку! - внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

-        Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

  • Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна. Вопросы:
  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал          

         на дочь?

  1. Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды?
  2. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим                          

          чувства сострадания, жалости.                        

После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

. Любовь и взаимное уважение.

. Взаимопонимание и взаимовыручка.

. Ценность и личная значимость каждого числа семьи.

. Участие каждого члена семьи в ее жизни - труд, отдых, учеба.

. Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Выступление педагога с опытом работы, на тему: как в детском саду происходит нравственное воспитание, как у детей

Художественная литература по формированию у детей нравственных качеств

  1. Русская народная сказка « Заяц- хвастун».
  2. Русская народная сказка « Зимовье».
  3. Русская народная сказка « Хаврошечка».
  4. Украинская народная сказка « Колосок».
  5. Нанайская сказка « Айога».
  6. Венгерская народная сказка « Два жадных медвежонка».
  7. П. Бажов « Серебряное копытце».
  8. И. А. Крылов « Лебедь, Щука, Рак».
  9. Г. X. Андерсен « Гадкий утенок».

10.Ю.Драгунский « Друг детства», «Тайное становится явным».

11. С, Маршак «Двенадцать месяцев».

2015 год



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Памятка для родителей

"Основы нравственных отношений в семье":

  •  Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним - подражая, он очень скоро вернет это вам.
  • Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию.
  • Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам - это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
  • Не говорите о людях неуважительно, плохо - ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас.


Приложение 2 

Содержание программы «Воспитание культуры поведения» первого года реализации

Тема 1 "Культура общения" Теоретическая часть:

  • знакомство с правилами общения;

Практическая часть: подвижная игра "Горелки";

  • сюжетно-ролевая игра "Библиотека"; . игра-драматизация.

Тема 2 "Культура деятельности" Теоретическая часть:

. знакомство с нормами поведения;

  • обучение первоначальным навыкам совместной деятельности; Практическая часть:

. коллективная лепка "Три медведя";

  • чтение и обсуждение стихотворения "Что такое хорошо и что такое плохо".

Тема 3 "Культурно-гигиенические навыки". Теоретическая часть:

  • знакомство с режимом дня;
  • знакомство с правилами поведения за столом;

Практическая часть:

  • формирование первичных санитарно-гигиенических навыков;
  • формирование навыков самообслуживания;
  • сюжетно-дидактическая игра "Накорми куклу".

Содержание программы  второго года  реализации:

Тема 1 "Мир познания".

Теоретическая часть:

  • знакомство с четырьмя временами года и их отличительными особенностями;
  • знакомство с поговорками, загадками, стихами о природных явлениях;
  • знакомство с видами домашних и диких животных, особенностями их поведения;
  • знакомство с разными видами растений.

Практическая часть:

  • обучение выразительным движениям и звукоподражанию;
  • обучение навыкам составления рассказа и изображения его на бумаге (дидактические и подвижные игры).

Тема 2 "Языки общения"

Теоретическая часть:

  • дать представление о роли зрения, о возможности человека различать цвета;
  • знать для чего в разных ситуациях нужны человеку глаза, уши, рот, нос, руки;
  • знакомство с первоначальными знаниями о культуре жеста,

возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.

Практическая часть:

  • развитие зрительной и эмоциональной памяти;
  • обучение правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства;
  • обучение по выражению лица, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;
  • формирование правильной осанки.

Тема 3 "Тайна моего "Я"

Теоретическая часть:

•        дать представление о чувстве собственного достоинства;

•        дать представления об индивидуальных особенностях внешности человека.

Практическая часть:

•        развитие умений понимать себя, свой внутренний мир;

•        обучение детей средствами пантомимы изображать себя, других людей;

•   обучение детей отражению своих фантазий в рисунках.

Тема 4 "Этот странный взрослый мир"

Теоретическая часть:

  • дать начальные представления о нормах поведения между взрослыми людьми: о необходимости уважения, доверия, взаимопонимания, взаимопомощи, заботливом отношении к людям;
  • познакомить с профессиями взрослых.

Практическая часть:

  • обучение речевому общению, развитие связной речи;
  • обучение навыкам совместной деятельности по ведению домашнего хозяйства.

Содержание программы третьего года реализации:

Тема 1 "Как мы видим друг друга".

Теоретическая часть:

  • дать детям представления о существовании и значении индивидуальных способностей своих сверстников, об умении высказывать свое мнение о друзьях, замечая их плохие и хорошие стороны, об умении и необходимости общаться друг с другом, не смотря на разницу желаний и возможностей.

Практическая часть:

  • развивать внимание, наблюдательность, умение различать индивидуальные способности других детей;
  • формировать у детей понятия "друг", "дружба".
  • научить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения;
  • расширять диапазон эмоций через понимание и переживание радости, положительных чувств.

Тема 2 "Фантазия характеров"

Теоретическая часть:

  • дать представления о том, что можно, а что нельзя делать, о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от плохих привычек.

Практическая часть:

  • обучение навыкам пользования общими игрушками и вещами, делиться ими с другими детьми;
  • воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения;
  • обучение правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях;
  • воспитание таких качеств личности как щедрость, честность, доброта, справедливость.

Тема 3 "Умение владеть собой"

Теоретическая часть:

•        дать понятие о необходимости контроля своего поведения;

Практическая часть:

•        обучение детей быть внимательными, быстро сосредотачиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее;

•        формирование положительных привычек.

Тема 4 "Культура общения"

Теоретическая часть:

•        дать представление о различных формах вежливого общения между людьми, познакомить их с правилами этикета;

Практическая часть:

•        формирование у детей представлений и потребностей в доброжелательном общении с окружающими;

•        обучения правилам этикета;

•        развитие умения ведения диалога, с использованием различных средств выразительности.



Предварительный просмотр:

Уровень сформированности культуры поведения детей старшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Нравственные отношения в семье и в детском саду"

Собрание проводится в форме творческой лаборатории.Моя задача как заведующей вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей; провести тренинг навыков нравственного отношения к людям ...

Групповое родительское собрание на тему " нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре".

Не признавать и не понимать игру-значит не понимать и недооценивать  дошкольного детсва,не удовлетворять духовнох потребностей ребенка.Ведущая роль ее заключается в многогранном воспитательном во...

Родительское собрание на тему "Нравственность наших детей или проблемы социального поведения"

Родительское собрание способствует развитию у родителей желания обращать внимание на культуру поведения детей....

Родительское собрание на тему: "Нравственное воспитание. Воспитываем добротой".

Очень актуальная тема. В нашем мире, агрессия процветает. Необходимо побуждать родителей, воспитывать своих детей в доброте!...

Родительское собрание на тему "Семейные ценности. Праздники."

Поиск новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй; повышение педагогической культуры родителей....