Взаимодействие с семьями воспитанников: традиции и инновации
презентация урока для интерактивной доски (младшая группа) по теме
В материале обощён опыт работы по вовлечению родителей в активную совместную деятельность. Описаны практическием формы взаимодействия с родителями, такими как: родительские собрания, родильский клуб, спортивные соревнования, дни открытых дверей и многое другое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_semyami_vospitannikov_traditsii_i_innovatsii.docx | 82.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5
Опыт работы по теме
«Взаимодействие с семьями воспитанников: традиции и инновации»
Воспитатель
Шапкина Марина Алексеевна,
2016 год
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего. Поиск действенных путей сотрудничества необходим как педагогам, так и родителям. Родителям – для того, чтобы научиться понимать удивительный мир детства и собственного ребёнка, педагогам – чтобы эффективнее оказывать в этом помощь родителям. Только вместе воспитатели и родители могут лучше узнать ребёнка и направить общие усилия на его развитие.
Одной из главных задач ФГОС ДО является обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка.
Современные родители достаточно образованы в теоретических вопросах воспитания детей, но не всегда способны их грамотно применить. Вот здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Сегодня уже не идёт речь об обмене информацией между родителями и педагогами, главной целью является создание единого образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи. Именно данная тенденция определила направленность моей работы по методической теме, реализация которой осуществляется через решение следующих задач:
- Создание условий для педагогической поддержки родителей с целью повышения качества семейного воспитания детей.
- Внедрение эффективных форм сотрудничества педагога с семьёй в практику социально-делового и педагогического партнёрства.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для эффективного решения поставленной цели и задач в своей работе определила оптимальные направления взаимодействия с семьёй, которые соответствуют:
- моему профессиональному видению проблем в работе с детьми и их родителями на современном этапе;
- личным предпочтениям, а именно тому, насколько я могу полноценно информировать и демонстрировать свои знания и для родителей в области воспитания и развития детей;
- удовлетворению интересов и потребностей при установлении взаимоотношений родителей с педагогами группы и ДОУ.
Выявление интересов, потребностей родителей в образовательных услугах для определения содержания работы и форм её организации
Просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры.
Включение семьи в жизнь ребёнка в детском саду
При изучении потребностей родителей в образовательных услугах, выявлении их интересов, для установления эмоционального контакта между мною и родителями использую следующие формы и методы:
Тестирование
Анкетирование
Посещение семьи
Опрос
Данные формы и методы являются постоянными в моей работе. При первоначальном знакомстве с родительским коллективом они позволили мне в ближайшие сроки познакомиться с родителями, установить тесный контакт с семьёй, выявить условия, в которых воспитывается ребёнок, определить задачи педагогического взаимодействия с семьёй. А также по настоящее время являются значимыми для педагогической поддержки родителей с целью повышения качества семейного воспитания детей.
Опосредованное обогащение родителей знаниями о возрастных и психологических особенностях развития и воспитания детей, предоставление информации о педагогической деятельности группы и ДОУ в большей степени реализуется группой наглядно - информационных форм, использование которых, отражено в следующей схеме
Тематические выставки
Информационные стенды
Папки-передвижки
Мини-газеты и стенгазеты
Педагогические журналы, газеты.
Библиотека для родителей
Фотоальбомы,
альбомы, дневники
«Шкатулка для вопросов».
Видеотека, игротека
Информационные листы, объявления, консультации
Фотомонтажи, визитные карточки группы и ДОУ
На современном этапе преобразования системы дошкольного образования использование данных форм работы с родителями являются традиционными, но также имеют большое значение для их педагогического просвещения и информированности. По моим наблюдениям, внимание родителей к наглядной информации привлекает эстетическое оформление, удобное расположение и содержание информационного материала – данным критериям я уделяю особое внимание. Так как возможности дошкольных учреждений за последнее время значительно расширились, теперь родители могут ознакомиться с жизнью детей в детском саду с помощью технических средств, поэтому особой популярностью пользуются видеоролики, слайд-шоу проводимых мероприятий, режимных моментов с участием воспитанников моей группы.
Родителей необходимо информировать не только в теоретических вопросах, но и вовлекать в практическую деятельность, способствовать активизации участия в мероприятиях группы и ДОУ. Именно участие и общение в практических мероприятиях родителей является показателем успешного достижения поставленной цели.
Вовлечению родителей в активную совместную деятельность способствует использование практических форм организации родителей, отражающиеся в следующей схеме.
Акции
Творческая мастерская
Родительские собрания
Дни открытых дверей
Родительский клуб
Конкурсы, смотры, выставки семейного творчества.
Театральная гостиная
Спортивные мероприятия
Мастер – классы
Интерактивное общение на сайте интернета
Совместные праздники, развлечения досуги
Проектная деятельность
Важное место в моей работе с родителями занимают родительские собрания. Практика показала, что родителям скучны и неинтересны собрания в виде лекций и назиданий, успех привлечения внимания на собрании во многом зависит от профессиональных качеств педагога при раскрытии обсуждении темы. Учитывая данную особенность, родительские собрания провожу с использованием разнообразных методов и приёмов таких, как анкетирование, тесты, презентации, схемы, видео-слайды, аудиозаписи детских рассуждений и многие другие. Показателем проведения таких родительских встреч являются 100%-я посещаемость родителями, а также присутствием представителей старшего поколения – бабушками и дедушками.
Интересной формой сотрудничества стало проведение совместных акций «Украсим группу к Новому году», «Птичья столовая», «Возложение венка к памятнику «Никто не забыт, ничто не забыто!»» - данная акция проходила в рамках празднования 70-летия Великой Победы. Активное участие родителей в акциях является примером для детей, а также способствует патриотическому воспитанию.
Новой формой в моей практике стали встречи в «Творческой мастерской». Вместе с родителями мы учимся нехитрому мастерству изготовления развивающих игр, направленных на всестороннее развитие детей: «Кто чем питается», «Пирамидка», «Тактильные дорожки» и т.д., атрибутов к игровой деятельности: маски, чайная посуда, овощи выполненные в технике папье-маше, костюмы для сюжетно - ролевых игр. Родители с удовольствием делятся творческими идеями, проявляют свои таланты, поэтому часто сами становятся организаторами «Творческой мастерской».
Традиционными формами приобщения родителей к жизни ДОУ являются «Дни открытых дверей», когда родителям предоставляется возможность наглядно ознакомиться с оснащением развивающей среды группы; понаблюдать за своим ребёнком во время проведения организованных мероприятий, в режимных процессах, принять участие в игровой деятельности с детьми.
Особое предпочтение отдаю совместным спортивным мероприятиям, в которых принимают участие родители со своими детьми. Моё педагогическое кредо – «Здоровая семья – здоровые дети, здоровые дети – здоровая нация». Считаю, что самым главным у человека должно быть здоровье: без хорошего здоровья человек не может быть полноценно счастлив. Поэтому, проведение совместных спортивных мероприятий, таких как «Осенние старты», «Весёлая ватрушка», «Вместе с мамой», «Шустрый самокат», «Велокросс» способствуют воспитанию и формированию привычки детей и их родителей к здоровому образу жизни, закаливанию организма, развитию физических качеств, бодрости и здоровья.
Организация совместного проведения досугов, развлечений, праздников «Праздник для любимой мамочки», ежегодный «Новогодний карнавал», часто они организуются в группе с проведением чаепития, способствуют проявлению активности, творческих талантов и сплочённости детско-родительского коллектива.
Участие семей в ежегодных конкурсах «Осенняя фантазия», «Открытка для мамы», «Ёлочка», «Волшебный сундучок осени»; выставках «Военная техника», «Деревянная игрушка», «Милая мамочка», «Поздравить вас, хотим мужчины с 23 февраля»; в ярмарке «Дар»; смотрах стенгазет «Наши увлечения», «Мир спортивных увлечений» и т.д., в которых родители демонстрируют свои творческие и индивидуальные способности, семейные традиции.
Из своего практического опыта выделила наиболее эффективную форму взаимодействия с родителями - организация работы родительского клуба «Малыш», поставленные цели которого были направлены на эффективное сотрудничество с семьями моих воспитанников и отражали общее целеполагание работы с семьёй. В ходе работы данного клуба взаимодействие с родителями проходило поэтапно:
- Разработка программы сотрудничества (содержание, форм взаимодействия с семьёй).
- Реализация программы сотрудничества
- Анализ полученных результатов.
Задачи работы данного клуба реализовывались через использование следующих форм организации родителей и совместного участия родительского коллектива:
- Информационный дневник «Трёхлетний ребёнок – какой он?»
- Устный журнал «Способности моего ребёнка»
- Педагогическая гостиная «Крепкий малыш – здоровый малыш»
- Семинар – практикум «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста».
- Мастер – класс «Чудесный ёжик»
- Творческая мастерская «Развивающие игры своими руками».
- Акция «Подарки для наших малышей», «Святая Пасха».
В процессе работы детско-родительского клуба можно выделить следующие результаты:
- Повышение количественного состава участников клубов.
- Возросшие потребности у родителей в общении со специалистами дошкольного образовательного учреждения.
- Инициативность и активность родителей в работе клуба.
- Способность рефлексии (самоосознания) родителями собственных возможностей.
Приятным сюрпризом для моих воспитанников стало участие их родителей в театральной гостиной нашей группы, в которой была показана русская народная сказка «Теремок», в качестве актёров и исполнителей ролей выступали родители.
По инициативе творческой группы родителей проводятся совместные с детьми мастер-классы «Лепим из пластилина», «Открытка к 8 марта». Каждое мероприятие проводится родителем со всей группой детей под моим руководством. Детям очень интересны такие занятия, в тоже время родителю приятен сам процесс общения с детьми.
Инновационной формой работы с семьёй в моей педагогической деятельности стало создание странички группы «Чебурашка» в социальной сети. Это современная и интерактивная форма общения с родителями, которая позволяет скомбинировать несколько видов информационной и обратной связи. Данная форма даёт возможность узнать педагогу потребности, интересы родителей, которые они отражают в обсуждениях на страничке, своевременно предоставить консультационный материал по вопросам воспитания и развития ребёнка, также родители могут окунуться в мир детства своего ребёнка во время пребывания его в детском саду, с помощью видеозаписей, фотографий.
Значимым направлением в моей работе с семьёй является проектная деятельность, функция которой заключается в своевременной, и эффективной перспективе развития всех участников образовательного процесса. Организованный мною проект к 70 – летию Победы совместил разнообразные мероприятия: создание книги памяти «Я помню! Я горжусь!», в сборник, которой вошли воспоминания родителей моей группы о подвигах своих дедов, прадедов. Родителями была подготовлена выставка для детей «Военная техника», мною подготовлена презентация «В небе Великой Отечественной», организовано участие всех родителей и детей моей группы в пешем марше к стеле «Никто не забыт, ничто не забыто!», венок был изготовлен руками родителей. Данные мероприятия имеют огромное значение для патриотического, духовно-нравственного воспитания всех участников проекта.
Следующий проект «Наш северный край», включает в себя демонстрацию ежемесячных выставок «Овощи 2015», «Деревянная игрушка», «Ретро ёлочка», «Мамины и бабушки руки не знают скуки», «Мы тоже родом из детства»; способствует развитию кругозора детей о родном крае, своей семье и семейных традициях.
Воспитанники моей группы являются активными участниками всероссийских дистанционных интеллектуально - образовательных конкурсов «Праздник Великой Победы», «Осень рыжая подружка», «Лукошко сказок», областного конкурса чтецов «Чудо – сказки К.И. Чуковского», в которых, несмотря на свой возраст, занимают призовые места.
Вывод: Системное использование вышеизложенных форм и методов работы с семьёй, по моему мнению, является наиболее эффективными в достижении поставленной цели.
Таким образом, результами проводимой мною работы по данной теме являются следующие показатели:
- использование в работе разнообразных форм взаимодействия с родителями моих воспитанников позволили мне установить доверительные отношения с ними;
- показателем является также отсутствие конфликтных ситуаций в родительском коллективе;
- активное участие родителей в жизни детского сада оказывает благоприятное воздействие на формирование личности детей, воспитание нравственных качеств, эмоциональное и психологическое благополучие;
-родители моей группы являются надёжными помощниками в группе;
-проявление инициативы родителей активизирует внедрению мною новых методов и форм в работе с семьёй.
Перспективными направлениями своей педагогической работы с родителями планирую дальнейшее проведение и совершенствование вышеуказанных форм организации взаимодействия с родителями, а именно
- организация проектной деятельности;
- воспитания семейных ценностей и традиций в праздновании Дня Победы;
- выявление и развитие физических способностей детей и их родителей, а также активизация участий в спортивных мероприятиях
- продолжение работы театральной гостиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников: традиции и инновации
Дошкольные учереждения обязаны заниматься педагогическим просвещением родителей. Для этого существует традиционные и иновационные методы работы. Успех данной работы зависит от желания педагога и его п...
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Взаимодействие с семьями воспитанников в рамках проекта «Родословная моей семьи»
Хочу представить Вам свой опыт работы по взаимодействию с семьями воспитанников в рамках проекта «Родословная моей семьи».Это условное название и оно отражает работу не только ...
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...
Консультация для педагогов в рамкам семинара: « Повышения качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников» «Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимод
laquo;Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие» Типы взаимодейст...
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...