Консультация для родителей "Зачем детям игра"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
Взрослым трудно понять, зачем тратить на забавы столько вручены. А малыши могут часами строить дома из кубиков
Детская игра — не только времяпрепровождение. Это и обучение, и серьезный труд. Благодаря играм ребенок развивается физически, эмоционально и интеллектуально. Ведь малыш не просто одевает куклу, делает куличи из песка или бегает по квартире — он делает это с различными чувствами и эмоциями, которые рождаются и стимулируются в процессе игры. Помимо того, игра помогает приобретать собственный жизненный опыт и необходимые в жизни навыки.
Малыш начинает играть почти сразу после рождения. Сначала, лежа в кроватке, он с любопытством разглядывает висящие над ним погремушки. Позже с восторгом пытается засунуть в рот фигурку мишки или пластиковое кольцо — они так „вкусно" выглядят! Когда любящие родители с нежностью касаются щечки ребенка или же
ласково трогают его крохотный носик, сами о том не подозревая, учат малыша сенсомоторной игре. Кроха мгновенно схватывает правила игры и реагирует на прикосновения — улыбкой, на щекотку пяточек — гулением или счастливым смехом.
Итак, начало положено, малыш недавно родился, а уже стал играть и учиться!
Действия с различными предметами
Это основной вид игры в раннем детстве. Кроха узнает различные качества и свойства предметов самым простым и доступным ему образом — трогая их, бросая, сжимая пальчиками, пробуя на вкус.
Игры-упражнения
Именно они порой изумляют родителей. Ребенок может десять раз забираться на лестницу или полчаса бестолково (как нам кажется) ползать под столом и стульями, играя в... Во что? Для чего малыши это делают и что познавательного или полезного в подобных действиях? Все это ребенок проделывает с одной целью — познавать мир. Ребенку просто необходимо выяснить, что будет с горкой, если он поднимется
и спустится с нее много раз (она останется такой же или изменится)? А может быть, произойдет что-то новое и необычное? Игры-упражнения полезны еще и тем, что формируют у ребенка пока несовершенные двигательные навыки и способствуют общему физическому развитию. Вы в очередной раз наблюдаете, как малыш, сопя от удовольствия и замирая от восторга, залезает на диван, чтобы потом с визгом и
смехом спрыгнуть вниз? Значит, пришло время купить либо сделать самим детский спортивный комплекс. Ребенок будет счастлив. Да и диван не пострадает! Любознательность малышей не знает границ. Они могут подолгу разглядывать разные предметы. Крошки хлеба, ниточки, камешки, пуговицы, шнурки. Но одним пассивным осмотром вещей дело не ограничивается. Кроха пытается взять их в руки, повертеть, переложить на другое место, соединить друг с другом. Так происходит тренировка моторных способностей, формирование ручных навыков.
Иначе говоря, малыш развивает свои крохотные и пока не очень умелые пальчики.
Подрастая, ребенок постепенно переходит к сюжетным играм — кормит и укладывает
спать куклу (или любимую фиолетовую собачку), строит гараж либо подметает пол
крошечным веником. И пусть действия крохи неуклюжи и беспорядочны, со временем он
научится сам планировать игру и придумывать новые повороты сюжета. Ну а пока
помогите ему освоить неизвестный мир.
Поиграем вместе
Иногда взрослые ошибочно полагают, что не надо вмешиваться, когда ребенок чем-то
увлечен. Но именно в процессе игры можно научить кроху многим вещам: общаться,
дружить, сопереживать, отличать добро от зла или же отвечать за свои поступки... Мир не
перевернется, если Вы на время окунетесь в детство, самозабвенно поиграете в куклы или
машинки. Наградой за то Вам станет счастливый детский смех и благодарность ребенка. Не знаете, как играть с малышом? Вспоминайте!
1.Какие забавы увлекали вас в детстве? Одни с удовольствием играли в дочки - матери,
другим нравилось сооружать дом из подушек или устраивать настоящие баталии с
солдатиками. Такой экскурс в прошлое, несомненно, поможет оживить давно забытые
ощущения и вызовет желание передать эти эмоции малышу и вместе пережить их заново.
2.Дети не терпят фальши, и малыша вряд ли заинтересует игра, если он увидит, что вы не
увлечены ею. Окунитесь с головой в придуманный сюжет, и ребенок тут же заразится
вашим настроением. Обоюдное удовольствие гарантировано!
3.Начните действо с игрушки, к которой кроха привязан. Придумайте вместе имя для куклы или плюшевой собачки и предложите ребенку пофантазировать, что бы этой игрушке сейчас больше всего хотелось? Может быть, куклу нужно покормить и уложить спать? Или же Маша хочет сходить в гости к своим друзьям? Малыш либо согласится, либо предложит свой ход.
4.Следите за настроением ребенка. Если малыш заскучал, возможно, стоит несколько
разнообразить сюжет. Или, наоборот, при излишнем эмоциональном возбуждении крохи
перевеет игру в более спокойное русло, избежав тем самым психического
перенапряжения ребенка.
5.Не стоит слишком усложнять игру и требовать от малыша выполнения каких-то действий.
Возможно, у ребенка пока не получается правильно одетъ-раздетъ куклу или накормить ее
кашей. Не заставляйте ребенка снова и снова повторять это. Эффект, скорее всего, будет
обратным. Просто покажите, как правильно делать то или это, а повторите все в
следующий раз.
6.Не стремитесь сделать игру реалистичной. Если кроха утверждает, что его волшебный
слон умеет летать и мяукать, не нужно разубеждать. Сюжетная игра для малыша — это
новый сказочный мир, где можно вволю пофантазировать.
Пальчиковые игры.
Молодые родители часто жалуются, что у них не остается свободного времени для
общения с ребенком! Вся жизнь посвящена в основном работе. Ведь именно она
обеспечивает достойное существование малышу! Только какой смысл во всех этих
материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью?
Возьмите отпуск, ведь в нашей стране всем работающим положено отдыхать хотя
бы две недели. Так проведите их с пользой не только для себя, но и для ребенка. И
появление первых слов у крохи не заставит себя ждать. Почитайте ребенку сказку,
рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков.
Занятия, где есть дело для пальчиков, активизируют и речевые центры.
Пальчиковые игры - тот благодатный материал, который поможет раз говорить
даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев пробуждают и заставляют
работать дремлющие речевые центры в коре головного мозга.
- Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните
с элементарного — просто рассматривайте пальчики. Назовите каждый из них,
ласково погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке
и пальчикам крохи. Это придаст мышцам руки нужный тонус, подготовит их к
выполнению следующих упражнений.
- На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько
гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем пусть он и
сам поиграет — надо зажать горсть камешков в руке и потереть между ладошками.
Очень важно развить тактильные и двигательные ощущения всех пальцев.
- Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы
правой руки подхватывают камешек и направляют его прямиком в ведерко.
Сначала медленно покажите малышу, как это следует делать. Подобную работу
вслед за указательным должен выполнить каждый пальчик в паре с большим.
Сначала — правой рукой, а затем и левой. Одновременно с движениями детских
пальчиков мама или папа должны комментировать игру крохи, выбирая самые
добрые и ласковые слова.
Помните, ребенок до трех лет развивается только благодаря совместным играм,
наполненным действием. Он пока не умеет занимать себя сам, играя в одиночку. Так
что, несмотря на занятость, заботливые взрослые (это могут быть не только мама и
папа, но также бабушки и дедушки) должны составить ребенку компанию.
Игра увлечет малыша, он непременно попытается вслед за вами проделать не
только движения руками, но и повторить слова. Естественно, далеко не все будет
получаться с первого раза. Терпение и еще раз терпение. Как говорится, повторение
— мать учения. Вот так, изо дня в день (но отнюдь не от случая к случаю) прилежно
занимайтесь со своим крохой. Результат не заставит себя ждать. Вы наверняка
сумеете разговорить маленького человечка.
Пальчикам крохи найдется занятие
Когда будут освоены „Коза-дере - за", „Сорока", „Мальчик-с-пальчик" и подобные игры, можно разучить что-нибудь посложнее.
- Пчелиный улей
- Что за дом-кубышка? (Вы вместе с ребенком сжимаете кулачки и делаете
удивленное выражение лица.)
- Кто живет там? Мышка?
- (Со всех сторон рассматриваем детский кулачок.)
- Нет! Что вы, что вы! (Возмущенно машем руками.)
- Живут в доме пчелы. (Потрясем кулачком, поднесем его к уху, пожужжим.)
- Пчелы летают... (Ладони скрестим у запястья и помашем обеими кистями, как
крыльями. Пожужжим.)
-Детой в домике считают. (Ребенок снова сжимает кулачок.) Один, два, три,
четыре, пять... (Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.)
- Мы не будем им мешать. (Заведем обе руки за спину — как будто что-то спрятали.)
- Пчелки мед соберут... (Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев
малыша.)
- И Дашутке (Андрюше, Данюше, Катюше...) дадут. (Взрослый своим указательным
пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.)
- Кто в домике живет?
- Улитка, улитка! (Сжатая в кулак рука „ползет" по столу.)
Высунь рога! (Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро
убираются.)
- Дам пирога! (Показываем раскрытые ладошки.)
- Мне не надо пирога (Отрицательно мотаем головой.)
- Мне свобода дорого! (Вертим сжатыми кулачками.)
Я ползу по дорожке... (Кулачки снова „ползут" по столу.)
Захочу — высуну рожки! (Высвободим и выпрямим указательный и средний
пальцы.)
-А дотронешься слегка... (Прикасаемся к указательному и среднему пальцам
малыша.)
-Убираются рога! (Улитка снова прячет „рожки".)
-Черепаха
- Здравствуй, черепаха! (Сжимаем кулачки.)
- Вот тебе рубаха! (Накрываем кулачок ребенка своей рукой и слегка сжимаем.)
- У меня своя защита... (Покрутим сжатыми кулачками.)
- Оно прочно сшита! (Кулачки стучат друг о друга.)
- Вот тебе сапожки. (Взрослый, собрав пальцы в горсть, гладит ими каждый
пальчик на ручках малыша от основания до самых кончиков.)
- Есть у тебя ножки? (Снова сжимаем кулачки.)
- У меня — лапки! (Раскрываем, растопыриваем пальцы на обеих руках.)
- Они играют в прятки. (Снова крепко сжимаем кулачки.)
- А где твоя голова? (Высвобождаем и показываем большие пальцы).
Спряталась ловко! (Большие пальцы снова убираются в кулак).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Играют дети - играем вместе"
Консультация рассказывает об играх, в которые можно играть в самых необычных местах: на кухне, в гараже, в ванной....
Консультация для родителей "Если дети играют в агрессивные игры"
В данной консультации предлагаю родителям рекомендации по поддерживанию тех игр, где нет агрессии и насилия....
Консультация для родителей - Игра в жизни ребёнка. Почему дети играют? Зачем нужна игра?
«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин)«Игра - школа морали в действии» (АН. Леонтьев)...
Консультация для родителей Веселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе. Детские игры дома: старинные русские игры
Консультация для родителейВеселые игры для детей и взрослых: давайте поиграем вместе.Детские игры дома: старинные русские игры...
Консультация для родителей " Дети играют - это серьёзно"
Игра в жизни ребенка занимает важное место, до 7-8 лет игра является ведущим видом деятельности и только позже ее сменяет учебная деятельность. С помощью игр ребенок обучается, познает мир, общается, ...
Консультация "В какие игры играют наши дети? Игра - ведущий вид деятельности дошкольника"
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни человека. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра....
Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»
Консультация «Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей дошкольного возраста»...