Игра как потребность человека
учебно-методический материал на тему
Игра как вид деятельности имеет свои особенности, отличающие его от других видов человеческих занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_kak_potrebnost_cheloveka.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
в старшей и подготовительной группах.
Тема:
«Игра как потребность человека».
Составила: Щербина М.В.
Старший воспитатель ГБОУ д/сад №1473
Москва 2011
Игра как потребность человека
Игра как вид деятельности имеет свои особенности, отличающие его от других видов человеческих занятий.
Если суммировать эти особенности, то следует отметить, что игра - это деятельность, которая является:
1. ДОБРОВОЛЬНОЙ, то есть игрок не обязан в ней участвовать. При несоблюдении этого условия игра тут же теряет свою привлекательность.
2. ИНИЦИАТИВНОЙ, не терпящей пассивности. В противном случае участник выпадает из игры, не несет нагрузки. Этот момент связан с управлением своими действиями в игре.
3. ОБОСОБЛЕННОЙ; то есть протекающей в точных, заранее определенных пространственных и временных рамках.
4. НЕПРОДУКТИВНОЙ, то есть не приводящей к созданию материальных благ, материальных ценностей.
5. ТВОРЧЕСКОЙ, где специфика данного вида творчества
формализуется в условиях и правилах. Они служат новым кодексом, и лишь один этот кодекс имеет силу.
6. ИЛЛЮЗОРНОЙ, когда участник полностью осознает, что он действует в рамках условной реальности в отличие от повседневной жизни.
Говоря об игровой деятельности, мы имеем в виду подвижную (спортивную) игру, основным отличием которой являются двигательные действия, служащие целям физического воспитания.
Почему же все-таки дети, да и не только дети, любят играть в, подвижные и спортивные игры. Где источник этого интереса?
Игру можно отнести к числу потребностей человека, обусловленных самой природой. Это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность в получении новой информации. Н.К. Крупская назвала игру «естественной потребностью растущего детского организма». Рассмотрим механизм игровой деятельности, опирающийся на объективные физиологические и психологические закономерности.
Эмоциональная основа игровой деятельности
Наблюдая за играми можно легко заметить тот изменчивый эмоциональный фон, который их обязательно сопровождает и который служит основой интереса к этому виду деятельности.
Тяга человека к переживаниям приятных состояний очень велика. Поэтому тот человек, который хоть раз принял участие в интересной игре, пережил эмоциональные состояния, с ней связанные, вновь стремится их повторить.
Физиолог П.В. Симонов определяет эмоции как отражение нашем мозгу величины потребностей и вероятности их удовлетворения. Наличие определенной информации придает эмоциям соответствующую окраску. Через генетический и приобретенный опыт, через сложную систему врожденных и условно-рефлекторных нервных связей устанавливается зависимость эмоций от потребности.
Эмоции возникают при рассогласовании между той информацией, которая человеку необходима, и той, которой он обладает в данный момент. Если информации не хватает (например, спортсмен не знает, допустят ли его к соревнованиям), - это отрицательные эмоции. Если же полученных сведений достаточно (например, факт участия в соревнованиях установлен), эмоции при обретают положительную окраску. При возникновении положительных эмоций человек проявляет готовность к деятельности.
Игра представляет собой постоянную смену объемов информации, ибо она связана с достижением условных целей через систему беспрерывно меняющихся связей между игроками. Эта зависимость действий (например, в групповой, командной игре) одного участника от действий другого, вмешательство «противника», стремящегося навязать невыгодные условия, беспрерывно создают в игре и меняют различные ситуации. Именно их выбор, реализация и обновление и составляют практическую основу игры. Вот почему одна и та же игра, периодически повторяемая, не похожа на предыдущие ее варианты, действия ее участников не иден1'Ичны. Она всегда проходит по-новому и таит в себе много неожиданностей, связана с самостоятельным инициативным решением двигательных и творческих задач, что имеет притягательную силу для участника.
П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастика и легкая атлетика) игра всегда связана с инициативным моментом решения двигательных задач, что имеет притягательную силу для участника.
Таким образом, уже одно представление о предстоящей игре способно вызвать у человека положительные эмоции, чувство желания, приятного волнения, так как игра, как правило, связана с приятными умственными и физическими усилиями. При этом положительные эмоции могут возникать и безотносительно предполагаемых результатов: закончится ли участие в ней победой или Поражением. Поэтому интерес к игровой деятельности не только ребенка, но и взрослого человека, естествен и объясним самой природой. Интерес и потребность человека в игровой деятельности постоянны, несмотря на то, что от поколения к поколению игры переходят в измененном виде, не исчезают и в силу объективных законов природы исчезнуть не могут.
По существу, те сотни тысяч болельщиков, которые присутствуют на игровых ристалищах, мысленно сами являются соучастниками игры. В их умах складываются способы решения возникающих задач, не менее игроков они возбуждены при виде забитого гола, заброшенного мяча или метко брошенной в цель городошной биты. Перефразируя известные слава А.С. Пушкина, можно смело сказать «Игре все возрасты покорны».
б) Энергетическая сторона игровой деятельности
С эмоциональной стороной тесно связана и ее энергетическая сторона. Состояние недостаточности информации для удовлетворения потребности, то есть отрицательные эмоции, означают, энергетической стороны, как бы состояние «закупоренности» энергии. В процессе длительного филогенетического развития организме человека сформировался физиологический механизм автоматической подачи энергии в ситуациях, когда старая структура действия не обеспечивает эффективность и деятельности в изменившихся условиях. Появление такой, ситуации при наличии необходимости удовлетворения определенной потребности служит сигналом, когда срабатывает такая, безусловно-рефлекторная реакция, при которой энергии подается больше, чем необходим для свершения действия. Этим как бы подстраховывается деятельность организма, компенсируется несовершенства старой структуры действия. Эта относится не только к двигательным актам, и к деятельности головного мозга, которая с этой точки зрения служит лишь частным случаем общей деятельности организма. Вот почему И.П. Павлов назвал эмоции источником силы нервных клеток, а академик П.К. Анохин писал, что «эмоции заряжают кору мозга и придают ей устойчивый энергетический заряд».
Таким образам, интерес у человека к игре, эта его потребность, к этому виду деятельности - в меняющихся режимах умственных и физических усилий, в постоянной новизне ситуаций. После, нее обеспечивается тем, что сюжет игры, ее правила определят направление траты энергии, а взаимная борьба в ходе игры меняют быстрейшему достижению целей, что требует беспрерывно нахождения новых путей, через которые эти цели можно реализовать. Следовательно, с энергетической точки зрения подвижная или спортивная игра представляет собой чередование двух состояний организма - «закупоренности» неадекватного реагирования, что находит свое выражение в постоянной смене отрицательных и положительных эмоций.
Из этого вытекают выводы:
1. Игра, является чувственна и эмоциональна окрашенным видом человеческой деятельности в отличие от автоматизированных, жестко запрограммированных действий. В подвижных (спортивных) играх даже автоматизированные действия (навыки) носят подчиненный характер: входят как элемент в общую более высокую структуру целесообразного действия.
2. В подвижных играх реализуется тенденция к совершенствованию структур действия, а, следовательно, к увеличению положительных чувств и эмоций в деятельности каждого участника. Создание новой структуры действия и, следовательно, реализация «закупоренной» энергии в более совершенном действии и обозначается как положительная эмоция. Нахождение таких действий, обыгрывание соперников является сутью подвижной игры. И чем лучше играет игрок, тем больше удовольствия он получает.
3. Несмотря на важность конечного итога игры, главным для ее участников остается сам процесс игры. Эта объясняется тем, что в процессе самой игры существует множества различных этапов, финишей, завершающих действия. Они и создают индивидуальную чувственную окраску деятельности каждого участника. Вот почему игра может закончиться победой команды, а ее участники не будут удовлетворены. И, наоборот, команда мажет проиграть, а ее участники будут довольны своей игрой. Однако, поскольку в игре всегда залажен элемент нового, непознанного человек стремится к игре, заранее отдавая себе отчет в возможном проигрыше. Интерес к игре превалирует над ее результатом.
4. В любой подвижной (спортивной) игре действует принцип самостимуляции, то есть самооценки своих действий. Это является основанием к игре, основанием потребности человека в этом виде деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Потребности человека.
путем рассуждения и через игровые моменты ввести понятие "потребности человека"...
Беседа :"Потребности человека и его воздействие на природу"
Тема: Беседа «Потребности человека и воздействие его на природу» Цель: Дать конкретные представления о приспособленности человека для жизни в наземных условиях. Задачи:1....
Беседа "Потребности человека"
В процессе беседы у детей формируются представления о духовных и материальных потребностях человека....
Проект по экономике "Потребности человека"
Экономический проект...
Конспект занятия по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в старшей группе тема: «Потребности человека»
Тема: «Потребности человека»Цель Формирование у детей представления о социальных потребностях человека (потребность в общении, уважении, о потребности в реализации интересов, расшири...
Конспект развивающей игры по экономическому воспитанию (потребности человека) детей старшего дошкольного возраста на тему: "В мир приключений на воздушном шаре"
Конспект поможет воспитателям в форме развивающей игры актуализировать знания детей 6-7 лет об основных жизненных потребностях человека, повысить речевую активность, находить нестандартные решени...
Основы финансовой грамотности для дошкольников. Презентация: Потребности человека
Тема: Потребности человека...