СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ ПРИ ИСПРАВЛЕНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
методическая разработка по развитию речи на тему
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, а в частности детям с ОНР является чрезвычайно актуальной, что обусловлено возрастанием их численности.Значимым отягощающим фактором является то, что детям с речевыми нарушениями не всегда своевременно оказывается коррекционная помощь. Важно не упустить сензитивные периоды развития высших психических функций, социальных компетентностей для эффективности коррекции. И не менее важно комплексное сопровождение ребенка всеми специалистами, активность и заинтересованность родителей. Положительный результат в коррекции речи во многом зависит от закрепления полученных навыков и умений ребенка дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soprovozhdenie_semey.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ ПРИ ИСПРАВЛЕНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
РЫБАЧЕНКО Т.И. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Аленушка» г. Кондопоги Республики Карелия.
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, а в частности детям с ОНР является чрезвычайно актуальной, что обусловлено возрастанием их численности.
Значимым отягощающим фактором является то, что детям с речевыми нарушениями не всегда своевременно оказывается коррекционная помощь. Важно не упустить сензитивные периоды развития высших психических функций, социальных компетентностей для эффективности коррекции. И не менее важно комплексное сопровождение ребенка всеми специалистами, активность и заинтересованность родителей. Положительный результат в коррекции речи во многом зависит от закрепления полученных навыков и умений ребенка дома.
Установлена тесная связь между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, помогает, избавится от монотонности речи.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Понимая значимость мелкой моторики и необходимости усиленного ее развития, начала строить работу в двух направлениях: с детьми и параллельно с родителями. Основная задача заинтересовать, научить и привлечь родителей к коррекционному процессу, сделать их активными участниками и научить игровым приемам, чтобы они могли закреплять у детей дома знания, умения и навыки, полученные на коррекционных занятиях, а также выработать единые требования по устранению дефектов речи у детей.
Родителей ознакомила с рядом задач, с особенностями проведения упражнений по мелкой моторике. Специально разработала рекомендации и советы в виде памяток, брошюр по работе с детьми в домашних условиях. Учитывая, что ведущий вид деятельности игра, а так же в целях повышения интереса детей и родителей к моим занятиям, постаралась разработать необычные увлекательные формы работы по развитию мелкой моторики: пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр; использование приемов пассивного массажа кистей рук поглаживание, растирание, вибрация, массаж специальными мячиками-колючими; игры с мячом разных диаметров, в том числе и шарики су-джок; игры с нетрадиционными материалами (прищепки, колючие коврики, щетки, крышки, пуговицы, палочки, орехи, бигуди и т.д); работа с сенсорными пособиями; работа в тетрадях.
Учитывая требования ФГТ, применяю принцип интеграции, для этого включаю комплексы игр и упражнений на развитие моторики в различные виды детской деятельности. Использую разнообразные формы работы с тетрадями: одна на фронтальных занятиях, а другая для выполнения домашних заданий с родителями - это мне позволяет закрепить лексические темы и лексико-грамматические категории, провести автоматизацию звуков, развить связную речь, мелкую моторику детей.
Взаимодействие с родителями строю по следующим принципам: доброжелательный стиль общения специалиста с родителями; индивидуальный подход; сотрудничество, а не наставничество. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар не принесут желаемого результата и могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Родители активно участвовали в создании специальной развивающей среды для детей в группе и в кабинете логопеда. Совместно организовали зону с различными предметами и пособиями для детей, которые сделали своими руками родителей – это сухие бассейны со сменными наполнителями; пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами; зубные щетки; мячики-ежики; су-джоки; прищепки; дыхательные тренажеры; шнурки с узелками; решетки для раковин; перчатки и пальчиковые куклы; разные по величине бусины; материал для нанизывания и выкладывания по контуру; волшебные мешочки, наполненные солью, крупой, мелкими камушками; бусы, четки; пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением; грецкие орехи и каштаны; многогранные карандаши; игры шнуровки. Мною составлены картотеки, разработаны упражнения, игры с традиционным материалом, не стандартным оборудованием и родителями были сделаны пособия своими руками, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
С приемами работы и способами включения игр, упражнений свыше перечисленным материалом ознакомила родителей на мастер-классе, семинарах практикумах, открытых занятиях (индивидуальных, фронтальных).
В результате проведенной работы повысилась активность, заинтересованность родителей, сотрудничество стало более плодотворным, выработаны единые требования в коррекционном процессе, улучшилось у детей развитие не только мелкой моторики, но и речи в целом (словарь, звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речь).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что важным коррекционной работе над речью является сопровождение семьи. Необходимо привлекать к коррекционной работе не только воспитателей, специалистов, но и родителей. Это приносит положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция...
«Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»
Работа по развитию речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики....
«Развитие у детей дошкольного возраста основ мелкой моторики посредством лего - конструирования»
"Развитие у детей дошкольного возраста основ мелкой моторики посредством лего-конструирования"...
Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики рук с использованием малых форм фольклора
Это дидактичесое пособие предназначено для воспитателей и родителей. Изготовив данное пособие, у вас появится возможность интересно и увлекательно заниматься с детьми. Малыш не только будет развивать ...
Программа по самообразованию на тему:"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"(кружковая работа) 2014-2015 уч.г.
Программа по самообразованию на тему:"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"(кружковая работа) 2014-2015 уч.г....
План взаимодействия с родителями и детьми по теме"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"
План взаимодействия с родителями и детьми по теме"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"...