СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ ПРИ ИСПРАВЛЕНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
методическая разработка по развитию речи на тему
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, а в частности детям с ОНР является чрезвычайно актуальной, что обусловлено возрастанием их численности.Значимым отягощающим фактором является то, что детям с речевыми нарушениями не всегда своевременно оказывается коррекционная помощь. Важно не упустить сензитивные периоды развития высших психических функций, социальных компетентностей для эффективности коррекции. И не менее важно комплексное сопровождение ребенка всеми специалистами, активность и заинтересованность родителей. Положительный результат в коррекции речи во многом зависит от закрепления полученных навыков и умений ребенка дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙ ПРИ ИСПРАВЛЕНИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
РЫБАЧЕНКО Т.И. УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 17 «Аленушка» г. Кондопоги Республики Карелия.
Проблема организации системы ранней психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, а в частности детям с ОНР является чрезвычайно актуальной, что обусловлено возрастанием их численности.
Значимым отягощающим фактором является то, что детям с речевыми нарушениями не всегда своевременно оказывается коррекционная помощь. Важно не упустить сензитивные периоды развития высших психических функций, социальных компетентностей для эффективности коррекции. И не менее важно комплексное сопровождение ребенка всеми специалистами, активность и заинтересованность родителей. Положительный результат в коррекции речи во многом зависит от закрепления полученных навыков и умений ребенка дома.
Установлена тесная связь между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения, помогает, избавится от монотонности речи.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Понимая значимость мелкой моторики и необходимости усиленного ее развития, начала строить работу в двух направлениях: с детьми и параллельно с родителями. Основная задача заинтересовать, научить и привлечь родителей к коррекционному процессу, сделать их активными участниками и научить игровым приемам, чтобы они могли закреплять у детей дома знания, умения и навыки, полученные на коррекционных занятиях, а также выработать единые требования по устранению дефектов речи у детей.
Родителей ознакомила с рядом задач, с особенностями проведения упражнений по мелкой моторике. Специально разработала рекомендации и советы в виде памяток, брошюр по работе с детьми в домашних условиях. Учитывая, что ведущий вид деятельности игра, а так же в целях повышения интереса детей и родителей к моим занятиям, постаралась разработать необычные увлекательные формы работы по развитию мелкой моторики: пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр; использование приемов пассивного массажа кистей рук поглаживание, растирание, вибрация, массаж специальными мячиками-колючими; игры с мячом разных диаметров, в том числе и шарики су-джок; игры с нетрадиционными материалами (прищепки, колючие коврики, щетки, крышки, пуговицы, палочки, орехи, бигуди и т.д); работа с сенсорными пособиями; работа в тетрадях.
Учитывая требования ФГТ, применяю принцип интеграции, для этого включаю комплексы игр и упражнений на развитие моторики в различные виды детской деятельности. Использую разнообразные формы работы с тетрадями: одна на фронтальных занятиях, а другая для выполнения домашних заданий с родителями - это мне позволяет закрепить лексические темы и лексико-грамматические категории, провести автоматизацию звуков, развить связную речь, мелкую моторику детей.
Взаимодействие с родителями строю по следующим принципам: доброжелательный стиль общения специалиста с родителями; индивидуальный подход; сотрудничество, а не наставничество. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьёзно готовить. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар не принесут желаемого результата и могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Родители активно участвовали в создании специальной развивающей среды для детей в группе и в кабинете логопеда. Совместно организовали зону с различными предметами и пособиями для детей, которые сделали своими руками родителей – это сухие бассейны со сменными наполнителями; пластиковые контейнеры с природными материалами, крупами, пуговицами; зубные щетки; мячики-ежики; су-джоки; прищепки; дыхательные тренажеры; шнурки с узелками; решетки для раковин; перчатки и пальчиковые куклы; разные по величине бусины; материал для нанизывания и выкладывания по контуру; волшебные мешочки, наполненные солью, крупой, мелкими камушками; бусы, четки; пробки от пластиковых бутылок, тюбиков зубной пасты, пуговицы с углублением; грецкие орехи и каштаны; многогранные карандаши; игры шнуровки. Мною составлены картотеки, разработаны упражнения, игры с традиционным материалом, не стандартным оборудованием и родителями были сделаны пособия своими руками, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.
С приемами работы и способами включения игр, упражнений свыше перечисленным материалом ознакомила родителей на мастер-классе, семинарах практикумах, открытых занятиях (индивидуальных, фронтальных).
В результате проведенной работы повысилась активность, заинтересованность родителей, сотрудничество стало более плодотворным, выработаны единые требования в коррекционном процессе, улучшилось у детей развитие не только мелкой моторики, но и речи в целом (словарь, звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речь).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что важным коррекционной работе над речью является сопровождение семьи. Необходимо привлекать к коррекционной работе не только воспитателей, специалистов, но и родителей. Это приносит положительный результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-291101-1378449809.jpg)
Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики
Специалисты считают, что в дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/12/picture-171970-1410500134.jpg)
«Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики»
Работа по развитию речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики....
«Развитие у детей дошкольного возраста основ мелкой моторики посредством лего - конструирования»
"Развитие у детей дошкольного возраста основ мелкой моторики посредством лего-конструирования"...
Развитие речи детей раннего возраста посредством мелкой моторики рук с использованием малых форм фольклора
Это дидактичесое пособие предназначено для воспитателей и родителей. Изготовив данное пособие, у вас появится возможность интересно и увлекательно заниматься с детьми. Малыш не только будет развивать ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/24/picture-1031571-1706117424.jpg)
Программа по самообразованию на тему:"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"(кружковая работа) 2014-2015 уч.г.
Программа по самообразованию на тему:"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"(кружковая работа) 2014-2015 уч.г....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/24/picture-1031571-1706117424.jpg)
План взаимодействия с родителями и детьми по теме"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"
План взаимодействия с родителями и детьми по теме"Развитие речи детей среднего возраста посредством мелкой моторики рук"...