Влияние раннего развития на речевую деятельность детей.
статья на тему

ХОЛОДОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

  Данная статья будет интересна родителям и коллегам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние раннего развития на речевую деятельность детей.

Раннее детство - возраст от рождения до 3 лет - особый период для развития.

Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, мышление, память, чувства, желания и т.д. Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев.

В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета. Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия. Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий Л.С.Выготский говорил о раннем возрасте как о возрасте интенсивного развития восприятия. Как показано в ряде исследований, точность восприятия велика, но само восприятие своеобразно.

Оно, во-первых, фиксирует какое-то одно качество объекта, и в последующем ребенок ориентируется на это качество при узнавании объекта. Во-вторых, восприятие ребенка раннего возраста аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Так, например, если ребенку показать кактус, дать возможность коснуться его рукой, а затем попросить нарисовать, то ребенок, как правило, будет изображать его с сильно преувеличенными колючками.

По словам Л.С.Выготского, все психические функции в этом возрасте развиваются «вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия». Это относится и к развитию мышления.

Можно с уверенностью сказать, что когда ребенок рождается, у него еще нет мышления. Когда мышление начинает формироваться, то оно формируется как наглядно - действенное. Ребенок практически манипулирует с вещами и схватывает связи между ними. Развитие речи неразрывно связано с развитием мышления ребенка.

На первом году жизни мышление и речь развиваются независимо друг от друга - мышление существует в форме манипуляций с предметами, а речь - в форме лепетного говорения, эмоциональных возгласов, обращенных жестов. Но в раннем возрасте (около 2 лет) линии развития мышления и речи пересекаются, совпадают и дают начало совершенно новой форме психической жизни, столь характерной для человека.

Овладение речью позволяет ребенку управлять собой и своим поведением, думать и фантазировать, строить воображаемую ситуацию и осознавать свои действия. Столь магическим действием речь обладает в силу того, что она освобождает ребенка от ситуативности и от давления предметной среды.

В отличие от любого другого сигнала или любой вокализации слово - это знак, который всегда несет в себе общечеловеческое значение, включающее не просто конкретный предмет, но мысль, образ, понятие. Овладевая языком, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным орудием мышления, управления собой, и, прежде всего общением.

В этот период в процесс активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше - ему что-то вспоминается. Поскольку память становится как бы продолжением и развитием восприятия, еще нельзя говорить об опоре на прошлый опыт. Раннее детство забывается так же, как и младенчество.

Решающее влияние на развитие познавательной деятельности ребенка оказывает общение со взрослым.

Ребенок овладевает речью в общении с взрослыми. Первоначальная функция речи - коммуникативная. Речь - главное средство общения. Общение, основанное на передаче мыслей и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Для того чтобы передать какое-то содержание другому, нет иного пути, кроме отнесения этого содержания к известному обоим классу или к известной группе явлений, А это предполагает уже не просто словесное обозначение, но обязательно обобщение.

По мере развития детей раннего возраста влияние общения на познавательную активность все более опосредствуется личностными образованиями и формирующимся самосознанием, на которые в первую очередь откладывают свой отпечаток контакты с другими людьми. Благодаря подобному опосредствованию значение общения лишь усиливается, а его аффект становится все более глубоким и долговременным.

Лисина М.И. первая подвергла систематическому и углубленному изучению генезис общения у детей: его качественные этапы (формы), движущие силы, взаимосвязь с общей жизнедеятельностью ребенка, его влияние на общее развитие детей, а также пути этого влияния.

1. Три функции речи: а) речь - наиболее совершенное - емкое, точное и быстродействующее - средство общения между людьми (межиндивидуальная функция), б) речь служит орудием осуществления многих психических функций (внутрииндивидуальная функция), в  речь предоставляет отдельному человеку канал связи для получения информации (общечеловеческая функция).

2. Этапы генезиса речи как средства общения: а) довербальный этап, б) этап возникновения речи, в) этап развития речевого общения.

3. Подготовительный этап - довербальноеразвитие общения, охватывает 1-й год жизни. На первом году жизни ребенок сменяет две формы общения: ситуативно-личностное и ситуативно-деловое. На первом году жизни дети активно слушают словесные воздействия взрослых, а при ответе на обращение старших используют доречевые вокализации.

Описание развития речевого слуха эффективно через характеристику его избирательности (преимущественное выделение звуков речи среди других неречевых воздействий). К концу первого года у детей наблюдается углубление анализа уже самих речевых звуков: выделяются два разных параметра - тембровый и тональный.

Для речевых звуков главными образующими и константами являются специфические тембры. Речевой слух - это слух в основе тембровый.

4. Этап возникновения речи. Это переходная ступень между довербальным и вербальным уровнем общения. Основное содержание второго этапа составляет два события: возникает понимание речи окружающих взрослых, появляются первые вербализации (с конца первого года до второй половины второго года).

5. Автор вводит понятие коммуникативной речевой задачи, которую взрослый ставит перед ребенком, презентируя объект и его словесное обозначение.

5. Усвоение речи и произнесение первых активных слов зависит от коммуникативного фактора, который включает в себя:

А) эмоциональные контакты;

Б) контакты в ходе совместных действий;

В) голосовые контакты

Поэтому на этапе становления речи общение ребенка со взрослым создает оптимальный климат для овладения первыми словами, побуждая ребенка принять речевую задачу и отыскать средства для ее разрешения.

6. Этап развития речевого общения. Период от появления первых слов и до конца дошкольного возраста. Основные события:

а) изменение содержания речевого общения (внеситуативно-познавательное);

б) овладение произвольной регуляцией речевой деятельности.

Автор различает четыре этапа развития потребности в общении ребенка с взрослым.

А - потребность во внимании и доброжелательности взрослых. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни.

Б - нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием.

В - нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей.

Г - потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих отношений.

Речь как средство общения, как его операция возникает на определенном этапе развития коммуникативной деятельности. Ее возникновение и развитие обусловлены нуждами общения и общей жизнедеятельностью ребенка. Речь возникает лишь как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения ребенка с взрослым, которые встают перед дошкольником на определенном этапе развития его коммуникативной деятельности и вытекают из более широких жизненно важных для ребенка проблем, связанных с типом ведущей деятельности.

Главное состоит в том, что дети овладевают понятийным наполнением слова и потому научаются применять его для передачи партнеру все более сложной и абстрактной по содержанию информации. Одновременно дети научаются произвольно регулировать вербальную функцию, вследствие чего она превращается в самостоятельный вид деятельности.

Л.С.Выготский рассматривал значение слова «не только как единство мышления и речи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления».

Вырастая из общения и становясь средством мышления, речь открывает дорогу совершенно новой форме человеческой жизни - речевому мышлению, которое является наиболее специфичным для человека и возможности которого безграничны.

Овладение собственным поведением также возможнотолько благодаря развитию речи. Поведение ребенка, становясь опосредованным речевыми знаками, превращается из импульсивного и непроизвольного в произвольное и осознанное. «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребенка, включается его собственное поведение... С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению своим поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом...».

Благодаря речи ребенок приобретает относительную свободу от непосредственной ситуации, а импульсивные движения превращаются в планируемое, осознанное поведение. Между объектом, привлекающим ребенка, и его поведением возникает новое средство, которое направлено уже не непосредственно на объект, а на организацию собственного поведения ребенка. По-новому начинает работать внимание ребенка - оно не только подчиняется теперь наглядному восприятию, но идет за мыслью, за решением ребенка. Память преобразуется из пассивного регистратора в функцию активного выбора и интеллектуального припоминания.

Конечно, эти существенные изменения в психической жизни ребенка не все происходят в раннем возрасте: большинство из них осуществляются лишь в более поздние периоды. Но все они становятся возможными лишь благодаря речи, активное освоение которой происходит именно в этом возрасте - от года до трех.

На стадии детской речи не существует еще возможности словесного мышления, оторванного от наглядной ситуации. Мыслить с помощью слов вне наглядной ситуации ребенок еще не может. Хотя мышление ребенка приобретает какие-то начальные черты речевого мышления, оно еще не может быть оторвано от наглядного. В словах ребенка возможны лишь такие отношения, которые отражают непосредственное отношение вещей.

Педагоги заметили, что маленькие дети любят произносить какое-либо слово, часто искаженное и ничего не значащее, только потому, что им нравится его звучание. По-видимому, именно звуковая сторона языка в 1,5-2 года становится предметом деятельности ребенка. В работе Е.О.Смирновойбыло обнаружено, что в 1,5-2 года центр внимания ребенка смещается с предмета на его название: вместо того чтобы тянуться к игрушке, малыш с удовольствием повторяет знакомое слова, как бы играя речевыми звуками.

Эти и многие другие наблюдения свидетельствуют о том, что открытая ребенком звуковая форма слова на какое-то время становится целью (а не средством) деятельности ребенка.

Процесс формирования использования активной речи, прослеженный в этом эксперименте, показывает, что ребенок сначала ориентируется в общем смысле ситуации. Сначала эта ситуация выступает для него как коммуникативная (надо обратитьсяко взрослому); затем ситуация побуждает его употребить слово для вовлечения взрослого (надо обратиться о взрослому со словом); на третьем этапе в центре ситуации оказывается конкретное слово, которое и становится средством обращения.

Дети начинают активно произносить слова только под влиянием настойчивых воздействий взрослого, когда он ставит слово в центр внимания ребенка.

Таким образом, ранний возраст - это период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей - формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Ведущей деятельностью в этом возрасте является предметная деятельность, которая влияет на все сферы психики детей, определяя во многом и специфику их общения с окружающими.

Предметная деятельность имеет исключительно важное значение для умственного развития ребенка, так же оказывает решающее влияние на формирование обобщений. Она возникает постепенно из манипулятивной и орудийной деятельности младенцев.

Раннее детство сензитивно к усвоению речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие речевой деятельности детей 3 года жизни.

Влияние  народного фольклора и сенсорного воспитания на развитие умственных способностей детей...

Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.Недопустима заде...

Консультация для педагогов Тема. «Литературные конкурсы как форма работы по развитию познавательно-речевой деятельности детей».

Консультация для педагоговТема. «Литературные конкурсы как форма работы по развитию познавательно-речевой деятельности детей»....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Презентация " Развитие творческой речевой деятельности детей"...

Статья "Нетрадиционные средства по развитию познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста"

В данной статье предлагается использование нетрадиционных средств (Су Джок массажор) по развитию познавательно- речевой деятельности детей дошкольного возраста....

Развитие речевой деятельности детей раннего возраста с помощью устного народного творчества у детей от 1,5 до 2 лет.

Эта тема актуальна, так как ценность устного народного творчества в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. Произведения устного народного творчества имею...

Развитие познавательно-речевой деятельности детей в процессе ознакомления с историей донского казачества

Проект на тему: Развитие познавательно-речевой деятельности детей в процессе ознакомления с историей донского казачества направлен на создание условий для приобщения воспитанников к культуре, обычаям,...