ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА
консультация на тему

Консультация "Особенности адаптационного периода"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_adaptatsionnogo_perioda.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА

...Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте — умение проникнуть в духовный мир ребенка.

Сухомлинский В. А.

   Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.

   Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или дедушкой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни. Необходимо понять, выяснить причины этих различий, понять интересы, стремления каждого поступающего в детский сад малыша, или, говоря словами В. А. Сухомлинского, «проникнуть в духовный мир ребенка», чтобы правильно и эффективно организовать процесс адаптации в условиях дошкольного учреждения.

   Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребенка начинается новый этап в его жизни.

   Прежде чем отдать ребенка под опеку воспитательниц яслей, необходимо провести соответствующую подготовку.

   Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему.

   В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

   I. Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

   II. Подострил фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три - пять месяцев).

   III. Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуются убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ириешнрона1ься и вести себя спокойнее.

  Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

   - лёгкая  адаптация:  к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

  - адаптация средней тяжести:  поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в  детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

  -  тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки:

1 -и вариант

   Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении.

   Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала.      Респираторные заболевания - более трех раз сроком более 10-ти дней.

Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант

   Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье.

    Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала.

   Замедляются рост, прибавка в весе.

   Учитывая исследования ученых мы в своей практике используем критерии, разработанные Институтом педиатрии:

  • нарушение сна;
  • нарушение питания;
  • проявление отрицательных эмоций в общении;
  • боязнь пространства;
  • частые заболевания;
  • снижение веса.

   Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

   Адаптация - это не только процесс привыкания ребенка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.

   Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  • от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
  • от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
  • от состояния здоровья;
  • от резкого контакта между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
  • от разницы в методах воспитания.

   Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

   Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приходит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.

   Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями:

Упрямство (причины):

-        перевозбуждение нервной системы ребенка сильными впечатлениями, переутомлением, переживанием;

- стремление к самостоятельности и независимости, неумелые по
пытки проявить свою волю;

-        привычная форма поведения избалованного ребенка;

- своеобразная форма протеста против грубого и необоснованно
го подавления взрослыми его самостоятельности и инициативы.

Грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым (причины):

- отсутствие уважения взрослых к ребенку;

- реакция на несправедливое, грубое обвинение ребенка во лжи,
лени, в неблаговидном поступке;

- недостаточное развитие воли, неумение владеть собой;

- утомление от однообразной деятельности.

Лживость (причины):

- болезнь, страх наказания;

- желание привлечь к себе внимание, хвастливость.

Лень (причины):

- неразумная воспитательная тактика родителей стремление уберечь
ребенка от лишнего трудового усилия. (Бывает также, что у роди
телей нет терпения подождать, пока ребенок выполнит их просьбу, и они все делают за него);

- воспитатель не поощряет усилий и стараний ребенка, а только критикует его недостатки.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении с взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Старший воспитатель  Подушка В.П.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности адаптационного периода

«Особенности адаптационного периода» …Твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать насто-...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА»

Постепенный переход ребёнка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуа...

Особенности адаптационного периода

В этой статье вы получите ответ на вопрос "Почему все дети по разному адаптируются к детскому саду?"...

Памятка для родителей "Особенности адаптационного периода в детском саду"

   Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт с воспитателем, а другие с первых дней чувствуют с...

Особенности адаптационного периода

В статье представлен материал по видам адаптации, особенностях адаптации детей к детскому саду...

Особенности адаптационного периода в нашей группе

Информация для родителей об адаптации детей второго раннего возраста (от 2-х до 3-х лет)....

Особенности адаптационного периода

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и но...