Прикладное плавание в дошкольном учреждении
статья на тему

В данном материале рассказывается о значении прикладного плавания и о необходимости знакомства детей с его элементами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prikladnoe_plavanie_v_dou.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прикладное плавание в ДОУ

 Перед современными дошкольными учреждениями стоят важные задачи по повышению эффективности процессов обучения и воспитания, развитию творческой и интеллектуальной личности, формированию, укреплению и сохранению психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.

              Составленная коллективом нашего детского сада программа по комплексному оздоровлению детей позволила объединить всех участников медико-педагогического и спортивно-педагогического цикла в решении этих задач.

              Одну из главных ролей в комплексном оздоровлении детей мы отвели физическому воспитанию, т.к. оно служит непосредственным базисом для здорового образа жизни ребёнка, его продуктивной, целенаправленной деятельности, эмоциональному благополучию.  Педагоги нашего детского сада инициируют и стимулируют двигательный интерес детей, формируют жизненно необходимые двигательные навыки и умения, создают условия для реализации двигательной активности, формируют физическое и психическое здоровье каждого ребёнка.

              Одним из важнейших средств физического воспитания мы считаем плавание, обучение которому проводится в бассейне нашего детского сада. Коллективом и руководством созданы все условия для успешного освоения детьми начальных плавательных навыков.  В детском саду 11 групп. Обучение плаванию проводится в бассейне, размером 3 х 7 х 0,9-110 во всех возрастных  группах по два раза в неделю в первой половине дня с 8.00 и после дневного сна с 15.15.

              Хорошо известно, что плавание не только укрепляет, но и формирует здоровье маленького ребёнка, способствует физическому развитию и двигательной подготовленности. Развивает и совершенствует биологические системы и потенциальные возможности организма, психомоторику, интеллектуальные функции, влияет на нравственные и морально-волевые качества детей. Кроме того, плавание становится одной из важнейших дисциплин спортивно-педагогического цикла, обучение которому происходит в качественно новой, необычной среде, которое предусматривает большое количество разнообразных движений и двигательных переключений.  Упражнения в воде, плавание различными способами, также имеет выраженную коррекционную направленность. Это позволяет в значительной мере компенсировать недостатки двигательного развития детей дошкольного возраста. Занятия плаванием способны обеспечить качественно разнообразную мышечную деятельность, сформировать правильную осанку, исправить нарушения опорно-двигательного аппарата.

              Для наиболее эффективного обучения плаванию за основу мы взяли несколько наиболее известных программ:

 «Программа обучения плаванию детей от 2 до 7 лет»  авторы К.П.Н. Протченко Т. А. и К.П.Н. Семёнов Ю.А.

«Примерная программа по обучению плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста» автор  Алмазова О. А.

Методику обучения плаванию под редакцией Булгаковой Н.Ж.

Методику обучения плаванию К. П. Н. Макаренко Л.П.

Методику обучения прикладному плаванию К.П.Н.  Семёнова Ю.А. и др.

              При формировании плавательных навыков у детей мы активно применяем принципы развивающего обучения, а также:

- широко используем двигательные переключения и активный отдых на воде;

- формируем интерес к плаванию, создаем положительный психоэмоциональный фон, способствующий лучшему усвоению учебного материала

- активно используем корригирующие упражнения в воде;

- физическую нагрузку строго регламентируем с учётом функционального состояния организма каждого ребёнка, уровня его мышечной работоспособности;

 - обучение плаванию проводим в доступной форме с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

        Сейчас обучением  плаванию дошкольников серьезно занимаются во многих детских садах, новые и строящиеся  детские сады в обязательном порядке имеют бассейны, готовятся квалифицированные специалисты. Но, к сожалению, по статистике ещё достаточно высок  уровень гибели детей на воде, хотя, несомненно, за прошедшие три года по данным МЧС России количество утонувших детей снижается.

        Очевидно, что наиболее эффективный путь для улучшения создавшегося положения это не только качественное обучение плаванию детей дошкольного возраста, но и включение важнейших  элементов прикладного плавания в программу занятий.                          

     Прикладное плавание – это способность человека уверенно держаться на воде (то есть обладать навыком плавания) и производить в воде целенаправленные жизненно необходимые действия и мероприятия.

              Прикладное плавание применяется для решения прикладных задач.

 - оказание помощи «уставшему» на воде;

 - спасение тонущего с его последующей буксировкой к берегу на безопасное место;                    - ---- переправа вплавь до места назначения;

-  доставание со дна различных предметов ;

- плавание в одежде и т.п.

      В основе прикладного плавания лежит техника спортивных способов плавания, изменённая в соответствии с условиями и адаптированная к решению задач прикладного плавания.  

         В качестве модели, позволяющей сформировать у детей старшего дошкольного возраста умения выполнять двигательные действия в усложнённой обстановке, мы использовали адаптированные для детей дошкольников комплексы прикладных умений и навыков по методике Семёнова Ю. А.

        Это: различные прыжки в воду, ныряние в длину, буксировка предмета,  плавание в одежде и приемы освобождения от неё, буксировка уставшего на воде, плавание через водоросли, ныряние в глубину, ориентирование под водой, доставание предметов с глубины, отдых на воде, плавание в ластах и т.п.

        Элементы прикладного плавания включаются в каждое занятие, в зависимости от конкретных целей и задач, начиная со средней группы. Обучение  проходится в игровой форме.    

В нашем детском саду регулярно проводятся тематические спортивные праздники и досуги для детей и их родителей:

«Юные спасатели», «Школа юнг», «Остров сокровищ», «Весёлые старты» и т.п.

        Наши воспитанники постоянно участвуют в окружных и городских Водно-спортивных фестивалях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по плаванию в дошкольном учреждении.

Программа построена на основе разностороннего развития детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.Ориентирована на личностном развитии ребенка- раскрытии творческих способностей детей...

Проект: «Плавание в дошкольном учреждении».

Идея проекта: детское плавание – модная в последнее время тенденция среди современных родителей. При выборе детского сада решающим фактором в пользу дошкольного учреждения становится именно нали...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре (плавание) в дошкольном учреждении. "Плавание с использованием мячей малого диаметра". Подготовительная к школе группа.

Неоспоримый факт, что плавание является хорошим средством  для укрепления опорно-двигательного аппарата и мышечной системы. Особенно это касается детей дошкольного возраста, когда формируется мыш...

Проект "Плавание в дошкольном учреждении"

Детское плавание – модная в последнее время тенденция среди современных родителей. При выборе детского сада решающим фактором в пользу дошкольного учреждения становится именно наличие в нем басс...

Использование элементов прикладного плавания детей дошкольного возраста для формирования основ собственной безопасности

Перед современными дошкольными учреждениями стоят важные задачи по повышению эффективности процессов обучения и воспитания, развитию творческой и интеллектуальной личности, формированию, укреплен...

Организационные аспекты деятельности инструктора-методиста по плаванию в дошкольном учреждении

Процесс обучения плаванию детей дошкольного возраста в условиях детского дошкольного учреждения....

Организация занятия о плаванию в дошкольных учреждениях

В данном материале представлены необходимые требования для проведения занятия по плаванию в ДО...